Опыт работы Этического комитета Американской психологической ассоциации

343

Аннотация

Мы продолжаем обсуждение с профессиональным сообществом вопросов создания Этического комитета, проект положения о котором опубликован в № 4 (49) / 2016 «Вестника практической психологии образования» и на сайте Федерации психологов образования России http://www.rospsy.ru Сегодня мы предлагаем вашему вниманию публикации, описывающие зарубежный и отечественный опыт регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования, а именно основные положения деятельности Этического комитета Американской психологической ассоциации (АРА) и опыт обсуждения деятельности психолога образования в различных профессиональных ситуациях коллегами из Дмитровского отделения Федерации психологов образования России. Мы приглашаем всех представителей профессионального сообщество поделиться опытом в области регулирования вопросов профессиональной этики и решения этических дилемм в практике психолога образования на страницах рубрики «Проблемы профессиональной этики» и ждем описание вашего опыта на адрес московского отделения ФПОР mofpor@gmail.com. Статья посвящена проблеме этического регулирования деятельности психологов. Автором представлен обзор основных положений работы Этического комитета — структуры Американской психологической ассоциации, поддерживающей соблюдение этических норм в профессиональном сообществе. Предлагается использовать зарубежный опыт в качестве одного из ресурсов при обсуждении вопросов и организации работы этического комитета психологов в нашей стране.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс психолога образования, этический комитет психологов, этический комитет АПА

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Орлов А.О. Опыт работы Этического комитета Американской психологической ассоциации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 58–62. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Orlov (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

В последние годы расширяется дискуссия по вопросам регулирования деятельности профессиональных психологов в России. В ней можно выделить такие направления, как создание, апробация и применение профессионального стандарта педагога-психолога, разработка законопроекта о психологической помощи населению, а также обсуждение проблем профессиональной этики.

Литература

  1. 11-й Санкт-Петербургский саммит психологов: от дискуссии к интеграции // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/feed/6167. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  2. I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/conferences/4309. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  3. I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции / под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской, Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  4. VI Международная научно_практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2017) // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/conferences/4300. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  5. В Москве прошла международная конференция ЕССЕ // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/feed/6136. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  6. Декларация рабочей группы по этике в психологическом консультировании и психотерапии // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psy.su/feed/5982. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  7. Какая оргструктура нам нужна? // Психологическая газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.su/feed/6168. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  8. Комплект методических и инструктивных материалов по применению профстандарта педагога-психолога // Профстандартпедагога.рф [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goo.gl/fiyd78. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  9. Обсуждение проекта Положения об Этическом комитете ФПОР России в профессиональном сообществе // Российская психология: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rospsy.ru/node/2484. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  10. О нас // Коллегия по этике в психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyethics.ru/about. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  11. Орлов А.О. Опыт Американской психологической ассоциации в разработке этического кодекса // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3(48). — С. 18–22.
  12. Положение об Этическом комитете Российского психологического общества // Российское психологическое общество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyrus.ru/rpo/documentation/polozheniya/pologenie-etick-komitet.php. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  13. Положение об Этическом комитете федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» по социальным, гуманитарным и естественным наукам в области исследований с привлечением людей // Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psy.spbu.ru/attachments/article/289/ Положение-об-Этическом-комитете-СПбГУ.pdf. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  14. Положение об Этическом комитете Федерации психологов образования России (проект) // Российская психология: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rospsy.ru/system/files/Etichesky-komitet-project.pdf. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  15. Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2(47). — C. 19–28.
  16. Этический комитет // Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psy.spbu.ru/department/comissions/ethics. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  17. 2016 APA Ethics Committee Rules and Procedures // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apa.org/ethics/code/committee-2016.aspx. — (Датаобращения: 24.06.2017).
  18. APA Ethics Office // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.apa.org/ethics. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  19. By the numbers: APA at its 125th anniversary // Monitor on Psychology. — 2017. — Vol. 48. — №5. — P. 80.
  20. Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apa.org/ethics/code/index.aspx. — (Дата обращения: 24.06.2017).
  21. Ethics Committee // American Psychological Association [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.apa.org/about/governance/bdcmte/ethics-committee.aspx. — (Дата обращения: 24.06.2017).

Информация об авторах

Орлов Александр Олегович, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения, Детский сад №56

Метрики

Просмотров

Всего: 729
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 343
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4