Психология образования в интересах детей

1163

Аннотация

Доклад, представленный на XIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы».

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: доклад

Для цитаты: Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 14–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Rubtsov (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

Доклад, представленный на XIII Всероссийской научно­практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы».

1. Вызовы и риски современного детства:

проблемы детей в меняющемся обществе

Современное детство столкнулось с новыми вызовами и рисками. Их анализ позволяет глубже понять социальную ситуацию развития современного ребёнка, сформулировать требования к образованию как эффективному институту защиты детства (для анализа использованы результаты мониторинга выполнения Национальной стратегии действий в интересах детей).

Первую группу проблем составляют собственно проблемы обучения, воспитания и развития детей в различные периоды школьного детства, проблемы организации учебной деятельности.

Для дошкольного образования на сегодняшний день характерны следующие моменты.

1.Высокая наполняемость групп, тенденция к сохранению большого числа обучающихся и/или увеличение количества детей в группе, что приводит к снижению качества образовательной работы с детьми и/или неоправданному увеличению затрат педагога. Вследствие этого возникают проблемы социализации детей, сложности в обеспечении оптимальных условий развития детей дошкольного возраста и индивидуализации образования, профессиональное выгорание педагогов и «вымывание» педагогических кадров из системы дошкольного образования.

2.Низкий социальный статус воспитателя — педагога дошкольного образования, что приводит к «старению» кадров и низкому проценту приходящих в профессию молодых высокообразованных и профессионально подготовленных педагогов.

3. Отсутствие условий для реализации систематической образовательной работы с детьми от 1 года до 3 лет — отсутствие педагогов, образовательных программ, специально оборудованных помещений.

4.Уменьшение (сокращение) количества педагогов-психологов, других педагогических работников, чьё профессиональное сопровождение развития ребенка (если учитывать специфику ФГОС ДО, направленного на социализацию и индивидуализацию, а также особенности социально-экономической ситуации) необходимо для качественной реализации дошкольной образовательной программы в условиях инклюзивного образования.

5.Отсутствие системы методических служб, сопровождающих реализацию дошкольных образовательных программ в образовательной организации, что приводит к формализму и снижению качества реализации требований ФГОС дошкольного образования.

Проблемы начальной и основной школы условно можно объединить в три основные блока.

1. Психологическое сопровождение учебной деятельности, включающее:

1.1.экспертизу психолого-педагогических условий реализации ФГОС;

1.2.сопровождение программы формирования и развития универсальных учебных действий (УУД);

1.3.сопровождение программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования:

сопровождение процессов выявления и развития способностей обучающихся,

сопровождение одаренных и высокомотивирован­ных детей,

сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении;

1.4.сопровождение предпрофильного и профильного образования;

1.5.сопровождение процессов подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся.

2.Психологическое сопровождение процессов воспитания и социализации, включающее:

2.1.сопровождение процесса адаптации детей к обучению в образовательной организации;

2.2.сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры здорового образа жизни;

2.3. сопровождение внутришкольной работы по формированию культуры безопасного образа жизни;

2.4.профилактику социальных рисков;

2.5.сопровождение деятельности детских объединений.

3.Психологическое сопровождение программы коррекционной работы, которая предполагает:

3.1.поддержку педагогов и родителей в вопросах организации образовательного процесса детей с ОВЗ в образовательной организации; 

3.2.участие в создании инклюзивной среды образовательной организации;

3.3.сопровождение процесса обучения детей с ОВЗ в образовательной организации.

Следует признать, что введение ФГОСов не только не улучшило образовательную ситуацию, но привело к новым проблемам, осложняющим доступ детей к качественному образованию. Так, в 2015 году по сравнению с 2013 годом выросла доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, которые оценивают неудовлетворительно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных организациях (в процентах к общему числу лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, с 10,1% до 16,3%). Этот факт свидетельствует о том, что работа педагогических работников в интересах детей важная задача современного образования.

Не менее значимыми следует признать проблемы этнокультурного образования.

1.Существует разрыв между заложенной во ФГОС ОО ориентацией на личностные результаты освоения ООП, такие как «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира», и реализацией имеющихся задач. Упор в области межэтнического общения делается педагогами не на умение понимать других (межкультурную компетентность), а на позитивное отношение к другим народам, которое, без подкрепления специально организованными действиями, чаще всего превращается в декларативную толерантность.

2.Имеет место разрыв между декларируемой ориентацией на гражданский патриотизм и реализацией его на практике. При том, что образовательная среда медленно отходит от понимания патриотизма исключительно как военного, гражданский патриотизм чаще всего подменяется акциями демонстративного характера. Педагоги в целом слабо владеют реальными образовательными технологиями развития конструктивного гражданского патриотизма.

3.Имеют место случаи, когда мигрантофобская ориентация некоторых СМИ отражается на взглядах школьников. По имеющимся данным, 2/3 учащихся негативно настроены по отношению к мигрантам. Ситуация, когда рынок труда РФ открыт для мигрантов из Средней Азии и Закавказья, чревата активным включением школьников в антимигрантские акции ксенофобного и националистического характера.

Вторую группу образуют проблемы различных категорий детей: детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

По данным статистики, за последние 3 года более чем на 18 % выросло количество детей с ОВЗ: в 2016 г. зафиксировано 470 тыс. дошкольников с ОВЗ и 750 тыс. школьников с ОВЗ. Наблюдается ежегодное увеличение количества детей-инвалидов в России (в 2012 г. — 560422 человек, в 2016 — 616905). В качестве причин детской инвалидности (за 2015 г.) специалисты выделяют:

—    психические расстройства и расстройства поведения (24,7%),

—    болезни нервной системы (20,3%),

— врожденные аномалии развития и генетические заболевания (17,7%).

При этом всё ещё остаются нерешёнными следующие вопросы.

1.Материально-техническое оснащение образовательных организаций, обеспечение их современным дидактическим оборудованием и технологиями образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

2.Формирование системы подготовки кадров и профильных специалистов — педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, социальных педагогов, способных работать как в специальных (коррекционных) школах, в отдельных классах для обучающихся с ОВЗ, так и в условиях инклюзивных школ.

3.Внесение изменений, апробация и доработка ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Обеспечение внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ необходимыми ресурсами: кадровыми, финансовыми, организационными.

4.Развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций (на всех уровнях образования), обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовку и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

5.Получение своевременной помощи на ранних стадиях возрастного развития.

6.Получение образования детьми с множественными и комплексными нарушениями.

7.Развитие системы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

8.Профессиональное образование лиц с ОВЗ: построение системы, создание необходимых условий, подготовка кадров. Разработка специальных требований к ФГОС ВО.

9.Построение системы межведомственного взаимодействия для обеспечения доступного и качественного образования.

10.Развитие взаимодействия государственных и общественных организаций по вопросам образования людей с инвалидностью. Поддержка социально­ориентированных НКО, реализующих проекты работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, а также с волонтерами и родителями, работающими с данными группами лиц.

Проблемы инклюзивного высшего образования.

Реализация государственной политики в области образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества. Более того, для людей с ограниченными возможностями здоровья ценность высшего профессионального образования значительно выше, чем для людей без физических ограничений, поскольку оно существенно уменьшает их социальную изоляцию и экономическую зависимость.

По имеющимся данным, 68% граждан Российской Федерации с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста хотят получить высшее образование, 15% — не желают его получать, а 17% — не могут принять решение. По официальным данным, лишь 15% из числа всех трудоспособных инвалидов России имеет работу. В большинстве своём эта работа не является постоянной и достойной, она не престижна и низкооплачиваема. Однако, среди тех, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше — около 60%, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы.

В 2016 году Нижегородским государственным педагогическим университетом имени К. Минина в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ был проведен мониторинг наличия в образовательных организациях высшего образования специальных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Свои данные по трем нозологическим группам (нарушения зрения, слуха и двигательной активности) представили 280 вузов. Согласно результатам мониторинга, численность студентов с инвалидностью, обучающихся в государственных и негосударственных вузах РФ, составляет 21729 чел. (количество выпускников с инвалидностью в вузах РФ по всем уровням образования: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура, — в 2013/14 уч. г. — 1848 чел., в 2014/15 уч. г. — 2531 чел., в 2015/16 уч. г. — 2128 чел.). При этом в большинстве вузов, участвовавших в мониторинге, необходимые специальные условия для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должным образом не обеспечены. Таким образом, можно говорить о наличии системной проблемы, которую следует решать на государственном уровне.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Основная цель программы — создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

В мае 2016 года Правительством РФ утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы. Его главная задача — создать и вести в действие систему непрерывного инклюзивного высшего профессионального образования в вузе.

Организация инклюзивного образования в вузе потребует решения целого комплекса проблем и проведения определенных работ, обеспечивающих создание специальных условий при обучении в вузах студентов с инвалидностью различных нозологических групп. Следует выделить проблемы, связанные с разработкой:

1)организационного и управленческого обеспечения процесса образования инвалидов в вузе (наличие программы психолого-педагогического сопровождения инвалидов, профориентационных мероприятий по работе с инвалидами, мероприятий по трудоустройству инвалидов и пр.);

2)нормативно-правового обеспечения (наличие в вузе документации и локальных актов).

Актуальными остаются следующие вопросы:

1)архитектурная доступность зданий и территории, окружающей здания образовательных организаций, осуществляющих обучение студентов с инвалидностью;

2)обеспечение безопасного пребывания студентов с инвалидностью на территории образовательной организации;

3)создание специальных рабочих мест в аудиториях для инвалидов.

Помимо вышеперечисленных задач вузы сталкиваются с необходимостью проведения следующей работы.

1.Повышение компетенций руководителей, сотрудников специализированных подразделений вузов по работе с инвалидами, преподавателей вуза, в котором проходят обучение инвалиды; регулярное повышение квалификации руководителей, сотрудников специализированных подразделений вузов по работе с инвалидами с целью комплексного сопровождения процесса образования инвалидов; повышение квалификации преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применении специальных технических средств обучения.

2.Адаптация методического обеспечения учебного процесса при обучении в вузах студентов с инвалидностью:

—    адаптация образовательных программ,

—    адаптация методов обучения,

—    адаптация методов воспитания,

—    организация проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

3.Учебное и информационное обеспечение студентов с инвалидностью, в зависимости от нозологии, учебными пособиями, дидактическими материалами, электронными образовательными ресурсами, дистанционными учебными курсами, техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для организации учебного процесса.

4.Предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего необходимую техническую помощь при обучении в вузах студентов с инвалидностью.

5.Формирование единой информационно-образовательной среды высшего инклюзивного образования.

6.Профориентационная работа вуза и довузовская подготовка студентов с инвалидностью.

7.Организация системы содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью.

Проблемы образования детей-сирот.

На протяжении всего образовательного пути от дошкольного до высшего образования не удовлетворяются в должной степени особые образовательные потребности детей-сирот: отсутствует адаптивная система обучения, в образовательный процесс не включены адаптационные дисциплины, не предоставляются дополнительные образовательные услуги, специализированное психолого-педагогическое сопровождение и т. д. Отмечается психологическая и педагогическая неготовность образовательной среды к обучению и интеграции детей-сирот.

Дети-сироты, как целевая группа, остаются мало интегрированной подсистемой в образовательной среде: на уровень основного среднего образования поднимается не более 15% детей данной категории; высшее образование получает не более 7% сирот; сохраняется тенденция обучения детей-сирот по программам пониженной трудности — 31,8% детей обучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

На уровне дошкольного образования отсутствуют специализированные программы обучения и воспитания, подготовки к школе, учитывающие особенности развития детей-сирот.

На уровне общего образования дети-сироты традиционно обучаются по программам пониженной трудности. Практически каждый третий ребенок (31,8%) учится в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Программы повышенной трудности (гимназия, лицей и др.) осваивают не более 8% воспитанников. Основное среднее образование получают не более 15% детей данной категории.

Дети-сироты оценивают образовательную среду общего и среднего профессионального образования как враждебную. Для них характерен высокий уровень воспринимаемого эмоционального и физического насилия со стороны учителей и соучеников.

Проблема стигматизации детей-сирот в образовательных организациях (наиболее часто встречающимися ассоциациями со словосочетаниями «воспитанник детского дома», «выпускник детского дома» у учителей школ и педагогов СПО являются слова «иждивенец» (82,85%), «грубиян» (73,21%), «врун» (67,85%), «трудновоспитуемый» / «девиант» (62,5%)).

Профессиональное образование. Особой проблемой остается качество профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Образовательные условия (образовательная программа, сроки и темп обучения, отсутствие адаптационных дисциплин, перечень специальностей) практически не соответствует потребностям развития и последующего трудоустройства.

В системе дополнительного образования не выделяют специального направления работы с детьми- сиротами, не подготовлены кадры для реализации дополнительных образовательных программ по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни.

Третья группа проблем обусловлена вызовами и рисками социальной среды, что нередко приводит к отклоняющимся формам поведения детей.

Суицидальное поведение.

1.Повышение количества случаев самоповреждающего поведения (чаще самопорезы) на фоне тревожно-депрессивных реакций или как элемент «моды» у акцентуированных личностей.

2.Рост завершенных суицидов подростков (по данным Следственного комитета РФ, в 2015 г. зафиксировано 685 случаев завершенных суицидов; в 2016 г. — 720, из них как минимум 15 подростков активно участвовали в «группах смерти». По данным специалистов, на каждую завершённую попытку суицида приходится 10-40 незавершенных попыток.

Девиантное поведение.

1.Рост числа подростков, повторно совершающих преступления (с 12 942 чел. в 2012 году до 14 208 чел. в 2014 году).

2.Совершение несовершеннолетними преступлений в состоянии наркотического опьянения, число участников которых ежегодно увеличивается (2013 г. — 410; 2014 г. — 596; 2015 г. — 649 человек).

Распространение форм опасного «досуга» («беги или умри», «зацеперы», «заброшенки», «челленж 24 часа», анорексичные группы, «шоплифтинг», опасное селфи и пр.).

Вовлечение подростков в противоправные движения, в том числе, экстремистского толка, протестные, фанатские и пр.

Риски цифрового мира, которые характеризуются повышением количества времени, проводимого детьми и подростками в медиапространстве (более 80% подростков проводят в Интернете свыше трех часов в день, а каждый третий ребенок ежедневно отдает Интернету 8 часов). Эта группа рисков проявляется в следующих видах:

1)подстрекательство к опасным/противоправным действиям (опасным «играм», суициду, самоповреж- дениям) в медиапространстве в отношении детей младшего подросткового возраста;

2)кибербуллинг, то есть ситуации клеветы (подвергаются 28% школьников) и оскорбления (подвергаются 44% школьников) в сети;

3)случаи мошенничества и обмана в социальных сетях (сталкивались 17% школьников);

4)распространение вредоносных ссылок, содержащих вирус, от имени их друзей (сталкивались 42% подростков),

5)контентные риски: неэтичная информация, нецензурная лексика и т. д. (сталкивались 29% школьников).

В два раза вырос показатель, характеризующий активность подростков в обсуждении социальных и политических вопросов, участие в интернет-акциях, опросах общественного мнения (с 3,9% до 7,2%) и др.

Буллинг: более 50% детей и подростков сталкивались с различными видами агрессии и травли.

Насилие в отношении детей.

1)в 2013-2015 годах возросло количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (2015 г. — 12,2 тыс.; 2014 г. — 10,0 тыс.; 2013 г. — 8,5 тыс. преступлений);

2) в структуре зарегистрированных преступлений в отношении несовершеннолетних преобладают преступные посягательства на жизнь и здоровье (2015 г. — 34,7% (33,5 тыс.); 2014 г. — 35,1% (30,1 тыс.); 2013 г. — 35,3% (29,7 тыс.).

Следует специально выделить социальные риски, связанные с влиянием юридически значимых ситуаций несовершеннолетних, обусловленных следующими факторами:

1)трудная жизненная ситуация, связанная с семейным контекстом;

2)дети — потерпевшие от криминальных действий;

3)дети — правонарушители на досудебной стадии;

4)дети — свидетели противоправных действий;

5)дети с диагностированным отклоняющимся поведением, не имеющие и имеющие сопутствующие нарушения психического развития;

6)дети, имеющие конфликт с законом, находящиеся в воспитательных учреждениях закрытого типа (воспитательных колониях и СИЗО в системе ФСИН, спецшколах и спецучилищах в системе образования — СУВУ, ЦВСНП), и условно осужденные;

7)дети осужденных матерей, родившиеся в местах лишения свободы.

В целом анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод о том, что проблема образования и социализации современных детей — это сложная, комплексная проблема, суть которой в образовательной и социальной инклюзии различных категорий детей, имеющих различные возможности, особенности, склонности и интересы. Решение этой проблемы лежит в плоскости организации разных общностей и разных деятельностей детей и взрослых. Полноценное и эффективное сопровождение этих общностей и деятельностей — это многофункциональная задача разных специалистов (педагогов, педагогов-психологов, психологов, учителей-дефектологов, клинических психологов, социальных работников). Именно адресная организация командной работы специалистов — это реальный путь эффективного сопровождения образования в условиях рисков и вызовов современного детства.

Работа с детством имеет межведомственный и междисциплинарный характер. Только на этой основе можно обеспечить высокое качество образования, воспитания и развития детей. В первую очередь — эффективно и адресно работать с проблемами детей в процессе обучения в школе, при реализации адресных и специализированных образовательных программ, в ППМС-центрах и ПМПК при психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении детей с особыми образовательными потребностями. А также — в процессе психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогических работников и их родителей (законных представителей), в службах ранней помощи, в органах опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, в учреждениях социальной защиты населения и др.

На основе межведомственного взаимодействия можно понять проблему каждого ребенка, определить, при каких условиях его собственный образовательный и социальный маршрут станет наиболее благоприятным.

2. Профессиональные стандарты
как инструменты психолого-педагогического
сопровождения детей в условиях образования

Реальным инструментом психологии образования в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и психолого-педагогической помощи разным категориям детей выступают профессиональные стандарты.

В 2012 году в майском указе Президента РФ была поставлена задача обеспечения потребности экономики страны в высококвалифицированных кадрах, в этой связи институт развития высококвалифицированных педагогических кадров должен быть направлен на решение задач повышения эффективности работы с детьми.

В настоящее время утверждено пять профессиональных стандартов работников образования:

1)профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;

2)профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

3)профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»;

4)профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

5)профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Из них с 1 января 2017 года введены в действие три профессиональных стандарта:

1)профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

2)профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

3)профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» более всего отвечает требованиям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в части создания и реализации условий развития детей, и его содержание напрямую соотносится с задачами и приоритетами Стратегии:

1)повышение уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

2)повышение эффективности поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально-опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

3)совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

4)содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

5)создание условий для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания; развитие вариативности воспитательной системы технологий, нацеленных на формирование индивидуальный траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

6)проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Вышеперечисленные задачи и приоритеты Стратегии отражены в трудовых функциях и трудовых действиях профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»:

1)формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

2)изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности;

3)разработка индивидуальных учебных планов, анализ и выбор оптимальных педагогических технологий обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями;

4)повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации;

5)просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности, ребенка;

6)оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;

7)разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;

8)ланирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;

9)разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктив- ными проявлениями в поведении.

В целях содействия образовательным организациям, а также их учредителям в вопросах организации применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» рабочей группой при Минтруде были разработаны рекомендации по организации применения профессионального стандарта в 2017-2019 годах в режиме адаптации (в рамках поэтапного выполнения планов по организации применения профессионального стандарта). В рекомендациях учтены основные положения Постановления Правительства №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов», требования ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», а также опыт апробации профессионального стандарта педагога-психолога на базе пилотных площадок в двенадцати субъектах Российской Федерации.

В 2017 году в рамках завершения работ по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» будут подготовлены предложения по внесению изменений в профессиональный стандарт с учетом Нацстратегии действий в интересах детей, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также результатов апробации профессионального стандарта.

В 2013 году во исполнение поручения Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере были разработаны профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межотраслевой и межведомственный характер (вступили в действие с 1 июля 2016 года):

1)    специалист по работе с семьей;

2)   специалист по реабилитационной работе в социальной сфере;

3)    социальный работник;

4)    специалист по социальной работе;

5)   специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

6)    психолог в социальной сфере;

7)    специалист по медико-социальной экспертизе;

8)    руководитель организации социального обслуживания;

9)    руководитель учреждения медико-социальной экспертизы.

На основе межведомственных профессиональных стандартов может строиться взаимодействие при оказании педагогической, психолого-педагогической, психологической, психиатрической, медицинской и социальной помощи.

Проведенная общественно-профессиональная экспертиза существующих межведомственных моделей оказания социальных и образовательных услуг (2015-2016 гг.) позволила выявить региональные и муниципальные практики внедрения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы на межведомственной основе.

Опыт лучших практик позволил констатировать следующие условия обеспечения эффективного перехода на применение профессиональных стандартов:

1)специальная организация системы управления процессами внедрения профессиональных стандартов на территории субъекта РФ путем создания региональных рабочих групп по апробации и внедрению профессиональных стандартов, разработке планов-графиков внедрения профессиональных стандартов в регионе, образования региональных (муниципальных) площадок по апробации и внедрению профессиональных стандартов);

2)включение в число приоритетных вопросов в рамках организации системы перехода на применение профессиональных стандартов работников социальной сферы в субъекте Российской Федерации: а) проведение анализа сведений об имеющейся потребности региона в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании работников социальной сферы; б) организацию профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования в целях приведения квалификационных характеристик работников в соответствие требованиями профессиональных стандартов.

На основе проведённой работы, в целом, правомерно говорить о том, что для эффективного перехода на применение профессиональных стандартов в субъектах РФ необходимо предусмотреть:

1)формирование рабочих групп по организации применения профессиональных стандартов (со специальным выделением вопросов межведомственного взаимодействия);

2)разработку дорожной карты региона (перечень основных мероприятий) по применению профессиональных стандартов;

3)разработку регламента и формирование Координационного органа межведомственного взаимодействия по реализации дорожной карты региона;

4)отработку нормативно-правового и методического обеспечения организации межведомственной работы специалистов, требующей специальной организации взаимодействия различных ведомств при разработке и реализации способов решения проблем сферы образования и социальной сферы в регионах (в частности, межведомственных программ работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с девиантными и делинквентными детьми, при работе с семьей, при работе с детьми с ОВЗ и специальными образовательными потребностями и т. п.).

На уровне образовательных организаций необходимо предусмотреть:

1)согласование требований профессионального стандарта и показателей эффективности текущей профессиональной деятельности работников (наличие необходимых знаний и необходимого уровня квалификации для осуществления профессиональных действий в соответствии с требованиями профстан- дартов, направленных на решение актуальных задач психологии образования, учитывающих сложные запросы детства, особенно социально уязвимых категорий, попавших в трудные жизненные ситуации);

2)определение взаимосвязи между квалификацией работника (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями, квалификационной категорией), качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.

3.Проблемы профессиональной подготовки
в соответствии с требованиями
профессиональных стандартов

Специально следует обозначить как важную государственную задачу проблемную область профессиональной подготовки специалистов для системы образования, актуализацию, разработку, утверждение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ высшего образования.

Профессиональные стандарты выступают в качестве базовой основы, обеспечивающей согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования. В этой связи актуализация ФГОС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также с учетом межведомственного характера профессиональной деятельности должна стать важным этапом организации подготовки квалифицированных кадров, содействовать формированию актуальных профессиональных компетенций, востребованных запросом детства на профессиональную педагогическую, психологическую и социальную помощь и позволяющих специалистам решать профессиональные задачи в реальных условиях социальной практики.

Результаты работы, проведённой в направлении модернизации образования, состоят в следующем:

1)разработано более 40 основных профессиональных образовательных программ в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов работников образования;

2)в 58 образовательных организациях высшего образования осуществляется апробация модернизированных образовательных программ с привлечением образовательных организаций системы общего образования как будущих работодателей выпускников;

3)разработаны проекты ФГОС магистратуры и ПООП на основе требований профильных профессиональных стандартов с учетом межведомственного характера работы специалистов в ходе реализации проекта по разработке ФГОС ВО и ПООП ВО по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В ходе реализации проекта модернизации педобразования выделены проблемы и важные предложения по развитию подготовки педагогических кадров.

1.Усиление воспитательной функции педагога. Несмотря на то, что в профессиональном стандарте педагога есть трудовая функция «Воспитательная деятельность», в списке общепрофессиональных ком­петенций представлено недостаточно компетенций, обеспечивающих готовность к выполнению этой трудовой функции. Представляется целесообразной разработка и апробация соответствующих модулей в рамках модернизируемых образовательных программ, направленных на усиление воспитательной работы и социальных компетенций будущих педагогов.

2.Определение объема и содержания предметной подготовки (в том числе, на основе конкретизации предметного содержания федеральных государственных образовательных стандартов общего образования). По мере уточнения содержания предметной подготовки в ФГОС общего образования появится объективная основа для определения объема, места и конкретного содержания предметной подготовки педагогов-предметников, а также педагога начального общего образования в рамках модернизируемых образовательных программ. В дальнейшем это позволит обеспечить эффективную предметную подготовку педагога.

3.Модернизация методической подготовки. Методическая подготовка, понимаемая традиционно как последовательность изучения тем и порядок освоения учебного содержания — не отвечает современным представлениям и не гарантирует эффективной работы педагога. Методическая подготовка предполагает насыщение соответствующих модулей содержанием, связанным с изучением представлений обучающихся об изучаемом предмете, в том числе о типовых ошибках обучающихся, о различных способах представления научных понятий и о различных стратегиях освоения учебного содержания.

4.Профориентация. Педагогическая олимпиада. Педагогическая олимпиада может быть поддержана Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «44.00.00 Образование и педагогические науки», что будет способствовать повышению престижа профессии педагога.

5.Постдипломное сопровождение, наставничество. Без создания программ эффективного пост­дипломного сопровождения даже хорошо подготовленные выпускники педагогических программ оказываются в значительной степени предоставлены собственным попыткам решения профессиональных трудностей, и отсев, уход из школ таких молодых специалистов оказывается по-прежнему довольно значительным. В то же время, при наличии программ постдипломного сопровождения такой отсев оказывается минимальным.

6.Онлайн-курсы, сетевые ресурсы, сетевые программы. Создание библиотеки федеральных ресурсов педагогического образования, отбор лучших открытых онлайн-курсов, разработанных не отдельными вузами, а сетевыми объединениями вузов в ходе реализации проекта, размещение этих лучших курсов на национальной платформе открытого образования позволит существенно повысить качество подготовки педагогических кадров.

7.Отбор организационных моделей институцио­нализации профессионального экзамена. При отборе организационных моделей институционализации профессионального экзамена необходимо определить место и роль профессионального экзамена.

8.Профессионально-общественная аккредитация программ. Главным элементом модернизации в оценке качества существующих программ подготовки является институализация профессионально-общественной аккредитации программ, которая должна учитывать не только требования к условиям реализации программ, но базироваться на оценке сформированности профессиональных компетенций выпускников.

9.Портрет современного педагога. Отсутствие согласованного видения профессиональным сообществом педагогов, профессорско-преподавательским составом педагогических факультетов вузов и гражданами Российской Федерации портрета современного педагога и его профессиональных качеств возможно преодолеть в рамках реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Проведение исследования профессиональной идентичности педагога позволит составить портрет современного педагога и определить основные его представления о взаимодействии с участниками образовательных отношений.

4.    Психологическая служба
системы образования

Основные проблемы психологической службы системы образования в части общеобразовательных организаций, в первую очередь, связаны с вопросами психологического сопровождения основных образовательных программ образовательного учреждения. Для текущей ситуации характерно:

1)отсутствие четко заданных целей профессиональной деятельности педагога-психолога в общеобразовательных организациях, регламентации типовых профессиональных задач и способов их решения;

2)отсутствие в образовательных организациях психолого-педагогических условий реализации ФГОС;

3)отсутствие программ психологического сопровождения основной образовательной программы общеобразовательной организации как основного документа, регламентирующего цели, содержание и основные профессиональные задачи педагога-психолога в рамках реализации ООП;

4)отсутствие сертифицированного инструментария профессиональной деятельности педагога-психолога и института сертифицированного пользователя;

5)дублирование профессиональной деятельности педагога-психолога образовательной организации и специалистов психолого-медико-педагогического центра;

6)недостаточная квалификация значительного количества педагогов-психологов в решении профессиональных задач, связанных с реализацией ФГОС общего образования;

7)отсутствие системы межведомственной и междисциплинарной командной работы.

Однако, создание эффективной психологической службы не ограничивается группой проблем, связанных с психологическим сопровождением образовательного процесса. Как уже отмечалось, эффективное адресное решение проблем современного детства требует введения межведомственных механизмов в деятельность психологической службы, обеспечения условий для развития профессиональных команд педагогов, педагогов-психологов, психологов и др.

Задачи, которые должна решать психологическая служба, состоят также в следующем:

1)создание единой Национальной программы профилактики негативных проявлений среди молодежи (или отдельных составляющих, например, суицидов);

2)решение проблем кадрового обеспечения и профессиональной подготовки специалистов образовательных организаций на местах;

3)решение проблем реализации индивидуальной профилактической работы с обучающимися группы риска в случаях отказа родителей от консультаций специалистов;

4)обеспечение должного межведомственного взаимодействия при выявлении необходимости сопровождения несовершеннолетнего группы риска;

5)формирование практики масштабного противодействия деструктивному контенту медиаресурсов, направленному, в том числе, на несовершеннолетних.

К вариантам построения механизмов межведомственного взаимодействия в практике организации работы психологической службы с целью решения проблем детей можно отнести:

1)модели консультативного типа в системах и службах ранней помощи, помощи семьям и детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, испытывающим трудности в социализации и обучении;

2)модели диагностической, психолого-педагогической, психологической, медицинской, юридической и социальной помощи, которая реализуется в специализированных психолого-медико-социальных и иных центрах и комиссиях (ПМПК), результатом работы которых становятся индивидуальные программы развития и программы ранней помощи;

3)коррекционно-развивающие модели, ориентированные на детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, результатом их работы становится построение индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных программ развития;

4)коррекционно-профилактические модели, ориентированные на разработку программ профилактики и коррекции девиаций и аддикций поведения, программ коррекции и предупреждения асоциального поведения.

Обоснование и адресная апробация таких моделей — первоочередная задача на пути построения в Российской Федерации эффективной психологической службы.

С точки зрения системного решения обозначенных выше задач, разработанный в настоящее время проект Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года требует существенной доработки с учетом действующего законодательства Российской Федерации, необходимости обоснования (включая, в ряде случаев, финансово-экономическое обоснование) содержащихся в нем положений и выводов, конкретизации содержания этапов и механизма реализации.

В целях доработки проекта документа представляется целесообразным создание межведомственной рабочей группы с участием представителей Ми­нобрнауки России, Минздрава России, Минтруда России, Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ведущих вузов и региональных психолого-педагогических медико-социальных центров, представителей работодателей (директоров общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального, высшего и дополнительного образования).

На основании доработанного с учетом представленных замечаний и предложений проекта Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года целесообразно разработать и представить на утверждение Программу развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В программе необходимо указать цели, задачи, ключевые показатели, параметры и мероприятия, источники финансирования, рассмотреть возможность ее реализации в формате федерального приоритетного проекта (программы), направленного на совершенствование и развитие психолого-педагогической помощи детям в системе образования Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1075
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1163
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3