Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Резолюция XIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» 83

Полный текст

Участники XIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы», состоявшейся под эгидой Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» 25–26 апреля 2017 года в г. Москве (далее – Конференция), обсудили проблемы обучения, воспитания и развития детей в различные периоды школьного детства, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также вызовы и риски, продуцируемые социальной средой, и выразили однозначную поддержку позиции, заявленной Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой на заседании Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации 10 октября 2016 г., о необходимости развития психологической службы и введения должности психолога в каждой школе.

Подробный анализ проблем детей в меняющемся обществе представлен в докладе президента Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ректора Московского государственного психолого-педагогического университета, академика Российской академии образования В.В. Рубцова (доклад является приложением к настоящей Резолюции).

Участники Конференции поддерживают активную работу Минобрнауки России по совершенствованию организации предоставления психолого-педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, закрепленной в Федеральном законе от 29.12.2012 №273_ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе организацию разработки совместно с Минздравом России «Концепции развития психологической службы в системе образования с учетом имеющихся региональных практик психологических служб» во исполнение «Плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. №167-р (далее – Концепция).

Проект Концепции, представленный Минобрнауки России, прошел профессионально-общественное обсуждение, в том числе в региональных отделениях Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Предложения по его доработке содержатся в Заключении, которое является приложением к настоящей Резолюции.

Одновременно участники Конференции отмечают, что приказами Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, от 17.12.2010 №1897, от 17.05.2012 №413 об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в перечень психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования включены вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации), вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Указанные условия могут быть реализованы только и исключительно профильными специалистами, подготовленными в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514н, а именно: педагогами-психологами, психологами образовательных организаций.

Вместе с тем, анализ актуальной ситуации в субъектах Российской Федерации показывает, что должности педагога-психолога и психолога в образовательных организациях, как правило, не отнесены к основному персоналу по виду экономической деятельности «Образование», что оказывает негативное влияние на социально-экономический статус этих специалистов, исключает их из перечня педагогических работников, уровень заработной платы которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 должен быть доведен до средней заработной платы в соответствующем регионе, и, как следствие, не позволяет эффективно реализовывать требования к психолого-педагогическим условиям реализации основных образовательных программ общего образования.

Участники Конференции выносят на рассмотрение Минобрнауки России следующие предложения:

– обеспечить совершенствование механизма контроля за исполнением требований к психолого-педагогическим условиям реализации основных образовательных программ общего образования в части обязательного включения в состав основного персонала образовательных организаций, реализующих такие программы, должности педагога-психолога, психолога образовательной организации;

– предусмотреть в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы мероприятия по повышению компетентности руководителей образовательных организаций в области организации и контроля за предоставлением психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся;

– инициировать создание межведомственной рабочей группы по доработке проекта Концепции на основе положений «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, а также с учетом предложений, представленных в Заключении, и разработке на ее основе «Программы развития психологической службы в системе образования на период до 2025 года» с участием всех заинтересованных ведомств, представителей законодательных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, профессиональных общественных организаций;

– разработать механизм усиления и нормативного закрепления межведомственного взаимодействия при организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, закрепленной в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также организовать мониторинг качества и доступности такой помощи не реже одного раза в три года;

– организовать мониторинг применения профессиональных стандартов «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514н, и «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н, в субъектах Российской Федерации и при необходимости их актуализацию с учетом полученного опыта и изменений в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность специалистов;

– организовать профессионально-общественное обсуждение (с привлечением заинтересованных профессиональных общественных организаций) проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, ориентированных на подготовку специалистов для работы в образовательных организациях в должностях «педагог-психолог», «психолог образовательной организации»; во исполнение Федерального закона от 2 мая 2015 г. №122-ФЗ актуализировать соответствующие ФГОСы согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в части профессиональной компетенции при определении результатов освоения основных образовательных программ профессионального образования;

– организовать разработку и реализацию механизма оперативного реагирования системы повышения квалификации педагогов-психологов и психологов образовательных организаций на вызовы и риски в отношении детей;

– организовать разработку требований к психолого-педагогическим программам развивающей, коррекционной, профилактической направленности;

– организовать разработку методики нормирования рабочей нагрузки педагога-психолога, психолога в образовательной организации по видам работ;

– организовать разработку перечней видов работ и регламентов их выполнения педагогом-психологом, психологом образовательной организации для образовательных организаций, реализующих программы общего, в том числе, коррекционные и инклюзивные, и профессионального образования, дополнительного образования детей, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психолого-медико-педагогических комиссий.

Участники Конференции обращаются в Координационный совет при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы с просьбой рассмотреть на очередном заседании Координационного совета вопрос качества и доступности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся в плане ее нормативно-правовой, кадровой, инструментальной, ресурсной обеспеченности и эффективного межведомственного взаимодействия в разрезе субъектов Российской Федерации.

Приложения:

1. Доклад президента Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ректора Московского государственного психолого-педагогического университета, академика Российской академии образования, члена Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы В.В. Рубцова «Вызовы и риски современного детства: проблемы детей в меняющемся обществе» на 23 л.;

2. Заключение по итогам профессионально-общественного обсуждения представленного Минобрнауки России проекта Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года на 8 л.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика