Резолюция Всероссийского научно-практического семинара-совещания «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних» 3–4 апреля 2018 года

184

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Резолюция Всероссийского научно-практического семинара-совещания «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних» 3–4 апреля 2018 года [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 107–110. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/resolution (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

 

Всероссийский научно-практический семинар-совещание «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних» (далее- семинар-совещание), проведенный 3-4 апреля 2018 г по инициативе Министерства образования Российской Федерации, обсудил стратегии деятельности психологических служб системы образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и ПМПК в части организации профилактики социальных рисков, правонарушений несовершеннолетних, психолого­педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением, профилактической работы в образовательных организациях.

Организаторами семинара-совещания выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский государственный психолого-педагогический университет, Психологический институт Российской академии образования.

Соорганизаторы семинара-совещания: Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы и Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.

Информационными партнерами семинара-совещания стали: «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», интернет-сайт Московского государственного психолого-педагогического университета, интернет-сайт Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, портал Федерации психологов образования России, портал профстандартпедагога.рф.

В семинаре-совещании приняло участие более 800 человек из 57 субъектов Российской Федерации: представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в области образования и сфере социальной защиты населения, представители муниципальных образований, образовательных организаций, организаций сферы социального обслуживания, представители ФСИН и МВД, российские и зарубежные специалисты и эксперты в области детства.

Семинар-совещание объединил в программе обсуждения презентацию и анализ основных научно­практических разработок в области профилактики социальных рисков и обеспечения безопасности образовательной среды, опыта реализации алгоритмов межведомственного взаимодействия образовательных организаций в контексте системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также стратегий федеральной и региональной образовательной политики в области организации образования детей с девиантным поведением в рамках дискуссионных площадок и круглых столов.

На семинаре-совещании были определены основные направления работы в области профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних на базе образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, развития системы комплексного сопровождения несовершеннолетних, нуждающихся в проведении индивидуальной профилактической работы, обеспечения своевременного доступа несовершеннолетнего и его семьи к психологической помощи в кризисной ситуации, деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями, психологической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, профилактических технологий и услуг для семьи и детей, психологической службы в работе с подростковыми рисками.

Участники семинара-совещания провели экспертное обсуждение вопросов совершенствования организационных, нормативных и финансовых механизмов обеспечения системы профилактики, повышения эффективности региональных психолого-педагогических служб, обеспечивающих профилактику правонарушений обучающихся, развития научно-исследовательских разработок в сфере повышения эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечения безопасности образовательных организаций, преодоления дефицитов профессиональных компе­тенций в области организации профилактики правонарушений у специалистов, реализующих психолого-педагогическое и социальное сопровождение образовательного процесса, раннего выявления риска развития суицидального, антивитального, самоповреждающего поведения среди несовершеннолетних и молодежи, повышения эффективности психолого­педагогического сопровождения группы риска, развития межведомственного взаимодействия по оказанию психологической помощи и профилактике правонарушений обучающихся и др.

Экспертное обсуждение позволило сформулировать предложения по первоочередным мерам в области повышения эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечения безопасности образовательных организаций. Повышению эффективности реализации предлагаемого комплекса мер будет способствовать кооперация субъектов межведомственного взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, определение задач и распределение функций каждого из субъектов для реализации единой цели в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних; обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение методической поддержки специалистов.

I. Меры в области совершенствования нормативно-правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по проведению профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних

•    Внесение предложений по редакции перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.11.2017, № 47, ст. 6963), в части следующего дополнения: «доля общеобразовательных организаций, в которых организовано предоставление психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» согласно пп.12 п.1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

•    Подготовка предложений по редакции Федерального закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части уточнения перечня категорий лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основных понятий, основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основных направлений деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

•    Подготовка предложений по формированию единого подхода к определению понятий «раннее выявление и учет семейного неблагополучия», «трудная жизненная ситуация», «угроза жизни и здоровью», «ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей», «юридически значимая ситуация», «несовершеннолетние с различными проявлениями отклоняющегося поведения», «дети, нарушившие закон» и критериев их оценки.

•    Подготовка рекомендаций по разработке регламента межведомственного взаимодействия в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации, направленных на обеспечение согласованности взаимодействия субъектов системы профилактики разных ведомств, в том числе функций и проводимых мер (мероприятий), своевременного обращения учреждений системы профилактики к помощи других ведомств.

•    Разработка стандартов выполнения видов работ педагога-психолога в области профилактики правонарушений обучающихся, а также стандартов психологической и психолого-социальной помощи клиентам, в том числе несовершеннолетним, нуждающимся в индивидуальной профилактической работе, и их семьям.

•    Совершенствование нормативно-правового обеспечения профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних и психолого­педагогического сопровождения группы риска, в том числе повышение доступности психологической помощи в кризисной ситуации для несовершеннолетнего и его семьи.

•    Формирование перечня рекомендуемого пакета нормативно-правового и методического обеспечения образовательных организаций, ПМПК и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, СУВУ открытого и закрытого типов при организации комплексной профилактической работы с социальными рисками и правонарушениями несовершеннолетних.

•    Подготовка предложений по редакции Общероссийского базового (отраслевого) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам в части дополнительного включения критериев и качественных показателей государственных и муниципальных услуг «Психолого-медико-педагогическое обследование детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников», «Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников», «Коррекционно-развивающая помощь детям, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам», «Компенсирующая и логопедическая помощь детям» для центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

•    Разработка регламента ведения в образовательных организациях профилактики агрессивного, ауто-агрессивного, суицидального поведения обучающихся (в том числе типовые протоколы действий специалистов в случае угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего; разграничение полномочий и ответственности специалистов системы профилактики; типовой межведомственный регламент действий в случае риска угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего).

•   Утверждение порядка экспертизы качества методической документации, обеспечивающей содержание деятельности педагогов-психологов, психологов системы образования, оказывающих экстренную и кризисную помощь несовершеннолетним и их семьям.

II.   Меры в области разработки и апробации моделей раннего выявления и предупреждения правонарушений несовершеннолетних

•   Комплексная поддержка развития научно-исследовательских разработок в сфере повышения эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечения безопасности образовательных организаций, в том числе популяционных и лонгитюд­ных научных исследований современного детства с целью разработки инструментария выявления социальных рисков, их параметров и индикаторов.

•   Утверждение рекомендуемого перечня пакетов диагностических методик, методов и технологий работы, имеющих экспериментально подтвержденную эффективность, включающих описание требований к квалификации исполнителей, условиям применения и необходимым ресурсам, в том числе для применения в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и образовательных организациях.

•   Внедрение системы мониторинга динамики и модальности превалирующих рисков в подростково­молодежной среде, риска возникновения кризисных состояний несовершеннолетних на основе технологий скрининга рисков социально-психологической дезадаптации (в том числе агрессивного и аутоагрес­сивного поведения).

•   Тиражирование апробированных эффективных технологий в сфере выявления и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения семей с детьми на основе межведомственного взаимодействия, активизации потенциала семей с детьми.

III.   Меры по поддержке программ психологического сопровождения, профилактики и коррекции де­виантного и аддиктивного поведения, программ коррекции и предупреждения асоциального поведения, индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних

•   Разработка модели профилактики правонарушений и сопровождения несовершеннолетних в ситуациях социального риска, в том числе находящихся в конфликте с законом.

•    Разработка научно обоснованных программ профилактики буллинга, ненасильственных способов решения конфликтов в образовательных организациях.

•    Утверждение стандартов адресной социально­психологической и социально-педагогической помощи, направленной на реабилитацию несовершеннолетних лиц, нуждающихся в проведении индивидуальной профилактической работы, и их семей.

•    Разработка требований к комплексному образо­вательно-реабилитационному сопровождению подростков, находящихся в конфликте с законом, и их семей, постреабилитационному сопровождению несовершеннолетних и их семей.

•    Совершенствование системы анонимной экстренной психологической помощи несовершеннолетнему и его семье (дистанционное консультирование, нормативно-правовое регулирование права обращения за помощью для несовершеннолетнего, анонимный первичный прием на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

•    Разработка стандартов логопедической, дефектологической и тьюторской помощи несовершеннолетним с неврологическими, психиатрическими расстройствами, проблемами в поведении, обучающимся в образовательных организациях.

•    Разработка методического обеспечения участия психологов в работе с несовершеннолетними, находящимися на разных этапах юридически значимых ситуаций, в том числе связанного с информационной безопасностью.

•    Поддержка проведения на территории субъектов Российской Федерации анализа потребностей и возможностей реализации программ уличной социальной работы с несовершеннолетними, в том числе на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

•    Введение института кураторства (кейс-менеджмента) для ведения (координации) персонифицированной программы сопровождения/помощи/реабилитации несовершеннолетнего (в составе семьи), находящегося в кризисной ситуации.

IV. Меры в области профессионального развития кадров по вопросам профилактики социальных рисков

•    Проведение мониторингового исследования потребности регионов в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании кадров, обеспечивающих профилактику правонарушений несовершеннолетних, а также условий организации профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования специалистов в целях приведения их квалификационных характеристик в соответствие требованиям профильных профессиональных стандартов («Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Психолог в социальной сфере», «Специалист в области воспитания»).

•  Развитие системы профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающих профилактику социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с профессиональными стандартами «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Психолог в социальной сфере», «Специалист в области воспитания» и др.

•    Информационно-аналитическое сопровождение внедрения профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в регионах России.

•    Разработка модельной программы повышения квалификации (включая учебно-методический комплекс) для педагогов-психологов образовательных организаций всех уровней образования по вопросам профилактики девиантного поведения обучающихся в образовательной среде, в том числе с использованием дистанционных технологий и технологий смешанного обучения в области юридической психологии детства, клинической психологии развития, девиантного поведения, методов структурированной оценки рисков, восстановительного подхода и т. д., построенной на парадигме командной работы специалистов с учетом межведомственного взаимодействия.

•    Разработка программ дополнительного профессионального образования в области правовой, пси­хосоциальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним жертвам преступлений и их семьям.

•    Создание системы опорных пунктов научно-методического сопровождения (в том числе в рамках курсов повышения квалификации) реализации модели по работе с социальными рисками, направленной на поддержку команд специалистов, работающих с несовершеннолетними и семьями, на основе сотрудничества с региональными вузами (в том числе готовящими специалистов по ФГОС 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения») и иными образовательными организациями.

•    Формирование предложений по организации системы профессионального развития кадров, обеспечивающих профилактику правонарушений несовершеннолетних, в том числе построения системы профессионального (супервизорского) сопровождения и информационно-методического обеспечения специалистов, занятых в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на территории региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метрики

Просмотров

Всего: 501
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 184
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0