К 120-летию Д.Б. Эльконина: новый выпуск журнала «Культурно-историческая психология»
Увидел свет новый выпуск журнала «Культурно-историческая психология» (2024. Т. 20. № 1).
Выпуск посвящен 120-летию со дня рождения Даниила Борисовича Эльконина. Вместе с тем это первый среди номеров журнала, выходящих под знаком другого юбилея — 100-летия Культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, которую Д.Б. Эльконин назвал «неклассической психологией».
Тема номера — «Научная школа Д.Б. Эльконина и Б.Д. Эльконина в культурно-исторической психологии развития и образования». Замысел выпуска принадлежит сыну и продолжателю дела Даниила Борисовича Борису Данииловичу Эльконину, главному редактору журнала «Культурно-историческая психология» (2014 – 2023 гг.). В качестве тематического редактора он успел собрать содержательное «ядро» материалов выпуска, но эту работу прервал его уход из жизни 15 ноября 2023 г. Этот номер – и посвящение юбилею Даниила Борисовича, и дань памяти Бориса Данииловича.
Среди архивных материалов в номере опубликованы два письма Л.С. Выготского к Д.Б. Эльконину. Возможностью их опубликования мы обязаны А.Р. Лурии, в архиве которого сохранился машинописный экземпляр верстки «Писем к ученикам и соратникам». Публикация подготовлена и прокомментирована Т.В. Ахутиной. Выдержки из юбилейной речи Д.Б. Эльконина на заседании Ученого совета Психологического института (1984) позволяют представить научное и жизненное кредо Даниила Борисовича.
В тематическом разделе номера вниманию читателей представлена одна из последних статей Б.Д. Эльконина, где автор анализирует способ исследования в Культурно-исторической психологии, одновременно производя итоговую рефлексию сделанного и открывая новые исследовательские горизонты.
Статья В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина, Г.А.Цукерман, И.М. Улановской знакомит с проектом «Модель современной школы на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова», представленным Президиуму Российской академии образования в 2013 г. (эти материалы публикуются впервые).
Опыт развития идей Д.Б. Эльконина и Б.Д. Эльконина изложен в статьях о природе, генезе, особенностях и образовательной ценности пробно-продуктивного действия младших школьников (Г.А. Цукерман, О.Л. Обухова, Т.М. Билибина) и младших подростков (З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова), в сфере онлайн-обучения учащихся 8–11 классов (А.А. Дерябин), а также в статье о связи мнемических способностей как «инструментов памяти» с характером произвольного воспроизведения материала в деятельности (Т.Н. Осинина).
К тематическому разделу примыкает ряд материалов раздела «Вне тематики». Это статьи И. Ивича и В.В. Рубцова, где представлено современное видение ключевых сюжетов творчества Л.С. Выготского и Ж.Пиаже в их совпадениях и расхождениях, А.Д. Майданского — о философском подходе Э.В. Ильенкова (в этом году отмечается его столетие) к проблеме свободы воли, который не расходится с позициями культурно-исторической и деятельностной психологии и обосновывает их, А.В. Новичковой – о значении понятия совместности для интеграции психологического знания с опорой на идеи Ф.Е. Василюка, а также юбилейное интервью А.Г. Асмолова.
Наряду с этим читатель сможет ознакомиться с историей использования в СССР 1920–1930-х гг. теста Роршаха, который высоко оценивал Л.С. Выготский (статья Е.Ю. Никоновой и Г.П. Рупичева), и с результатами эмпирической проверки ранее сформулированных положений о конструктивных функциях мечты во второй части статьи Е.Н. Осина, П.А. Егорова и Н.Б. Кедровой.
Завершает номер эссе А.В. Суворова «Жизнь и прозябание», которого не стало 26 января 2024 г.
Слушайте выпуски подкаста PsyJournals LIVE
Осинина Т.Н. Д.Б. Эльконин о развитии способностей ребенка: взгляд с позиций концепции произвольного воспроизведения
Никонова Е.Ю. Из истории использования теста Роршаха в 1920-е годы в СССР