Социально-психологическая дезадаптация подростков: типология и взаимосвязь с системой ценностных ориентаций

9

Аннотация

Проблема изучения социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте занимает одно из центральных мест в психологии. Социально-психологическая дезадаптация всегда связана с многовариативными трудностями, которые опосредуют определенную форму поведения. Современные исследователи предлагают достаточно широкий спектр различных классификационных групп данного феномена. Целью настоящего теоретического исследования является обзор типологий социально-психологической дезадаптации и их взаимосвязи с системой ценностных ориентаций в концепциях зарубежных и отечественных авторов. Для исследования были использованы такие методы, как анализ научной литературы, изучение и обобщение взглядов зарубежных и отечественных исследователей на типы социально-психологической дезадаптации и их взаимосвязь с конкретными видами ценностных ориентаций. В ходе теоретического анализа были рассмотрены взгляды современных зарубежных и отечественных исследователей. Проведенный анализ позволяет определить виды социально-психологической дезадаптации и их направленность, предпринята попытка определить связь ценностей и поведенческого аспекта, определена актуальность дальнейшего эмпирического исследования.

Общая информация

Ключевые слова: дезадаптация, ценностные ориентации

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210109

Получена: 31.01.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Семенова К.Г. Социально-психологическая дезадаптация подростков: типология и взаимосвязь с системой ценностных ориентаций [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 111–124. DOI: 10.17759/bppe.2024210109

Полный текст

Введение

Проблема социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте — одна из значимых и центральных в современном обществе, затрагивающая общество в целом, родителей, педагогических работников, а также привлекающая внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Употребление термина «социально-психологическая дезадаптация» всегда обозначает трудности, которые достаточно многогранны, многовариативны, проявляются с разной степенью интенсивности, опосредуются различными причинами и детерминируют определенные типы поведения.

Особенности данного феномена приводят к тому, что его нередко отождествляют с такими понятиями, как отклоняющееся поведение, девиация, социально-педагогическая запущенность, делинквентность, аутоагрессия, депрессия и т. д., но перечисленные явления скорее являются ее проявлениями, а не синонимами.

Современные исследователи предлагают достаточно широкий спектр различных классификационных групп социально-психологической дезадаптации, где основанием являются как причины возникновения дезадаптации; так и «институты», где произошла дезадаптация, и возрастные особенности личности и т. д. [14].

Методы / методологические основания

Целью настоящего теоретического исследования является обзор некоторых типологий социально-психологической дезадаптации и их взаимосвязи с системой ценностных ориентаций в концепциях зарубежных и отечественных авторов. Для исследования были использованы такие методы, как анализ научной литературы, изучение и обобщение опыта и взглядов различных зарубежных и отечественных исследователей на виды и типы социально-психологической дезадаптации и их взаимосвязь с конкретными видами ценностных ориентаций.

В данном теоретическом исследовании нет претензии на полный охват концепций и теорий, касающихся классификации социально-психологической дезадаптации, но основной задачей остается представление типологии дезадаптации с различных взглядов и позиций, а также определение собственных категорий дезадаптации и их взаимосвязи с ценностными ориентациями для дальнейшего исследования.

Результаты теоретического исследования

Рассмотрим основные подходы к классификации социально-психологической дезадаптации в концепциях современных зарубежных исследователей.

Итальянский исследователь M. Ланфреди с коллегами в своем исследовании «Неадаптивное поведение в подростковом возрасте» выделяет конкретные виды дезадаптивного поведения подростков, не разделяя их по каким-либо основаниям. Так, к дезадаптации относится: суицидальное поведение, нарушение пищевого поведения, употребление алкогольных напитков, употребление наркотических веществ [26].

Данная практика достаточно часто встречается и в других современных зарубежных исследованиях, авторы перечисляют основные виды без основания для классификации. К таким видам дезадаптации относятся: аддиктивное поведение молодежи, а именно злоупотребление психоактивными веществами [23]; дезадаптивное поведение в школе, неуспеваемость, прогулы занятий [27]; некоторые исследователи говорят о более выраженных вариантах делинквентного поведения и его последствиях в виде правонарушений, а также развитии психических расстройств [26].

Аналогичную позицию занимает иранский исследователь T. Рагелиен в своей работе «Связь личностного развития подростков и отношений со сверстниками: систематический обзор литературы», он так же обозначает отдельные формы дезадаптивного поведения: агрессивное и аутоагрессивное поведение, небезопасный секс, употребление психоактивных веществ и нарушение пищевого поведения. Но при этом автор предлагает и более широкую структуру классификации, в которой он определяет социальную, эмоциональную и академическую дезадаптацию [29].

Американский исследователь Р. Сингха социально-психологическую дезадаптацию определяет как неудовлетворительную модель поведения. Среди основных видов нарушений в поведении он определяет:

  • неуправляемость: непокорность, непослушание, отказ ходить в школу;
  • агрессивность: запугивание, жестокость;
  • попрошайничество и воровство;
  • сексуальные девиации;
  • поведение, определенное органическими нарушениями: состояния после травм головы, энцефалита или центральных опухолей, эпилепсии и т. д. [30].

Анализируя взгляды современных зарубежных исследователей на типологию социально-психологической дезадаптации, можно сказать, что к дезадаптации в большей мере относятся все виды и формы деструктивного поведения без конкретной отсылки на определенные группы или разделения по основаниям.

В исследованиях современных отечественных авторов представлены более расширенные и структурированные классификации социально-психологической дезадаптации с определенным обоснованием для выделения групп и видов дезадаптивного поведения.

На данный момент наиболее полный вариант классификации социально-психологической дезадаптации представлен в концепции Т.Д. Молодцовой, в своем подходе она основывается на классификации С.А. Беличевой. В табл. 1 представлена сравнительная характеристика видов дезадаптации в концепциях авторов.

Табл. 1. Сравнительные характеристики определяемых типов дезадаптации

Тип дезадаптации

С.А. Беличева

Т.Д. Молодцова

Патогенная

Различные страхи и фобии, расстройство анализаторов, различные заболевания головного мозга как результат нарушения работы нервной системы

Наблюдается в соматических нарушениях, неврозах и истериках, а также различных психопатиях

Психосоциальная

Проявляется в акцентуациях характера, нарушениях или неблагоприятных проявлениях эмоционально-волевой сферы. Выражается в половозрастных изменениях и снижении когнитивных функций

Проявляется в нарушении социального взаимодействия, грубости, отсутствии дисциплины, низкой успеваемости, трудновоспитуемости и конфликтных отношениях

Социальная

В данном типе отмечается нарушение моральных и правовых норм, деформация внутренней регуляторной системы, проявление асоциального поведения, искажение системы ценностных ориентаций, смещение социальных установок

Различные виды девиантного и делинквентного поведения, асоциальное поведение: употребление наркотических веществ, злоупотребление алкогольными напитками, склонность к бродяжничеству. Как следствие, возможен выход на криминогенный уровень

Психологическая

 

Неустойчивая, неадекватная самооценка, низкая мотивация или мотивационный конфликт, искажение системы ценностных ориентаций и направленности подростков. Данные факторы сказываются на личности подростка, приводят к стрессу или фрустрации, травмируют саму личность подростка, но еще не проявляются в поведенческом аспекте

Социально-психологическая

 

В данном случае подросток уже с асоциальной формой поведения, у него возникает конфликт с окружающими, он как бы выпадает из общества

Т.Д. Молодцова предлагает и другой вид классификации дезадаптивного поведения, где основанием выступает степень распространенности в разных жизненных сферах и сферах деятельности. Дезадаптация бывает узкая, распространенная и широкая. Либо в зависимости от охвата личности: глубокая, углубленная и поверхностная [14]. В зависимости от степени выраженности она может быть от ярко выраженной до скрытой, в зависимости от характера возникновения дезадаптация может быть первичная или вторичная, а по длительности протекания: ситуативная, временная или устойчивая. Автор отмечает, что представленные виды дезадаптации чаще всего сочетают в себе особенности и проявления нескольких типов, т. е. являются смешанными.

Особый интерес для нас представляет то, что Т.Д. Молодцова выделяет уровни дезадаптации и дает им достаточно подробное описание.

«Адаптированные подростки», или нулевой уровень. На данном уровне у подростков нет проблем с поведением и обучением, они хорошо учатся и ведут себя, не конфликтуют, удовлетворены собой, жизнью и окружением.

«В основном адаптированные», или первый уровень. В данном случае дезадаптация проявляется крайне эпизодически, присутствуют лишь отдельные ее элементы. Все проявления отмечаются в одной области и имеют ситуативный, поверхностный характер. Нельзя утверждать, что подросток в этом случае дезадаптирован, он скорее адаптирован.

«Преддезадаптированные подростки», или второй уровень. В данном случае дезадаптация носит временный характер, но имеет довольно частые проявления. На втором уровне нарушения не затрагивают глубинные личностные образования и не переходят в устойчивую черту. Дезадаптация может проявляться в недисциплинированном поведении или эпизодической неуспеваемости.

«Дезадаптированные подростки», или третий уровень. На данном уровне дезадаптация подростков становится более глубокой и устойчивой, с акцентом на определенную область. Отрицательные мотивы влияют на личностные изменения. На данном уровне дезадаптация достаточно широкая и уже очевидно проявляется в нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений с окружающими.

«Социально дезадаптированные подростки», или четвертый уровень. В данном случае уже говорится об обширной, глубокой, устойчивой и ярко выраженной дезадаптации. Социально дезадаптированные подростки отличаются дивиантными формами поведения, делинквентными поступками и довольно часто стоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних [14].

Третий и четвертый уровни дезадаптации представляют для нас особый интерес как более глубокие и устойчивые проявления дезадаптивных форм поведения.

В классификации А.В. Петровского и В.В. Непалинского определено три основных вида личностной дезадаптации:

  • устойчивая ситуативная дезадаптация, в данном случае личность в определенных ситуациях не видит средств адаптации, в результате чего происходит неэффективная адаптация;
  • временная дезадаптация, или неустойчивая адаптация, которую можно устранить благодаря определенным адаптивным мероприятиям;
  • общая устойчивая дезадаптация, активизирует защитные механизмы [17].

Так же на три разновидности социально-психологической адаптации/дезадаптации указывает А.А. Началджян.

Под нормальной адаптацией автор понимает процесс, который приводит к достаточно устойчивой личностной адаптации в проблемных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами социума без ущерба самой личности.

Нонконформистская, или девиантная, адаптация ориентирована на удовлетворение потребностей личности в соответствии с его индивидуальной направленностью без учета ожиданий и требований социума, что вызывает непринятие в обществе.

Патологическая адаптация осуществляется при помощи деструктивных форм поведения и незрелых, примитивных защит, результатом чего становятся нарушения функционирования в социуме и невротические расстройства [15].

А.А. Началджян указывает на нелинейную связь процессов социализации и адаптации. Личность может быть достаточно социализированной, но при этом у нее могут отмечаться признаки дезадаптации [15].

В.А. Сластенин и В.П. Каширин отмечают, что дезадаптирующее поведение всегда приводит к усугублению проблемной ситуации. Авторами определяется 2 вида дезадаптации: патологическая и непатологическая [22].

Схожую классификацию социально-психологической дезадаптации предлагают Б.Н. Алмазов и М.А. Аммаскин, авторы также определяют патологическую и непатологическую дезадаптацию:

  • патологическая дезадаптация вызвана функционально-органическими поражениями центральной нервной системы, что приводит к заболеваниям нервно-психического характера, и психопатологическими отклонениями. Она проявляется в невозможности адекватно функционировать в обществе, иногда она имеет крайние проявления до ограничений в самостоятельном обслуживании себя в быту из-за психофизиологической несостоятельности;
  • в основе непатологической дезадаптации лежат психические состояния, дезорганизирующие деятельность в целом и приводящие к состоянию безнадежности, данное состояние часто бывает вызвано конфликтными отношениями с близкими людьми, педагогами, сверстниками; жестким отношением со стороны значимых людей.

Б.Н. Алмазов и М.А. Аммаскин определяют не только два ключевых вида дезадаптации, но и дают характеристику основным формам поведения, которые возникают вследствие дезадаптации.

Агрессивный тип поведения — возникает в качестве своеобразной атаки на какое-либо препятствие. Проявляется в виде грубого отношения, резких вспышек гнева, глубокого чувства неудовлетворенности всем, что происходит вокруг.

Бегство от ситуации — в данном случае человека погружается в собственные переживания, замыкается, зацикливается на собственных негативных состояниях, уходит в самокопание и самообвинения. Часто развивается высокая тревожность и депрессивные симптомы. Для таких людей характерны зацикленность, отчужденность, изоляция, замкнутость, погружение в мир тяжелых раздумий [1; 4].

Таким образом, в отличие от представленных исследований зарубежных коллег, отечественные исследователи при классификации дезадаптации на основные типы берут во внимание нарушение взаимодействия личности с обществом, окружением, самим собой, что и является основаниями для классификации. Также отечественными авторами социально-психологическая дезадаптация преимущественно делится на: патогенную, психосоциальную и социальную, что свидетельствует о многогранности данного феномена.

В большей степени для нас представляется важным определение не просто типов социально-психологической дезадаптации, но и содержательная характеристика данных видов, в частности место ценностных ориентаций в их структуре определяемых подвидов.

Изучением ценностных ориентаций у подростков, в жизнедеятельности, поведении которых отмечаются социально-психологические дезадаптационные проявления (подростков группы риска, подростков с агрессивным поведением, правонарушителей, сирот, подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье, и др.), занимались: М.М. Хурадо, М.Д. Фуентес, Д.И. Фельдштейн, В.С. Собкин, Е.М. Дубовская, О.А. Тихомандрицкая и др.

Почему именно систему ценностных ориентаций в структуре личности дезадаптированных подростков мы берем во внимание? В подростковом возрасте фундаментальным психологическим новообразованием и наиболее значимым компонентом в структуре личности является система ценностных ориентаций. Она во многом определяет деятельность и поведение личности, в том числе и дезадаптивные формы поведения. Своевременное профилактическое воздействие на систему ценностных ориентаций может способствовать предупреждению дезадаптивных форм поведения.

В современных исследованиях подтверждается, что переходные периоды становятся толчком к формированию новых ценностных ориентаций, так как возникают качественно новые потребности и интересы, а на их основе отмирают и перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего возраста. На стыке возрастов возникает противоречие в системе ценностных ориентаций, новая система мотивов и потребностей приводит к качественной перестройке системы ценностей [24].

Как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях отмечается, что подростки с дезадаптивной формой поведения, в частности со склонностью к правонарушениям, характеризуются «рыхлостью» структуры ценностей. Они часто игнорируют ценности, которые являются значимыми в социуме, и принимают ценности криминальной субкультуры [3; 28].

Специфика ценностных ориентаций подростков с различными типами зависимого поведения на сегодня изучена в большей мере. Подростки стремятся получать как можно больше простых удовольствий, при этом обесценивают значимость и важность здоровья, они не имеют направленности и значимых целей в будущем [5; 23].

Схожим для всех подростков с разными типами дезадаптивного поведения является то, что они ориентированы прежде всего на получение материальных ценностей, личную свободу и получение удовольствия. В систему ценностных ориентаций подростков с дезадаптивными формами поведения очень редко входят такие качества, как терпимость, честность и ответственность [11; 25].

В интересах дальнейшего исследования была определена самостоятельная классификация социально-психологической дезадаптации, в которой в отдельные группы определяется дезадаптация, обращенная на социум (социальная), и дезадаптация, обращенная на себя, вовнутрь (психологическая), в данных группах также достаточно подробно представлены типы поведения, относящиеся к дезадаптации с определенной направленностью.

Основанием для классификации явились два основных момента:

  • социально-психологическая дезадаптация находит свое отражение в поведенческом аспекте;
  • дезадаптивное поведение отличается направленностью на себя или на окружающих.

Дезадаптация, обращенная вовне, характеризуется устойчивыми глубокими нарушениями отношений с социумом и отражается в конкретных формах поведения, направленных на разрушение взаимоотношений с окружающими, уход от общества, избегание контактов, также для подростков с данным типом дезадаптации характерно агрессивное поведение по отношению к окружающим. Такая дезадаптация приносит неудобства как окружающим людям, так и самому человеку.

Дездаптация, обращенная на себя, характеризуется деструктивными формами поведения, которые направлены на разрушение себя, как физического, так и психологического характера.

Дезадаптация, направленная на социум, проявляется в открытом виде, тогда как дезадаптация, направленная вовнутрь, может быть как скрытой, так и открытой. Чаще всего ярко выражена социальная дезадаптация.

Любая форма дезадаптированного поведения имеет собственный симптомокомплекс, куда входит также система ценностных ориентаций.

В табл. 2 представлен перечень определяемых нами дезадаптивных форм поведения в соответствии с направленностью, также представлены результаты ранее проведенных исследований, в которых были определены личностные особенности и ценностные ориентации подростков с определенной формой дезадаптивного поведения.

Табл. 2. Симптомокомплекс личностных особенностей подростков и молодежи
с социально-психологической дезадаптацией на примере наиболее обширных, глубоких, устойчивых, ярко выраженных проявлений в виде отклоняющегося поведения
по разным типам направленности

Формы проявления
в поведении

Факторы/детерминанты

Авторы,
занимающиеся изучением
проблемы

Личностные особенности
(часто встречающиеся в психологических исследованиях)

Система
ценностных ориентаций

Формы социально-психологической дезадаптации с направленностью на себя

Самоповреждающее и суицидальное
поведение

Потеря интересов, угнетение эмоциональной активности, скрытность, молчаливость, негативные переживания, внушаемость, несамостоятельность

В зависимости от системы ценностных ориентаций формируется представление о возможности совершить суицид

Подросток не может принять ситуацию, в результате чего возникают конфликтные отношения с окружающими, что является основой для социально-психологической дезадаптации

Амбрумова А.Г. [2], Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. [6]

Нарушения
пищевого поведения

Преобладают истероидные черты характера с эгоцентризмом, повышенной самооценкой, завышенным уровнем притязаний. Чрезмерная аккуратность, прилежность, стремление к самоутверждению

Г.К. Ушаков отмечает, что больные нервной анорексией «ближе стоят к косным, ригидным, бескомпромиссным личностям»

Ценностное отношение к еде и ее употреблению, приверженность стереотипу питания в спокойных условиях и в ситуациях, которые вызывают стресс. Подростки ориентированы на образ собственного тела и на деятельность по его формированию. Параметры: зацикленность на постоянном отслеживании своего собственного веса; искажение внешнего вида своего тела; ценность еды становится ведущей в иерархии общих жизненных ценностей.

Менделевич В.Д. [13],
Вихрова К.В. [7]

Аддиктивное
поведение
(зависимое)

Незрелость личности, обсессивный или компульсивный характер, низкая стрессоустойчивость, заниженная самооценка, сниженная переносимость трудностей, скрытый комплекс неполноценности, стремление говорить неправду, стереотипость, тревожность, импульсивность, внушаемость, некритичность

Ценности подростков с интернет-зависимостью можно охарактеризовать как гедонистические. Подростки желают получить как можно больше простых и доступных удовольствий с минимальным вложением и какими-либо усилиями. Они не ориентируются на прошлый опыт и редко планируют свое будущее

Подростки с химической зависимостью пытаются обесценить значимость здоровья, диссимулировать свои недомогания. Не имеют значимых для себя целей в будущем, относятся к нему как к чему-то неясному, непонятному, которое «наступит само по себе». Демонстрируют недостаточность самоконтроля и честности

Соколовская И.Э.,
Кутянова И.П. [23],
Малыгин В.В. [12],
Власова Н.В. [5],
Калиниченок О.Ю. [10]

Формы социально-психологической дезадаптации с направленностью на социум

Агрессивное поведение, в том числе киберагрессия (флейминг, хейтинг, троллинг,
киберсталкинг и
кибербуллинг)

Низкая самооценка, эгоцентризм, чувство фрустрации, конфликтность, бескомпромиссность, высокая самооценка

Физическая агрессивность: эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость.

Косвенная и вербальная агрессия: односторонность интересов, приспособленчество, притворство, лживость.

Вербальная агрессивность и негативизм: безволие, мнительность, трусливость и мстительность

Для агрессивных подростков характерно: стремление к власти, самостоятельность, независимость, достижение личного успеха, получение удовольствий. В целом характерно отсутствие структурированной системы ценностных ориентаций

Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте

Реттгес С.В. [18],
Киселева А.В. [9],
Семаго Н.Я., Семаго М.М. [19],
Семенюк Л.М. [20] и др.

Делинквентное
поведение
(противоправное)

Высокий уровень независимости и лидерства, низкий уровень доброжелательности. люди, которым нравится, когда их признают, восхищаются и одобряют другие; которые используют свои собственные критерии, чтобы решать, что они имеют право делать; которые обладают властью над другими; которые не следуют социально правильным или соответствующим нормам или правилам; которые не очень щедры и не помогают другим, — все эти люди демонстрируют более высокий уровень делинквентного поведения.

Стремление к получению чувственных удовольствий и достижение высокого материального положения. Главенствуют такие ценностные ориентации: «безопасность», как личная, так и близких и значимых людей; способность сохранения собственной индивидуальности и творческий подход к собственной жизни

Подростки, склонные к правонарушениям, характеризуются «рыхлостью» системы ценностных ориентаций

Николаенко Я.Н. [16],
Del Mar Molero Jurado M.,
Del Carmen Pérez Fuentes M., Dryfoos J.G., Camilleri V.A. [27]

Склонность
к бродяжничеству 

Высокая тревожность, низкая самооценка, повышенная эмоциональная истощаемость, неусидчивость, эмоционально-волевая незрелость, недостаточная управляемость, импульсивность поведения

Гипертимная акцентуация характера

Низкий уровень усвоения как инструментальных, так и терминальных ценностей. Для них характерно резкое снижение всех мотивационных характеристик познавательной деятельности, уровня произвольного внимания и интеллектуального развития

Фарафутдинова Т.Ф. [24],
Симаева И.Н., Бударина А.О., Хитрюк В.В. [21],
Золотаревa Л.K. [8] и др.

Проведя теоретический анализ по данным видам дезадаптивных форм поведения, мы можем сказать, что подростки с социально-психологической дезадаптацией представляют собой «группу риска», у них наблюдается разбалансировка отношений личности в школе, семье, со сверстниками и с самим собой в зависимости от направленности дезадаптивного поведения.

Данный этап исследования позволяет выдвинуть следующее положение, требующее дальнейшего изучения: существуют ли достоверные различия типов социально-психологической дезадаптации подростков и молодых людей в зависимости от содержания ценностных ориентаций.

Выводы

Теоретический анализ современных зарубежных и отечественных представлений о типологии и классификации социально-психологической дезадаптации, в том числе по более конкретным видам, отражающимся в поведенческом аспекте, позволит в дальнейшем более дифференцированно подходить к каждому подростку с определенным типом дезадаптации и ее направленности с учетом имеющихся ценностей. Определение типа дезадаптации позволяет понять, каким симптомокомплексом личностных характеристик, в том числе системой ценностных ориентаций, обладает подросток, что позволит адресно направлять дальнейшую профилактическую работу.

Литература

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: Монография. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023.180 с.
  2. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1985. № 10. С. 1557–1561.
  3. Васильева Н.Л. Психолого-социальное сопровождение как процесс поддержки личностного развития на всех этапах онтогенеза // Российский научный журнал. 2009. № 6 (13). С. 216–221.
  4. Ведерникова Л.В., Бырдина О.Г., Поворознюк О.А., Дубровина О.В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 8–13.
  5. Власова Н.В., Новокрещенова Г.А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Том 24. № 4 (79). С. 362–368. doi:10. 24411/1999-6241-2019-14002
  6. Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. Том ХIХ. № 2. С. 17–25.
  7. Вихрова К.В. Психологические особенности больных анорексией // Мир педагогики и психологии. 2017. № 5 (10). С. 115–120.
  8. Золотарева Л.К. Личностные особенности людей, склонных к бродяжничеству: на примере подростков: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.
  9. Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
  10. Калиниченко О.Ю. Формирование аддиктивного поведения: системный анализ факторов риск: Монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. 98 с.
  11. Коваль В.В., Радионова И.Ю. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 209–211.
  12. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Прокофьева А.В. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). C. 9–15.
  13. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. СПб, 2007. 768 с.
  14. Молодцова Т.Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. 2013. № 05.
  15. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). Ереван: Издательство АН АрмССР, 1988. 237 с.
  16. Николаенко Я.Н., Сабирзянова А.Ф., Структура ценностных ориентаций подростков с девиантным и делинквентным поведением // Научное мнение. 2014. №9. С. 103–109.
  17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 372 с.
  18. Реттгес С.В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
  19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
  20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. 176 с.
  21. Симаева И.Н., Бударина А.О., Хитрюк В.В., Вайткене О.В. Психологические предикторы бродяжничества подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 107–122. doi: 10.17759/cpse.2019080407
  22. Сластенин В.А. Каширин В.П. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
  23. Соколовская И.Э., Кутянова И.П. Ценностные ориентации как фактор неадаптивного поведения наркозависимых [Электронный ресурс] // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Том 18. № 2 (151). С. 49–59. doi:10.17922/2071-5323-2019-18-2-49-59
  24. Фарафутдинова Т.Ф. Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков-бродяг: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.
  25. Фокина И.В. Специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 9. С. 61–63.
  26. Lanfredi M. el al. Maladaptive behaviours in adolescence and their associations with personality traits, emotion dysregulation and other clinical features in a sample of Italian students: a cross-sectional study // Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation. 2021. Vol. 8(1). doi:10.1186/s40479-021-00154-w
  27. Molero Jurado М. et al. Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. doi:10.3389/fpsyg.2016.01480
  28. Motamedi V. Family environment on emotional, social, and academic adaptation of adolescents: A study of middle school students // Journal of Education and Learning (EduLearn). 2020. Vol. 14(4). P. 550–557. doi:10.11591/edulearn.v14i4.16629
  29. Ragelienė Т. Links of Adolescents Identity Development and Relationship with Peers: A Systematic Literature Review // Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2016. Vol. 25(2). P. 97–105.
  30. Singha R., Bhattacharjee A. A Search of Different Maladjusted Behaviours of Adolescents Inside and Outside of Classroom and The Causal Factors That Are Responsible for Their Behaviours // International Journal of Research in Social Sciences. 2016. Vol. 6(9). P. 435-444.

Информация об авторах

Семенова Ксения Григорьевна, педагог-психолог отдела мониторинга и координации деятельности психологической службы в системе образования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3727-6014, e-mail: semenovakg@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 60
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0