Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости

71

Аннотация

Раскрыто психологическое содержание жизненной компетентности молодых людей в контексте решения возрастных задач. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты. Выборку составили 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет. В исследовании измерялись показатели уровня развития жизненной компетентности, представленность в ее психологическом содержании каждого из компонентов. Установлено, что в совокупности все выделенные компоненты взаимосвязаны и образуют единую структуру. При решении возрастных задач в наибольшей степени актуализируются когнитивный и поведенческий компоненты жизненной компетентности, в наименьшей — аффективный. Эмпирически обосновано, что субъективно значимыми возрастными задачами, определяющими потенциальное развитие личности в молодости, выступают такие как: поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала. Жизненная компетентность наиболее востребована в решении следующих возрастных задач: обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты, создание семьи, поиск своего призвания, становление личности как профессионала. Все они являются наиболее решаемыми возрастными задачами в молодости, что характеризует актуальное развитие личности в этот период.

Общая информация

Ключевые слова: личность, жизненная компетентность, возрастные задачи развития, молодость, контент-анализ

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Иванкова Д.Л. Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 4. С. 381–395.

Литература

Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter. Aufgaben der Pravention und Rehabilitation // Handbuch der Praventivmedizin / Hrsg P.J.Alhoff, J.Leidel, G.Ollenschlager, P.Voigt. Berlin; Heidelberg; New York: Springer. 2007. P. 601–628.

Информация об авторах

Иванкова Дарья Леонидовна, аспирант, Тульский государственный университет, Тула, Россия, e-mail: lazs@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 135
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 71
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0