Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов

112

Аннотация

В России образовательная миграция занимает четвертое место среди причин миграции. В процессе такой миграции студенты испытывают стрессы, аналогичные стрессам студентов-россиян, связанные с прохождением возрастных этапов развития, академическое напряжение, усиленный переездом и отделением от значимых людей, и стрессы, присущие процессу миграции, в том числе аккультурационный, связанный с попаданием в незнакомую культуру и необходимостью оперировать сложными понятиями на малознакомом языке. Аккультурационный стресс может перетечь в кумулятивный, если затянется. Перечисленные виды стресса оказывают влияние на здоровье студентов. Российские вузы заинтересованы в выпуске не только эрудированных, но и здоровых специалистов, потенциальных сограждан. В данной статье приведены данные экспериментального исследования особенностей формирования у студентов-мигрантов невротических расстройств, алекситимии, ситуационной и личностной тревожности в связи с уровнем и сроками адаптации для определения мишеней первостепенного воздействия и коррекции, освещены вопросы взаимосвязи неврозов, тревожности и алекситимии. Исследование включало выборку студентов, проживающих во время исследования в Новосибирске, 109 студентов-мигрантов из стран Средней Азии 1–3-го курсов обучения в юношеском возрасте от 17 до 20 лет (17,81±0,90). Использовались методики: Торонтская алекситимическая шкала — 26, шкала тревоги Спилбергера — Ханина, STAI, опросник экспресс-диагностики невроза Хека — Хесса, BFB. Достоверность различий между отдельными показателями в группах определялась с помощью U-критерия Манна — Уитни, уровень взаимосвязей — с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Исследование показало высокий уровень тревожности, алекситимии и невротических реакций у слабо адаптированных студентов-мигрантов. Более адаптированные студенты-мигранты показали более низкие показатели алекситимии и тревожности при сохранении высоких показателей предрасположенности к невротическим расстройствам при затягивании сроков аккультурации. Таким образом, важными мишенями коррекции становятся сроки адаптации. Одним из вариантов коррекционной работы является проведение мероприятий и тренингов, повышающих осведомленность о российской культуре и менталитете.

Общая информация

Ключевые слова: студенты, адаптация, алекситимия, тревожность, мигрант, мигранты

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.303

Благодарности. Авторы выражают признательность руководству федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный аграрный университет» за помощь, оказанную при проведении данного исследования.

Получена: 24.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Султанова А.Н., Тагильцева Е.В. Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 3. С. 238–249. DOI: 10.21638/spbu16.2021.303

Литература

Астапов В.М., Вакнин Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020.

Информация об авторах

Султанова Аклима Накиповна, доктор медицинских наук, Профессор, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия, e-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

Тагильцева Елена Владимировна, преподаватель, клинический психолог, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия, e-mail: leiderline@mai.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 326
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 112
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0