Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности

492

Аннотация

В статье рассматривается предиктивная модель личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности, разработанная авторами на основе исследования, проведенного на широкой выборке педагогов РФ (N=7946). Концептуально представленная модель основана на модели VIA (Values in Action), одной из ключевых моделей в рамках научного направления позитивной психологии. В ходе исследования было выделено 14 качеств личности из 24 в оригинальной модели, имеющих наибольший мультипликационный эффект полезности для личного благополучия в профессиональной деятельности педагогов. Личное благополучие в профессиональной деятельности рассматривалось как совокупность личностных факторов, включающих в первую очередь высокую самоэффективность личности и отсутствие профессионального выгорания, во вторую — общее психологическое благополучие личности, выраженное удовлетворенностью жизнью и самооценкой. Полученная модель может стать эффективным инструментом практического применения концепций позитивной психологии в области профессиональной ориентации молодых людей, а также инструментом развития профессиональных компетенций педагогов в сфере личного благополучия в профессиональной деятельности, в частности в форме подбора наиболее эффективных позитивных психологических интервенций (ППИ) для развития наиболее востребованных сильных сторон личности и редуцирования рисков профессионального выгорания. Представленная модель является первым шагом в изучении взаимосвязей 24 качеств личности в контексте профессиональных особенностей индивидов. С помощью данного инструмента индивид может оценить, насколько желаемая профессия подходит ему, однако невозможно утверждать, насколько определенный индивид подходит профессии, поскольку профессия выдвигает требования, выходящие за рамки исследуемых качеств. В дальнейшем возможно масштабирование представленной концепции на другие профессиональные сферы.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие профессионала, 24 сильные стороны личности, выгорание, позитивная психология, педагоги , психологическое благополучие

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ по разработке научной темы «Модерация процессов воспитания, социализации и профилактики асоциального поведения детей и подростков в контексте позитивных психологических интервенций» № 121 081 20 00 35-9.

Получена: 25.08.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Реан А.А., Ставцев А.А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 371–388. DOI: 10.21638/spbu16.2021.406

Литература

Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения профиля личных достоинств // Психологическая диагностика. 2007. No 1. С.107–127. https://docplayer.ru/38207480-Sily-haraktera-kak-resursy-lichnosti-podrostka-opyt-primeneniya-oprosnika-profil-lichnyh-dostoinstv.html (дата обращения: 29.10.2021).

Информация об авторах

Реан Артур Александрович, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории профилактики асоциального поведения, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Действительный член (академик) РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530, e-mail: profrean@yandex.ru

Ставцев Алексей Андреевич, магистр психологии, аналитик, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: stavtsev.alex@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 271
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 492
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 0