Факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в старшем дошкольном возрасте

280

Аннотация

Цель работы — выявить особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, которые могут являться определяющими в вопросах принятия ребенка сверстниками, а также его позиции в группе. В результате анализа литературы были выявлены факторы, связанные с социометрическим статусом детей, и те факторы, для которых были получены неоднозначные результаты (прежде всего, речевое развитие). В рамках эмпирического исследования были проведены диагностика речевого развития, сформированности регуляторных функций (с применением субтестов комплекса the NEPSY II), эмоционально-личностного (Test of Emotional Comprehension) и общего интеллектуального развития (цветные прогрессивные матрицы Равена), а также социометрический эксперимент у детей в период их нахождения в подготовительной группе детского сада. В исследовании приняли участие 252 воспитанника подготовительных групп ДОУ г. Москва, в том числе 50,2% мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет (M=83,10, SD=5,74). Было показано, что тремя наиболее значимыми предикторами социальной успешности стали программирование рассказа, понимание эмоций, обусловленных внешними причинами, и когнитивный сдерживающий контроль. Программирование рассказа отражает коммуникативную компетентность ребенка, его способность к построению связного рассказа, тогда как объем словарного запаса не влияет на социальную успешность. Понимание эмоций, обусловленных внешними причинами, является одним из важнейших показателей способности ребенка к распознаванию эмоций, а значит, и к его эмоциональному развитию в целом. Эти результаты свидетельствуют о том, что в той или иной степени на социальную успешность ребенка влияют и регуляторные функции, и эмоциональная компетентность, и уровень речевого развития. Однако различные аспекты перечисленных факторов влияют по-разному. В дальнейшем мы считаем необходимым проследить, насколько будут изменяться факторы, влияющие на социальную успешность детей в младшей школе.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, регуляторные функции, речевое развитие, социометрический статус, понимание эмоций

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.402

Финансирование. Исследование выполнено в рамках гранта РНФ № 21-18-00581 «Факторы и эффекты развития речи у детей 6–8 лет в моно- и билингвальной среде».

Для цитаты: Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Асланова М.С., Якупова В.А. Факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 410–430. DOI: 10.21638/spbu16.2022.402

Литература

Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. С. 94–109.

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Ощепкова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6199-4649, e-mail: oshchepkova_es@iling-ran.ru

Асланова Маргарита Сергеевна, Младший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3150-221X, e-mail: simomargarita@yandex.ru

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9472-8283, e-mail: vera.a.romanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 213
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 280
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 1