Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация Материалы конференции Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Год издания: 2011 |
Рефлексивный компонент интегративной модели доверия-недоверия при состоянии зависимости 12Никишина В.Б. Запесоцкая И.В. Копылова П.В. АннотацияПредставлен системный подход к изучению феноменологии состояния зависимости. Приводятся теоретические обоснования рассмотрения рефлексивности как компонента модели доверия-недоверия. По результатам эмпирического исследования авторы делают вывод об опосредующей роли рефлексивности по отношению к системе доверия-недоверия, а также описывают видоспецифические и общие особенности деструкции взаимосвязи системы доверия-недоверия и рефлексивности при состоянии зависимости. Ключевые слова: состояние зависимости, рефлексивность, доверие к себе, доверие к миру, доверие к людям Рубрика: Секционные заседания Тип: материалы конференции Фрагмент статьи
В настоящее время всё большее внимание уделяется системному подходу к изучению зависимости. Наряду с необходимостью развития клинико-биологического представления о состоянии зависимости, особое значение приобретает изучение индивидуально-личностных факторов возникновения зависимости, что является основой для создания лечебно-реабилитационных программ. В отечественной психологии рефлексивность в системе свойств личности человека описывается как интегративное, «всепроникающее» свойство (Карпов, 2003), а также как центральный феномен человеческой субъективности (Слободчиков, Исаев, 1995). Феномен доверия есть рефлексивный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить отношения с окружающим миром и людьми (Скрипкина, 2000). Основываясь на научных положениях об интегративном характере рефлексивности в системе личностных свойств человека, и ее взаимосвязи с феноменом доверия, мы допускаем, что, проецируясь на систему доверия-недоверия, рефлексивность опосредует особенности функционирования и структуру данной системы в ее видоспецифических образованиях (доверие к себе, доверие к миру, доверие к другим людям). <...> Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология личности | Матюшкина Е.Я., Кантемирова А.А. Профессиональное выгорание и рефлексия специалистов помогающих профессий Клиническая психология | Бадалов А.А., Бровкина С.Н., Арпентьева М.Р., Калинин С.С., Кассымова Г.К. Архетип интеллектуальной деятельности: современная методология дескрипции протофеномена Клиническая психология, Психофизиология | Иосифян М.А., Мершина Е.А., Баженова Д.А., Синицын В.Е., Ларина О.М., Печенкова Е.В. Теория и методология | Рунец О.В. Апробация личностного опросника Н.Б. Астаниной «Методика изучения доверия к себе» Психология образования | Анисимов А.И., Киреева Н.Н. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|