Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация Материалы конференции Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Год издания: 2011 |
Связь аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрастеПолный текст
Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. [30, с.14] Объектом нашего исследования является аддиктивное поведение и агрессивность в подростковом возрасте. В качестве предмета исследования выступают характеристики аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте. Цель исследования – изучить характеристики аддиктивного поведения и агрессивности у подростков. Она конкретизируется в исследовательских задачах:
Гипотеза: между склонностью к аддиктивному поведению и агрессивностью у подростков существует связь Методология и методы исследования. Наше исследование основывается на таких психодинамических моделях аддиктивного поведения, как: классический психоанализ, который рассматривал злоупотребление психоактивными веществами как дефект в психосексуальным созревании, приводящий к оральной неудовлетворенности, что в свою очередь провоцировало регрессию на оральную стадию психосексуального развития (С. Даулинг) и фиксацию на этой стадии; трансактный анализ (Э. Берн). В соответствии с теорией Э. Берна нормальное развитие личности предполагает согласованность между собой важнейших аспектов эго-состояний Ребенка, Взрослого и Родителя. В связи с этим многие исследователи предполагают, что у наркомана доминирует одно эго-состояние либо одно эго состояние заражено другим (Березин С.В., Лисецкий К.С.), другие исследователи рассматривают наркоманию как психологическую игру. Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество и др. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич), проективная методика на выявление степени агрессивности «Тест руки Вагнера», а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Научная новизна и значимость полученных результатов работы заключается в изучении характеристик аддиктивного поведения и агрессивности у подростков и расширение существующих знаний о связи склонности аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения. По окончании исследования мы разработали программу профилактики аддиктивного поведения «Будь свободным» как для подростков, входящих в группу риска, так и в целях первичной профилактики. При анализе и сравнении результатов изучения характеристик аддиктивного поведения подростков было выявлено следующее:
Склонность к наркотической зависимости у лицеистов значительно выше, чем у школьников. Ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения. Мы можем отметить данную группу респондентов, как стремящихся попробовать что-то новое, имеющих недостоверную информацию и неправильное представление о влиянии психоактивных веществ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формирование навыков противостояния данному явлению. Стоит отметить также вариативность зависимостей отвечающих:
Для респондентов-школьников в большей степени характерны тенденция к агрессии и реальная агрессия. Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессия» позволяет понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб или вызывает психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность). Тенденция к агрессии имеет место, когда подросток, используя агрессивные действия, достигает цели. Реальная же агрессия направлена скорее на причинение вреда себе или окружающим. Если агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, то в данном случае можно говорить о мотивации достижения успеха. Проведя тесты «Мотивация к достижению успеха» и «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элерса, мы определим уровни достижения успеха и избегания неудач у подростков:
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить следующие позиции:
Полученные данные в основном подтверждают рабочую гипотезу. Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что:
Можно предположить, что именно компьютерные игры агрессивного содержания скорее всего могут спровоцировать реальную агрессию, которая предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы; нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными. Выявлены значимые различия склонности к аддиктивному поведению между двумя выборками; так, в результате сравнения двух независимых выборок мы выявили существенные различия (1,97 и 5,16, при р>0,05) в склонности к аддиктивному поведению. Респонденты-школьники наименее склонны к зависимому поведению, чем респонденты-лицеисты. Учащиеся профессионально-технического лицея в большей степени склонны к зависимому поведению. Подростковый возраст— период выбора самостоятельного образа жизни и собственных ценностей, период негативистического отношения к словесному воздействию и отрицания принятых критериев, авторитетов; в этот момент формируется жизненно необходимая черта в развитии личности –агрессивность. Если для формирования данного образования будут все необходимые условия, то агрессивность сформируется и начнет выполнять определенные конструктивные функции в жизни человека. Если же таких условий не будет, то подросток найдет другие способы и пути проявления агрессивности, но уже данная черта будет нести разрушительную силу. Так подросток может стать зависим от психоактивных веществ. В этот период чрезвычайно возрастает значение микросреды, товарищей, чувство возрастного коллективизма. Влияние «своей группы», стремление не отстать от сверстников, определенная мода, любопытство и зачастую гипертрофированное желание получить удовольствие, «вкусить запретный плод», скука, при которой подросток готов пойти на любое безрассудство — вот главнейшие причины приобщения молодых людей к психоактивным веществам. В период обучения в профессионально-техническом лицее у учащихся расширяется круг общения, увеличиваются «связи», и увеличиваются возможности для получения удовлетворения посредством употребления психоактивных веществ. Существует связь между уровнем агрессивности и мотивацией к достижению успеха. Изучение характеристик аддиктивного поведения и агрессивности у подростков показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, окружающая среда, внутренний дискомфорт, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер. Статьи по теме
Случай из практики | Шустов А.Д., Шустов Д.И., Тучина О.Д., Шустова С.А. Самоорганизующиеся терапевтические системы при амбулаторной терапии пограничных зависимых пациентов Социальная психология | Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов Психология личности, Психология развития | Логвиненко Т.И., Таланцева О.И., Волохова Е.М., Халаф Ш., Григоренко Е.Л. Психология личности, Психология развития | Пантелеев А.В., Савельева В.С. Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках | Климанова С.Г., Трусова А.В., Киселев А.С., Бернцев В.А., Громыко Д.И., Илюк Р.Д., Крупицкий Е.М. Адаптация русскоязычной версии опросника для оценки готовности к изменениям (SOCRATES) |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|