Родилась 10 мая 1964 года в г. Кузнецке Пензенской области.
Образование. В 1987 году с отличием закончила отделение психологии биологического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Работа в ВУЗе
В Педагогическом институте работает с 1989 года ассистентом, с 1996 года – старшим преподавателем, с 2000 года – доцентом. С 2001 по 2005 годы заведовала кафедрой дефектологии, с 2005 года заведует кафедрой специальной психологии, с 2001 по 2009 годы являлась заместителем декана факультета по учебной работе. Стаж работы в Педагогическом институте – 20 лет.
Опыт практической деятельности. С 1989 по 1999 годы совмещала работу в институте с работой психолога в Гимназии № 4 г. Саратова, Музыкально-эстетическом лицее г. Энгельса, Детском саду – начальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи №232 г. Саратова, Диагностико-консультативном центре г. Саратова. С 2004 года – член, с 2006 года – председатель экспертной группы «Коррекционная педагогика» по аттестации учителей, воспитателей и логопедов на высшую и первую квалификационные категории при Министерстве образования Саратовской области.
В 2000 году закончила заочную аспирантуру при кафедре олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) и защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.10 – коррекционная психология (умственно отсталых) на тему «Формирование ориентировочной деятельности умственно отсталых детей при решении наглядно-действенных задач» под руководством докт. психол. наук, профессора, зав. кафедрой олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ю.Т. Матасова.
В 2001 году Л.В. Шиповой присуждено ученое звание доцента.
Шипова Л.В. – член Российского психологического общества.
Читаемые курсы: введение в специальность, специальная психология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, психолого-педагогическая диагностика и консультирование.
Л.В. Шипова является автором и составителем 12 учебно-методических пособий по специальной психологии, олигофренопедагогике, психологии детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития. В соавторстве ею подготовлены методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и дипломных работ по специальности «олигофренопедагогика», по педагогической практике студентов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.
Сфера научных интересов: психология умственно отсталого ребенка, социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью, психология агрессии детей и подростков, совершенствование профессиональной подготовки дефектологов.
Л.В. Шипова имеет более 70 публикаций, в том числе 1 монографию, 12 учебно-методических работ, ежегодно принимает участие в конкурсе научных и учебно-методических трудов преподавателей Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Под руководством Л.В. Шиповой с 2002 по 2007 год по Тематическому плану Министерства образования и науки РФ выполнялось научное исследование на тему «Диагностика, коррекция и профилактика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей с нарушением интеллекта».
Тема диссертационного исследования Л.В. Шиповой «Агрессия умственно отсталых
подростков». По теме диссертационного исследования с 2001 года опубликованы
монография «Исследование агрессии умственно отсталых подростков:
теоретико-методологический подход» (2007), более 30 статей и тезисов в
сборниках научных трудов, 2 учебных пособия.
Л.В. Шипова является участником 2 проектов, организатором 8 всероссийских,
региональных и межвузовских научных конференций по проблемам специальной
психологии и коррекционной педагогики на базе факультета, в том числе
«Психологические проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями развития»
(2001 г.), «Социально-психологические проблемы образования детей с отклонениями
в развитии» (2002 г.), «Обучение и воспитание детей с интеллектуальной
недостаточностью: проблемы теории и практики» (2002 г.), «Актуальные проблемы
образования детей с нарушениями развития» (2004 г.) и др., ответственным
редактором 6 межвузовских сборников научных трудов.
Участие в конкурсах, проектах
1. «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» под эгидой
Программы развития ООН, 2003 год (исполнитель).
2. «Психологические факторы самоповреждающего поведения в подростковом и
юношеском возрасте». Грант № 08-06-00492а РГНФ, 2008 год (исполнитель).
Редактура научных сборников
1. Психологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2001. – 160 с.
2. Социально-психологические проблемы образования детей с отклонениями в
развитии: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: Изд-во
Латанова В.П., 2002. – 234 с.
3. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы
теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов:
Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 268 с.
4. Труды педагогического института Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – Вып. 3
Дефектология. – 272 с.
5. Актуальные проблемы образования детей с нарушениями развития: Сб. науч. тр.
/ Под ред. доц. Л.В. Шиповой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – 276
с.
6. Инклюзивное образование: опыт и перспективы (2009 год).
Публикации
1. Требования к подготовке и защите курсовых работ по олигофренопедагогике.
Учебно-методическое пособие. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. – 48 с. (в
соавторстве с Селивановой Ю.В., Скворцовой В.О.).
2. Формы проявления вербальной агрессии умственно отсталых школьников //
Психология образования 2005. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. – Саратов: Научная книга, 2005. С. 251-256.
3. Психология агрессии подростков. Учебно-методическое пособие. – Саратов:
Изд-во Латанова В.П., 2005. – 72 с.
4. Коррекция агрессии школьников // Семья и здоровье ребенка: Материалы XII
Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные
опасности и тревоги» – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2005. – С.
348-351.
5. Психологическое изучение криминальной агрессии несовершеннолетних //
Педагогические технологии в вузе и школе. Сб. науч. трудов. – Саратов: Научная
книга, 2005. – С. 84-93.
6. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у умственно отсталых
школьников // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб.
науч. статей. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 184-191.
7. Проблема коррекции агрессивного поведения детей в зарубежной психологии //
Проблемы специальной психологии и педагогики. Сб. науч. трудов преподавателей и
студентов факультета коррекционной педагогики и специальной психологии ПИ СГУ
им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 9-14.
8. Формы агрессии подростков // Социальные идеалы в стратегиях общественного
развития. Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Научная книга, 2005.- С.
286-291.
9. Семейные факторы агрессии подростков // Социальная защита детства: Материалы
XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные
опасности и тревоги» – СПб.: «Астерион», 2006. – С. 211-213.
10. Проблемы коррекции агрессии школьников в отечественной психологии и
педагогике // Актуальные проблемы образования детей с нарушениями развития. Сб.
науч. трудов / Под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. –
С. 240-251.
11. Исследование правонарушений несовершеннолетних с умственной отсталостью:
психологический аспект // Педагогические технологии в вузе и школе. Сб. науч.
трудов. – Саратов: Научная книга, 2006. – С. 325-329.
12. Исследование агрессии умственно отсталых подростков:
теоретико-методологический подход. – Саратов, ИЦ «Наука», 2007. – 168 с.
13. Направления коррекции агрессии подростков // Девиантное поведение: проблемы
профилактики, диагностики и коррекции: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием 28-29 ноября 2008 года
/ Под науч. ред. Н.А. Польской. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С 352-359.
14. Технологии коррекции агрессивного поведения школьников // Философия и
образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. статей. – Саратов:
ИЦ «Наука», 2008. – С. 174-182.
15. Диагностика агрессии у школьников. Учебно-методическое пособие. – Саратов:
ИЦ «Наука», 2008. – 86 с.