Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Протокол логопедического обследования ребенка. Универсальная схема для всех видов речевых нарушений 324

Климонтович Е.Ю.
учитель-логопед, Центр лечебной педагогики, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Полный текст

Протокол - документ с записью всего происходящего…

С.И. Ожегов. Словарь русского языка

 

Введение

Для всех детских коррекционных учреждений актуален вопрос, как максимально эффективно проводить логопедическое обследование, получать исчерпывающие данные, четко и компактно регистрировать эти данные в карте ребенка. Как максимально объективно проводить и фиксировать результаты динамических исследований. Какой должна быть форма записи полученных результатов, чтобы составление перспективного плана работы с ребенком естественно и наглядно вытекало из материалов исследования. Как, наконец, визуализировать результаты обследования ребенка, сделав их понятными не только для специалистов – логопедов, но и для всех заинтересованных лиц (родителей, администраторов, специалистов других профилей). Специалистами психолого–логопедического отдела Центра психолого-медико–социального сопровождения детей и подростков была разработана схема регистрации результатов обследования речи детей (протокол) в условиях амбулаторного приема, которая, на наш взгляд, может представлять интерес и для сотрудников других учреждений.

Предлагаемый нами протокол обследования речи состоит из трех частей: 1) краткое первичное обследование, 2) полное обследование устной речи и 3) обследование письменной речи. Целью первичного обследования является определение предварительного речевого диагноза, необходимости в консультациях других специалистов центра, принятие решения о постановке в очередь на логопедические занятия или о направлении в другие учреждения. Результаты заносятся в стандартную речевую карту (бланк  № 1).

Полное логопедическое обследование проводится в тех случаях, когда ребенок зачисляется на логопедические занятия.

Схема обследования разбита на диагностически значимые подразделы: обследование звукопроизношения, фонематического слуха и т. д., в соответствии с принятыми в логопедии принципами выделения диагностически значимых элементов. Внутри каждого подраздела перечислены патологические признаки, которые могут возникнуть в этой части речевой системы ребенка. Оценка проводится следующим образом: 0 – отсутствие патологического признака, то есть норма. 1 – наличие патологического признака. На основании полученных результатов заполняются бланки-схемы (бланк № 2 – для устной и № 3 – для письменной речи), составленные таким образом, что с их помощью можно получить цифровые данные для последующего составления диаграммы (профиля) речевого состояния ребенка, которая фиксируется в специальной сводной таблице результатов речевого обследования.

            Поскольку каждый диагностически значимый подраздел имеет разное количество пунктов, для составления диаграммы сумма всех пунктов каждого подраздела условно принимается за 100%. «Цена» каждого балла составляет ту часть от 100%, которая соответствует количеству пунктов в подразделе. Например, если в подразделе 12 пунктов,  то «цена» каждой единицы равна приблизительно 8 . Таким образом, легко посчитать, на какой приблизительно процент повреждена функция. Если из 12 пунктов единицей отмечено 5, то получается, что функция повреждена приблизительно на 40 % . Сводная таблица результатов речевого обследования составлена таким образом, чтобы специалист, просто занеся в нее полученные данные, мог увидеть результат, не вычисляя его. Например, если при исследовании звукопроизношения 21 пункт был оценен единицей, то в соответствующей графе сводной таблицы следует отсчитать и заштриховать 21 клетку. С левой стороны таблицы помещена шкала процентов, с помощью которой легко увидеть,  какой процент данной функции пострадал.

            С помощью сводной таблицы также можно понять и приблизительный процент повреждения речевой функции в целом. Каждый столбик таблицы является элементом общей картины речевого состояния ребенка. Соответственно, если всю картину речевого состояния принять за 100%, а выделенных компонентов у нас 12, то каждый компонент – столбик в сводной таблице бланка № 2 равен 8 %. Соответствующая шкала процентов расположена с правой стороны таблицы.

Таким образом, 21 единица повреждения звукопроизношения составляет, с одной стороны, 44 % повреждения с точки зрения сформированности этой функции, а с другой стороны, 3% от сформированности речевой функции в целом. Внизу сводной таблицы находится шкала общего речевого состояния. Из суммы показателей каждого столбика и сложится процент повреждения речевой функции.

Таблица дает наглядное, достаточно объективное представление о состоянии речи ребенка и позволяет легко и достоверно отслеживать динамику коррекционного процесса. При последующих динамических обследованиях данные заносятся в тот же бланк, и составляется вторая диаграмма, а в конце курса – третья. Это позволяет легко оценить изменения, происшедшие в речевом состоянии ребенка за истекший период.       Обследование проводится с периодичностью один раз в 24 занятия, т.е. ориентировочно 3 раза за курс логопедических занятий: в начале, середине и конце учебного года или определенного назначенного курса.

Протокол обследования письменной речи рекомендуется использовать при обследовании детей старше 8 лет. До этого возраста мы пользуемся бланком № 2, отмечая особенности начального овладения письменной речью в разделе «Учебные навыки».

            На основании данных, полученных в ходе обследования, составляется подробный план работы. Один раз в 12 занятий отмечается динамика выполнения программы, уточняются причины невыполнения или отставания в выполнении программы (частые пропуски, невыполнение домашних заданий, крайняя возбудимость, заторможенность и т.д.). На основании результатов усвоения программы и динамического обследования программа может быть скорректирована. Ребенок может быть направлен на дополнительные обследования специалистов или представлен на консилиум для определения дальнейшей наиболее оптимальной системы коррекционного воздействия. Весь пакет документов вклеивается в карту ребенка.


 

Бланк № 1

 

"    "_________________05 г.

 

 

Заключение логопеда

 

Ф.И.О. специалиста ________________________________________________________

 

1. Имя, фамилия ребенка ______________________________ возраст _______________

 

2. Жалобы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Краткий речевой анамнез  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Поведение на приеме _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

 

5. Общее развитие ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Звучание речи:

 

Темп____________ голос ____________ разборчивость________________

дыхание________________________________________________________

 

9. Состояние артикуляционного аппарата:

 

прикус _______________________ небо ________________________ зубы __________________________

подвижность губ _______________ языка ________________ подъязычная связка ____________________

 

10. Звукопроизношение:

 

 

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

к

г

х

Б

п

т

д

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Фонематический слух:

 

С-ж

С-ш

Ш-ж

Ж-

З

Щ - ш

Щ_ сь

Ц - с

Ц-ть

Ч - ц

Ч-щ

Л - р

П- б

Т - д

К - г

К- х

И-ы

Ц- с

Ч- с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Анализ звукового состава слова ______________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

13. Произнесение слов сложной слоговой структуры _________________________________________________________________________________________

 

14. Понимание речи ________________________________________________________________________

 

15. Грамматический строй речи _________________________________________________________________________________________

 

16. Словарь _______________________________________________________________________________

 

17. Связная речь ___________________________________________________________________________

 

18.Чтение _________________________________________________________________________________

 

19.Письмо _________________________________________________________________________________________

 

_________________________________________________________________________________________

 

 

 Заключение логопеда: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 


 

Бланк № 2

 

Обследование устной речи

 

 

Ф.И.О. специалиста  ________________________________________________________________________

 

Имя, фамилия ребенка ____________________________________________ возраст  __________________

 

Проведение динамических исследований

 

  1. «____» ________________ 200__ г
  2. «____» ________________ 200__ г
  3. «____» ________________ 200__ г

 

Звукопроизношение:

 

Исследование 1 «____» ________________ 200__ г.

 

 

 

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Заменен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Искажен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Не автоматизирован

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Замена по твердости – мягкости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Замена по звонкости – глухости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Нестойкая замена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование 2 «____» ________________ 200__ г.

 

 

 

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Заменен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Искажен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Не автоматизирован

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Замена по твердости – мягкости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Замена по звонкости –глухости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Нестойкая замена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование 3 «____» ________________ 200__ г.

 

 

 

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Заменен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Искажен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Не автоматизирован

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Замена по твердости - мягкости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Замена по звонкости - глухости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Нестойкая замена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Артикуляционный аппарат:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Прогнатия

 

 

 

2

Прогения

 

 

 

3

Прямой открытый прикус

 

 

 

4

Нарушение зубного ряда

 

 

 

5

Тонус губ

 

 

 

6

Тонус языка

 

 

 

7

Короткая подъязычная уздечка

 

 

 

8

Подвижность губ

 

 

 

9

Подвижность языка

 

 

 

10

Гиперсаливация

 

 

 

11

Парез мягкого нёба

 

 

 

 

 Звучание речи:

 

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Голос глухой

 

 

 

2

Голос хриплый

 

 

 

3

Носовой

 

 

 

4

Речь непонятная

 

 

 

5

Речь понятна только близким

 

 

 

6

Речь не красивая, но разборчивая

 

 

 

7

Интонационно–немодулированный

 

 

 

 

 Дыхание, темп, ритм, тип судорог, форма заикания, степень речевых затруднений:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Дыхание грудно-ключичное

 

 

 

2

Речь на инспирации (речь на вдохе)

 

 

 

3

Темп речи замедленный

 

 

 

4

Темп речи ускоренный

 

 

 

5

Запинки бессудорожные

 

 

 

6

Запинки клонического типа

 

 

 

7

Запинки тоно–клонического типа

 

 

 

8

Запинки тонического типа

 

 

 

9

Форма артикуляционная

 

 

 

10

Форма дыхательная

 

 

 

10

Форма голосовая

 

 

 

11

Форма смешанная ( арт.-дыхательная, дыхательно–голосовая и т.д.)

 

 

 

12

Произнесение автоматизированных рядов затруднено

 

 

 

13

Ритмизованная речь затруднена

 

 

 

14

Отраженная речь затруднена

 

 

 

15

Сопряженная речь затруднена

 

 

 

16

Вопросно–ответная речь затруднена

 

 

 

17

Спонтанная речь затруднена

 

 

 

 

 

 

 Дифференциация звуков (на слух):

№ обс

С-Ж

с-ш

ш-ж

ж-3

щ-ш

щ-Сь

ц-с

ц-Ть

ч-с

ч-Ть

ч-Ц

ч-щ

л-р

П-Б

т-д

к-г

к-х

и-ы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ звукового состава слова:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Выделение первого звука в слове

 

 

 

2

Выделение последнего звука в слове

 

 

 

3

Определение количества букв

 

 

 

 

 Слоговая структура слова:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Перестановка слогов

 

 

 

2

Перестановка звуков

 

 

 

3

Упрощение слоговой структуры

 

 

 

4

Недоговаривание слов

 

 

 

 

 Слухоречевая память:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Повторение слов (5) отмечается кол-во пропущенных – замененных сл.

 

 

 

2

Повторение предложений

 

 

 

 

 Понимание речи:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Выполнение простых инструкций

 

 

 

2

Выполнение сложных инструкций

 

 

 

3

Понимание предлогов

 

 

 

4

Понимание категорий рода

 

 

 

5

Понимание категорий числа

 

 

 

6

Понимание предложений

 

 

 

 

 Грамматический строй:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Образование множественного числа имен существительных

 

 

 

2

Образование родительного падежа существительных

 

 

 

3

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов

 

 

 

4

Префиксальное словообразование

 

 

 

5

Согласование прилагательных и существительных

 

 

 

6

Согласование существительных с числительными

 

 

 

7

Образование прилагательных от имен существительных

 

 

 

8

Использование простых предлогов

 

 

 

9

Использование сложных предлогов

 

 

 

 

 

 Состояние словаря:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Предметный словарь

 

 

 

2

Сравнительные прилагательные

 

 

 

3

Синонимы

 

 

 

4

Обобщения

 

 

 

5

Прилагательные

 

 

 

6

Глаголы

 

 

 

7

Образование прилагательных от имен существительных

 

 

 

8

Притяжательные прилагательные

 

 

 

 

 

 Связная речь:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Составление простого предложения

 

 

 

2

Составление сложного предложения

 

 

 

1

Рассказ по картинке

 

 

 

2

Рассказ по серии картинок

 

 

 

3

Пересказ прочитанного

 

 

 

4

Рассказ по представлению

 

 

 

 

 Общее развитие:

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Диалог

 

 

 

2

Геометрические формы

 

 

 

3

Классификация предметов

 

 

 

4

Пространственно-временные представления

 

 

 

5

Различение цветов

 

 

 

 

 Дополнительные данные (в диаграмму не вносятся):

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Соматическая ослабленность

 

 

 

2

Нарушения внимания

 

 

 

3

Истощаемость

 

 

 

4

Возбудимость

 

 

 

5

Расторможенность

 

 

 

6

Зрение

 

 

 

7

Слух

 

 

 

8

Речевая активность

 

 

 

9

Эхолалии

 

 

 

10

 Речевые эмболы

 

 

 

11

Мелкая моторика

 

 

 

 

 Учебные навыки (в диаграмму не вносятся):

 

 

Номер обследования

1

2

3

1

Показывание букв (под диктовку логопеда)

 

 

 

2

Чтение букв

 

 

 

3

Слогов

 

 

 

4

Слов

 

 

 

5

Предложений

 

 

 

6

Текста

 

 

 

7

Счет до 5 прямой

 

 

 

8

Счет от 5 обратный

 

 

 

9

Счет до 10 прямой

 

 

 

10

Счет от 10 обратный

 

 

 

11

Написание печатных букв

 

 

 

12

Письмо слов

 

 

 

13

Коротких текстов

 

 

 

 

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарий: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План коррекционной работы

 

Темы

Сроки

Динамика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

« 9 » сентября 2004 г.

Специалист:

Ф.И.О. Климонтович Екатерина Юрьевна

  Протокол обследования устной речи

Фамилия и имя ребенка Большаков Денис

Возраст: 6 лет

Проведение динамических исследований:

  1. « 9 » сентября 2004 г.
  2. « 12 » января 2005 г.
  3. « 21 » апреля 2005 г.

 

 I. Результаты обследования речи

 

  Звукопроизношение:

Исследование 1 « 9 » сентября 2004 г.

 

 

 

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Заменен

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Искажен

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Не автоматизирован

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

5

Замена по твердости - мягкости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Замена по звонкости - глухости

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Нестойкая замена

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Исследование 2 « 12 » января 2005 г.

 

 

 

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Заменен

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Искажен

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Не автоматизирован

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

5

Замена по твердости - мягкости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Замена по звонкости -глухости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Нестойкая замена

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Исследование 3 « 21 » апреля 2005 г.

 

 

С

С`

З

З`

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л`

Р

Р`

К

Г

Х

Б

П

Т

Д

Й

1

Отсутствует

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Заменен

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Искажен

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Не автоматизирован

0

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

5

Замена по твердости - мягкости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Заменена по звонкости - глухости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Нестойкая замена

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

  Артикуляционный аппарат:

 

 

1

2

3

1

Прогнатия

0

0

0

2

Прогения

0

0

0

3

Прямой открытый прикус

1

1

1

4

Нарушение зубного ряда

1

1

0

5

Тонус губ

1

0

0

6

Тонус я зыка

1

0

0

7

Короткая подъязычная уздечка

0

0

0

8

Подвижность губ

0

0

0

9

Подвижность языка

0

0

0

10

Гиперсаливация

1

1

0

11

Парез мягкого нёба

0

0

0

 

            Звучание речи:

 

 

 

1

2

3

1

Голос глухой

0

0

0

2

Голос хриплый

0

0

0

3

Носовой

1

1

0

4

Речь непонятная

0

0

0

5

Речь понятна только близким

1

0

0

6

Речь не красивая, но разборчивая

0

1

1

7

Интонационно - немодулированный

1

0

0

 

 

 Дыхание, темп, ритм, тип судорог, форма заикания, степень речевых затруднений:

 

 

 

1

2

3

1

Дыхание грудно-ключичное

0

0

0

2

Речь на инспирации (речь на вдохе)

1

0

0

3

Темп речи замедленный

0

0

0

4

Темп речи ускоренный

1

1

0

5

Запинки бессудорожные

1

1

0

6

Запинки клонического типа

0

0

0

7

Запинки тоно–клонического типа

0

0

0

8

Запинки тонического типа

0

0

0

9

Форма артикуляционная

0

0

0

10

Форма дыхательная

0

0

0

10

Форма голосовая

0

0

0

11

Форма смешанная ( арт.-дыхательная, дыхательно–голосовая и т.д.)

0

0

0

12

Произнесение автоматизированных рядов затруднено

0

0

0

13

Ритмизованная речь затруднена

0

0

0

14

Отраженная речь затруднена

0

0

0

15

Сопряженная речь затруднена

0

0

0

16

Вопросно–ответная речь затруднена

0

0

0

17

Спонтанная речь затруднена

0

0

0

 

  Дифференциация звуков (на слух):

 

т-д

п-б

к-г

с-3

ш-ж

щ-Сь

в-ф

ц-Ть

ч-Ть

ч-Ц

ч-щ

л-р

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

0

0

0

0

0

1

 

1

1

1

1

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

  Анализ звукового состава слова:

 

 

1

2

3

1

Выделение первого звука в слове

1

0

0

2

Выделение последнего звука в слове

1

1

0

3

Определение количества букв

1

1

1

 

 Слоговая структура слова:

 

 

 

1

2

3

1

Перестановка слогов

1

0

0

2

Перестановка звуков

1

1

0

3

Упрощение слоговой структуры

1

0

0

4

Недоговаривание слов

1

1

0

 

  Слухоречевая память:

 

 

 

1

2

3

1

Повторение слов (5) отмечается кол-во пропущенных – замененных сл.

1

1

0

2

Повторение предложений

1

1

1

 

Понимание речи:

 

 

 

1

2

3

1

Выполнение простых инструкций

0

0

0

2

Выполнение сложных инструкций

1

0

0

3

Понимание простых предлогов

1

1

0

4

Понимание сложных предлогов

1

1

0

5

Понимание категорий рода

1

0

0

6

Понимание категорий числа

0

0

0

7

Понимание предложений

1

0

0

8

Понимание прочитанного логопедом текста

1

0

0

 

 Грамматический строй:

 

 

 

1

2

3

1

Образование множественного числа имен существительных

1

0

0

2

Образование родительного падежа существительных

1

1

0

3

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов

1

1

0

4

Префиксальное словообразование

1

1

1

5

Согласование прилагательных и существительных

1

1

0

6

Согласование существительных с числительными

1

1

0

7

Образование прилагательных от имен существительных

1

1

1

8

Использование простых предлогов

1

0

0

9

Использование сложных предлогов

1

1

1

 

 

Состояние словаря:

 

 

 

1

2

3

1

Предметный словарь

0

0

0

2

Сравнительные прилагательные

1

0

0

3

Синонимы

1

1

1

4

Обобщения

1

0

0

5

Прилагательные

1

1

0

6

Глаголы

1

0

0

7

Образование прилагательных от имен существительных

1

1

1

8

Притяжательные прилагательные

1

1

0

 

 

Связная речь:

 

 

 

1

2

3

1

Составление простого предложения

0

0

0

2

Составление сложного предложения

1

1

0

3

Рассказ по картинке

1

1

1

4

Рассказ по серии картинок

1

1

0

5

Пересказ прочитанного

1

1

1

6

Рассказ по представлению

1

1

1

 

Дополнительные данные, дополняющие речевое обследование

   Общие сведения.

1. Состояние слуха - норма.

2. Зрение - норма.

3. Соматическая ослабленность - аденоиды,часто болеет простудными заболеваниями.

4. Нарушение внимания - отмечается нарушение преимущественно слухового внимания.

5. Истощаемость - отмечается.

6. Состояние мелкой моторики - отмечаются трудности в обучении использованию карандаша и ручки.

7. Состояние общей моторики - соответствует возрасту.

8. Ведущая рука - правая.

 Поведение на приеме, речевые особенности.

1. Поведение на приеме - возбужден, невнимателен, не проявляет интереса к заданиям, но и не отказывается их выполнять. Помощь принимает.

2. Речевая активность - невысокая.

3. Диалог - отвечает на вопросы односложно, сам вопросов не задает.

4. Особенности речи ребенка (эхолалии, речевые эмболы и др.) - не отмечаются.

 Общее развитие.

1. Знание геометрических форм - формы соотносит, но называет только круг, квадрат и овал.

2. Знание цветов- называет основные цвета, соотносит оттенки уверенно.

3. Размер - владеет понятиями больше – меньше.

4. Классификация (с учетом возраста) -  доступна.

5. Пространственно – временные представления - во времени ориентирован, различает время суток , времена года, месяцы и дни недели называет неуверенно.

 Учебные навыки.

1. Чтение (показывание букв, чтение букв, слогов, слов, предложений, текста) - буквы читает, показывает без труда, но в слог не сливает.

2. Счёт - прямой и обратный в пределах 10.

3. Письмо - пишет слова: мама, папа, своё имя - зеркальности в письме не отмечено.

Комментарий: 9 сентября 2004 г.  – мальчик проходит курс лечения у невролога, наблюдается педиатром центра. Психолог отмечает высокий уровень выполнения невербальных заданий.

21 апреля 2005 г.– отмечается значительная положительная динамика речевого состояния. На данный момент уровень развития речи соответствует ОНР 3.

Рекомендации: 9 сентября 2004 г.: индивидуальные логопедические занятия 3 – 4 раза в неделю.

21 апреля 2005 г.: продолжить занятия в группе подготовки к школе в центре.

 

Заключение: 9 сентября 2004 г. – ОНР – 2 на фоне дизартрии в легкой степени и педагогической запущенности.

21 апреля 2005 года отмечается положительная динамика. На данный момент развитие речи соответствует ОНР 3.

 

 

 

 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  2. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. -  СПб.:  МиМ, 1997.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: ВЛАДОС, 1998.
  5. Логопедия. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  6.  Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с ОНР. Илюк М. А., Волкова Г.А. - М.: КАРО, 2004.
  7. Усанова О.Н. Специальная психология  М.: Изд. МГПУ им. Ленина, 1990.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Коррекционное обучение и воспитание детей 5–летнего возраста. - М.: Министерство образования РСФСР, 1991.
  9. Хрестоматия по логопедии в 2-х тт. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. -  М.: ВЛАДОС, 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика