Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности*

232

Общая информация

* Продолжение. Начало в № 4 2004 г., № 1 2005 г.

Ключевые слова: подготовка к школе, дети с отклоняющимся развитием, старший дошкольный возраст

Рубрика издания: Учебные и методические пособия

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Выгодская И.Г., Кукаркина Е.Б., Лущекина Е.А., Субботина Е.В. Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 2. С. 42–54.

Фрагмент статьи

Подготовка к обучению чтению и письму детей с отклоняющимся развитием старшего дошкольного возраста в группе подготовки к школе.

Полный текст

ПОДГОТОВКА К  ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

 

Планы занятий 

 

3. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЕМ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

 

Задачи:

- знакомство детей со звонкими и глухими фонемами

- введение понятия твердости-мягкости звука

- релаксация мышц по контрасту с напряжением

- развитие фразовой речи

 

Материалы:

      -  демонстрационная карта Звукограда (см. в предыдущем номере);

      -  игрушечная черепашка (поделка).

 

Ход занятия.

1. Организационный момент  (см. первый этап).

2. Релаксация. Расслабление мышц ног.

3. Сопряженная гимнастика.

Упражнение «Пружинки». П.: Представьте себе, что в полу пружинки. Поставьте ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из-под пола и отталкивают носки ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова надо крепко прижать стопы к полу, напрячь ноги. Перестали нажимать на пружинки, ноги расслабились. Как приятно! Отдыхаем.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок, отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко…ровно…глубоко…

Упражнение «Загораем». Вытянуть напряженные ноги вперед, сидя на стуле, представить себе, что ноги загорают, опустить и расслабить ноги.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим…Держим…Напрягаем…

Загорели! Опускаем!

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

 

3. Сопряженная гимнастика.

П.: У каждого человека в горле есть «голосовая машинка»; проверьте ее работу – положите руку на шею и спойте для Типтопа звуки с улицы Певцов: АЫЭОУ. Что вы чувствуете? (Ладошке щекотно, мотор работает). Теперь Типтоп хочет послушать другие звуки. Вы можете их произнести при помощи губ, языка и голос:а ладошку держим на шее и проверяем работу «голосовой машинки", другая рука помогает губам и языку:

- губы сжать, кулак свободной руки сжать, быстро с громким барабанным стуком разжать: БББ;

- язык вытянуть вниз, указательным пальцем показать вниз — это  комарик летит к травке и громко зудит: ЗЗЗ (язык между губами);

- язык вытянуть к носу, пальцем показать, как жук летит вверх и громко жужжит: ЖЖЖ (язык между губами);

- языком, как молотком, стучать о верхние зубы, кулаком показывать движение молотобойца, забивающего гвоздь в потолок: ДДД;

- язык оттянуть в глубину рта, показывая пальцем направление движения языка, громко произнести: ГГГ;

- верхними зубами прикусить нижнюю губу и соединить кончики пальцев рук: ВВВ.

 

4. ЗНАКОМСТВО С АРТИКУЛЕМАМИ ЗВОНКИХ  СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (ПО ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ КАРТЕ ЗВУКОГРАДА)

 

П.: Медленно, но уверенно Типтоп направился на соседнюю улицу и услышал бухтение, зудение, гогот, жужжание, мычание, рычание, лай… Это разговаривают жители Громкой улицы Б, З, Г, Ж, В. При произнесении звуков на Громкой улице голосовая машинка работает, вибрирует. Подошел Типтоп ближе, видит: в домах квадратные окошки, шторки раскрашены пополам синим и зеленым. Жители такие громкоголосые, что пришлось вставить в окна толстые двойные рамы, чтобы стекла не вылетели. Догадался Типтоп, что он попал на Громкую улицу. Голоса у всех звуков громкие, звонкие, а характеры разные:

Й – громкий, быстрый, веселый звук, характер у него мягкий, поэтому на его окошке зеленая шторка. Ж – звук громкий, сердитый с твердым характером, шторка на его окне синяя. Звуки Й и Ж живут в отдельных домиках.

Остальные звуки – братья-близнецы. Они похожи, но характеры у них разные. Звонкие звуки с твердым характером – М, Б, З, Г, В, Р, Л, Н, Д – произносятся твердо. Звонкие звуки с мягким характером – Мь, Бь, Зь, Гь, Вь, Рь, Ль, Нь, Дь – произносятся мягко. Живут братья-близнецы парами: М-Мь, Б-Бь, З-Зь, Г-Гь, В-Вь, Р-Рь, Л-Ль, Н-Нь, Д- Дь, каждая пара звуков смотрит в одно окошко, а на окошке две шторки: синяя и зеленая. За синей шторкой слышен твердый звук, за зеленой – мягкий.

 

5. РАБОТА НАД ФОНЕМАТИЧЕСКИМ СЛУХОМ: ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВОНКОГО ЗВУКА В НАЧАЛЕ СЛОВА

 

П. читает стихотворения. А дети определяют, какое слово начинается на твердый, а какое – на мягкий звук:

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Галка, сидя на плетне,

Головой кивает мне.

Жаба ждет, раздув живот,

Жук летит ей прямо в рот.

Ласточка все лето

Летает, как ракета.

Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом!

Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой крыши.

Дятел в дуб все тук да тук…

Дуб скрипит:"Что там за стук?».

Зяблик в роще засвистал,

Заяц струсил и удрал.

Мама мыла Милу мылом,

Мыться Мила не любила.

Роет землю серый крот –

Разоряет огород.

 

 

6. РАБОТА НАД ФРАЗОВОЙ РЕЧЬЮ

 

Составление букета «Осень». Каждый из детей ставит в вазу приготовленную дома ветку и рассказывает о том, как он сделал эту ветку, какие на ней листья и т.п. (см. описание букета «Времена года» в журнале "Аутизм" №4 за 2004г.).

Домашнее задание:

- ориентируясь на карту Звукограда, при помощи взрослых наклеить квадратные шторки на буквы Б, З, Г, Ж, В, Д, четко произнося соответствующие звуки. (Ребенку с нарушенным звукопроизношением предлагается не произносить, а слушать звук).

- вслед за взрослым четко повторять стихи, которые начинаются со звонких звуков;

- вспомнить и рассказать, как составляли осенний букет.

 

Аналогично на последующих занятиях проводится работа с ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ.

Содержание работы.

 

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ (повторяются).

 

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИИ аналогичны упражнениям для  звонких звуков. Однако детям предлагается почувствовать, что при произнесении глухих согласных голосовая машинка отдыхает:

- губы тихо пыхтят: ППП;

- язык «лопатой», тихо дуем на подбородок: ССС;

- язык отодвигается назад, в глубину рта и тихо "кашляет":      ККК;

- язык «чашечкой», тихо дуем на нос: ШШШ;

- губы "фырчат": ФФФ;

- язык, как тихий молоточек, ударяется о верхние зубы: ТТТ.

После артикуляционной гимнастики для детей становится очевидным отличие глухих согласных от звонких: на карте Звукограда  по соседству с Громкой улицей находится Тихая. Звуки, живущие на ней, похожи на своих соседей с Громкой улицы, только голосовая машинка у них не работает.

 

3. ЗНАКОМСТВО С АРТИКУЛЕМАМИ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ( ПО ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ КАРТЕ ЗВУКОГРАДА)

 

П.:

Как будто быстро открывают ворота тихие пыхтелки П-Пь (похожи на Б-Бь).

Тихие свистелки С-Сь похожи на зуделок З-Зь.

Кудахталки К-Кь похожи на гоготалок Г-Гь.

Фырчалки Ф-Фь похожи на вопилок В-Вь.

Тихие тик-таки Т-Ть похожи на дуделок Д-Дь.

Тихая шипелка Ш похожа на жужжалку Ж.

Как и на Громкой улице здесь есть твердые и мягкие звуки. Звуки-близнецы слышны из одного окошка (из-за квадратных шторок): твердый звук из-за зеленой шторки, а мягкий – из-за синей. Шторки, за которыми живут Ш и Ц раскрашены только синим- эти звуки всегда твердые, а шторки у Ч и Щ – зеленые, они всегда мягкие.

 

4. РАБОТА НАД ФОНЕМАТИЧЕСКИМ СЛУХОМ. СТИХИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

 

П. читает стихи. Дети определяют, какое слово начинается на твердый, а какое на мягкий звук.


Слон ужасно заболел,

Сливу с косточкою съел.

Пчелка трудится весь день,

Петушку и клюнуть лень.

Флот плывет к родной земле.

 

 

 

Флаг на каждом корабле.

Цапля в сереньком платочке

Целый час стоит на кочке.

Шимпанзе грызет бисквит.

Шпиц от зависти дрожит.

Крыса мчится через мост

Кот за ней, задравши хвост.

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Топором стучит мой друг.

Хомяку сказал хорек:

«Хвост твой узок, мой широк!»

Червячок влез на цветок,

Чиж слетел и клюнул в бок!

Щурка летает в гуще ветвей,

Щелкает в роще певец-соловей.


 

5. РАБОТА НАД ФРАЗОВОЙ РЕЧЬЮ

 

П. предлагает детям положить ладони на стол и повторить за ним простое предложение (например: «Вот букет»). При произнесении первого слова дети ударяют по столу левой рукой, при произнесении второго слова – правой. В конце предложения нужно поставить точку – сомкнуть губы и ударить по столу указательным пальцем правой руки. Предложения составляются по пособиям «Волшебное дерево» и «Букет времен года».

 

Домашнее задание:

- ориентируясь на карту Звукограда, при помощи взрослых наклеить квадратные шторки на буквы П, С, К, Ш, Ф, Т, четко произнося соответствующие звуки. (Ребенку с нарушенным звукопроизношением предлагается не произносить, а слушать звуки);

- вслед за взрослым четко повторять стихи, которые начинаются с глухих согласных;

- составить предложения по пособиям «Волшебное дерево» и «Букет времен года».

 

4. УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЕМ И ЗНАКОМСТВО

 С ГРАФЕМАМИ

 

Задачи:

- знакомство с демонстрационной картой Буквограда, которая  рассматривается не по вертикали, как карта Звукограда, а по горизонтали (прогулки по переулкам Буквограда). В каждом переулке помещены буквы, обозначающие звуки со сходными артикуляционными характеристиками;

- знакомство с графемами;

- дифференциация на слух звонких-глухих и твердых-мягких согласных;

- знакомство с ударением.

 

Материалы:

-  демонстрационная карта Буквограда (см. журнал "Аутизм" № 1 за 2005 г.);

- рабочие странички («Воротный переулок», «Веселый переулок», «переулок Дразнилок», «Сердитый переулок», «Паровозный переулок»);

- пособия «Букет времен года» и «Волшебное дерево».

 

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ И НАПИСАНИЕ БУКВ «А», «Я», «М», «Б», «П»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Релаксация: упражнения для релаксации мышц рук и ног повторяются.

     3. Сопряженная гимнастика

Расслабление мышц живота.

Упражнение «Шарик». П.: Положите руки на живот. Надо надуть живот так, будто это воздушный шар: мышцы живота сильно напрягаются, это неприятно. Теперь надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик (спокойный вдох, плечи не поднимать).

     Вот как шарик надуваем!

    А рукою проверяем (вдох):

    Шарик лопнул – выдыхаем.

    Наши мышцы расслабляем!

 

    Дышится легко… ровно… глубоко…

 

    3. Сопряженная гимнастика

В основе упражнений лежит артикуляция губных звуков «П», «Б» и «М»:

П.: Губы сомкнуть, соединить пальцы, как будто ворота закрыты. Включить «голосовую машинку»: МММ; выключить «голосовую машинку», тихо и быстро разомкнуть пальцы и губы: П. Закрыть ворота. Включить голос, быстро и громко разомкнуть губы: Б. Положить руку на шею, проверить работу голоса (рис. 1).

 

Рис. 1. "Ворота".

 

1.               Соотнесение фонем с графемами

П.: Постучал Типтоп лапкой в круглые окошки: Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Отзовись, знакомый звук! Из-за шторок слышатся звуки А и Я. Постучал Типтоп в квадратные окошки и услышал: М,  Мь, Б, Бь, П, Пь. Звуки-близнецы М и Мь живут за плотно закрытыми воротами. Звуки-близнецы Б и Бь как будто барабанщики выходят из ворот. У звуков-близнецов П и Пь сомкнутые губы тихо и быстро открываются, и слышится тихая пыхтелка. Посмотрел Типтоп на губы ребят и понял, что он в Воротном переулке. И тут случилось волшебство: шторки распахнулись, а за ними появились буквы. Так началось превращение Звукограда в Буквоград. Обрадовался Типтоп, что сможет познакомиться с буквами и научиться читать и писать. Звуки и буквы М, Б, П согласны с певцами А, Ы, Э, О, У, они твердые, их надо раскрасить синим цветом, а звуки Мь, Бь, Пь согласны с улыбчивыми певцами Я, И, Е, Ё, Ю и с мягким знаком, они мягкие, и их надо раскрасить зеленым цветом.

 

Рис. 2. «Воротный переулок».

 

П.: У звука-певца А рот, как ворота, открыт, «и никто не раз­берет, где ворота, а где рот». Сколько звуков А в словах астра, азбука, айва? Какой звук А звучит громче: первый или последний? Самый громкий звук — главный командир. Например, в слове астра он сто­ит в начале слова, в слове айва он стоит в конце слова. Буква А — как вратарь: ноги широко расставила, для ус­тойчивости прямой поясок надела. На рабочей страничке в круглом окошке найди букву А. Пой и раскрашивай букву красным, так как все буквы на улице Певцов носят красную одежду. Звук Я начинает свою песенку с короткой улыбки, а потом рот раскрывает широко, как ворота. В словах яма, семья назови место звука Я (в начале или в  конце слова). Где у них звук-командир? Буква Я выставила ножку вперед, головку немного задра­ла, другую ножку отставила, как будто выходит из откры­тых ворот. Пой и раскрашивай букву Я красным в круглом окошке. Звуки-близнецы М, Мь живут за плотно закрытыми ворота­ми. Твердый М всегда согласен с певцами А, Ы, Э, О, У; мягкий Мь согласен с улыбчивыми певцами: Я, И, Е, Е, Ю. Звуки-близнецы Б и Бь — бьют в барабаны то твердо «Б-Б-Б», то мягко «Бь-Бь-Бь». Буква М — две палочки, посередине — галочка. Две пря­мые палочки, как ворота; две косые палочки в воротах плот­но сомкнуты, как мычащие губки. В квадратном окошке найди букву М, которая согласна с певцами А, Ы, Э, О, У. Звук М живет за толстой рамкой, и букву обводим двойной линией. В шутку такую букву назовем толстушкой. Почему эту толстушку надо раскрасить синим цветом? В другом окошке буква М, согласная с певцами Я, И, Е, Ё, Ю и с Ь. Почему ее надо раскрасить зеленым цветом? Буква Б похожа на барабанщика в берете с козырьком. Раскрасим в верхнем квадратном окошке букву Б синим цветом, а в нижнем — зеленым. Как ты думаешь, почему?

У звуков-близнецов П и Пь сомкнутые губы тихо и быст­ро открываются, как ворота, и слышится тихая быстрая пыхтелка: твердо П и мягко Пь. Буква П похожа на ворота: две прямые палочки, сверху перекладинка. В квадратных окошках найди буквы П. Ка­кую из них надо раскрасить синим, какую — зеленым?

2.               Развитие фразовой речи и работа над пересказом

Используя пособие «Волшебное дерево», дети под руководством П. задают друг другу вопросы, составляют задачи, ведут беседу. Например: «На моем дереве выросло 5 красных яблок, 1 зеленое яблоко и 1 груша. У меня всего 7 фруктов. Я сорвал 1 яблоко и положил его в корзину. Сколько фруктов осталось на дереве?» и т.п. Букет "Времена года» постепенно превращается в «Букет успехов» - на нем появляются «флажки успехов». Ребенок рассказывает: «Вчера я помогал маме подметать, на своем флажке я нарисовал веник»; «Я научился говорить правильно звук «Ш», на своем флажке я написал букву «Ш» и т.п. В декабре дети добавляют в букет «зимние ветки», покрытые ватой или белой бумагой, и рассказывают о своих поделках. Отрабатывается фраза: «За осенью идет зима». Начинается подготовка к праздничной Ёлке с соответствующим речевым материалом (стихи, рассказы и т.п.).

  Домашнее задание:

- на карте Буквограда показывать Воротный переулок, четко произнося соответствующие фонемы. Раскрасить круглые рамки красным, а квадратные – наполовину синим и наполовину зеленым. Объяснить, почему у М и Б рамки двойные, а у П. – одинарная;

- на рабочей страничке обвести буквы М Б П в верхнем ряду синим, т. к. они согласны с певцами и звучат твердо, а в нижнем ряду – зеленым, т.к. они согласны с улыбчивыми певцами и звучат мягко.

- завести тетрадку в клетку для совместной работы ребенка и родителя: родитель пишет соответствующие слоги, ребенок их обводит: БА, БЯ и т. д.

Аналогично проводится дальнейшая работа

С гласными «Ы», «И»; СВИСТЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ «С», «З», «Ц» («Веселый переулок»).

Содержание работы.

1. Упражнения для релаксации мышц рук, ног и живота (повторяются).

2. Упражнения для сопряженной гимнастики.

Упражнение «Горка» (рис. 3):

П.: На счет «раз» соединить подушечки пальцев, кисть одной руки расположить ладонью вверх, другой кистью показать горку. На счет «два» показать горку языком, кончиком языка упираясь в нижние зубы. На счет «три» губы растянуть в широкой улыбке.

Упражнение «Лодочка» (рис. 4):

П.: На счет «раз» сложить ладони лодочкой. На счет «два» показать лодочку языком, сложив его пополам между нижними зубами.

3. Соотнесение фонем с графемами.

Рис. 5. «Веселый переулок».

П.: Звук Ы — как песенка веселого медвежонка. На лице звука Ы очень широкая улыбка. Звук Ы — командир в словах: сыр, бык, грибы. Буква Ы такая же пузатая, как веселый  медве­жонок. «На вид сердита, а характером скромна: никогда в начале слова не становится она». Хоть и скромна, но, как все певцы, любит яркие платья (какого цвета?). Звук И напоминает визг веселого поросенка. Придумай слова со звуком И в начале, конце, середине слова. В каких словах звук И — командир, и ему дается командирская палочка-ударялочка? Буква И носит кокетливый поясок наискосок: снизу слева пристегнет и тянет вверх, направо. Конечно, и поясок, и сама буква в Буквограде всегда какого цвета?Звук Й очень быстрый, всегда мягкий, с короткой, быст­рой, просто моментальной улыбкой. Быстрый звук Й не успел себе даже букву найти. Взял букву И с улицы Певцов и надел на нее кокетливую шляпку. Буква Й всегда зеленого цвета. Найди, произнеси и раскрась. Звуки-близнецы 3 и Зь похожи на зудение веселого кома­ра. То твердо — 3, то мягко — Зь. Звук 3 всегда согла­сен с певцами А, Ы, Э, О, У. Звук Зь всегда согласен с певцами Я, И, Е, Ё, Ю. Буква 3 как две полукруглые закорючки, как крылышки зудящего комара. Получилась буква, как цифра 3. В какой цвет (синий или зеленый) надо раскрасить букву З в слогах ЗЫ-ЗИ, ЗА-ЗЯ, ЗУ-ЗЮ? На рабочей страничке найди букву 3, которую надо раскрасить синим. Найди вторую толстушку 3, которую надо раскра­сить зеленым. Звуки-близнецы, веселые, но тихие свистуны С и Сь, зву­чат тоже то твердо, то мягко. Найди звук Сь в словах сено, ось, сюсюкать. Найди звук С в словах сор, сон, коса, усы. Придумай слова со звуком Сь. Буква С похожа на веселый месяц, который вышел из ту­мана. Найди в квадратных окошках буквы С. Где буква синяя, где зеленая — золотые головы подумают, умелые пальчи­ки раскрасят. У веселого свистуна сосед — быстрый и всегда твердый звук Ц.  Ц звучит всегда твердо, даже в сочетаниях с гласными И, Е, Ю.У буквы Ц — цеплялка внизу напоминает, что кончик язы­ка у звука тоже всегда внизу. Объясни: почему буква Ц всегда носит только синюю одежду? В квадратном окошечке раскрась букву Ц.

 

ГЛАСНЫЕ «Э» и «Е»; ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ «Г», «К», «Х» («переулок Дразнилок»).

Содержание работы.

1. Упражнения для релаксации (повторяются).

2. Упражнения для сопряженной гимнастики.

Упражнение «Далекая холодная гора» (Рис. 6).

П.: На счет «раз» руки располагаются так же, как в упражнении «Горка», но пальцы руки, расположенной сверху, отодвигаются назад по нижней ладони. На счет два язык оттягивается в глубину рта. На счет три на холодной горе кашляют сначала громко: ГГГ, потом, потеряв голос, тихо: ККК, а потом хрипят: ХХХ.

3. Соотнесение фонем с графемами:

Рис. 7. «Переулок Дразнилок».

П.: Звук Э, высунув язык, поет свою озорную песенку: Э. Звук-командир Э в словах Элла, эхо. Буква Э тоже язык высунула влево, отвернулась ото всех. Полный разлад в переулке Дразнилок! Раскрась букву Э. Звук Е, обиженный на соседа, все-таки начинает с улыбки свою песенку, потому что живет на улице Улыбчивых Певцов. Е — звук-командир в словах ель, мель, ел, кресло. Буква Е повернулась вправо, как бы зовет на помощь жи­телей Громкой улицы: "Если можете, помогите!". Найди в круглом окошке эту букву. Помнишь, какую одежду она носит? Звук Г похож на  громкий кашель: Г-Г-Г — слышно с Громкой улицы, Гь-Гь-Гь — тоже слышно с Громкой ули­цы. Они передразнивают всех, кто кашляет. Буква Г гордо смотрит вправо. Какой карандаш нужен, чтобы раскрасить букву Г, которая согласна с А, Ы, Э, О, У? Какой карандаш нужен, чтобы раскрасить букву Г в слогах ГЯ, ГЕ, ГЁ, ГЮ? Почему буква Г всегда тол­стушка? Буква К, как коза, рога выставила и дразнит­ся (соответствующее движение указа­тельным и средним пальцами). Букву X можно составить, скрестив два указательных пальца. Найди буквы К и X в квадратных окошках. Подумай, где использовать зеленый цвет, а где синий. При­думай слоги с этими буквами. Назови первые звуки в словах хохот, хихиканье, кашель, кетчуп. Звуки К, X — тихие, потому что от громкого кашля го­лос потеряли. Остался тихий короткий кашель: К, Кь  и длинный хрип: X, Хь. Может быть, это не хрип, а долгий согревающий выдох: подставьте две замер­зшие ладошки ко рту и согрейте их плавным, теплым вы­дохом: Х. И закончится разлад в переулке Дразнилок, наступит лад. Перестанут все кашлять и хрипеть, а будут хохо­тать и хихикать.

 

ГЛАСНЫЕ «О», «Ё»; ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ «Ж», «Ш», «Ч», «Щ»

Содержание работы.

1.   Упражнения для релаксации (повторяются).

2.   Упражнения для сопряженной гимнастики.

Упражнение «Чашечка» (рис. 8): показать ладонями и языком чашечку.

Упражнение «Жук» (рис. 9): показать ладонями крылья жука и полет жука вверх, положить язык на верхнюю губу, показать, как жук летит вверх и жужжит (получается звук, похожий на звук ВВВ).

3.   Соотнесение фонем с графемами.

Рис. 10. «Сердитый переулок».

П.: У звука О губы круглые: «О». Лицо удивленное: «О?» Лицо сердитое: «О!!!» Окает, охает, ойкает! Губы кружком, и буква круглая — как колесо катится. Найди букву; обводя ее красным карандашом, пой: «О!». Звук Ё — сосед звука О, тоже сердит, но начинается с улыбки, ведь на улице Улыбчивых Певцов живет. Какому звуку дать палочку-ударялочку в словах ёж, вьёт, пьёт, льет. Буква Ё похожа на обиженную дразнилку Е. Над головой, сверху, две сердитые точки-колючки, как у ёжика, как у ёлки. Найди букву, раскрась ее красным карандашом и пой песенку с улыбкой. Звук Ж с сердитым лицом: издает громкий жужжащий твердый звук — Ж. «Эта буква широка и похожа на жука». Буква Ж носит только синюю одежду. Раскрась и не забудь, что любой звонкий звук любит, когда его буква — толстушка. Хоть и сердитые лица у звуков Ш, Ч, Щ, а не ссорятся  Шипелка, Чучандра и Щекоталка. Ш — всегда твердый звук, похожий на долгое шипение змеи. Щ — всегда мягкий, долгий звук. Ч — мягкий, быстрый звук, будто Чучандра мчится на по­езде  № 4, в вагоне № 4, сидит на месте № 4. Буква Ч похожа на цифру 4. Буква для шипелки Ш — три палочки на подставочке, как будто три шеи да шипение остались от трехголового Змея Горыныча после того, как Добрый Молодец три головы его с плеч долой снес. Буква Щ похожа на Ш. Буква Щ щекочет своим коготком. Ка­кой цвет нужен для каждой из букв?

 

ГЛАСНЫЕ «У», «Ю»; ЗУБНО-ГУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ «В», «Ф»

Содержание работы.

1.   Упражнения для релаксации (повторяются).

2.   Упражнения для сопряженной гимнастики.

Упражнение «Поезд» (рис. 11):

П.: Ладони расположить параллельно друг другу и имитировать движение поезда. Верхние зубы прикусывают нижнюю губу: ВВВ, как будто колеса вагонов едут по рельсам.

Упражнение «Сердитый кот» (рис. 12):

П.: пальцы согнуть, показать утрированную артикуляцию звука ФФФ, имитируя фырчание кота.

3.    Соотнесение фонем с графемами.

Рис. 13. "Паровозный переулок".

П.: Звук У — как паровозный гудок — губы трубой вытянуты вперед: У. Какой ударный звук в словах утка, умный, мудрый? Буква У — как труба паровоза или теплохода. Не забудь её раскрасить. Какой карандаш выберешь? Звук Ю есть в имени юной Юли, которая в юбке юлой кружится. Губы коротко, быстро улыбаются и узкой дудочкой вытягиваются: йУ. Какому звуку дать палочку-ударялочку в словах Юля, юнга, клюква, июль? Буква Ю — как юла, имеет палочку и кружок. Какой цвет понадобится для раскрашивания буквы Ю? Найди букву, спой и раскрась. Звуки В-Вь — вопилки-близнецы, вопят то мягко — Вь, то твердо — В. Твердый В всегда согласен с певцами А, Э, О, У, Ы. Мягкий Вь всегда согласен с улыбчивыми певцами Я, Е, Ё, IO, И. Придумай слова, чтобы звуки В и Вь были в начале и в середине слова. Буква В показывает, как верхние зубки прикусили нижнюю губу. Может, поэтому в Звукограде В всегда вопит? Най­ди, прочти, раскрась буквы В. Звук Ф,  как ветерок: руки в бок — и пошел с фырканьем; фырчалка Ф — твердо, недовольно фырчит: ФФР. А потом, издав мягкий звук и вовсе улетает: фью, как птичка. Придумай слова со звуками Ф и Фь. Буква Ф недовольно руками в бока уперлась. В каком окошке буква синяя, а в каком — зеленая?

 

СОГЛАСНЫЕ «Р», «Л», «Н», «Д», «Т».

Содержание работы.

 1. Упражнения для релаксации (повторяются).

 2. Упражнения для сопряженной гимнастики.

Упражнение «Строим дом» (рис. 14):

П.: На счет «раз» кулаком имитировать удары молотка в потолок и в пол. На счет два языком показывать «дневные» громкие (ДД – ДьДь) и ночные тихие (ТТ – ТьТь) удары молотка: удар вверх – ДД; ТТ; удар вниз – ДьДь; ТьТь. На счет три руками показать дом: работали днем и ночью и построили дом.

Упражнение «Лошадка» (рис. 15):

П.: Показать, как руки держат вожжи, а язык цокает; произнести утрировано – ННО; ПРРУ.

Упражнение «Лодочка» (рис. 4) описано в теме «свистящие согласные».

Упражнение «Крона дерева» аналогично упражнению "чашечка" (рис. 8):

П.: На счет «раз» показать ствол дерева – локти и ладони соединить, пальцы поднять вверх. На счет «два» скругленный широкий язык положить на верхнюю губу и напряженно тянуть к носу, как будто дерево растет. На счет «три» показать крону дерева, пошевелив пальцами. На счет «четыре» показать, как язык тянется к носу, как будто вверх тянутся ветки дерева. На счет «пять» пальцы потянуть вниз с напряжением, показывая корни дерева. На счет «шесть» потянуть вниз язык, как будто корни растут.

Упражнение «Гриб»показать щепотью одной руки ножку, а другой рукой шляпку гриба. Присосать язык к небу, широко раскрыть рот, чтобы показать «гриб».

3. Соотнесение фонем с графемами.

Рис. 16. «Переулок Строителей».

П.: Звук ДД-ДДД — язык бьет вверх в нёбо, как будто мо­лоток вбивает гвозди в крышу дома. Звук дробный, гром­кий, твердый. ДьДь-ДьДьДь — язык бьет вниз, под нижние зубки, как будто молоток забивает гвозди в пол. Звук дробный, звон­кий, мягкий. Ленивку, Лайку, Ревелку и Рычалку, Нытика и Нехочуху не пускают в дом, потому что не дружат они с добросовест­ными строителями. Д, Р, Л, Н всегда согласны с певцами А, Ы, Э, О, У. Дь, Рь, Ль, Нь согласны с певцами Я, И, Е, Ё, Ю. Буква Д, как дом с острой крышей, с глубоким фунда­ментом. Какой карандаш нужен, чтобы раскрасить буквы Д, Р, Л, Н в верхних окошках, а какой — в нижних? Раскрасьте буквы. Звук Т в стуке тихого молоточка, «Тук-тук, тук-тук-тук, нужен очень тихий звук, в нашем доме спит мой друг». Тихо и твердо язык, как тихий молоток, ударяет в нёбо, вверх: ТТТ. Потом тихо и мягко, опустившись под нижние зубы, бьет: Тъ-Ть-Ть, как будто укрепляет пол. В имени нашей черепашки два звука-близнеца — Т и Ть. Назовите первый слог, назовите первый звук в первом слоге. Т — буква, похожая на молоточек. Какого цвета будет бук­ва в верхнем окошке, а какого цвета — в нижнем окош­ке? Раскрась буквы.

4.  Домашние задания:

- Раскрашивать рабочие странички («переулки Буквограда»);

- Готовить вопросы, ответы, рассказы по пособиям «Волшебное дерево» и «Букет времен года».

 

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ

МАТЕМАТИКЕ

 

Планы занятий (№№ 3-5)

Примечание: каждое из приведенных ниже занятий по усмотрению П. может быть пройдено за 1-3 урока.

 

ЗАНЯТИЕ 3.

 

Задачи:

1)             Ознакомить детей с основными геометрическими фигурами.

2)             Учить детей соотносить форму реальных предметов с геометрическими фигурами.

3)             Закрепить представления об упорядоченной последовательности.

4)             Учить детей использовать в речи порядковые числительные.

5)             Развивать пространственные представления.

        

 Материалы:

-                 пластиковые геометрические фигуры разной формы;

-                 линейка-трафарет с геометрическими фигурами (по числу детей);

-                 чистые листы бумаги;

-                 набор карточек с цифрами от 1 до 9 (для каждого ребенка);

-                 мячики из литой резины;

-                 набор магнитных цифр для доски;

-                 цветные фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;

-                 бланки с заданиями (рис.17, 18, 19, 20, 21).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

Геометрические фигуры. Соотнесение формы реальных предметов с геометрическими фигурами.

1)            П. рисует на доске круг, квадрат, треугольник — дети называют фигуры.

П. (раздает каждому ребенку лист бумаги, линейку-трафарет и карандаш): нарисуйте с помощью линейки такие же фигурки. (Следует расположить их по центру);

2)            П.: А теперь будем волшебниками: попробуйте превратить ваши фигурки в какие-нибудь предметы (если задание вызывает затруднение, можно привести несколько примеров: круг — это может быть солнышко, цветок, яблоко и т. д.).

3)            П.: А какие еще фигуры вы знаете?

4)            Дети называют фигуры, и П. дорисовывает на доске  прямоугольник, ромб, овал и пятиугольник (если какая-либо из указанных фигур детьми не названа, П. называет ее сам); получается 7 фигур.

5)            П. раздает детям бланки с заданием (рис. 17) и фломастеры:

Рис. 17. Задание к занятию 3.

а) П.: Бим и Бом тоже знакомы с этими фигурками — вот они нарисованы справа. Обведите их по контуру разными цветами.

б) П.: Фигурки приготовили для мальчиков воздушный шар, чтобы они отправились на нем в путешествие в страну Математику. Но сначала они решили сыграть в прятки и спрятались на корзине шара. Помогите мальчикам отыскать фигурки.

Дети обводят фигуры на корзине теми же цветами, что и фигуры справа.

Часть задания остается на дом.

6)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 18).

Рис. 18. Задание к занятию 3.

П.: После игры в прятки Бим и Бом решили устроить на прощание праздник — карнавал (П. проговаривает с детьми, что на карнавале все надевают маскарадные костюмы). Кто уже надел костюмы? (Бим, Бом, треугольник и прямоугольник). А другие фигурки пока без костюмов. Помогите им придумать себе наряд (задание остается на дом).

7)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 19).

Рис. 19. Задание к занятию № 3.

П.: После карнавала фигурки проголодались и пошли пить чай. Какая фигурка идет первой, какая второй и т. д.

П. раздает детям по одной пластиковой фигурке из семи обсуждаемых, каждому ребенку свою.

П.: Найдите свою фигурку на листе.  Надо напоить ее чаем. Где нужная кружка? (та, на которой соответствующий рисунок). А где для нее печенье? (такой же формы).

Дети обводят каждый свою фигурку определенным цветом, раскрашивают тем же цветом узор на кружке и печенье, проводят "дорожки" от фигурки к кружке и печенью.

Аналогичная работа со всеми оставшимися фигурками остается на дом.

 

Разминка с мячиками.

 

Упорядоченная последовательность. Порядковые числительные. Пространственные представления.

1)         П. раздает детям бланк с заданием (рис. 20).

Рис. 20. Задание к занятию 3.

П.: Кто знает эту сказку?

Дети начинают рассказывать сказку "Теремок". П. задает вопросы, обращаясь по-очереди к каждому: Кто пришел 1-й, 2-й и т. д.?

Дети раскрашивают номера возле персонажей по порядку желтым цветом, затем по-очереди показывают всех зверей с проговариванием: "Первая — мышка, вторая — лягушка и т. д."

2)         П. раздает детям бланк с заданием (рис. 21) и наборы карточек с цифрами от 1 до 9.

Рис. 21. Задание к занятию 3.

П.: Сейчас мы будем играть в игру "Солдаты на посту".

а) Вы все офицеры, у вас есть солдаты — цифры. Расставьте своих "солдат" по порядку вверху листа.

Дети накладывают цифры на пустые квадраты по порядку.

б) П.: Теперь солдат надо отвести на посты — охранять самолеты. Каждого солдата  на свой пост. Где пост № 1? (Цифра 1 в таблице). Поставьте туда первого солдата.

Далее дети расставляют цифры по таблице в соответствии с указанными номерами.

в) П.: Проверьте, все ли солдаты на местах?

Дети по-очереди показывают цифры в таблице по порядку и проговаривают: первый, второй и т. д.

г) П.: А сейчас солдаты устали. Их надо снова построить в ряд и отвести спать.

Дети снова выстраивают цифры вверху по порядку, потом отдают их П.

Аналогично можно провести игры: "Магазин" (цифры — коробки с игрушками, таблица — полки в магазине), "Гараж" (цифры — машины, таблица — место в гараже) и т. п..

3)         П. рисует на доске таблицу 3х3 клетки: Помогите мне расставить цифры в клетках так, как у вас в таблицах. Где поставить 1, 2 и т. д.?

Дети по-очереди выходят к доске и по порядку расставляют магнитные цифры, предварительно проговаривая, в какую клетку ставить: правую верхнюю, внизу посередине и т. д.

 

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание:

доделать бланки с заданиями (рис. 17, 18, 19).

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 4.

 

Задачи:

1)            Расширить представления детей об упорядоченной последовательности: обратный числовой ряд и частичные (не от единицы) числовые ряды.

2)            Развивать пространственные представления (умение ориентироваться на листе бумаги и столе).

3)            Учить классифицировать объекты с одновременным учетом двух признаков.

4)            Развивать графические навыки, зрительно-моторную координацию.

 

Материалы:

-                 круглые красные резинки или красные ленточки;

-                 маленькие клеящиеся листочки бумаги;

-                 учебная "пуговица" со шнурком и "иглой";

-                 цветные фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;

-                 листы бумаги в крупную клетку (1х1 см);

-                 бланки с заданиями (рис. 22, 23, 24, 25, 26, 27).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

После обычного приветствия П. дает детям вспомогательные пространственные ориентиры: надевает каждому на правую руку красную резинку, наклеивает на верхние углы парты листочки бумаги — дети пишут в левом букву "Л" синим фломастером, в правом — "П" красным (образец написания букв П. показывает на доске).

 

Упорядоченная последовательность. Пространственные представления. Зрительно-моторная координация.

1)         П. раздает детям бланки с заданием (рис. 22), простые карандаши и фломастеры.

Рис. 22. Задание к занятию 4.

П.: Слоненок любит рисовать и загадывать загадки: он приготовил для вас 5 картинок-загадок. Давайте их разгадаем. Посмотрите на картинку в правом верхнем углу. Сколько там точек? (5). Обведите аккуратно все точки красным фломастером по порядку: сперва точку рядом с цифрой 1, потом рядом с цифрой 2 и т. д. Теперь карандашом проведите "дорожку" от точки 1 к точке 2, от точки 2  к точке 3 и т. д.  Что получилось? (флажок). Обведите все линии красным цветом в том же порядке, как вы рисовали.

Аналогично дети выполняют еще 1-2 картинки.

Оставшуюся часть задания предлагается доделать дома.

2)         П. раздает детям бланки с заданием (рис. 23).

Рис. 23. Задание к занятию 4.

П.: Вот белочка, которая тоже любит рисовать. У нее есть краски. На картинке вверху краски лежат по порядку. А внизу — рассыпались. Надо помочь белочке их собрать.

а) Начнем с краски № 1 (дети показывают соответствующий кружок), а где краска № 2? Проведите карандашом дорожку от краски № 1 к краске № 2. Какая следующая краска, где она? Проведите дорожку к краске № 3 и т. д.

Теперь покажите белочке, как должны лежать краски в коробке (дети по-очереди называют и показывают цифры по порядку от 1 до 9).

б) Раскрасим краски в коробке наверху: первая будет красной, вторая — синей (9 разных цветов).

Дома дети должны раскрасить "рассыпавшиеся" краски по порядку номеров теми же цветами, что и на образце.

3)         П. раздает детям бланк с заданием (рис. 24).

Рис. 24. Задание к занятию 4.

а) П.: Посмотрите на дом слева. Сколько в нем этажей?

(Довольно часто дети не понимают, как посчитать этажи в доме: напр., начинают пересчитывать все окна. В этом случае П. дает дополнительные разъяснения: рисует аналогичный дом на доске, показывает все окна первого этажа, второго и т. д.).

П.: Пронумеруем этажи. Где первый? В окошке слева напишем цифру 1 и т. д. (Поскольку написание цифр с детьми еще не отрабатывалось, П. помогает детям вписать цифры).

П.: А сколько в этом доме подъездов? (П. объясняет, что подъездов столько, сколько дверей, показывает окна, относящиеся к каждому подъезду).

П.: Теперь покажите, как вы будете подниматься на 5-й этаж, какие этажи вы пройдете? (Дети называют этажи в прямом порядке). А если будете спускаться? (Дети называют этажи в обратном порядке).

Для отработки усвоения вертикального и горизонтального рядов — этажи и подъезды — дети могут "входить" в разные подъезды.

б) П.: Посмотрите на дом справа. Сколько в нем этажей? Это высокий дом, и в нем есть лифт.

Далее каждому ребенку по-очереди дается задание такого типа: Ты живешь на 3-м этаже, а твой друг — на 7-м. Если ты поднимешься к нему на лифте, какие этажи ты проедешь? (Ребенок проговаривает и показывает каждый этаж). А теперь ты отправился к приятелю на 4-м этаже; какие этажи проедет лифт?

 

Разминка с пуговицей.

 

Совмещение двух признаков.

1)            П.  раздает детям бланк с заданием (рис. 25). Аналогичный рисунок П. делает на доске.

Рис. 25. Задание к занятию 4.

а) П.: Сколько этажей в доме? (3). А сколько подъездов? (3). В этом доме живут фигурки: в первом подъезде какие? (Квадраты). А во втором? В третьем? Фигурки разные не только по форме. Но и по цвету. На первом этаже живут красные фигурки — раскрасьте балкон первого этажа красным.

Аналогично, балкон второго этажа — синим, третьего — зеленым.

б) П.: Поселим "жильцов" во все "комнаты": на первом этаже в комнате слева какая фигурка живет? (Квадрат). А какого цвета? (Красного). Нарисуйте и раскрасьте.

Аналогично "заселяются" все остальные комнаты.

2)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 26).

Рис. 26. Задание к занятию № 4.

Геометрические фигуры (часть А) должны быть раскрашены в соответствии с обозначением: к. – красный; ж. – желтый; з. – зеленый.

 

П.: Посмотрите на рисунок слева — тут тоже разноцветные фигурки. Одной не хватает. Какая тут должна быть фигурка? Какого цвета? (Зеленый круг). Нарисуйте.

П.: А на рисунке справа фигурки заштрихованы по-разному. Некоторые остались без штриховки — как их заштриховать? (Обсуждается устно). Сделайте это дома и дорисуйте недостающую фигурку.

 

Графические задания (рисование по клеткам). Пространственные представления.

1)            П. (раздает детям по листу бумаги в крупную клетку): Мы будем играть в садоводов-огородников. Это наш садовый участок. Нарисуем землю (П. сам проводит на листе у каждого ребенка горизонтальную линию коричневым фломастером примерно посередине листа).

а) П.: Теперь будем сажать морковку (рисует на каждом листе 3 точки красным фломастером: слева на "линии земли" в ряд через клетку). Это семена. Морковка начала расти — куда? (Вниз, в землю). Первая морковка выросла на 1 клеточку — проведите от первой точки линию на 1 клетку вниз. Вторая морковка выросла на 2 клеточки, третья — на 3. (Дети проводят соответствующие линии).

б) П.: Посадим цветы. (Ставит справа на коричневой линии 3 точки зеленым фломастером). Куда будут расти цветы? (Вверх). Первый цветок вырос на 1 клетку, второй — на 2, третий — на 3. (Дети проводят соответствующие линии).

в) П. ставит посередине листа, выше "линии земли", 3 черные точки вертикально: У нас сломался забор, надо вбить 3 гвоздя. (Аналогично дети проводят линии в 1, 2 или 3 клеточки, направо или налево по указанию П.).

2)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 27).

Рис. 27. Задание к занятию 4.

П.: Бим и Бом после чаепития отправились в путешествие на воздушном шаре. Нарисуйте для них флажки, чтобы они помахали на прощание друзьям. Дети выполняют задание вверху листа. П. подсказывает, откуда начинать рисовать, на сколько клеточек надо проводить линию вверх, направо, вниз и т. д..

      П.: Через некоторое время погода испортилась,  и воздушный шар     оказался среди туч. Надо помочь мальчикам найти дорогу и приземлиться на поляне (задание на дом).

 

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание.

Доделать бланки с заданиями (рис. 22, 23, 26, 27).

 

ЗАНЯТИЕ 5.

 

Задачи:

1)             Закрепить и расширить представления об упорядоченной последовательности: частичные и дискретные (четный и нечетный) числовые ряды.

2)             Тренировать переключение внимание.

3)             Развивать пространственные представления, формировать топологические представления.

4)             Тренировать навык следования программе действий.

5)             Развивать зрительную память.

6)             Продолжить знакомство с геометрическими фигурами: тренировать узнавание, называние, изображение.

7)             Учить детей сравнивать количество предметов.

 

Материалы:

-                 цветные фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;

-                 маленькие резиновые мячики;

-                 магнитные цифры;

-                 бланки с заданиями (рис. 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35).

 

Ход занятия

Организационный момент.

 

Упорядоченная последовательность. Полный и частичные    (с заданного числа), прямой и обратный, четный и нечетный числовые ряды.

1)            П. раздает детям бланк (рис. 28) с заданием  (на доске П. делает такой же рисунок).

Рис. 28. Задание к занятию 5.

П. с детьми вспоминают сказку "Кот в сапогах".

П.: И вот Кот пришел к людоеду и поднялся в замок. Как он поднимался? П. вызывает к доске кого-то из детей, и тот показывает и называет все ступеньки подряд снизу вверх от 1до 10; дети проделывают то же самое на своих бланках.

П.: Людоеда не было дома и Кот спустился вниз (другой ребенок показывает и называет ступеньки сверху вниз).

П.: Потом пришел людоед и быстро поднялся в замок, шагая через ступеньку, вот так: 1, 3, 5 и т. д. (дети на доске и бланках воспроизводят то же самое).

Далее П. с детьми продолжает обыгрывать сказку, показывая, как Кот убегал от людоеда, а потом людоед – от Кота, превратившись в мышку (частичные ряды вниз и вверх: 10-4, 4-8, 8-2 и т. д.); как Кот, съев людоеда, спустился вниз вприпрыжку (четный или нечетный обратный ряд) и пр. Для облегчения показа и называния четного и нечетного рядов можно маркировать ступеньки (например, на четных ступеньках проставить красные точки, на нечетных — синие).

2)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 29).

Рис. 29. Задание к занятию 5.

Дети с помощью П. рисуют гармошку, соединяя точки, обозначенные цифрами: верх гармошки — точки с нечетными цифрами, низ гармошки — точки с четными цифрами, вертикальные линии: 1-2, 3-4 и т. д. Дети по-очереди проговаривают, какие цифры они соединили сверху, какие — снизу.

3)            П. на доске рисует "улицу": 2 горизонтальных ряда домиков по 4 штуки в каждом, друг напротив друга.

П.: Это улица. По сторонам стоят дома. Вот дом № 1 (ставит магнитную цифру 1 на крайнем левом домике в верхнем ряду), а где будет дом № 2?

(Часто дети показывают на следующий в том же ряду домик. П. объясняет, как принято нумеровать дома на улицах, и ставит цифру на противоположный дом. Далее дети сами ставят цифры в нужном порядке и проговаривают номера домов на каждой стороне улицы: 1, 3, 5, 7 и 2, 4, 6, 8).

4)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 30).

Рис. 30. Задание к занятию 5.

П.: Здесь нарисована волшебная улица. Домики на ней умеют бегать. В домиках на одной стороне улицы живут мальчики, а на другой — девочки. Однажды все домики разбежались в разные стороны. Давайте поможем им вернуться на свои места. В каких домиках живут мальчики? Обведите их зеленым цветом по порядку. Дети обводят номера домов: 1, 3, 5, 7.

П.: На какой стороне улицы они живут? Дети показывают 4 домика вверху листа.

П.: Допишите номера домов на этой стороне. Дети пишут (сами или с помощью П.) на крышах домиков цифры 3, 5, 7 зеленым фломастером.

П.: Покажите домикам мальчиков, как им вернуться назад: проведите "дорожки" от домиков к их месту на улице. Теперь назовите все номера домов мальчиков по порядку. А если вы пойдете назад по улице, какие будут номера на домах?

Оставшуюся часть задания ("домики девочек") предлагается выполнить дома (другим цветом).

 

Разминка с мячиками (сопроводительный счет: дискретные ряды 1-9 и 2-10).

Тренировка внимания.

П. раздает детям бланк с заданием (рис. 31).

Рис. 31. Задание к занятию 5.

П.: Что тут нарисовано? (листики и домики). Вам надо кое-что дорисовать: к листику — веточку, а к домику — окошко. П. показывает на доске, как должны выглядеть листик и домик. Сделайте сейчас только часть задания — 2 строчки. Возьмите красный фломастер и отметьте 2 верхние строчки; поставьте слева от строчек точку.

(Часто дети не понимают значения слова "строчка". П. объясняет, что строчка расположена слева направо, помогает детям "увидеть" строчку (можно провести по строчке пальцем) и отметить 2 первые строки).

Дети выполняют задание в отмеченных строчках, подписывают листы и отдают их П. (Важно, чтобы дети дорисовывали картинки подряд, переключаясь с одной на другую, не пропускали строчек и вовремя остановились. П. отслеживает эти моменты, помогая и поправляя при необходимости).

Пространственные и топологические представления. Следование программе действий. Тренировка зрительной памяти.

П. раздает детям бланк с заданием (рис. 32).

Рис. 32. Задание к занятию 5.

У каждой гусеницы должен быть раскрашен один сегмент в соответствии с обозначением: к. – красный; з. – зеленый; с. – синий; ж. – желтый.

П.: Итак, Бим и Бом приземлились на поляну. Там рос большой дуб, а на нем жили веселые гусеницы. Раньше они были раскрашены каждая своим цветом, но дождь смыл почти все краски. Посмотрите, на каждой только один цветной кусочек. Какого цвета была гусеница, ползущая вверх? (Желтого). А вниз? (Зеленого). А вправо? (Синяя) А влево? (Красного).

Для облегчения понимания П. рисует таких же гусениц на доске и проводит рядом с ними стрелки, показывающие направление движения.

П.: Гусеницы увидели мальчиков и попросили снова их раскрасить, но только так, чтобы они не отличались друг от друга. Давайте им поможем. Посмотрите, какого цвета у всех гусениц головки? (Белого). Значит, они все одинаковые — мы их не будем раскрашивать. А шарик, следующий после головы, какой? (У одной — красный, у других — белый). Раскрасим у трех гусениц этот шарик красным цветом.

Затем дети раскрашивают следующие шарики синим, желтым и зеленым цветами.

П.: Вот видите, все гусеницы получились разноцветные и не отличаются друг от друга. А теперь переверните ваши бланки. Попробуйте вспомнить, как раскрашены гусеницы: голова какого цвета? Потом какой цвет? И т. д. (Можно попросить каждого ребенка назвать цвета по памяти, как начиная с головы, так и с хвоста).

 

Разминка с хлопками.

 

Геометрические фигуры.

1)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 33).

Рис. 33. Задание к занятию 5.

а) П.: Какие вы видите фигурки в верхней части листа? Чем отличаются друг от друга круги, квадраты? (Размером). А треугольники, овалы, прямоугольники? (Размером, формой, расположением на листе).

(Можно предложить детям нарисовать на доске 2 одинаковые по названию фигуры, но различающиеся по какому-либо признаку).

б) П.: Посмотрите на нижнюю часть бланка. Здесь все фигурки перемешались. Найдите все квадраты и обведите их синим цветом. Сколько всего получилось? А все круги обведите красным — сколько их?

Аналогичная работа с оставшимися фигурами дается на дом.

2)            П. раздает детям бланк с заданием (рис. 34).

Рис. 34. Задание к занятию 5.

 

П.: Помните, Бим и Бом раскрасили гусениц? В благодарность гусеницы угостили их леденцами — вот они в стаканчиках. Только вам надо их раскрасить. Круглые леденцы были малиновыми. Какой это цвет? Прямоугольные — апельсиновыми, треугольные — черничными.

Дети раскрашивают все леденцы соответствующими цветами.

П.: А теперь посмотрите на Бима и Бома. Они взяли себе по 2 леденца, но нарисовать их должны вы. Бим выбрал апельсиновый и черничный леденцы. Какой формы леденцы вы ему нарисуете? А Бом взял два малиновых леденца.

Дети рисуют карандашом леденцы нужной формы.

Задание на дом — раскрасить леденцы соответствующими цветами.

 

Сравнение количества предметов.

П. раздает детям бланк с заданием (рис. 35).

Рис. 35. Задание к занятию 5.

а) П.: Гусеницы попросили Бима и Бома отнести подарки их друзьям-гномам. Гномов было четверо, Бим и Бом взяли по одному подарку для каждого. А сколько подарков вы видите на картинке? (5). Всем гномам хватит подарков? Есть лишние? Сколько? Обведите те подарки, которые взяли с собой Бим и Бом. Дети по выбору обводят 4 подарка.

П.: Чтобы легче было нести подарки, мальчики разделили их поровну. Сколько подарков нес Бим, сколько Бом?

(Если дети затрудняются с ответом, П. помогает: если Бом возьмет один подарок, сколько будет нести Бим? Это поровну? и       т. п.).

б) П.:  Мальчики пошли домой пешком и по дороге решили отдохнуть на берегу ручья. В ручье жили красные рыбки и зеленые лягушки. Раскрасьте всех рыбок и всех лягушек.

П.: Мальчики поспорили, кого больше, рыбок или лягушек? Бим сказал — рыбок, а Бом — лягушек. Кто был прав? Соедините рыбок и лягушек в пары? Одну рыбку с одной лягушкой. Кто-нибудь остался без пары? Так кого же больше? (Никого, всех поровну).

 

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание: доделать бланки с заданиями (рис. 30, 33, 34).

 

 

РИТМИКА

 

Планы занятий (3-6 занятия)

 

 

Задачи (общие для 3-6 занятий):

-    учить расслаблять определенные группы мышц;

-    учить умению двигаться в разном темпе;

-    учить пропевать гласные звуки.

 

ЗАНЯТИЕ 3.

 

Материалы и атрибуты:

- колокольчик,

- игрушечный мишка,

- разноцветные стеклышки,

- осенние листья,

- бубен.

Музыкальное сопровождение: “Полька” – С.Рахманинов; “Плюшевый медвежонок” – муз. В.Кривцова; “Разноцветная игра” – муз. Б.Савельева, любая мелодия в быстром темпе.

 

Ход занятия.

Звонок колокольчика, построение. Приветствие. Полька.

Дети занимают свободные места в зале и садятся на ковер на пятки.

Упражнения на расслабление определенных групп мышц:

1.  Вытягивать шею, как гуси (см. занятие 2);

2.  Напрягать и расслаблять спину (см. занятие 2);

3.  Вытянуть вперед руки и сжать пальцы в кулаки (рука напрягается от плеча), расслабить мышцы (кулаки разжимаются, руки повисают и падают на колени); повторить упражнение 3-4 раза;

4.  Руки вытянуты вперед, пальцы растопырены кверху – напряжены, расслабить кисти рук (пальцы повисают, руки остаются вытянутыми вперед); повторить 3-4 раза.

.    

П.: Ребята, давайте позовем Мишку-Топтыжку, он где-то тут спрятался!

Все дружно поют: «Ауууууу!».  П. показывает детям Мишку, Мишка приветствует ребят.

 

Упражнение «быстро-медленно» (см. занятие 2).

 

Мишка: Ой, что-то дождик начинается!

П.: Ребята, как капает дождик?

Все вместе:  «Кааап, кааап, кааап!».

П.: Дождик капает потихоньку, и мы  пойдем домой (все идут медленно по залу за П.).  Дождик пошел сильнее и сильнее, а мы идем все быстрее и быстрее (все ускоряют шаг), дождь полил очень сильно, и мы побежали быстро-быстро.

Прибежали домой, спрятались под крышей (все соединяют руки над головой, изображая крышу). Нам стало грустно-грустно. Почему?

Дети отвечают: набежали тучки, спряталось солнышко, пошел дождик, нельзя гулять.

 

Разучивание танца «Разноцветная игра»[1].

П. показывает детям разноцветные стеклышки и  говорит от лица Мишки: Ребята, если посмотреть через эти стеклышки вокруг, то все станет разноцветным. Давайте поиграем в них, и нам станет веселей! (Дает детям стеклышки)…После того как дети посмотрели вокруг,  П. собирает стеклышки и предлагает детям сесть и послушать песенку «Разноцветная игра».

Прослушивание песни. П. спрашивает детей, о чем песня, о чем поется в первом куплете.

П. проговаривает слова первого куплета и показывает детям соответствующие движения. ( П.  может предложить детям самостоятельно придумать движения танца в соответствии со словами песни).

 

    Описание движений

Вступление: дети становятся парами, свободно располагаясь в зале.

    1 фигура

Запев:

И.П. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки согнуты в локтях над головой, кисти соединены «домиком», небольшие повороты на прямых ногах влево - вправо.

1-4 такты – «Я с утра гляжу в окошко, дождик льет, как из ведра» - наклоны туловищем вправо-влево, одновременно  делается пружинящее движение в коленях  («пружинка»).

5-8 такты – «только выручить нас может разноцветная игра» – полуобороты туловищем вправо-влево, руки перед лицом, кисти сжаты, как бинокль у глаз.

Припев: на слова Никому про наш секрет не говори…- грозят друг другу пальцем правой руки (на  «пружинке»); на слова А стекляшек разноцветных набери… – руками перед собой выполняют движения, «как лепят пирожки» (на «пружинке»);

    Ты зажмурься… – прикрыть глаза обеими руками;

    И три раза повернись… – повернуться на месте на носках;

    А теперь - правая рука опускается вниз;

    глаза открой… – левая рука опускается вниз;

    и удивись– приподнять плечи («удивиться»).

В соответствии со словами эти движения повторить 2 раза.

 

     Повторение танца "Плюшевого Медвежонка» (см. занятие 1).

 

Пропевание гласных.

П. говорит, что Мишутка принес из леса много красивых осенних листьев и предлагает вспомнить, как падают листья (см. занятие 1).

 

Игра с листьями.

 На этом занятии игра проводится под музыку (можно использовать любую мелодию в быстром темпе). Листья разбрасываются по залу.  Под музыку дети свободно танцуют, кружатся, когда она прекращается, дети должны взять с пола один лист и поднять вверх. После каждой паузы П. убирает один листик с пола, и игра продолжается. Игра проводится на выбывание, кто из детей не успел поднять с пола листик, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок  победитель. П. говорит, что мишке очень понравилось игра детей, но ему пора прощаться и возвращаться в лес.

   

Поклон. Звонок колокольчика.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

 

Материалы и атрибуты:

- колокольчик, - игрушка мишка,

- осенние листья,

- бубен.

Музыкальное сопровождение: “Полька” – С.Рахманинов; “Плюшевый Медвежонок” – муз. В.Кривцова; “Разноцветная игра” – муз. Б.Савельева, любая мелодия в быстром темпе.

 

 Ход занятия

Приветствие. Полька.

 

Упражнения на  расслабление отдельных  групп мышц:

Повторить 1-4 упражнения из занятия 3.  Упражнение 5. Сидя на полу, вытянуть ноги вперед, потянуть носки на себя, расслабить мышцы ног.

Упражнение 6.  И.П. – то же. Носками тянуться вперед, расслабить мышцы ног.

Упражнение 7. И.П. – то же. Попеременно тянуть носки на себя, от себя. П. просит детей показать пяточки, спрятать… Упражнение повторяется несколько раз, после чего ноги расслабляются.

 

Движения, сопровождающиеся чтением стихов.

П.  спрашивает детей, у кого есть кошка, предлагает показать, как она двигается. Все дети пробуют изобразить повадки кошки.

П.: Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны внимательно слушать и выполнять соответствующие  движения. П. не показывает движения, а только говорит слова. Если дети не справляются, П.  вместе с ними выполняет движения.

 

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

 

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

 

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.

 

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки[2].

 

Танец «Разноцветная игра» – разучивание движений второго и третьего куплетов песни.

П. дает детям прослушать 2-й куплет:

    1-4 такты: Две обычных серых  кошки

                     Мокнут посреди двора,

                     Мокнут посреди двора,

                     Мокнут посреди двора…

    5-8 такты:   Только выручить их может

                      Разноцветная игра,

                      Разноцветная игра,

                      Разноцветная игра…

 

После прослушивания второго куплета П. спрашивает у детей, о ком поется в песне…

П.: Если на серых кошек посмотреть через цветные стеклышки, то кошки станут разноцветными…

    Затем П. разучивает с детьми движения.

             2 фигура 

    И.П. – сидя на пятках, руки в упоре перед собой.

Запев:

1-4 такты: движения тазом из стороны в сторону, стоя на четвереньках, носки ног оттянуты как «хвостики».

5-8 такты: сидя на пятках, имитация движений «кошка умывается» (сначала правой, затем левой рукой).

Припев: повторить движения.

Третий куплет песни – хороводный шаг по кругу (дети держатся за руки). П. объясняет, что, для того чтобы удержать ровный круг, нужно смотреть в затылок того, кто идет впереди, руки должны быть свободны, чтобы не тянуть за собой соседа, нужно стараться идти в одинаковом темпе (не быстро и не очень медленно).

Припев: движения те же.

Повторить весь танец от начала до конца.

Повторение сюжета "как мишка за медом ходил" с пропеванием гласных (см. занятие 1).

 

Упражнение «быстро-медленно» (см. занятие 2).

Повторение стихотворения с движениями «Мишка косолапый» (см. занятие 1).

«Танец Плюшевого  Медвежонка» (см. занятие 1).

Игра с листьями под музыку (см. занятие 3).

Заключение – П. бросает детям мяч по-очереди и просит вспомнить, что было на занятии.

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 5.

 

Материалы,  атрибуты и музыкальное сопровождение: те же.

Ход занятия:

Приветствие. Полька.

    Упражнения на  расслабление отдельных  групп мышц

Повторить упражнения из занятия 4.

Новое упражнение: сидя на полу, ноги вытянуть вперед, руки поставить назад в упор, правый носок тянуть на себя, левый - от себя, менять положение ступней одновременно.

 

Движения, сопровождающиеся чтением стихов.

Повторить стихотворение про медведя  (см. занятия 1и 2).

 

Пропевание гласных звуков.

П.:  Ребята, давайте отправимся в лес, где живет Мишка (все дружно идут по залу). Тут растут высокие елки - из положения сидя на корточках, руки перед собой, ладони параллельно друг другу, медленно встать и потянуться руками вверх, пропевая при этом звуки А, О, Ы, Э, У (звук изменяется по высоте снизу вверх). П. предлагает детям позвать Мишку «А-у–у-у-у-!», «Э-э-э-й!». П. показывает детям Медведя, который здоровается с ними. Повторить стихи про мишку с движениями.

 

Танец "Плюшевого Медвежонка» (см. занятие 1).

 

П.: – «Вдруг пошел дождик «Кааап, кааап, кааап!». И мы пошли домой. Сначала дождик шел маленький, и мы шли,  не спеша (все спокойно идут по залу), дождик закапал сильнее и сильнее (шаг ускоряется и превращается в бег). «У-у-у-у-х! Прибежали!» (Все делают руками крышу над головой). Надо по лесенке подняться в дом «Я и-ду на-верх!» (поступенчатое пропевание соответственно – до, ре, ми, фа, соль), «Я спус-ка-юсь вниз!» (соответственно – соль, фа, ми, ре, до). Одновременно с пением делают отрывочные движения рукой снизу вверх и сверху вниз  соответственно (имитация ступенек). Аналогично (поступенчато) снизу вверх и сверху вниз пропеть гласные звуки.   Можно показывать движение звуков руками следующим образом: левая рука повернута к себе ладонью, пальцы на ней растопырены, большой палец направлен вверх, остальные вправо, указательный палец правой руки по-очередно дотрагивается до подушечки каждого пальца, начиная с мизинца  (до – мизинец, ре – безымянный, ми – средний, фа – указательный, соль – большой).

П.: За окном идет дождик, чтобы не было грустно надо посмотреть на мир через разноцветные стеклышки, и все станет вокруг разноцветным.

  Танец «Разноцветная игра».

Перед танцем повторить стихотворение про кошку, сопровождая его движениями.

Станцевать сначала вместе с преподавателем; если П. видит, что дети хорошо запомнили движения, дать им возможность станцевать самостоятельно. В случае затруднения П. подсказывает детям.

 

Игра с листьями.

По выбору детей выполняется с бубном или под музыку.

 

Заключение.

Поклон.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 6.

 

Материалы и атрибуты,  музыкальное сопровождение: те же.

Ход занятия:

Приветствие. Полька.

Подготовка к утреннику. Повторить программу занятия 5. На этом занятии П. отрабатывает то, что у детей плохо получается. П. выделяет того ребенка, кто хорошо помнит все движения  и ориентирует детей смотреть во время танца на этого ребенка.

 

Игра по желанию детей.

Поклон.

 

 

    Краткое содержание осеннего утренника.

Утренник проводится после того, как на занятиях по развитию речи дети прошли все гласные звуки.

 

1.  "Парад гласных" (см. в предыдущем номере в разделе "Подготовка к обучению чтению и письму").

2.  Рассказы детей о поделках на тему осени, об угощениях к столу, сделанных своими руками.

3.  Танец «Разноцветная игра» (см. занятие 3, 4 по ритмике).

4.  Игра с осенними листьями (см. занятия 1, 3 по ритмике).

5.  Стихи и загадки об осени.

 

Продолжение читайте в следующем номере.



[1] Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Композиция «Разноцветная игра»  А.И. Буренина. - СПб., 2000.

 

[2]  Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - Санкт-Петербург:  Дельта,  1997.

Информация об авторах

Выгодская Ингрид Григорьевна, учитель-логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Кукаркина Елена Борисовна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ekukar1954@mail.ru

Лущекина Елена Андреевна, Педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 593
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 232
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1