О книге О. Ивара Ловааса "Обучение детей с нарушениями развития"

258

Общая информация

Ключевые слова: детский аутизм, Ивар Ловаас, модификация поведения, прикладной анализ поведения (ПАП), прикладной поведенческий анализ, бихевиоризм

Рубрика издания: Зарубежный опыт

Тип материала: рецензия

Для цитаты: Бородина Л.Г. О книге О. Ивара Ловааса "Обучение детей с нарушениями развития" // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 3. С. 7–21.

Фрагмент статьи

После получения в 1958 году учёной степени доктора психологии в Университете Вашингтона, И.Ловаас работал с детьми, страдающими аутизмом, в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе. Он обнаружил, что при интенсивной поведенческой терапии эти дети, считавшиеся неизлечимыми,  достигали значительного прогресса в развитии. Разработка идей относительно необходимости создания терапевтической поддерживающей среды для таких детей привела к дальнейшим исследованиям в области поведенческой терапии и к основанию Института Ловааса.

И.Ловаас также обратил внимание, что, пока дети были в Институте, их достижения сохранялись, но когда они возвращались домой, происходила постепенная утрата приобретённых навыков. Вследствие таких наблюдений была начата работа с родителями по обучению их навыкам взаимодействия с детьми. Была создана концепция обучающего окружения, заключающаяся в постоянной и максимально интенсивной (минимум 40 часов в неделю) обучающей работе с детьми. На основе этих наблюдений и выводов была сформулирована терапевтическая и образовательная программа, ставшая впоследствии методом направленного поведенческого анализа, и родилось понятие «Ловаас-терапия». Наибольшее признание методы И.Ловааса получили после 1987 года, когда были опубликованы результаты его исследования, в соответствии с которыми при интенсивной поведенческой терапии сорок семь процентов детей с аутизмом достигли нормального уровня функционирования, так, что стали неотличимыми от своих сверстников (Lovaas, 1987). Катамнестическое исследование в 1993 году показало, что результаты работы сохранялись (McEachin & Lovaas, 1993).

 Вопрос, является ли АВА решением проблемы аутизма, остаётся спорным до сих пор, как и в 60-е годы, когда программа была впервые применена. Однако какие бы разногласия ни существовали, специалисты поведенческой терапии, вооружённые пониманием бихевиоральных техник, предлагают метод лечения  аутизма, наиболее известный на сегодняшний день.

Полный текст

О книге

 

     Большинству людей, которых в той или иной степени коснулась проблема детского аутизма, знакомо имя Ивара Ловааса. Его концепция направленного поведенческого анализа (АВА) стала популярным методом лечения больных аутизмом.

     Доктор Ловаас начал интересоваться проблемами поведения человека ещё в Норвегии, где он родился и где служил в военно-воздушных силах. Во время Второй Мировой войны он постоянно задавался вопросом об истоках жестокого поведения людей: обусловлено ли оно генетикой или сформировано окружением, и в своих выводах склонялся к последнему.

     После получения в 1958 году учёной степени доктора психологии в Университете Вашингтона, И.Ловаас работал с детьми, страдающими аутизмом, в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе. Он обнаружил, что при интенсивной поведенческой терапии эти дети, считавшиеся неизлечимыми,  достигали значительного прогресса в развитии. Разработка идей относительно необходимости создания терапевтической поддерживающей среды для таких детей привела к дальнейшим исследованиям в области поведенческой терапии и к основанию Института Ловааса.

     И.Ловаас также обратил внимание, что, пока дети были в Институте, их достижения сохранялись, но когда они возвращались домой, происходила постепенная утрата приобретённых навыков. Вследствие таких наблюдений была начата работа с родителями по обучению их навыкам взаимодействия с детьми. Была создана концепция обучающего окружения, заключающаяся в постоянной и максимально интенсивной (минимум 40 часов в неделю) обучающей работе с детьми. На основе этих наблюдений и выводов была сформулирована терапевтическая и образовательная программа, ставшая впоследствии методом направленного поведенческого анализа, и родилось понятие «Ловаас-терапия». Наибольшее признание методы И.Ловааса получили после 1987 года, когда были опубликованы результаты его исследования, в соответствии с которыми при интенсивной поведенческой терапии сорок семь процентов детей с аутизмом достигли нормального уровня функционирования, так, что стали неотличимыми от своих сверстников (Lovaas, 1987). Катамнестическое исследование в 1993 году показало, что результаты работы сохранялись (McEachin & Lovaas, 1993).

     Вопрос, является ли АВА решением проблемы аутизма, остаётся спорным до сих пор, как и в 60-е годы, когда программа была впервые применена. Однако какие бы разногласия ни существовали, специалисты поведенческой терапии, вооружённые пониманием бихевиоральных техник, предлагают метод лечения  аутизма, наиболее известный на сегодняшний день.

 

 

Раздел 1

 

Раздел 1 – это введение, или краткий обзор обучающих техник и правил их применения. Раздел состоит из нескольких глав. В главе 1 автор предлагает читателю несколько приёмов, служащих для усиления или угашения определенных форм поведения. Вы хотите научить своего ребёнка больше слушать, больше говорить, лучше себя обслуживать. Автор предлагает определённые техники, такие, например, как вознаграждение, которые, при правильном использовании, усилят некоторые виды поведения ребёнка. Есть другие вещи, которые вы бы хотели, чтобы ваш ребёнок делал реже или не делал вовсе, например, не мочился в постель, не был чересчур активным или не сердился слишком сильно. Автор предлагает и описывает определённые приёмы, например, игнорирование или наказание, используемые для ослабления таких видов поведения.

          В главе 2 обсуждается использование физического наказания. Этот спорный вопрос автор обсуждает максимально объективно, приводя, в том числе, и точки зрения своих оппонентов. В книге подчёркивается, что наказание способно причинить массу вреда, если используется неправильно, и может приносить пользу, когда используется грамотно. Наказание и вознаграждение являются основными опорными пунктами поведенческих методов.

     В главе 3 представлены некоторые особенности людей с нарушениями развития. Для эффективной работы с такими людьми родителям и педагогам необходимо узнавать и пытаться понять эти проблемные виды поведения. Автор представляет определённые техники для преодоления этих проблем или для работы с ними. В главе 4 описываются способы записи результатов обучения. Таким образом, раздел 1 состоит из введения, обучающих техник и определения круга проблем, с которыми эти техники могут быть эффективны.

 

 

ГЛАВА 1

КАК ЭТО ДЕЛАТЬ

 

     В этой главе описываются основные процессы обучения ребёнка новым видам поведения. Все термины и понятия описываются в максимально доступной форме и ярко, с юмором,  иллюстрируются  примерами из повседневной жизни. Вознаграждение, наказание, сверхисправление, оформление и подсказывание – вот только некоторые из понятий, с которыми знакомит читателя автор.

 

      Выбор вознаграждений. Положительные вознаграждения

      Обычно, когда ребёнок делает что-то правильно, вы вознаграждаете его. Вы говорите: «Вот 25 центов на конфеты», «Сегодня ты можешь лечь спать попозже», «Купи себе мороженое» или что-нибудь подобное. Таким образом, вы даёте ему то, что он хочет. Взрослые вознаграждают детей, особенно когда те ещё маленькие, вот таким прямым, положительным путём. Вначале вознаграждения могут быть вполне заметными и конкретными, такими как мороженое или поцелуй. По мере того как ребёнок развивается, вознаграждения обычно становятся более тонкими, например, когда они передаются одним взглядом или каким-то другим минимально распознаваемым знаком поведения человека. Многие учителя чувствуют, что определённые виды поведения могут сами по себе быть вознаграждающими,   и что внешние подкрепления, такие, как еда или похвала, не являются необходимыми для поддержания поведения. Но вначале стоит преувеличить подкрепления определённого поведения, хотя бы для перестраховки. Такие подкрепления называются позитивами.

     Когда вы поощряете человека с нарушением развития, будьте очень выразительны – очень громко восклицайте: «Хорошо!», «Отлично!» или «Ты молодец!». Если присутствуют люди, дайте им возможность поаплодировать, обнимайте, целуйте, гладьте. Обычно в дополнение к словам ободрения и похвалы мы используем и пищевое вознаграждение. Например, разделив еду ребёнка на мелкие кусочки (т.е. дав порцию размером примерно с половину куска сахара, разрешив сделать один очень маленький  глоток жидкости, один раз лизнуть леденец и т.д.), вы можете изобрести сотни вознаграждений за хорошее поведение. Время еды – подходящее время для начала обучения.

     Чем больше вы знакомитесь с человеком, которого должны обучать, тем больше узнаете о разновидностях вознаграждений, которые ему подойдут. Например, некоторые люди очень отзываются на словесное одобрение (такие слова, как «отлично!», «хорошо!»), в то время как другие к ним безразличны. Некоторые люди могут даже быть обеспокоены или неприятно поражены похвалой (вы говорите им «хорошо», и они прекращают это поведение, как если бы были наказаны). Вам придётся попробовать различные способы одобрения и посмотреть, что действует лучше всего. Мы обнаружили, что хорошим вознаграждением для всех наших учеников является активность. Кажется, что существует потребность в активности, так же, как и потребность в пище и воде. Обратите внимание, как любят люди двигаться, бегать, болтать ногами и так далее. Дети любят перемены в школе, когда они 10 минут могут побегать и пошуметь. В действительности, для большинства детей перемена – лучшее время за весь день. Следовательно, мы пытаемся программировать различные виды активности как вознаграждение за правильное поведение. Например,  в качестве вознаграждения за спокойное сидение и хорошую работу вы можете разрешить своему ребёнку на 5 секунд встать со стула. Между прочим, если вы хотите научить ребёнка спокойно сидеть на стуле, не разрешайте ему вставать со стула, если он ведёт себя неправильно, потому что это разрешение может действовать как вознаграждение за неправильное поведение. У многих детей есть любимые объекты, к которым они привязаны, такие как одеяло, наклейка или кукла. Когда вы обучаете, вы можете использовать этот предмет как вознаграждение, убрав его, а потом разрешив подержать (5 секунд) после того, как он вёл себя нужным образом. Почти всё, чего бы ни хотел ваш ребёнок – будь то еда, словесное одобрение, активность или любимый предмет, - может быть использовано как вознаграждение, и чем больше вознаграждений вы предложите своему ребёнку, тем  эффективнее вы будете обучать.

     Вот некоторые из наиболее часто используемых вознаграждений, которые вы можете иметь в виду:

кусочки различных видов пищи,

маленькие глоточки напитков,

поцелуи, объятия, щекотание, поглаживание, ласка,

словесное одобрение: «хорошо», «молодец», «здорово»,

активность: прыжки, беготня, кружение, смех, потягивание,

прослушивание музыки,

яркие разнообразные картинки.

     Вознаграждайте своего ребёнка каждый раз понемногу, для того чтобы избежать быстрого пресыщения. Например, не давайте ему целый леденец, а лучше только возможность один раз лизнуть этот леденец, или дайте ему один маленький глоток сока, 3-4 секунды поцелуев или музыки, 5 секунд попрыгать и т.д. Такой скупостью вы обеспечите действие ваших вознаграждений  в течение длительного времени, так что ваш ребёнок будет за них трудиться по нескольку часов в день. Вначале вознаграждение должно длиться только несколько (от 3 до 5) секунд. И помните, что во избежание   пресыщения важно иметь в своём распоряжении разнообразные вознаграждения. Положительные вознаграждения, или позитивы, как мы иногда их называем, обозначаются в специальной литературе как «положительные подкрепления». Мы используем попеременно оба эти термина.

 

     Избегание отрицательного

     Другой разновидностью вознаграждения является избегание отрицательного. Обычно нормальный ребёнок тревожится при неудаче; правильное поведение уменьшает его тревогу и дискомфорт. Однако, некоторые дети с отставанием в развитии не чувствуют  тревоги и напряжения по поводу своих ошибок. Они часто кажутся вполне удовлетворёнными собой и миром, таким, как он есть, даже если они оказываются намного позади своих сверстников и могут в один прекрасный день оказаться перед лицом помещения в специальное учреждение. В таких случаях учитель может попытаться заставить их почувствовать небольшое огорчение и неловкость по поводу своих ошибок либо устраняя позитивные вознаграждения, либо не одобряя их поведение, например, громким восклицанием «нет!». Это делается, чтобы повысить мотивацию ребёнка к обучению и, таким образом, помочь ему уменьшить будущие проблемы. Когда ребёнок чувствует смущение при неправоте и потом ведёт себя правильно, для него это может означать: «Успокойся, я поступаю правильно». Правильное поведение является вознаграждающим, потому что оно уменьшает тревогу и другие отрицательные эмоции. В специальной литературе этот вид вознаграждения называется «отрицательным подкреплением», так как поведение подкрепляется устранением чего-то отрицательного.

     Когда вы становитесь более твёрдыми по отношению к своему ребёнку и,  возможно, прикрикнув на него или шлёпнув по попе, заставляете его почувствовать небольшое огорчение или страх, ваши социальные подкрепления (слово «хорошо!», поцелуи и объятия) почти сразу же становятся для него более важными и эффективными. Как будто он начинает больше вас ценить после того, как вы показали ему, что можете быть  и сердиты на него.

 

     Контраст между положительным и отрицательным

     Крайне важно, чтобы контраст между положительным и отрицательным был как можно более сильным, особенно на начальных этапах обучения. Если «хорошо» у вас звучит как «нет» или если ваше «счастливое» выражение лица похоже на ваше «сердитое» выражение, вы, возможно, не сможете многому научить детей с отставанием в развитии. Позднее они усвоят информационную ценность слов «хорошо» и «нет», и вам не придётся говорить так громко.

     Обычно мы используем позитивы (такие как еда и поцелуи), когда хотим научить ребёнка чему-то новому. Мы используем избегание негативного, чтобы помочь ребёнку удержать то, чему он уже  научился. То есть, если мы уверены, что он знает, что мы от него хотим (потому что он делает это, когда голоден, и мы кормим его за правильное поведение), то мы очень недовольны и строги к нему, когда он не ведёт себя правильно в другой раз. Его вознаграждением, таким образом, становится избегание нашего неодобрения.

     Некоторые дети бывают очень тревожными в начале обучения и беспокоятся при ошибках. Мы находим, что с такими детьми работать легче. Основным их вознаграждением будет умение справляться со своей тревогой.  Такие дети более мотивированы, чем спокойные дети, и их легче учить. В таких случаях мягкое неодобрение может иметь сильное воздействие, и вы должны быть осторожны.

Это послужит тому, что ребёнок будет склонен преувеличивать разницу между положительным подкреплением за хорошее поведение и строгими замечаниями за ошибки; возможно, это основной способ научить ребёнка различию между двумя последствиями.

 

       Расписание вознаграждений

 

     В дополнение к двум основным видам подкрепления (получение положительного, избегание отрицательного) вы должны учитывать, что подкрепления должны производиться немедленно. Как только появляется правильное поведение, в течение секунды ребёнок должен быть вознаграждён. Его поведение и ваше вознаграждение должны происходить почти одновременно. По мере продвижения по программам вы постепенно сможете задерживать вознаграждение.

     Вы извлечёте максимальную пользу из ваших вознаграждений, если будете использовать их экономно. В начале, когда ребёнок не знает, что ему делать, и вам приходится учить его всему, вы должны будете вознаграждать его каждый раз, когда он сделал что-то правильно. Позднее, когда он продемонстрирует определённое мастерство, и вы будете заинтересованы больше в удержании того, чему он уже научился, переключитесь с постоянного вознаграждения на частичное. Вознаграждайте его иногда. Это называется перевести ребёнка на частичное расписание вознаграждений, а сама операция называется прореживанием расписания. Насколько «редким» вы сделаете расписание вознаграждений, зависит от многих причин; оно  различается у разных детей и при разных заданиях. Проредите расписание и оцените его напряжённость; если поведение ребёнка разваливается или начинает сильно колебаться, «уплотните» расписание, т.е. вознаграждайте его чаще. Как только вы восстановите поведение, начинайте прореживание снова.

     Другим важным моментом, о котором необходимо помнить, является как можно более быстрый переход от пищевых подкреплений к подкреплениям максимально нормальным и естественным, таким как социальные подкрепления, слова «хорошо» или «правильно». Ребёнок сам даст вам знать, когда надо к ним переходить; если вы прекратили пищевые подкрепления, и поведение ребёнка начало разваливаться, вернитесь к пище, восстановите поведение, а затем начинайте переход снова.

 

      Индивидуальные различия в вознаграждениях

     Когда вы узнаете о ребёнке больше, вы обнаружите, что существует целый ряд неожиданных вещей, которые доставляют ему большое удовольствие и могут поэтому использоваться как вознаграждения. Родители обычно знают такие вещи и могут сэкономить учителю целые месяцы работы, поделившись с ним своими знаниями. Например, дети, которые очень любят музыку, могут вознаграждаться за правильное поведение разрешением в течение нескольких секунд послушать любимую пьесу. Можно вознаграждать детей разрешением подержать несколько секунд любимый предмет. Детей, которые любят бывать одни, можно в качестве вознаграждения оставить одних. Этот перечень можно продолжать, поскольку у разных детей свои вознаграждения.

     Объятия и поцелуй в щеку могут служить вознаграждением одному ребёнку и быть  наказанием для другого (они могут даже хныкать или гримасничать, когда вы их целуете). Так что если вы целуете и обнимаете ребёнка, который этого не хочет, вряд ли это поможет ему в обучении. С другой стороны, почти каждый ребёнок любит поесть, так что когда вы используете пищевые подкрепления,  вы можете быть более уверены в том, что делаете. (Некоторые дети не любят есть, когда вы их кормите, особенно когда вы кормите их в качестве вознаграждения за правильное поведение. Может быть, они не позволяют вам до такой степени их контролировать или им не нравится доставлять вам удовольствие от вознаграждения их. Возможно, вам придётся «проработать» это сопротивление, кормить и вознаграждать ребенка в любом случае, так как большинство детей в конце концов принимают ваши подкрепления (и вы побеждаете, если настаиваете).

     Также бывает удивительно обнаруживать, что некоторые дети чувствуют себя вознаграждёнными, когда вы сердитесь и говорите «Нет». Они улыбаются и, кажется, очень стараются вас расстроить. Будьте осторожны, не вознаграждаете ли вы ребёнка, когда сердитесь и говорите «Нет». Позднее мы скажем об этом больше.

 

        Внешние и внутренние подкрепления

Подкрепления бывают внешними и внутренними. Внешние исходят от других людей, и их разумно использовать в начале обучения. Не менее, а даже более важными, первостепенными являются внутренние подкрепления – то удовольствие, которое испытывает ребёнок, выполняя задание. Например, для мутичного ребёнка мы даём внешнее подкрепление – еду, когда он вокализирует. Через несколько месяцев или год этот ребёнок начинает повторять за вами: у него появляется эхолалия. Подбор такого же звучания слова, как у взрослого, становится для него внутренним подкреплением речи. Он подбирает, и это ему нравится. Его учитель может убрать внешние подкрепления.

 

    Приобретение и угашение

     Когда ребёнок получает вознаграждения за поведение, он обучается, т.е. приобретает тот или иной образец поведения. Если вы перестанете его поощрять, нужное поведение начнёт пропадать – вы его подвергнете угашению. Хорошим примером этому является угашение приступов гнева. Ребёнок кричит и брыкается, а вы ведёте себя  так, как будто ничего не происходит. Почти наверняка приступ гнева пройдёт.

 

    Наказание

   Наказание используется для прекращения того или иного поведения.

 

      Выработка отвращения

     Одним из методов наказания является совершение чего-то неприятного или даже болезненного, например, шлепок или громкое «нельзя!». Такие наказания называются аверсивными. Некоторым детям достаточно словесного «нет!», на других это не действует. Шлепок по попе действует почти всегда, конечно, если он достаточно болезненный. Преимуществом шлепков, если они совершаются правильно, является то, что вам не приходится использовать их слишком много. Бывает так, что вы оказываетесь вовлечены в настоящую борьбу: вы шлёпаете сильнее и сильнее, а ребёнок всё больше и больше упрямится. Если такое происходит, немедленно отступите. Найдите замену физическому наказанию, например, что-то такое, что ребёнок не любит делать: гимнастику или мытьё посуды. В любом случае, вы должны понять, что, для того чтобы  обучение было эффективным, вам иногда придётся быть очень строгим и, может быть, даже применить физическое наказание.

 

           Тайм-ауты: лишение позитивов

     В дополнение к выработке отвращения, взрослый может наказать ребёнка, лишая его какого-то удовольствия. Так, можно просто отвернуться от ребёнка, поставить его в угол или поместить в комнату, где нет ничего интересного. Такие процедуры называются тайм-аутами. Ребёнку можно устроить тайм-аут на 3-5 минут, последние 30 секунд которых он должен быть спокоен. Если вы выводите его из тайм-аута во время приступа гнева, вы тем самым подкрепите его гнев. Также не стоит устраивать тайм-ауты дольше 5 минут.

     У тайм-аутов есть два недостатка. Во-первых, некоторые дети не находят их неприятными. Например, им больше нравится быть одним, чем с людьми иучиться. Во-вторых, тайм-ауты отнимают время от обучения. 

 

           Правила наказаний

1. Если используется строгий метод, такой как тайм-аут или физическое наказание, его эффективность должна проявляться почти немедленно, иногда через минуту, и определённо – к концу дня. Убедитесь, что нежелательное поведение действительно угасает. Это – единственное оправдание использованию физических методов наказания.

2. Сила наказания зависит от поведения ребёнка и от того, как на поведение влияет наказание. Если поведение угасает уже при мягком наказании, нет нужды применять более сильное.

3. Наш опыт показывает, что тайм-ауты длительностью более 20 минут не помогают. Не забывайте, что вы должны дождаться успокоения или хотя бы начала успокоения ребёнка. Тем самым вы подкрепите спокойное поведение.

4. Что касается шлепков, применяйте столько силы, сколько необходимо, чтобы было немножко больно. Можете потренироваться на своих друзьях. Мы встречали детей, которых били так сильно, что кожа у них изуродована. Нам кажется совершенно неправомерным использование наказаний такой силы.

5. Делайте аккуратные записи в течение всего процесса обучения.

 

       Сверхисправление

 Сверхисправление – это процедура, разработанная Foxx и Azrin (1973) для уменьшения агрессивного, разрушительного и неадекватного поведения у людей с нарушениями развития. Оно было предложено как альтернатива наказанию.

     Предположим, ваш ребёнок не раз проливает молоко на пол. Чтобы прекратить это, вы можете заставить его не только убрать лужу молока, но и вымыть весь пол на кухне. Или, например, ваш ребёнок спустил шины соседской машины. Вы можете заставить его накачать их при помощи велосипедного насоса и провести за этим занятием остаток дня. Один из главных моментов таких мер: человек вынужден делать что-то неприятное, исправляя последствия своего поведения, но это неприятное не включает в себя физического наказания.

       Другими примерами сверхисправления будут, например, следующие: если ребёнок рвёт книгу, он вынужден склеивать не только эту книгу, но и многие другие; или если он бросает предметы, он должен поднять не только их, но и многие другие тоже. Если он испачкал штанишки, ему приходится вставать под душ, а ему может не понравиться прохладная вода.

    Сверхисправление должно применяться в соответствии со следующими правилами:

1. Процедура исправления должна иметь отношение к нежелательному поведению. Например, если ребёнок рвёт книги, то он их склеивает; если он роняет еду на пол, то он моет пол.

2. Процедура исправления должна быть проведена немедленно, в течение нескольких секунд после нежелательного поведения.

3. Сверхисправление означает отмену всех подкреплений. В течение всей процедуры не демонстрируйте ребёнку свою любовь, не делайте детальных объяснений, не кормите его и не разрешайте общаться с друзьями.

4. Провинившийся должен быть единственным участником процедуры. Не превращайте её в игру и не разрешайте другим помогать ему.

5. Помещение должно быть полностью приведено в порядок.

6. Руководство может применяться, только если ребёнок не в состоянии  выполнить сверхисправление сам. Тогда Вы настаиваете и направляете его (делаете его руками), применяя столько физической силы, сколько необходимо для завершения работы.

7. Для сверхисправления необходим длительный промежуток времени: скоре, 20, чем 5 минут. Чем больше времени, тем лучше.

8. Необходимо научить ребёнка приемлемому альтернативному поведению.

 

                                      ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

 

      Выбор поведения-мишени

     После того как вы решили: какие использовать подкрепления и наказания, следующим шагом будет выбор поведения, которому следует учить, и решение, как это делать. Выберите какую-то поведенческую цель для ребёнка. Затем разбейте поведение на маленькие этапы, каждому из которых вы будете учить отдельно.

     Например, если вы учите ребёнка пользоваться туалетом, то разбиваете этот сложный акт на этапы: снять штанишки, сесть на унитаз и испражниться. Каждый из этих этапов может быть в свою очередь разбит на ещё меньшие. Например, снять штанишки означает расстегнуть пуговицы, молнию, спустить штанишки и т.д. Главное – начать с таких элементов поведения, в которых ребёнок может быть успешным, так что вы можете вознаградить его, так как без вознаграждений нет обучения. Помните, что ребёнок, которого  вознаграждают, не только обучается; он к тому же еще и чувствует себя  счастливым. Вознаграждение приносит счастье. Обучение и счастье должны идти рука об руку.

     Когда  отдельные этапы освоены, они соединяются вместе в сложное поведение. Этот процесс называется формированием поведения. Например, вы учите ребёнка говорить «мама». Вы можете начать с того, что разделите это слово на два слога с паузой между ними. Затем можете разбить слоги на отдельные звуки: «мм» и «а». Звук «м» может быть разбит на два элемента: смыкание губ и вокализацию через сомкнутые губы. Вначале вы можете вознаграждать ребёнка  уже за смыкание губ, даже если он не произносит звука. Затем, когда он с готовностью смыкает губы, вознаграждайте его за вокализацию через сомкнутые губы. Когда этот этап освоен, вознаграждайте за звук «а», а затем – за слог «ма». Наконец, вознаграждайте его только тогда, когда он произносит этот слог дважды – «ма-ма». Таким образом, вы сформировали поведение-мишень путём подкрепления успешных приближений к нему.

 

     Подсказки и устранение подсказок

     Во время обучения ребёнка Вы невольно подсказываете ему нужное поведение, например, сами сажаете его на унитаз, вместо того чтобы целый день ждать, когда он сядет сам, или его руками делаете куличики и вознаграждаете его за них. Ему может не нравится это, но вы настаиваете, выражаете своё неодобрение на его сопротивление и поощряете послушание.

     Хорошим будет тот учитель, который подскажет нужные формы поведения и создаст ситуацию, в которой ребёнок проявит их. Возьмём, к примеру, улыбку. Вы дотрагиваетесь до его пупка или целуете его в ушко, или делаете ещё что-то, что заставит его улыбнуться, и когда он улыбается, вознаграждаете его: «Посмотрите, как мило он улыбается», аплодируете ему и даёте что-то вкусное. Учитесь взаимодействовать таким образом с ребёнком постоянно и спонтанно: это на самом деле не так уж трудно.

     Как только вы научились легко подсказывать нужное поведение и усиливать его вознаграждениями, начинайте очень постепенно убирать подсказки. Например, если вы вызывали у ребёнка улыбку щекотанием, постепенно уменьшайте щекотание так, чтобы он всё больше и больше улыбался сам, без особых подсказок с вашей стороны. Однако продолжайте вознаграждать его за улыбку. Наиболее важным будет переход от вознаграждений за подсказанное поведение к вознаграждениям за е поведение без подсказок, самостоятельное

 

       Как давать инструкции

     Инструкции должны быть точными и ясными. Отбросьте все ненужные слова, или «шумы», и оставьте лишь самое существенное. Если вы хотите, чтобы ребёнок сел, не надо говорить ему: «Крис, дорогой, послушай меня, я тебя прошу быть хорошим мальчиком и сесть на стул ради меня». Просто скажите: «Сядь». Скажите это громко и ясно. Если вы учите его различать красный и синий цвета, не говорите: «Крис, посмотри, покажи бумажку синего цвета». Просто скажите «синий» или «красный». Его внимание должно быть привлечено только к существенным словам.

                                                          

       Пробы

     Проба – это одно звено учебного процесса, от инструкции учителя до ответа ученика  (или неуспеха в ответе). Неуспехом может считаться отсутствие ответа в течение 3–5 секунд после инструкции. Вознаграждения и подсказки включаются в пробу. Время между двумя пробами может составлять как полсекунды, так и несколько секунд.

     Инструкции должны даваться правильно. Предположим, вы хотите, чтобы ребёнок научился понимать значение слова «кукла». Неправильным будет, держа куклу на столе, давать запутанную инструкцию: «Покажи, пожалуйста, где кукла», -  и повторять её, в то время как ребёнок смотрит в сторону и не обращает внимания ни на куклу, ни на инструкцию.  Вместо этого, сначала вы должны завладеть его вниманием (см. главу 6). Как только вы привлекли внимание, сразу же поместите на стол куклу, произнося при этом слово «кукла». Можно подождать 2–3 секунды, прежде чем повторить представление стимула и инструкцию. Иногда ребёнок «уплывает», и вам приходится ждать, когда его внимание возвратится.

     Важно не переработать с ребёнком. Если он посидел на стуле, получая инструкции, в течение 5 минут, ему, возможно, захочется встать и подвигаться в течение минуты. Режим пять к одному может быть идеальным для учебной сессии. Вы можете организовать свой день, перемежая 2-часовые учебные блоки и свободные игровые периоды (которые тоже должны быть обучающими).  Это означает,  что у ребёнка будет в день 6 часов обучения за столом, один на один с учителем.

 

ГЛАВА 2

ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ

         

 Поведение, при котором можно применить наказание

          Одним из вопросов, волнующих родителей и учителей детей с нарушениями развития, является вопрос, какое поведение можно считать настолько дезадаптивным, что применение физического наказания становится оправданным. Одной из таких форм поведения является самоповреждающее, или аутоагрессивное, поведение. Интенсивность аутоагрессии у некоторых детей может быть такова, что это становится угрозой для жизни.

     У других детей некоторые поведенческие проблемы хоть и не угрожают жизни, но серьёзно мешают обучению. Например, многие умственно отсталые дети или дети в психотическом состоянии могут играть с фекалиями. На самом деле, большинство здоровых детей пробуют играть с фекалиями в тот или иной момент своего развития, но быстро бросают это занятие.  Люди с нарушениями развития могут продолжать  игру с фекалиями уже во взрослом возрасте.  Ужасной картиной будет 25-летний взрослый человек, размазывающий свои фекалии по телу, волосам, во рту. Он не погибнет от размазывания кала, но это поведение будет препятствовать его пребыванию дома с родителями. Можно также быть уверенными, что такой человек вряд ли будет популярен среди обучающего персонала интерната и,  скорее всего, будет перемещён в менее благополучную палату. В его случае аверсивные методы могут быть использованы для прекращения игры с фекалиями.

     Некоторые дети бывают настолько агрессивны, что представляют опасность для других детей. Особенно серьёзными бывают ситуации, когда под угрозой оказывается жизнь младшего сиблинга. Да и учителя часто не терпят агрессивное поведение в классе. Такой ребёнок может быть исключён из школы, помещён в стационар только из-за своего поведения.

     Формы поведения, упомянутые выше, оправдывают применение физического наказания.

     Кроме того, развитию ребёнка может помешать его неадекватное поведение. Например, хорошо иногда пойти всей семьёй куда-нибудь пообедать. В ресторанах полагается вести себя спокойно и ждать, когда вас обслужат. Чудаковатые поступки, крики обычно не разрешаются. Такое неадекватное поведение может потребовать строгих дисциплинарных мер, и ребёнок лишь выиграет от того, что будет выходить в ресторан, в магазины, путешествовать вместе со своей семьёй.

 

      Правила применения наказаний

     Сначала используйте альтернативные методы. Будьте уверены, что Вы исчерпали другие средства, например, пробовали изменить обстановку или воспитывали другие навыки, помогающие выражать свои желания приемлемым способом.

     Формируйте альтернативные способы поведения. Никогда не наказывайте, не обучая ребёнка другим способам самовыражения. В противном случае нежелательное поведение быстро вернётся.

     Сначала пробуйте нефизические методы наказания. Попробуйте сначала угашение (не обращайте внимания), затем – тайм-ауты, сверхисправление или другие нефизические аверсивные методы. Особенно будьте внимательны, чтобы нежелательное поведение не приносило ребёнку какой-нибудь выгоды, например, вашего внимания, сочувствия или прекращения занятий. Дети не рождаются с проблемами поведения; они научаются им.

     Сначала пробуйте наименее аверсивный метод. Напрмер, вы можете начать с громкого «нельзя!», затем попробовать неприятные для ребёнка, но «невинные» методы: 10-20 приседаний, 5 минут пробежки, подержать на вытянутых руках телефонную книгу в течение одной минуты и т.д. Или, если ребёнок боится собак, можно быстро показать ему собаку на картинке в то время, когда он ведёт себя плохо. Хороший учитель всегда найдет не только самые подходящие способы вознаграждения ребёнка, но и эффективные дисциплинарные меры.

     Избегайте длительного применения. Ребёнок может привыкнуть к наказаниям, и они утратят свою эффективность.

     Принимайтесь за одну форму поведения во всех ситуациях. Выберите одну форму поведения и наказывайте за неё во всех ситуациях: дома, в клинике, в школе. Не допускайте ситуационной специфичности поведения у ребенка, когда он подавляет нежелательное поведение, находясь рядом с тем, кто наказывает, но продолжает его с теми, кто не наказывает.

    Наказывайте при первых признаках нежелательного поведения. Старайтесь наказать при первых проявлениях нежелательного поведения, а не ждать разворачивания полного эпизода.

     Ведите записи. Например, подсчитайте, сколько раз он бил себя утром или сколько раз в день он размазывает фекалии, или сколько раз в неделю он бывает агрессивен к вам. Наказания должны вести к изменениям поведения; если этого не происходит, не продолжайте.

     Установите обратную связь. Это означает консультации с другими профессионалами, которые применяют наказания.  При использовании наказаний всегда есть вероятность ошибок, и они дорого обходятся. Если вы – учитель, не применяйте наказаний в отсутствие родителей или если они не согласны с вашим методом. Если вы – родитель, не разрешайте учителю наказывать без вас.

     Может возникнуть вопрос: возможно ли быть педагогом или родителем ребёнка с нарушенным развитием без использования  физических наказаний. Без сомнения, ответ будет утвердительным. Некоторые дети настолько восприимчивы к отрицательной обратной связи, что даже небольшое замечание имеет значительный эффект. Однако без наказаний вы вряд ли сможете значительно сократить ритуалы, повторяющиеся действия (аутостимуляции) или вспышки гнева и непослушания. Другими словами, в целях максимальной эффективности работы вам, возможно, придётся использовать физическое наказание.

 

 

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ  РАЗВИТИЯ        

                                  

 

     В этой главе описываются некоторые проблемы, которые возникают у детей с нарушенным развитием при их адаптации к обучению, дома или в школе. Рассматриваются такие специфические для этих детей формы поведения как вспышки гнева, ритуалы и стереотипии, низкая мотивация к достижениям и недостаточность  внимания.

 

ВСПЫШКИ ГНЕВА                                            

     Часто дети с нарушениями развития реагируют вспышками гнева на требования, которые к ним предъявляются. Эти эмоциональные разряды серьёзно мешают обучению. Вспышки могут быть малыми, например, крики, или большими, когда ребёнок бьёт, царапает или кусает взрослых или других детей, бросается на пол, опрокидывает мебель, разбивает стекло или наносит себе повреждения: кусает себя, бьётся головой об стену и т.д. Иногда такая вспышка может быть кратковременной и длиться только несколько секунд или минут. В других случаях она может продолжаться часами почти ежедневно на протяжении нескольких лет, что иногда вынуждает к использованию физической фиксации или успокаивающих медикаментов. Вспышки гнева особенно трудно контролировать, когда ребёнок становится старше и физически сильнее и может стать опасным для окружающих.

     Основные положения о вспышках гнева

1. Вспышка гнева обычно является реакцией ребёнка на фрустрацию, например, отсутствие привычного вознаграждения или перемену в быту.

2. Вспышки гнева становятся сильнее, если вы чрезмерно реагируете на них. Обращая на ребёнка внимание и усиливая заботу во время эмоциональной вспышки, вы можете сформировать и закрепить такую форму поведения.

3. Вспышки, скорее всего, прекратятся, если вы будете их игнорировать. Если ребёнок не причиняет себе или вам большого физического вреда, старайтесь «проработать» вспышку, ведя себя так, как будто её нет. Это называется угашением. Угашение иногда тяжело осуществить, т.к. ребёнок даёт пик агрессии и возбуждения, перед тем как это поведение начнёт постепенно ослабляться. Простым способом справиться со вспышкой могут служить тайм-ауты. Помните, однако, что для некоторых детей тайм-аут может быть вознаграждением, и тогда он не будет эффективным.

4. Эффективным способом остановить эмоциональную вспышку может быть шлепок, особенно в её начале.

5. Если вспышки провоцируются фрустрацией, можно уменьшить их, избегая фрустрации. Однако, ребёнок должен учиться справляться с фрустрацией, не впадая в «истерики». В любом случае, старайтесь избегать чрезмерно сильных фрустраций.

     При эмоциональных вспышках крайне важно не подкрепить это поведение, что часто происходит непреднамеренно.

     Нередко дети начинают «истерику», когда не понимают, что происходит. Однако и в этом случае такие вспышки нельзя поощрять и оправдывать: невозможно учить ребёнка, если он так себя ведёт. Вы должны взять контроль за ситуацией в свои руки.

     Не забудьте вознаградить  ребёнка за хорошее поведение, если он был спокоен 2–3 секунды, и сразу же возобновить обучение. Постепенно увеличивайте интервал, в течение которого он должен быть спокоен.

     Насколько нам известно, вспышки гнева не имеют под собой ничего «безумного», «сумасшедшего», «психотического». Такое поведение может быть вполне рациональным способом получения вашего внимания, выражением желания, чтобы вы остановили «истерику» или перестали беспокоить ребёнка своими требованиями.

     Главное правило при эмоциональных вспышках таково: не позволяйте этому поведению вас испугать. Оставайтесь хладнокровными и рациональными. Ребёнок только выглядит безумным; на самом деле он таковым не является.

 

                                  АУТОСТИМУЛЯЦИЯ

     У многих детей с нарушениями развития наблюдаются различные повторяющиеся (стереотипные) движения, такие как раскачивание, верчение, кружение, хлопание руками, вытаращивание глаз, постукивание, вращение глазами, скашивание глаз. Такие движения называются аутостимуляцией. Вот основные положения об аутостимуляции:

1.  Аутостимуляция находится в обратной зависимости от других, социально приемлемых форм поведения. Когда присутствуют другие формы поведения, аутостимуляции нет. Создаётся впечатление, что у ребёнка существует потребность в аутостимуляции. В каком-то смысле она ему необходима. Если вам нечего предложить ребёнку в качестве более приемлемого поведения, разрешите аутостимуляцию.

2. Аутостимуляция может быть использована как вознаграждение. Можно разрешить ребёнку 3–5 секунд аутостимуляции как часть вознаграждения за правильное поведение.

3. Аутостимуляция уменьшает или блокирует реагирование на стимулы извне. Аутостимуляция – как наркотик; с ней так же трудно бороться. Мы рекомендуем активно подавлять аутостимуляцию во время обучения. Можно физически придержать руки ребёнка или громко сказать «нет!», или использовать какой-то другой аверсивный метод. Как только ребёнок прекращает аутостимуляцию, учитель вознаграждает его («Хорошо сидишь!», «Хорошо слушаешь!») и даёт задание. После выполнения задания можно разрешить аутостимуляцию.

4. Подавление одной формы аутостимуляции может привести к возникновению другой. Например, если ребёнок раскачивается, и раскачивание подавляется, он может начать таращить глаза. Если это тоже подавляется, он может начать вокализировать. Задачей является  развить такую форму аутостимуляции, которая в наименьшей степени мешает обучению и является наиболее социально приемлемой. Например, хмыканье и вокализации более социально приемлемы, чем подпрыгивание с хлопанием руками.

 

                                   ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ

     Дети с нарушениями развития часто не мотивированы к обучению. Возможно, что недостаток мотивации обусловлен неудачами и фрустрациями, с которыми они уже столкнулись, а может быть, именно низкая мотивация и является причиной их отставания в академических и социальных навыках. Для них «вести себя хорошо» не является желаемым и вознаграждающим; напротив, «вести себя плохо» для них недостаточно неприятно. Учитель должен вырабатывать особую систему поощрений – наказаний, обычно в виде пищевого подкрепления и преувеличенной похвалы, с одной стороны, и громкого «нет» или физических наказаний, с другой.

1. Общее правило таково: разрешайте ребёнку делать всё, что он хочет, после того как он сделал то, что вы от него хотели. Вознаграждение должно занимать минимум времени.

2. Используйте преувеличенные положительные подкрепления в начале, пока он осваивает задание. После того как он им овладел, прореживайте вознаграждения и ожидайте от него, что он покажет вам, как хорошо он может это делать без вознаграждения.

3. Не разрешайте ему аутостимуляцию, когда вы занимаетесь. Аутостимуляция и «уплывание» для него очень приятны. Разрешайте аутостимуляцию только как вознаграждение за сделанное.

4. Если ребёнок уже тревожится по поводу неудачи, не наказывайте его за неё. Он сам наказывает себя.

5. Несмотря на то, что вначале вы использовали преувеличенные и искусственные подкрепления, постепенно отходите от них, чтобы сделать занятие нормальным как можно скорее.

6. Можно использовать «жетоны». Жетоны выполняют функцию денег: ребёнок обменивает жетон на что-нибудь желаемое, например, кусочек еды. В дальнейшем вы можете вознаграждать его жетонами: он зарабатывает жетоны хорошим поведением, чтобы потом обменять их на еду, свободное время, телевизор и т.д.

7. Помните, что, чем более искусственными являются ваши вознаграждения, тем менее будет способен ребёнок перенести выученное на другие ситуации.

 

                                     ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ

     Другой большой проблемой, которая мешает обучению детей с нарушениями развития, являются трудности привлечения и концентрации внимания. Часто дети замечают мелкие детали и не способны воспринять картину в целом. У них сверхизбирательное внимание. Например, если вы показываете рисунок человека нормальному двух- или трёхлетнему ребёнку, он назовёт картинку «человек». Ребёнок с задержанным развитием может сказать «пуговица», заметив мелкую деталь одежды человека.

     Другие примеры такой сверхизбирательности относятся к использованию подсказок. Когда дети учатся имитировать звуки, мы иногда используем визуальные подсказки: движения губ при звуках «м» и «а». Иногда бывает так, что, научившись имитировать эти звуки с подсказками, без них дети оказываются не способны произнести те же звуки. Они обращали внимание только на визуальные признаки и не замечали слуховых. В других случаях дети могут улавливать только одну или две из множества звуковых характеристик голоса, например, громкость или высоту, но не обратить внимания на содержание сказанного.

     Вот основные правила работы с нарушениями внимания:

1. Старайтесь уменьшить влияние несущественных деталей в ситуации занятия. Например, уча ребёнка различию между большим и маленьким, сделайте только это различие доминирующим, а все остальные визуальные различия по возможности уменьшайте (очень большой мяч диаметром в два фута и очень маленький мяч диаметром в один инч). Впоследствии сглаживайте эти различия.

2. Не вознаграждайте ребёнка, если он даёт правильный ответ с  подсказкой. Иначе ребёнок научится обращать всё больше и больше внимания на подсказки. Подсказка перекроет остальные, более существенные признаки. Как можно быстрее исключайте вознаграждения за подсказанные  ответы и вознаграждайте только правильные ответы без подсказок.

3. Будьте бдительны в отношении случайных, непреднамеренных подсказок. Дети могут уловить даже незначительные движения ваших глаз, когда вы смотрите на правильный вариант ответа.

4. Начинайте с того, что проще. Это поможет ребёнку переключиться с подсказок на существенные, обучающие, признаки.

5. Помните, что дети сами учатся использовать подсказки и переставать  пользоваться ими. Они учатся обращать внимание на всё большее количество признаков. Но это требует времени.

 

Информация об авторах

Бородина Любовь Георгиевна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3058-1569, e-mail: bor111a@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1564
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 69

Скачиваний

Всего: 258
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7