Дельфины - друзья и помощники

209

Общая информация

Ключевые слова: нарушения развития, дельфинотерапия, ОВЗ

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Бутова Е.Л. Дельфины - друзья и помощники // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 3. С. 34–38.

Фрагмент статьи

В настоящее время большой интерес в обществе вызывают реабилитационные методики, использующие в качестве котерапевтов различных животных. Хорошо известна и широко применяется иппотерапия – лечебная верховая езда, развивается лечебная кинология, большие надежды возлагаются на  дельфинотерапию. Эти направления зоотерапии требуют специально подготовленных и обученных животных. Животные являются полноправными участниками  реабилитационного процесса, и от них во многом зависит эффект терапии. Для работы с больными людьми и инвалидами отбирают животных со стабильной психикой, общительных, неагрессивных, послушных. В отдельных случаях такие животные становятся партнерами в самом строгом понимании этого слова. Они  берут на себя инициативу, принимают нестандартные решения в критических ситуациях и т.д.

Полный текст

В настоящее время большой интерес в обществе вызывают реабилитационные методики, использующие в качестве котерапевтов различных животных. Хорошо известна и широко применяется иппотерапия – лечебная верховая езда, развивается лечебная кинология, большие надежды возлагаются на  дельфинотерапию. Эти направления зоотерапии требуют специально подготовленных и обученных животных. Животные являются полноправными участниками  реабилитационного процесса, и от них во многом зависит эффект терапии. Для работы с больными людьми и инвалидами отбирают животных со стабильной психикой, общительных, неагрессивных, послушных. В отдельных случаях такие животные становятся партнерами в самом строгом понимании этого слова. Они  берут на себя инициативу, принимают нестандартные решения в критических ситуациях и т.д.

Участие дельфинов в реабилитационной практике обусловлено в первую очередь особым отношением людей к этим животным.  Хотя если анализировать психологию отношения к природе, основываясь на работах  В.Ясвина и Дерябо,  можно сказать, что дельфины не  обладают теми  внешними особенностями (чувственно-выразительными сигналами), которые изначально  должны вызывать позитивное отношение к себе. Положительные эмоции обычно возникают у людей, когда они встречаются с маленькими, мягкими, пушистыми зверьками с тихим голосом. Воздействие этих качеств вызывает у человека желание продолжить контакты с таким животным, что,  по мнению исследователей, обусловлено эволюционно. Дельфины же должны пугать людей своими большими размерами (2-3 м), массой (до 200 кг), быстрыми и резкими движениями, очень громкими, высокими по тональности звуками. Они мокрые, гладкие на ощупь, бывает видна огромная пасть с большими зубами. И действительно, мы часто в своей работе встречаемся с резко негативной реакцией, испугом, но только у маленьких детей до 3-3,5 лет. К 4 годам ребенок, даже с отклонениями в развитии, как правило, уже охотно идет на контакт с дельфином, гладит, играет в мяч. Видимо, к этому возрасту дети, во-первых, приобретают некий опыт непосредственных контактов с животными, во-вторых, общаясь со взрослыми, узнают о жизни  дельфинов, перенимают свойственные взрослым экологические установки. Такие дети уже обращают внимание на неотразимо-колдовскую «улыбку» дельфина, с удовольствием обнимают его большое, гибкое тело, гладят атласную, теплую кожу,  не боятся сунуть руку в рот умного зверя и почесать ему язык, понимая, что дельфин никогда специально не укусит.

Интересное объяснение необычно доброжелательного отношения дельфинов к людям предлагает в своей книге проф. А.Я.Супин. Во-первых, человек не похож ни на одного из естественных врагов дельфинов, ни на объект их охоты. Во-вторых, человек дышит воздухом и имеет легкие, как и сами дельфины. Животные без труда определяют эту особенность людей, и инстинкт сохранения вида заставляет их обращаться с людьми, как с соплеменниками. Любой человек, даже очень хороший пловец, с точки зрения дельфина, в водной стихии выглядит неуклюже и беспомощно, как больной сородич, которому необходимо оказать помощь: подтолкнуть к поверхности и удержать на плаву. Это выработанное и закрепленное в процессе эволюции поведение спасает от удушья ослабевших дельфинов. Редких или  даже единичных случаев помощи человеку со стороны дельфинов оказалось достаточно, чтобы молва об этом широко распространилась по свету, перерастая в легенды и мифы.  

В древние времена, когда человек пытался обрести безопасность, возвращаясь к природе, идентифицируя себя с ней, с миром животных и растений, появилось большое количество легенд и преданий, посвященных дельфинам. Так, в сюжетах из классической мифологии дельфин является атрибутом Нептуна, родившейся из морской пены Венеры,  он везет колесницу нереиды Галатеи, на дельфинах едут Фортуна и Орион. По преданиям моряки, прыгая за борт, превращались в дельфинов. Гораздо меньше известны мифы народов нашего Севера, российских саамов, рассказывающие о временах легендарной Гипербореи, где, как ни странно, также присутствуют дельфины. Они помогают древнему народу выжить в критических ситуациях, выкармливают их своим молоком.

В раннем христианском искусстве дельфин стал символом воскрешения и спасения. Поскольку дельфины поддерживают на воде тонущих, они, изображенные вместе с якорем или лодкой, символизируют душу христианина, которую Христос ведет к спасению.

Французский этнограф Л. Леви-Брюль писал, что в основе сознания древних людей лежат «коллективные (т.е. наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение) представления». «Они навязываются отдельной личности, пробуждая в ней сообразно обстоятельствам чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов. Они не зависят от отдельной личности». Возможно, повышенный интерес к дельфинам в наши дни связан с сохранением в нашем бессознательном следов архаического мышления. По мнению Юнга, «формами придания смысла нам служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем обычно не отдают себе отчета». Видимо, именно тогда, в «туманной древности», сформировались те первичные понятия, которые дают нам сегодня возможность относиться к дельфинам, как к друзьям, помощникам в беде, умеющим что-то, что людям пока не по силам. Наверное, именно потому так велик поток страдающих людей, которые приходят в наш дельфинарий за помощью.

В процессе реабилитации важное значение приобретают особенности психической деятельности человека и его личностные характеристики, непосредственно влияющие на степень болезненных проявлений и на эффективность реабилитационной помощи. Работая с детьми-инвалидами, мы часто сталкиваемся с заниженной самооценкой больного и, следовательно, с чувством собственной неполноценности, отсутствием установки на излечение, снижением познавательных способностей, с многочисленными страхами, пассивностью при выполнении рекомендаций лечащих врачей. Психологические нарушения часто становятся основной причиной социальной дезадаптации, а их устранение – необходимой составляющей реабилитационного процесса.

Компенсировать нарушения в эмоционально-волевой сфере, преодолеть неуверенность в своих возможностях, повысить мотивацию к действию у больного ребенка возможно при своевременном включении в реабилитационную программу целенаправленной эмоциональной игровой нагрузки. У детей с нарушениями развития ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность, восприимчивость к новому, плохая обучаемость. Вызвать у них интерес, сформировать потребность в игре помогают занятия с дельфинами. В дельфинарии мы предлагаем детям доступные по сложности, эмоционально разнообразные подвижные игры, соответствующие их интеллектуальным и физическим возможностям. Партнерами и участниками этих игр становятся дельфины, которые  позволяют себя гладить и обнимать, играют с детьми в мяч, плавают с ними и катают по бассейну. Быстрая смена игровых ситуаций требует быстроты реакций и нестандартности действий, когда привычные заученные движения могут оказаться неэффективными. И уже первые успехи в овладении  ранее недоступными для больного движениями, возможность реагировать на действия животных начинают менять отношение ребенка к своим возможностям, а мотивация к дальнейшему лечению, к занятиям с кинезотерапевтом, логопедом, психологом значительно возрастает. Дополняя обычный коррекционный процесс дельфинотерапией, нам удается добиться активизации речевой деятельности, развить внимание, воображение, улучшить крупную и мелкую моторику, задействовать все сенсорные каналы восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание).

Манжосова Г.В. проводила тестирование эмоционального состояния, уровня тревожности, памяти и внимания у детей после контактного плавания с дельфинами. Исследование показало, что у 54% испытуемых отмечалось улучшение внимания, у 52% детей снижалась тревожность, почти у всех прослеживалась тенденция к повышению уровня телесного комфорта. В ходе сеанса спадало возбуждение, дети успокаивались. Однако в ряде случаев ощущение физического благополучия падало, что может свидетельствовать об усталости.

Необходимо помнить  о разностороннем воздействии на организм физических упражнений в воде. Движения человека во время пребывания в  воде приближаются к движениям в состоянии невесомости. Поэтому активное движение в воде может быть выполнено при минимальном мышечном усилии. В силу этого возрастает амплитуда движений в суставах, они выполняются с меньшим мышечным напряжением. Характерное для плавания циклическое выполнение движений, их непрерывность имеет большое значение для тренирующего воздействия на мышечную систему. Во время плавания активизируются функция кровообращения, увеличивается глубина дыхания, жизненная емкость легких.

Дельфины живут в соленой воде, и соленость ее высока (2%). При погружении ребенка в такой бассейн создаваемое соленой водой высокое осмотическое давление существенно изменяет физико-химические свойства клеток кожи и заложенных в ней рецепторов. Это действие продолжается и после плавания, т.к. хлорид натрия, кристаллизуясь, оставляет на коже тончайшую солевую оболочку («солевой плащ»). В результате снижается болевая чувствительность, усиливается обмен веществ, активируются процессы гуморального иммунитета.

Все это приводит к тому, что суммарный положительный эффект от общения и контактного плавания с дельфинами оказывается значительным. Это мощное средство психотерапии и психокоррекции в сочетании с элементами лечебной физкультуры и физиотерапии. Поэтому так обидно и стыдно читать те фантастические небылицы о дельфинах, которые нередко встречаются в прессе и даже в уважаемых научных изданиях. Ведь удивительные способности, которыми действительно обладают эти животные, гораздо интереснее тех выдумок и псевдонаучных спекуляций, с которыми часто приходится сталкиваться. Надеемся, что дельфинотерапию ждет большое будущее, она будет активно развиваться в новом тысячелетии; общение с дельфинами принесет пользу страдающим людям и приоткроет новые горизонты в отношениях человека и морских животных.

Информация об авторах

Бутова Елена Львовна, врач-реабилитолог, Московский дельфинарий, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 734
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 209
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3