Маленькие секреты для решения больших проблем. Из опыта работы учителя

143

Общая информация

Ключевые слова: ОВЗ, дети с аутизмом, коррекционная работа, подготовка к школе

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Подойникова Г.А. Маленькие секреты для решения больших проблем. Из опыта работы учителя // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 3. С. 60–63.

Фрагмент статьи

Случается, что ребенок не хочет заниматься лепкой, учиться считать, слушать книгу, то есть проявляет сниженную познавательную активность. С такой особенностью можно встретиться и у здорового ребенка, тем более - у детей с ЗПР, аутичных детей и т.д.

В данной статье хочу поделиться своим опытом и рассказать о двух эпизодах дефектологической работы с разными детьми. Каждый эпизод является частью занятия с ребенком, «зацикленным» на определенных темах: интересны для обоих детей только виды работ, связанные исключительно с интересующими их темой, предметом.

Полный текст

Случается, что ребенок не хочет заниматься лепкой, учиться считать, слушать книгу, то есть проявляет сниженную познавательную активность. С такой особенностью можно встретиться и у здорового ребенка, тем более - у детей с ЗПР, аутичных детей и т.д.

В данной статье хочу поделиться своим опытом и рассказать о двух эпизодах дефектологической работы с разными детьми. Каждый эпизод является частью занятия с ребенком, «зацикленным» на определенных темах: интересны для обоих детей только виды работ, связанные исключительно с интересующими их темой, предметом.

Чтобы приступить к обучению и подготовке к школе детей я использовала как «нить-приманку» их заинтересованность и «нанизывала» на эту «нить» другие понятия, сведения, речевые штампы, которым хотела их обучить. Такие приемы подойдут для обычных детей 4-5-летнего возраста, детей с ЗПР или для детей с аутичными чертами.

Итак, Даша с диагнозом ЗПР очень любит перелистывать страницы книги и слушать чтение. В ответ на предложение заняться другим делом тянет за руку к книгам. Я выбираю одну из ее любимых сказок «Теремок» и рассказываю ее на занятии, сопровождая рассказ постройкой «теремка» из кубиков. Слушая сказку, Даша начинает обращать внимание на постройку из кубиков. Постепенно, от занятия к занятию ввожу новые для Даши сведения, увеличиваю по времени обучающие моменты. Дети любят повторять любимые сказки. Возвращаясь к сказке, я имею возможность закреплять новое, не преодолевая сопротивления Даши обучению. Моя задача сводилась к тому, чтобы дать Даше элементарные математические понятия (счет, соотношение числа и количества, понятия «большой – маленький», порядковый счет и т.д.), расширить ее словарный запас, закрепить конкретные речевые обороты, развивать конструктивные навыки, память.

Опишу конечный вариант «Теремка». (Педагог может менять задачи в зависимости от возможностей ребенка и своих целей).

Сообщаю Даше: «Будем строить теремок». Поскольку сказка ей знакома, она улыбается. Даша с удовольствием несет к столу холщовый мешочек с деревянными кубиками, высыпает их на стол. Она начинает постройку, проговаривая «программу», которую на прошлых занятиях я несколько раз ей проговаривала.

– Сначала делаем пол. (Рис. 1).

Даша выкладывает одну за другой 4 пластины и считает:

– Один, два, три, четыре. Хватит.

– Теперь будем делать стены. (Рис. 2).

Выкладывает справа и слева по 4-5 брусков. Бывает и ошибется. Снова вместе проговариваем, считаем. 5 брусков слева, 5 брусков справа. Соотносим с левой и правой рукой, знакомимся и закрепляем понятия «слева», «справа», «одинаково», «столько же».

– Теперь делаю крышу (2 пластины).

– Трубу.

– 1 брусок будет дверь.

– 1 брусок – задняя стена.

– 1 пластинка – тропинка.

(Рис. 3).

– Получился теремок.

Я говорю:

- Даша, принеси зверушек.

Дарья сама из коробки вынимает мышку, лягушку, ежика, зайца, волка, медведя. Это мелкие игрушки.

Я начинаю рассказывать, Даша подхватывает и продолжает:

– Стоит в поле теремок, теремок.

 Он не низок, не высок, не высок.

Идет мимо мышка-норушка.

(Даша берет в одну руку игрушку-мышку, а костяшками пальцев другой руки стучит по столу).

– Кто-кто в теремочке живет?

(Даша проговаривает тонким «мышиным» голоском. Она задает вопрос с верной интонацией: раньше мы вместе отрабатывали эту фразу, а теперь сама).

– Никто не отвечает.

Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Из шести карточек на столе Даша научилась выбирать нужную. Берет карточку с 1 и кладет у тропинки – (см. рис. 3).

Даша проговаривает:

– Первая пришла мышка.

(Рис. 1).

 (Отрабатывается порядковый счет).

Продолжаем рассказывать.

– Идет мимо лягушка-квакушка.

Повторяется стук, Даша берет лягушку. Я постепенно отпускаю Дашу от совместных действий к самостоятельному пересказу с сопроводительными действиями. Иногда надо помочь, подсказать.

– Кто-кто в теремочке живет?

(Отрабатываем фразу-вопрос).

– Я мышка-норушка. ПИ-ПИ-ПИ. А ты кто?

– А я лягушка-квакушка. КВА-КВА (Даша проговаривает голосом лягушки - развивается умение эмоционально окрасить речь).

- Пусти меня к себе жить!

(Отрабатывается интонация просьбы).

– А что ты умеешь делать?

– Я буду блины печь.

 (Отрабатываем новую фразу. Позже добавляю «вкусные»).

– Ну, заходи.

– И стали они жить вдвоем.

Опять новое понятие. С этого момента подключаю пальчики и комментарий к слову «вдвоем». Руку сжали в кулачок. Отжимаем указательный палец:

– Один.

(Соотносим один палец и слово «один». Показываю на карточке цифру 1).

– 1 – это мышка-норушка.

Отжимаем средний палец:

- Два.

– 2 – это лягушка-квакушка.

– За карточкой № 1 кладется карточка № 2.

(Рис. 3).

– Вторая пришла лягушка.

Так же вводим остальные персонажи. Не забываем повторять: «Стали они жить втроем, вчетвером, впятером» и соотносим с пальцами.

Кстати, игрушку-волка нашли не сразу , использовали только карточку,  и Даша приняла эту условность.

Когда «пришел» медведь, Даша должна была увидеть, что медведь «большой», а теремок «маленький». Поэтому игрушку я взяла крупную. Мы отрабатывали и закрепляли понятия «большой –маленький», и Даша видела, что медведь в дверь не проходит. После того как медведь развалил теремок, прошу Дашу:

– Дашенька, помоги собрать кубики.

(Даша в одну руку берет мешок, а другой складывает в него кубики. Для нее важны все виды «двуручной» работы. И здесь же подключаю счет и соотнесение кубика и названия цифры. Считаем до 10, (а раньше до 5), используем прямой и обратный счет: меняем, чтобы она могла принимать изменения). Даша улыбается, потому что играли в любимую сказку. А сколько мы отработали «нового» она и не заметила. Позже родители рассказали, что, будучи одна, Даша может слово в слово пересказать эту сказку без посторонней помощи и с правильной интонацией.

Второй эпизод связан с изучением 5-летним аутистом Сашей понятий лево, право, верх, низ, посередине, рядом, под, над. Саша считает до ста и далее, увлечен самим процессом счета и записью цифр и букв. Он знает, что на второй полке шкафа лежит коробка с цифрами из полиуритана. В ожидании занятий с цифрами Саша согласен делать то, что для него менее приятно (рисовать, читать и т.д.). Наконец, можно взять цифры. Моя задача – используя цифры, отрабатывать и закреплять математические понятия, расширять словарный запас, произвольное внимание. Карточки с необходимыми словами Саша делает сам. Он с удовольствием подписывает карточки печатными буквами под диктовку.

(Рис. 4).

Соотносим данные слова с ранее выполненным рисунком: мы вместе  рисовали самого Сашу, проговаривая, что у него вверху (голова, глаза), а что внизу (ноги), где левая и правая рука. Затем раскладываем карточки на столе в соответствии с записью.

Потом Саша берет цифры от 1 до 10, позже - до 20, и раскладывает их в соответствии с моей командой. Я помогаю.

(Рис. 5).

– Положи единицу посередине.

–2 (двойку) – в правый верхний угол…

И так далее до 10.

Когда Саша разместит все цифры, он получает новую инструкцию.

– Помоги «бабочке», «зайчику», «стрекозе» по порядку «полетать»/ «побегать» от 1 до 10 и обратно.

(Рис.5).

 Таким образом отрабатываем прямой и обратный счет. Сопротивление к занятию преодолено, так как «работали» с любимыми цифрами, а мне удалось хоть на некоторое время аутичного Сашу направлять по тому руслу, которое необходимо, чтобы чему-то научиться и решить поставленные задачи.

Не всегда удается так построить занятие, но когда нет сопротивления, малыш усваивает гораздо больше, запоминает лучше и с удовольствием возвращается к этому материалу для закрепления. На таких занятиях я испытываю необычайное чувство удовлетворения от сотрудничества с ребенком, и мы расстаемся друзьями.

 

Информация об авторах

Подойникова Г.А., учитель-дефектолог, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 461
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 143
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2