Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9869Новости 1930Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком 259

Янушко Е.А.
логопед, издательство "Эксмо", Москва, Россия
e-mail: elenayanushko@yandex.ru

Полный текст

Совместное рисование – особый игровой метод, при котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. А ребенок активно участвует в создании рисунка, “подсказывая” развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, “заказывая” новую картинку. Совместное рисование – это особый метод обучения, но не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях с аутичным ребенком становится возможным, после того как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, оно открывает новые интересные возможности.

Развитие активности

 Если на занятии по совместному рисованию педагог сумеет определить и предложить аутичному ребенку значимую для него тему рисунка, то возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делая паузы, советуется с ним, “забывает” дорисовать важную деталь, как бы предлагая ребенку завершить рисунок.

Аутичному ребенку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребенок не умеет ждать. Поэтому в ситуации рисования интересной картинки он часто соглашается на такую степень участия в совместной деятельности, какая ранее в других ситуациях оказывалась невозможной. Используя эту особенность психики аутичного ребенка, можно при помощи пауз стимулировать проявление активности с его стороны. Ребенок впервые берет в руки карандаш и пытается что-то дорисовать самостоятельно, отвечает на поставленные вопросы и т.п.

Можно утверждать, что в этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым. Чтобы использовать такую уникальную ситуацию для развития ребенка, взрослый должен следовать определенной тактике. Даже если педагог точно догадался, чего хочет ребенок в данный момент, не надо воплощать это желание немедленно. Необходимо побуждать ребенка выразить это желание любым приемлемым способом – словом, жестом. Для этого следует делать паузы в рисовании и комментарии к нему. Задавая вопросы по ходу рисования, взрослый дает понять ребенку, что результат зависит и от его действий, и если ребенок не проявляет активности, рисунок как бы “замирает”.

 

Ознакомление с окружающим

 Помимо побуждения к активным действиям, ситуация совместного рисования дает новые возможности для ознакомления аутичного ребенка с окружающим миром.

Здесь следует упомянуть об особенностях усвоения информации аутичным ребенком. Такой ребенок усваивает информацию спонтанно, непроизвольно, при этом усвоение происходит очень избирательно. Информация, которая привлекла непроизвольное внимание ребенка, далеко не всегда оказывается полезной в жизни, близкой опыту ребенка. Часто для аутичного ребенка оказываются значимыми странные, второстепенные для других людей, “недетские” предметы и явления. Например, аутичный ребенок собирает бутылочки с шампунем, тюбики с кремами и зубной пастой, пробует их содержимое на ощупь и на вкус, смешивает в чашке. Кроме этого, из-за нарушения общения с таким ребенком, почти всегда трудно понять, что ребенок усвоил, а что нет.

В ходе совместного рисования удается уточнить часть представлений, которые уже есть у ребенка. Что он знает, а чего не знает, что понял правильно, а что искаженно? Ответы на эти вопросы очень важны для построения индивидуальной программы развития аутичного ребенка. В работе с таким ребенком это невозможно выяснить произвольным путем, например, задавая вопросы. Если взрослый будет внимателен к спонтанным проявлениям ребенка в ходе совместного рисования, то сумеет сделать много интересных выводов относительно его представлений об окружающем мире. И при проведении занятий по совместному рисованию возникает возможность  обогащения этих представлений

Взрослый предлагает ребенку новые задачи, и часто он соглашается принять их, потому что стремится к значимому результату. Ребенок готов принять новое, только бы поскорее достичь желаемого. Однако следует помнить об осторожности и соблюдать обычные в работе с аутичным ребенком принципы: постепенность, дозирование нового материала, который следует предлагать небольшими порциями, и обязательный учет интересов ребенка, его желаний.

В ситуации совместного рисования становится возможным обобщение представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, так как позволяет научить аутичного ребенка пользоваться знаниями, которые у него уже есть. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета. Но не забывайте о стереотипности мышления таких детей  и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза.

 

Развитие речи и жестов

 Помимо вышеперечисленного, использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком дает возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, которые ребенок уже знает, а также знакомит с новыми словами и значениями, обогащая его пассивный словарь.

Особенно значимой является возможность развития активной речи, которая помимо функции общения является также средством проявления аутичным ребенком активности во время занятия. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка “поговорить”, а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью. Внимательно наблюдая за реакциями ребенка, постарайтесь понять, что он пытается сказать, даже если это невнятное бормотание. А поняв, повторите четко в виде простой фразы, предлагая ребенку образец правильной речи.

К невербальным средствам общения относятся прежде всего жесты. Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется использовать речь для коммуникации, целесообразно учить его использовать и другие выразительные средства общения, в первую очередь, жесты. Ребенок своими действиями может предпринять попытку побудить взрослого к совершению каких-либо определенных действий: начинает карабкаться на взрослого, прося таким способом покружить его, подталкивает руку взрослого, когда тот прекращает рисование, выражая таким образом свою просьбу продолжить. Поскольку такие активные действия ребенка по отношению ко взрослому можно рассматривать как попытку общения, необходимо поддерживать несущие важную смысловую нагрузку действия и жесты, закрепляя их путем повторения. Для этого сначала покажите ребенку, что поняли его жест, затем в схожих ситуациях провоцируйте его повторение, в дальнейшем используйте этот жест сами. Развивайте указательный жест, жесты “дай” и “на”, придумывайте новые жесты. В результате такой работы у ребенка может появиться “арсенал” жестов, при помощи которых он сможет выражать свои желания.

 

Психотерапия

       Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения – бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т.д. При этом сюжеты проговариваются, и обязательно предлагается положительный вариант развития событий.

 

Этапы развития совместного рисования

Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала дайте ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь интерес аутичного ребенка в основном направлен именно на мир предметов. Только после этого приступайте к постепенному введению социальных мотивов и разворачиванию сюжета из мира людей.

Описанные ниже этапы развития совместного рисования предполагают строгую очередность только в ситуации первого знакомства ребенка с этим методом обучения. В дальнейшем появляется возможность ускорения прохождения одних этапов, сворачивания других. Например, не понадобится всякий раз специально привлекать внимание ребенка, ведь он уже знаком с этим видом совместной со взрослым деятельности и он ему нравится (1 этап). Постепенно меньше времени будет отводиться на выполнение по заказу ребенка изображений предметов вне ситуации социальной жизни (2 этап). В дальнейшем понадобится меньше времени, чтобы добиться согласия ребенка на введение новых деталей (3 этап), на расширение сюжета (6 этап). Но все же в целом логика развития рисунка сохраняется.

 

1 этап – налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности

 Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка, сопровождая изображение эмоциональным комментарием. Например: “Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверное, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у нее вкус? Наверное, яблочный” и т.д. Или: “О! Какой разноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют – ба-бах! А вот синий салют!” Такой ход не может не заинтересовать ребенка.

Тем не менее, далеко не всегда аутичный ребенок сразу принимает такую форму занятий. Возможно, ему потребуется время, чтобы обжить новую игру. В любой подходящий момент рисуйте то, что значимо для ребенка. Поначалу ребенок будет просто наблюдать за происходящим на листе бумаги и прислушиваться к комментарию, бросая редкие взгляды и оставаясь пассивным. Однако со временем его внимание будет удерживаться на рисунке дольше. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И с этого момента можно переходить ко второму этапу.

 

2 этап – рисование “по заказу” ребенка

Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется “бессчетное” число раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.п. Можно предположить, что уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен, потому что его мышление стереотипно и стремится к сохранности выработанных стереотипов. При этом часто ребенок требует, чтобы всякий раз рисунок был повторен в неизменном виде – одинакового размера, цвета, с использованием одних и тех же материалов.

 

3 этап – постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения

По-прежнему выполняя заказ ребенка, начинайте использовать в рисовании различные материалы. Для этого помимо карандашей используйте фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Одновременно применяйте различные изобразительные средства, вводите в изображение новые детали, варьируйте рисунок по размеру, форме, цвету и положению в пространстве. Однако помните о том, что ребенку надо дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений. Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений опять попытайтесь разнообразить рисунок. Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового, ведь он очарован волшебством появления на бумаге изображения его любимого предмета.

 

4 этап – вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям

 Приглашая ребенка в “соавторы”, взрослый иногда останавливает рисование – он прекращает активные действия, и возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, таким образом выражая просьбу продолжать. На этом этапе можно предложить ребенку: “Давай вместе рисовать!” Теперь карандаш в руке у ребенка, а вы водите его рукой.

Особенно эффективным является следующий прием: взрослый как бы забывает дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок замечает это, ему предлагают дорисовать эту деталь самостоятельно. Для начала это должно быть что-то очень простое в исполнении, в дальнейшем становится возможным постепенное усложнение задания.

Можно предложить ребенку несколько вариантов дальнейшего развития рисунка, а он пусть выберет тот, что ему понравился. При этом поощряется ответ ребенка в любом виде (жест, слово и др.). Можно уточнить дальнейшее развитие рисунка путем обсуждения по наводящим вопросам.

 

5 этап – введение сюжета

На этом этапе ставшие такими близкими ребенку изображения его любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Таким образом предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция, смысл. Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребенка, часто это сюжет из жизни самого ребенка и его семьи.

С другой стороны, рисунок должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления и в случае необходимости скорректировать их. Для этого нужно подбирать различные сюжеты.

 

6 этап – дальнейшее развитие сюжета

После того как сюжет будет обжит ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых линий. Таким образом, на данном этапе происходит формирование у ребенка новых представлений об окружающем мире.

 

7 этап – перенос полученных знаний в другие ситуации

На этом этапе можно переходить к использованию сюжетов из занятий по совместному рисованию в играх с игрушками и предметами, закреплять полученные знания в повседневной жизни, в других видах деятельности (лепке, конструировании и т.д.).

 

Приведем пример. Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображение бутылок завораживало его, и он требовал повторения рисунка снова и снова: со словами “Бутылка! Бутылка!” подталкивал руку взрослого, вкладывал в пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена много раз в течение некоторого времени, педагог стал вводить в изображение новые детали – различные этикетки, крышки и пробки, а сами бутылки менялись по размеру и цвету. При этом использовалась любая возможность для развития диалога с ребенком: “Бутылку нарисовать? А какую бутылку – большую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или полная? Наверное, полная. А что в бутылке? Ах, фанта! А какая фанта – лимонная или апельсиновая? Давай будет апельсиновая – значит, вода в бутылке оранжевого цвета. Дай мне карандаш оранжевого цвета”. И т.д. Через некоторое время мальчик стал делать более дифференцированный заказ: не просто “бутылка”, а “минеральная вода”, “фанта”, “кока-кола”, “квас”, “спрайт”, “шампанское”. А взрослый, используя интерес ребенка, старался вызвать его активное участие в рисовании: просил выбрать нужный карандаш, “забывал” дорисовать некоторые детали – крышки, пробки, а когда ребенок замечал это и требовал завершения рисунка, взрослый предлагал: “Возьми карандаш, дорисуй пробку”.

На следующем этапе бутылки стали расставляться на полках. Еще через некоторое время был введен сюжет – теперь рисовали магазин “Напитки”, где на полках и в холодильнике расставлялись самые разнообразные бутылки, к которым добавились пакеты с молоком и соком. В последующих изображениях магазина, помимо напитков стало продаваться мороженое, чупа-чупс, конфетки. “Раскладывая” мороженое в холодильнике, ребенок по собственной инициативе стал дорисовывать упаковку и озвучил это словом “фантик”. За прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчик не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования стал задавать вопросы: “Мороженое купим?” Бежал к маме и спрашивал: “Мороженое купим?”.

Такой непосредственный перенос информации в реальную жизнь еще раз подтверждает пользу этого метода работы с аутичными детьми. Затем специализированный магазин превратился в супермаркет – в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные продукты, различные сопутствующие товары. Увеличивалось число действующих лиц, прорисовывался не только один магазин, но и дорога к нему, и соседние здания.

В дальнейшем этот сюжет был проигран с игрушками и бутылками, вылепленными вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама мальчика закрепляла новые знания ребенка во время совместного похода в магазин.

 

Использование специальных приемов

В ходе проведения совместного рисования полезно использовать специальные приемы, которые дают отличные результаты. Одним из таких приемов является использование наклеек с самыми различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеет ждать. Часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, ему не терпится побыстрее увидеть результат рисования.

Использование наклеек также дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, потому что обычно детям очень нравятся манипуляции с наклейками. С помощью разнообразных изображений на наклейках можно обучать ребенка. При этом усвоение им новой полезной информации проходит эффективнее, чем в других ситуациях обучения.

Необходимо приобрести несколько развивающих детских книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением самых разных предметов – игрушек, одежды, мебели, еды и т.д., а также людей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из “мозаики”).

Сюжеты совместных картинок с использованием наклеек будут зависеть от желаний и интересов ребенка, арсенала наклеек и фантазии взрослого. Приведем несколько примеров того, как элементы рисунка можно создать при помощи наклеек.

“Салют”: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка появляется “салют в ночном небе”.

“Яблоня”: карандашами рисуем дерево – ствол и крону, а ребенок приклеивает красные, зеленые и желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом – они ”уже созрели”.

“Магазин”: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаска, сыр и яйца и т.д.

“Зоопарк”: на листе бумаги  появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид и т.п. Хищники “запираются в клетку” (для этого необходимо нарисовать решетку). Можно “накормить и напоить” зверей. Для этого нарисуйте или приклейте изображения еды и воды.

 

Изготовление из рисунков книжек. Для того чтобы наработанное в ходе сюжетного рисования было возможно использовать в дальнейшем обучении ребенка, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Варианты таких книжек могут быть самыми разными: “Про Ваню” (режим дня), “Как мы ходили в магазин”, “Как мы катались на машине” и др. Такие книжки могут стать особенно любимы ребенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. “Перечитывание” (комментарий) этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или простой фразой. Конечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему близко.

 

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно. И возможно, одним из главных итогов такой работы станет полученное удовольствие от работы сообща, заинтересованность ребенка в результате и проявление им активности.

 

Ссылка для цитирования

Статьи по теме

Клиническая психология, Нейропсихология  |  Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В., Ермолаева Е.Е., Антохина К.Ю., Кузембаева Е.А., Хаустов А.В., Баландина О.В,, Мамохина У.А.

Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R

CrossRef doi:10.17759/autdd.2021190102

 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика