Включен в Science Index Аутизм и нарушения развития Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 DOI: https://doi.org/10.17759/autdd Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Аутизм и нарушения развития Идиографический подход в клинических исследованиях (метод анализа случая) 109Климась Д.Г. Ключевые слова: аутизм, психолого-педагогическое сопровождение, идиографический подход Рубрика: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь Тип: научная статья Фрагмент статьи
Проблема методологии наук была одной из самых обсуждаемых на рубеже ХIX и ХХ вв. Этот период стал во многом определяющим в развитии известной полемики о предмете и методе психологии. Более ста лет назад Дж.С.Милль предложил различать психологию как науку о сознании в целом и этологию, которая должна исследовать функционирование психологических законов в специфических индивидуальных комбинациях, таких как личность. Сходным образом мыслил В.Дильтей, настаивавший на различении «объяснительной» психологии (аналитической и сравнительной) и «понимающей» - науки о личности в целом. В 1894 году немецкий философ В.Виндельданд выступил с докладом «История и естествознание», главная идея которого заключалась в разделении всех наук не по предмету, как это было ранее, а по методу. Подход к исследованиям, ориентированный на поиск общих, универсальных законов, получил название номотетический. Подход, ориентированный на изучение конкретных, единичных событий и явлений – идиографический. Оба подхода, по мысли автора, могут сосуществовать в рамках одной и той же науки, но в разных пропорциях. Для естественных наук наиболее подходящим является номотетический подход, для исторических наук и наук о духе, которые позже были названы гуманитарными, – идиографический. Литература
Статьи по теме
Случай из практики | Бочавер К.А., Довжик Л.М. Клиническая психология, Педагогическая психология | Хопвуд Н., Эллиот К., Поинтон К. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Зыков А.А., Васильева А.Е., Давыдова Е.Ю. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|