Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Летний лагерь "Живая нить" 46

Костин И.А.
доктор психологических наук, старший научный сотрудник, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: kostin@ikp.email

Полный текст

Детский экологический центр «Живая Нить», наряду с плановой работой с детьми и взрослыми с особенностями развития в течение всего учебного года, традиционно организует для них и членов их семей летний загородный лагерь.

За одну смену в лагере отдыхают 23-25 семей с инвалидами самого разного возраста: от 3-х до 30 лет и старше. Заболевания и нарушения развития также широко варьируют: умственная отсталость различной степени и этиологии, генетические синдромы, хронические заболевания ЦНС, аутизм. Почти половина всех пациентов - дети с ДЦП различных форм и степеней тяжести. В  лагерное сообщество также входят и нормально развивающиеся дети (братья и сестры пациентов, дети сотрудников), к тому же лагерь базируется на границе Тульской и Московской областей в санатории "Велегож", где много отдыхающих, и среда в лагере оказывается естественно интегративной. Это представляется важным: ведь, несмотря на все сложности, нередкие конфликты, а порой и откровенное взаимное неприятие, в таких условиях обе стороны – и  «здоровый» мир, и сообщество инвалидов – учатся, по крайней мере, учитывать существование друг друга.

Итак, каждая смена собирает очень разных по своим возможностям, возрасту и уровню развития людей. Это ставит перед педагогами нелегкую задачу организовать для каждого подопечного наиболее адекватные формы работы, чтобы и нормально развивающимся ребятам, и тяжелым инвалидам – было интересно, чтобы каждый мог реализовать свои возможности и включиться в общую жизнь лагеря. Эта задача – «достучаться»  до каждого ребенка – заставляет вести одновременно несколько направлений психолого-педагогической работы.

Ее основу составляют три творческие мастерские: изобразительного искусства, керамическая и рукодельная. Дидактическая составляющая в работе мастерских не является доминирующей, она сочетается со стимулированием творческого самовыражения ребят. Сильнее всего творческий аспект проявляется, конечно, в работе изобразительной мастерской. Попутно в мастерских может решаться целый ряд лечебно-педагогических задач. Так работа с глиной позволяет улучшить мелкую моторику рук, развить их силу и укрепить общую выносливость,  дает возможность лучше почувствовать свое тело и освоить его схему, преодолеть брезгливость перед пачкающим материалом. Работа с бисером в мастерской рукоделия, помимо стимуляции мелкой произвольной моторики, развивает способность следовать заданной программе, ориентироваться на образец.

Следует подчеркнуть индивидуальный характер работы в творческих мастерских: с каждым «учеником» отдельно работает «мастер». Причем каждая мастерская предоставляет реальные возможности для работы всем: в рукоделии можно делать сложную картину из бисера в течение нескольких дней, а можно, обмотав шерстяные нитки вокруг картонного колечка, за 15 минут работы получить красивый цветной помпончик.

Наряду с мастерскими, в лагере "Живая нить" каждый день открыта игровая комната. Она покрыта чистым ковровым покрытием (что существенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые на таком покрытии могут безопасно ползать) и содержит необходимый набор разнообразных игрушек.  В лагере не занимаются игротерапией; задача игротеки – предоставить детям с очень ограниченным игровым опытом возможность освоить различные виды игр как индивидуально, так и в микрогруппах. При этом педагоги опираются на простые сюжетные игры, игры с правилами (такие как лото, кегли, домино) и дидактические игры (различные мозаики, шнуровки, дидактические пособия). Для подростков и юношей в игротеке организован групповой психологический тренинг.

Еще одна традиционно используемая в лагере форма групповой работы – хороводные игры, специально подобранные для каждой возрастной группы. К сожалению, подобные игровые формы почти совсем ушли из быта современных городских детей и молодых людей; между тем они предоставляют целый спектр ярчайших переживаний, являясь своего рода школой чувств для всех: от дошкольников до юношей. В хороводах лагеря с удовольствием  участвуют и дети с особенностями развития, и здоровые, в том числе дети «со стороны», которые часто поначалу завороженно наблюдают за происходящим в круге, а потом робко присоединяются.

Для склонных к вербальному творчеству ребят теперь работает  литературная студия. Ее участники, помимо сочинения стихов и сказок, учатся описывать свои чувства и переживания, вызываемые  происходящим в лагере. Существенной частью лагерной жизни является подготовка спектакля, который дается обычно в конце смены. В этих спектаклях практически любой ребенок, даже со значительными ограничениями речи, движений и сложностями в произвольной организации поведения, может уверенно почувствовать себя на сцене, под взглядами зрителей.

Важно сказать несколько слов о жизни родителей детей-инвалидов в лагере. Нельзя забывать, что отдохнуть и набраться сил за недели пребывания в лагере должны не только их дети, но и они сами! Известно, что взаимодействие родителей, имеющих детей с проблемами развития, дает колоссальную эмоциональную поддержку. Поэтому в лагере приветствуется неформальное  общение родителей, обсуждаются и одобряются все их инициативы.

В результате в лагере "Живая нить" формируется очень теплое дружеское сообщество, основанное на взаимном уважении и взаимопомощи, что помогает получить эмоциональный заряд всем его участникам на целый год вперед.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика