Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП*

132

Общая информация

* Продолжение

Ключевые слова: аутизм, нарушения развития, группа подготовки к школе

Рубрика издания: Педагогический опыт

Для цитаты: Выгодская И.Г., Субботина Е.В., Кукаркина Е.Б., Лущекина Е.А. Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 1. С. 42–53.

Фрагмент статьи

Пособие по подготовке к школе детей с отклоняющимся развитием.

Полный текст

Выгодская И.Г., Кукаркина Е.Б.,

Лущекина Е.А., Субботина Е.В.

3

ГРУППА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ.

Профилактика школьной неуспешности[1]

 

ПОДГОТОВКА К  ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

 

Планы занятий 

 

6. РАБОТА НАД ФРАЗОЙ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАЗВЕРНУТОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

 

Задачи:

- совершенствование навыка развернутого высказывания; 

- знакомство со структурой фразы, с правилом написания заглавной буквы в начале и точки в конце предложения;

- стимулирование спонтанной детской речи в пересказах и диалогах;

- активизация ручной деятельности, развитие фантазии, интеллекта детей;

- становление письменной речи;

-         расширение и уточнение словаря детей.

 

Материалы:

- поделки детей, которые выполняются по предварительному заданию;

- набор полосок бумаги и кружочков для выкладывания схемы предложения;

- игра «Волшебное дерево»: аппликация дерева, на кроне которого находятся прорези-кармашки для плодов, вырезанных из плотной бумаги (яблоко, абрикос, банан, слива и т.д.), у подножия ствола находятся кармашки в виде корзины, ведра, ящика для собранного урожая;

- аналогичные игры-самоделки «Грядка из сказки», «Волшебный куст», «Небывалый лес» и т.д.;

- демонстрационная карта «Златоустия» и индивидуальные карты у детей для продолжения конструирования.

 

Ход занятия.

Организационный момент

Приветствие. Короткая беседа (вопросы и ответы по букету «Времена года»).

П.: какие новые ветки надо сделать для букета? Что появляется на ветках? Из чего вы сделаете почки на ветках?

Релаксация:

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти).

Расслабленное состояние речевого аппарата внешне выглядит так: рот слегка приоткрыт, губы мягкие, свободные, язык лежит на дне рта.

Упражнение «Хоботок». Вытянуть губы «хоботком», напрячь губы, а затем расслабить.

Подражаю я слону:

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

 

Упражнение «Лягушки». Движение губ соответствует артикуляции звука И.

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану.

И нисколько не устану!

 

Упражнение «Орешек». Крепко сжать зубы, напрячь челюсти, затем расслабиться.

Зубы крепче мы сожмем,

А потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются

И приятно расслабляются…

 

Вытянули губы вперед – у… Расслабились.

Растянули губы – и… Расслабились.

Расслабили губы и нижнюю челюсть…

 

Упражнение «Сердитый язык». Кончик языка с силой упирается в верхние зубы, язык напряжен. Это неприятно.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкать за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется.

 

Упражнение «Горка». Удерживать кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Долго удерживать это напряжение неприятно, а при расслаблении языка наступает приятное ощущение.

Спинка языка сейчас

Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю –

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

И чудесно расслабляется.

 

Сопряженная гимнастика.

Упражнение «Чашечка»: ладони соединить ребрами, пальцы вверх, одновременно скругленный язык высунуть чашечкой изо рта, подуть на нос.

Упражнение «Жук»: соединить ладони большими пальцами, имитировать ими движение крыльев жука, летящего вверх, потянуть скругленный язык к носу, громко выдохнуть, имитируя звуки «В», «Ж», «З».

Упражнение «Остановка поезда»: поставить ладони параллельно друг другу, имитировать быстрое движение колес, одновременно произнести звук «ВВВ»; замедлить движения ладоней, мягко выпустить пар: «ЩЩЩ».

 

Проверка домашнего задания:

- общая беседа о прошедшем утреннике (вопросы и ответы);

- каждый показывает свою карту Златоустии с новым лепестком и рассказывает о придуманных названиях (Рыков – Речкин, Рысино – Рисово, Радово – Рядово…).

Продолжение игры «Златоустия».

 П.: пролетал над Буквоградом волшебный вертолет. Вдруг из Сердитого переулка вылетела зеленая буква – сама на подставочке, вверх торчат три палочки, а внизу – коготок, подлетела к Златоустии и мягко зашипела, как будто пар выпустила: ЩЩЩ.

Эта буква-щекоталка образовала в Златоустии новое царство, поселилась в нем одна. Какого цвета лепесток у Щекоталки? Какое название можно придумать для нового государства (Щекотандия, Щепкино, Щукино…).

Беседа о словах и предложениях.

П.: вы сейчас придумывали названия государства. Названия – это слова. Можно назвать много других слов, например, предметы мебели, на которых вы сидите, за которыми вы сидите. Назовите свои имена. Это тоже слова. Посмотрите на ваши «Волшебные деревья», которые вы делали осенью, и назовите слова (дерево, листья, фрукты…). Без слов люди не могли бы друг с другом разговаривать. Из слов состоят предложения. Глядя на «Волшебное дерево», можно сказать такие предложения: «Это дерево», «На дереве выросли яблоки», «Это дерево – яблоня», «На дереве выросли разные фрукты», «Это дерево волшебное». П. снимает с дерева фрукт и просит детей сказать предложение. Например: «С волшебного дерева упала груша». П: в книгах и тетрадях из слов пишут предложения. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. (П. выкладывает на стол полоску бумаги, символизирующую первое слово в предложении, написанное с большой буквы, см. рис.1). В конце предложения ставится точка (П. выкладывает кружок, на котором стоит точка). Сейчас мы составим предложение: «Вот (выкладывается символ первого слова, написанного с большой буквы) дерево (выкладывается вторая полоска), в конце предложения ставится точка (выкладывается кружок с точкой). А теперь скажем это предложение вместе. Положите ладошки на стол. Когда я скажу первое слово, вы поднимите одну ладошку, второе слово – вы поднимете другую ладошку. Когда я ставлю точку, вы указательным пальцем правой руки ставите точку на столе и смыкаете губы, потому что точка – конец предложения. В тетради мы пишем слева направо, поэтому начинаем со взмаха левой руки. Первое слово пишем с большой буквы, поэтому взмах руки выше.

Рис. 1


Производя различные действия с поделкой «Волшебное дерево» (выращивая фрукты, снимая урожай, укладывая плоды в корзину), ребенок конструирует фразы, соответственно каждой строит схему и произносит фразу с одновременным движением рук.

Домашнее задание:

- вырезать полоски и кружочки с точкой для схемы предложения;

- на карту Златоустии наклеить зеленый лепесток с буквой Щ, придумать название для нового царства;

- родителям написать печатными буквами в тетради в клетку слоги и короткие слова (размер буквы в высоту – 2 клетки, расстояние между словами и между строчками – 3 клетки), детям обвести буквы (например, в слогах РА и РЯ букву Р обвести соответственно синим и зеленым карандашами), по возможности  продолжить строчку до конца, вслух прочитать каждый слог.

На последующих 5-6 занятиях заканчивается конструирование карты Златоустии и составляются предложения по схемам с использованием пособия «Волшебное дерево». Вводятся предложные конструкции, например: «Снимаем с дерева грушу. Кладем урожай в ведро». Произнесение предлога утрируется и сопровождается соответствующим жестом. Для обозначения предлога в схеме предложения используется маленькая короткая полоска. Помимо «Волшебного дерева» можно использовать аналогичную игру «Грядка из сказки» (на грядке растут сразу все овощи), «Волшебный куст» (на нем растут разные ягоды, включая гигантскую ягоду - арбуз), «Маленький домик» (в нем встречаются разные звери), «Необыкновенные дороги» (с разными транспортными средствами) и т. п. Работа с подобными пособиями-самоделками стимулирует мелкую моторику, интеллектуальную и речевую деятельность дошкольников.

 

 

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

 

Планы занятий (№№ 9–11)

Примечание: каждое из приведенных ниже занятий по усмотрению педагога может быть пройдено за 3- 5 уроков.

 

ЗАНЯТИЕ 9

 

Задачи:

1) Закрепить понимание соотношения числа и количества и связи “цифра – количество” с помощью изображения количества в виде структур точек; тренировать способность по данной структуре точек определять количество без пересчета.

2) Научить детей ориентироваться в обратном числовом ряде.

3) Отрабатывать навык написания цифр 1 – 4.

4) Продолжить развитие общих графических навыков, пространственных представлений.

 

Материалы:

- фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;

- магнитные “точки” (небольшие кружки на магнитах, 50-60 штук);

- магнитные цифры;

- маленькие мячики из литой резины;

- бланки с заданиями (рис. 2–15).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

Соотношение числа и количества. Изображение количества в виде структур точек. Определение количества без пересчета (по структуре точек).

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 2): вы уже видели похожие картинки — здесь написаны цифры, и над каждой — точки. Сколько точек над цифрой 1? А над цифрой 4? и т. д. Обратите внимание, точки расположены определенным образом.

 

Рис. 2. Задание к занятию 9.

 

П. опрашивает по очереди детей, добиваясь словесного описания расположения точек, напр. : одна точка — посередине квадрата; 3 — “треугольником”; 4 — по углам квадрата и т. п./

П.: нарисуйте такие же точки в квадратиках под цифрами (фломастером).

Дети выполняют задание. При необходимости П. оказывает помощь. Можно дополнительно предложить детям потренироваться в изображении структур точек на доске.

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 3): здесь такое же задание, только цифр гораздо больше, а квадратики маленькие. Это задание вы должны сделать самостоятельно. Но сначала внимательно посмотрите на образец вверху листа. Все точки расположены так же, как в предыдущем задании? (нет, точки под цифрой 2 расположены иначе). На этом листе рисуйте 2 точки таким образом.

 

Рис. 3 Задание к занятию 9.

 

Дети самостоятельно выполняют задание (Можно на уроке сделать только 2 строчки, остальное оставить на дом).

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 4): посмотрите, здесь уже другие цифры и точек к ним надо рисовать больше. Над цифрой 6 сколько точек? А над цифрой 8? и т. д.

 

Рис. 4. Задание к занятию 9.

 

П. проговаривает с детьми, как расположить соответствующие каждой цифре точки (6 — 3 точки с левой стороны квадрата и 3 с правой; 7 — как 6, но добавляется точка посередине; 8 — 4 точки слева и 4 справа и т. д.)

П.: нарисуйте такие же точки в квадратиках под цифрами.

4) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 5): вот знакомые вам точки, только никаких цифр здесь уже нет. Посмотрите, наверху, в маленьких квадратиках, точки нарисованы по порядку: сперва одна, потом две, три и т. д. Обведите эти точки желтым фломастером, вспомните еще раз, как они располагаются.

Ниже, в таблице, точки стоят уже не по порядку. Давайте сначала сделаем такую же таблицу на доске.

Рис. 5. Задание к занятию 9.

 

П. рисует на доске таблицу 3 х 3 клетки, без точек. В каком квадратике одна точка? (в середине). П. вызывает к доске кого-то из детей и дает ему одну магнитную точку. Ребенок ставит ее на нужное место. А в каком квадрате 2 точки? (в правом верхнем). П. вызывает другого ребенка, тот ставит две точки. И т. д., пока дети не заполнят всю таблицу.

П.: А теперь попробуйте показать все квадратики с точками по порядку, от одной до девяти.

Дети по очереди выходят к доске, называют и показывают точки соответственно прямому числовому ряду 1 - 9. П. (помогает по мере необходимости): Возьмите ваши бланки с заданием. Обведите желтым фломастером точки в таблице, от одной до пяти. Остальное доделайте дома (6, 7, 8 и 9 точек). Потренируйтесь показывать точки так, как вы делали это у доски.

5) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 6).

 

Рис. 6. Задание к занятию 9.

 

Задание аналогично предыдущему. Выполняется уже без тренировки у доски. П. обращает внимание детей на то, что здесь не точки, а “снежинки”, показывает, как их обвести фломастером. Дети выполняют задание голубым фломастером, на уроке — только часть (1 ­– 3 “снежинки”), остальное — на дом (с тренировкой показа “снежинок” от 1 до 9).

 

Разминка с ритмами.

 

Обратный числовой ряд (12–1, 15–1). Пространственные представления.

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 7): Какая цифра в этой таблице самая большая (12)?. Возьмите красный фломастер и в квадратике с цифрой 12 поставьте точку в правом верхнем углу. Следующая по величине цифра будет какая? (11). Поставьте такую же точку в этом квадратике. И т. д., пока дети не дойдут до цифры 1. Далее дети по очереди показывают и называют цифры в обратном порядке от 12 до 1.

 

Рис. 7. Задание к занятию 9.

 

(Для закрепления навыка поиска цифр в обратном порядке можно аналогично отметить оставшиеся углы каждой ячейки — каждую позицию своим цветом; дети обязательно проговаривают, какой угол они будут отмечать).

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 8): На одуванчике у мышонка написаны цифры. Какая самая большая? (12). Обведите кружок вокруг цифры 12 желтым цветом. А какую следующую цифру надо обвести? (11). Доделайте это задание дома, покажите и назовите все цифры на одуванчике от 12 до 1.

 

Рис. 8. Задание к занятию 9.

 

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 9): здесь цифры решили поиграть с вами в прятки — они затерялись среди звезд и букв. Где прячется самая большая цифра?

 

Рис. 9. Задание к занятию 9.

 

Задание выполняется по той же схеме, что и предыдущее: дети находят и раскрашивают цифры от 12 до 1 (в классе — от 12 до 8, остальные дома); после того, как все цифры раскрашены, дети тренируются показывать и называть их в обратном порядке.

4) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 10): здесь цифры “разбежались” по листу в разные стороны. Надо навести порядок, какая за какой должна стоять. Около одной цифры написано слово “начало” — где это слово, какая это цифра?

 

Рис. 10. Задание к занятию 9.

 

Дети должны провести “дорожки” от цифры к цифре, соответственно обратному числовому ряду 15 – 1. (В зависимости от возможностей группы П. оказывает помощь или может упростить задание: прописывает числовой ряд 1 – 15 на доске, в прямом или обратном порядке — в любом случае это может служить подсказкой в нахождении цифр; при недостаточном знании чисел второго десятка можно переместить “начало” на 12, что соответствует ранее выполненным заданиям).

5) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 11): посмотрите внимательно и впишите карандашом в пустые квадратики нужные цифры.

 

Рис. 11. Задание к занятию 9.

 

Данное задание является контрольным и предполагает самостоятельное выполнение. П. может помогать детям только в написании цифр, поскольку этот навык еще не отрабатывался на занятиях.

 

Разминка с мячиками.

Упражнения сопровождаются счетом в обратном порядке.

 

Графемы цифр 1 – 4. Пространственные представления. Графические навыки.

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 12): наконец-то Бим и Бом подошли к волшебной стране. Ворота открылись, и навстречу им выбежала цифра “один”. Еще ее можно называть “единица”, а когда что-то пересчитывают, то вместо “один” говорят “раз”, вот сколько имен у одной цифры.

 

Рис. 12. Задание к занятию 9.

 

П.: единица очень обрадовалась гостям и сразу захотела научить Бима и Бома писать себя так, как это принято в стране математике. В левом верхнем углу вашего листа целых 4 цифры “1”, разного размера, одна под другой. И у каждой цифры точка на “носу”. Вот от этой точки, с “носа”, и полагается писать цифру “1”. Обведите каждую из этих единиц своим цветом: зеленым, красным, синим и желтым. Рядом еще целых две строчки: в первой надо обвести все единички — не забывайте начинать с точки; во   2-й несколько единиц вы должны написать сами, поставлена только точка, с которой нужно начать.

Далее дети по указанию П. “разыскивают” и обводят единицы, “спрятавшиеся” в елочках, украшают домик единицы (обводят цифру на стене, раскрашивают точку на крыше).

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 13): познакомившись с единицей, мальчики пошли к ее соседке, цифре “два”, или “двойке”. Сначала они стали учиться писать цифру 2 правильно — посмотрите вверху слева: двойку тоже надо начинать писать сверху, с “головы”. Обведите 4 цифры разными цветами, пропишите две строчки рядом. А где еще спрятались двойки? (в пруду на лебедях). Обведите эти цифры дома и украсьте домик двойки, как вы украшали домик единицы.

 

Рис. 13. Задание к занятию 9.

 

3) Подобным же образом проводится знакомство с цифрами “3” и “4” (рис. 14, 15).

 

Рис. 14. Задание к занятию 9.

 

При работе с цифрой 3, помимо выполнения графического задания, П. с детьми вспоминают, в каких сказках они с ней встречались (“Три поросенка”, “Три медведя” и др.). Часть задания остается на дом.

 

Рис. 15. Задание к занятию 9.

 

При работе с цифрой 4 дополнительно обсуждается, что она часто встречается в окружающем нас мире (4 лапы у зверей, 4 ножки у стола и пр.). Прилагается графическое задание (рисование по клеткам), в котором также требуется найти закономерность: “построить мачты на кораблях” (прямой порядок, дети рисуют линии в1, 2, 3 и 4 клетки); “привязать леску к удочкам” (аналогично); “сделать плотину из камней” (обратный порядок, дети рисуют квадраты со стороной в 4, 3, 2, и 1 клетку). Часть задания остается на дом.

 

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание:

доделать бланки с заданиями (рис. 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15).

 

Продолжение читайте в следующем номере.

 



[1] Продолжение. Начало с № 4, 2004 г.

Информация об авторах

Выгодская Ингрид Григорьевна, учитель-логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Кукаркина Елена Борисовна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ekukar1954@mail.ru

Лущекина Елена Андреевна, Педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 445
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 132
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0