Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП*

114

Аннотация

Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП. Педагоги и психологи ЦПМССДиП делятся методическими рекомендациями по подготовке к школе детей старшего школьного возраста с отклоняющимся развитием.

Общая информация

* Продолжение

Ключевые слова: дети с нарушениями в развитии, группа подготовки к школе, коррекционная работа, логопедическая работа

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Для цитаты: Выгодская И.Г., Кукаркина Е.Б., Лущекина Е.А., Субботина Е.В. Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 3. С. 17–26.

Полный текст

Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием.
Профилактика школьной неуспешности
Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Центра психолого-медико- социального сопровождения детей и подростков
В помощь психологам и логопедам
ВЫГОДСКАЯИ.Г., КУКАРКИНА Е.Б., ЛУЩЕКИНА Е.А., СУББОТИНА Е.В.
 
РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ
ОФОРМЛЕНИЕМ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
 
Задачи:
расширение и уточнение активного словаря детей - употребление существительных (названий предметов и обобщающих понятий) и прилагательных (определений по цвету, форме, запаху и вкусу);
фиксация слухового и зрительного внимания детей на окончаниях прилагательных и числительных, на их согласовании с существительными по числу и по роду;
обучение детей умению четко ставить вопросы, обращаясь к собеседнику, а также давать полные и краткие ответы на вопросы.
Материалы:
таблицы (игровое название - «разноцветные странички») - поделки детей, которые выполняются дома совместно со взрослым по предварительному заданию (рис. 1 - «Зеленая страничка», рис. 2 - «Синяя страничка», предметы на картинках дети раскрашивают карандашом соответствующего цвета). Аналогично составляются красная и желтая странички. На желтой страничке предлагается нарисовать: небесные тела (месяц, полную луну, солнце, звезды); осветительные приборы (торшер, настольную лампу, бра, фонари); мебель (шкаф, кровать, кресло,
 
Рис. 1.
 
стулья); животных (жирафа, лису, белку). На красной страничке нарисовать: фрукты (виноград, сливу, яблоко); ягоды (крыжовник, смородину, землянички на ветке); головные уборы (берет, шляпу клоунские колпаки); одежду (костюм, юбку, пальто, шорты);
кукла бибабо или зеленый карандаш с колпачком;
поделки «Волшебное дерево», «Грядка из сказки», «Необыкновенный лес», сделанные на предыдущих занятиях.
Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие. Беседа по букету «Времена года».
Релаксация.
Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти), общее расслабление. Заканчивать релаксацию позой общего покоя (см. предыдущие номера журнала).
Сопряженная гимнастика.
Упражнение «Цветок»: руками и языком показать цветок, у которого лепестки направлены вверх.
Упражнение «Листья»: руками и языком постраничку». Картинки первого из вертикальных рядов помещаются под вопросом «какой?», картинки остальных рядов под вопросами «какая?», «какое?», «какие?» В горизонтальных рядах расположены картинки, обозначающие предметы, объединенные логической или ситуационной темой. Темами могут служить одежда, транспорт, игрушки, растения, посуда, животные, небесные тела и т.п. Каждая цветовая страничка содержит картинки одного цвета (рис. 1). Игровое название вертикальных рядов - лесенки, горизонтальных - дорожки. П. ставит на стол зеленый карандаш: «Приветик! Я приятель ваш, я зеленый карандаш! Я прошу вас раскрасить все зеленым цветом». Зеленый карандаш рассказывает детям о своей страничке: «На моей страничке четыре дорожки (показывает горизонтали) и четыре лесенки (показывает вертикали). На первой (верхней) дорожке — зеленые фрукты; на второй дорожке — зеленые растения; на третьей — зеленая одежда; на четвертой (нижней) дорожке — зеленые животные. По лесенкам ходят вопросы: какой? какая? какое? какие? На первой лесенке живет вопрос «какой?» (Какой по цвету виноград? Какой кактус? Какой свитер? Какой крокодил?). На второй лесенке живет вопрос «какая?» (Какая груша? Какая елка?Какая кофта?Какая лягушка?). На третьей лестнице — вопрос «какое?» (Какоеяблоко?Какое дерево?Какое платье?) - П., четко, утрированно произнося окончания прилагательных, повторяет, а при необходимости подсказывает: на зеленой страничке виноград зеленый, груша зеленая и т.п.: Для нижней дорожки ничего придумать нельзя, поэтому ее надо просто заштриховать зеленым цветом. На четвертой лесенке — вопрос «какие?» (Какиелистья? Какие ящерицы? Какие брюки?).
После того как дети раскрашивают картинки,
им предлагается придумать рассказы-загадки.
 
Например: «Это фрукт. Про него можно спросить: «какое?». Про него можно сказать: зеленое, сочи ое, сладкое, вкусное. Угадайте, про какой фрукт моя загадка».
Домашнее задание:
сделать с маминой помощью зеленую страничку;
придумать загадку про любой предмет с этой странички;
написать в тетради печатными буквами один слог и одно слово из одного-двух слогов (родитель пишет, а ребенок обводит и дописывает строчку до конца, как на предыдущих занятиях);
задание родителям: называя прилагательные и вопросы к ним, утрированно произносить окончания.
На последующих занятиях дети раскрашивают странички синего, красного, оранжевого и желтого цветов (рисунки 2, 3, 4 и 5 соответственно); составляют по ним рассказы-загадки; задают друг другу вопросы. Дети продолжают сочинение сказок про «небывалый лес», «грядку из сказки», «печатают» в тетради слоги и слова, читают их; со словами устно придумывают предложения. Для работы над звуко-буквенным анализом можно использовать поделку «Буквоед». Эта поделка делается из обычной пластиковой бутылки со срезанным верхом. На бутылку крепится бумажный колпак с прорезями, обозначающими глаза и рот. «Буквоед» «съедает» буквы из слов, составленных на магнитной азбуке; дети «спасают» слова, вставляя нужные буквы. Иногда «Буквоед» превращается в «Слогоеда», тогда пропадают целые слоги, и дети должны найти недостающий слог.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ
МАТЕМАТИКЕ
Планы занятий (№№ 12-14)
ЗАНЯТИЕ 12
Задачи:
Учить детей пониманию грамматических конструкций, содержащих порядковые числительные и предлоги, указывающие на пространственное расположение объектов.
Продолжить обучение детей решению про-
 
Рис. 3. Задание к занятию 12.
 
стых примеров на сложение и вычитание.
Дать детям представление о составе чисел 5-9.
Продолжить упражнения на использование дискретных и частичных числовых рядов.
Тренировать произвольное внимание, умение действовать по заданной программе.
Материалы:
фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;
магнитные «точки»;
счетный материал (например, кружки равного размера) - по 6-7 на каждого ребенка;
монеты по 1 коп. — по 6-9 на каждого ребенка;
бланки с заданиями (рис. 3-8).
 
 
Рис. 4. Задание к занятию 12.
 
Ход занятия.
Организационный момент.
Грамматические конструкции с порядковыми числительными и предлогами «перед», «после», «между». Развитие произвольного внимания и графических навыков
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 3): Помните, Бим и Бом решили отправиться в обратный путь на корабле ?Вот они вместе с другими пассажирами поднимаются по трапу на корабль. Вверху стоит капитан — Волк. Он распределяет каюты для пассажиров. Внимательно слушайте и постарайтесь правильно записать номера кают на билетах пассажиров: Бим будет жить в первой каюте, а Бом в пятой. Каюта Лисы — после каюты Бима, а каюта Зайца —перед каютой Бома. Каюта Ежа —между второй и четвертой. Для Гнома — последняя каюта. Каюта Медведя — после пятой, а собаки — перед девятой. У всех пассажиров написаны на билетах номера кают, никого не забыли? (забыли Слона). Посмотрите внимательно, какая каюта еще свободна? Напишите номер на билете у Слона.
П.: Бим и Бом взяли с собой в путешествие еще кого-то (рисунок справа внизу) —он маленький и помещается в банке. Чтобы узнать, кто это, —соедините точки по порядку номеров от 10 до 1.
Задание предлагается выполнить дома.
Примеры на сложение и вычитание. Деление на 2 на наглядном материале
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 4): На корабле Бим и Бом решили показать своим друзьям, чему они научились в стране Математике. Они стали рисовать картинки, придумывать по ним задачки и записывать примеры. Посмотрите на картинку в левом верхнем углу, с шариками и мячиками. Бом придумал такую задачку: Было 2 шарика и 3мячика —сколько их было вместе?Бим записал: 2 + 3=5. Потом Бим придумал: всего было 5 шариков и мячиков, шариков 2 — сколько было мячиков?Бом записал: 5 — 2 =3.Теперь попробуйте сами составить задачки по другим картинкам — впишите в пустые клетки нужные цифры.
Часть задания выполняется в классе, остальное предлагается доделать дома.
П.: Настало время обеда. На столе лежат продукты для Бима и Бома (нижняя часть рис.4). Помогите разложить их по тарелкам, чтобы мальчикам досталось поровну. П. обсуждает вместе с детьми, по сколько каждому из мальчиков достанется картошек, редисок и пр. Дети рисуют на каждой тарелке соответствующее количество продуктов.
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 5): После обеда пассажиры разделились на 2 команды и устроили математическое соревнование. Команда Бима придумывала примеры, а команда Бома искала на них ответы. Посмотрите на первый пример в таблице слева (обведен). Какой будет ответ ? (Обведен в таблице справа).
Подобным образом задание выполняется до конца. Каждую пару (пример и ответ) дети обводят своим цветом. Часть задания можно оставить на дом.
Дискретные и частичные числовые ряды
 
 
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 6): Корабль причалил к пристани. Бим и Бом сошли на берег и оказались в красивом городе. Главная улица вела в Парк аттракционов. Вдоль улицы
 
 
 
 
стояли дома-магазины. Напишите недостающие номера на домах.
П. с детьми вспоминают, как располагаются номера домов на улице. Если необходимо, можно сделать дополнительный рисунок на доске. Символы магазинов дети раскрашивают в разные цвета сначала на общем рисунке, потом в таблице внизу. В пустых ячейках таблицы под каждым рисунком надо написать номер соответствующего магазина. Дети проговаривают номера домов на левой и правой стороне улицы.
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 7): В самом высоком доме на улице жили разные звери. Они любили ходить друг к другу в гости и поднимались или спускались на нужный этаж на лифте. Сколько же этажей в этом доме? Напишите номера этажей около лифта. На каком
 
 
 
этаже живет Слон?А Кот?Еж?
П. проверяет понимание детьми соответствия этажа и рисунка 7.
П.: Посмотрите на правую часть страницы. Тут показано, кто к кому ходил в гости. Лиса пошла к Коту. Подпишите под рисунком Лисы номер этажа, на котором она живет (2), а под рисунком Кота — номер его этажа (7). Значит, Лиса вошла в лифт на втором этаже и вышла на седьмом. Какие этажи проедет лифт? Впишите номера в ячейки между картинками (3, 4, 5, 6).
 
Оставшуюся часть задания предлагается выполнить дома.
 
Состав чисел 5 — 9
П. рисует на доске дом (рис. 8, А): Сколько этажей в этом доме? (4). А сколько комнат на каждом этаже? (2). На крыше дома напишем цифру 5 — это значит, что в доме на каждом этаже должны жить 5 жильцов.
П. выставляет на доске 5 магнитных точек: Это наши жильцы. Если в одной комнате на первом этаже живут 4 жильца, сколько во второй? (1). П. размещает точки соответствующим образом. А на 2-м этаже в одной комнате живут 3 жильца, а - во второй? (2).
Таким же образом обсуждается количество жильцов в комнатах третьего (2 и 3) и четвертого (1 и 4) этажей. Для большей наглядности рядом с каждым этажом можно записать соответствующий пример: 1 + 4 = 5, 2 + 3 = 5 и т. д. Примеры дети могут записывать по очереди.
П. раздает бланки с заданием (рис. 8, Б): Вот похожие дома, только в них больше этажей, сколько? И цифры на крыше другие — что это значит? (что в одном доме на каждом этаже должны жить 6 жильцов, а в другом 7) .Дорисуйте нужное количество жильцов в пустых комнатах на каждом этаже.
(В качестве вспомогательного средства детям можно раздать соответствующее номеру дома количество счетного материала и показать принцип распределения по «комнатам» на каждом этаже).
На занятии выполняется «Дом 6», «Дом 7» остается на дом.
П. рисует на доске «дом» для каждого ребенка, с разным количеством этажей и номерами на крыше от 5 до 9. Предлагается «расселить» жильцов аналогично предыдущим заданиям. Можно отрабатывать разные формы записи: количественную (рисовать кружки) или цифровую (вписывать в «комнаты» соответствующие цифры). При возникновении затруднений — дать детям необходимое количество магнитных точек и еще раз наглядно показать принцип распределения.
П. раздает детям разное количество (от 5 до 9) монет по 1 коп. и берет также себе несколько копеек: Посмотрите, у меня 6 копеек. А теперь я спрячу их у себя в руках (за спиной распределяет каким-либо образом монеты в двух руках).
П. показывает детям сжатые кулаки и раскрывает один: Здесь у меня 4 копейки, а сколько в другой руке?
Когда дети дают правильный ответ, П. предлагает каждому придумать свою задачку с тем количеством копеек, которое у него есть.
Завершающий организационный момент.
Домашнее задание:
- доделать бланки с заданиями «Дом 7»).
ЗАНЯТИЕ 13
Задачи:
Научить детей узнавать и записывать римские цифры (I - XII), соотносить их с арабскими цифрами.
Дать представление о числах второго десятка.
Продолжить обучение пониманию состава чисел.
Развивать произвольное внимание и графические навыки.
Материалы:
фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;
магнитные цифры;
счетные палочки;
монеты достоинством 1 коп. и 10 коп. (на каждого ребенка по одной в 10 коп. и по 10 монет по 1 коп.)
бланки с заданиями (рис. 9 - 17).
Ход занятия.
Организационный момент.
Римские цифры. Соотнесение римских и арабских цифр. Повторение расположения цифр на циферблате часов
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 9): По дороге к детскому парку Бим и Бом увидели дом, на котором были нарисованы часы. Они зашли внутрь и оказались в комнате, в которой было очень много разных часов. За столом сидел часовых дел мастер и проверял часы: на некоторых из них часть цифр стерлась, а на других цифры стояли не по порядку. Бим и Бом стали ему помогать. Посмотрите на часы в верхней части листа. Какие из них правильные, а какие нет?Исправьте ошибки, допишите недостающие цифры.
Дети выполняют задание карандашом.
П.: Еще одни часы выглядели совсем странно — на вашем листе они внизу. Вместо цифр на них
 
 
 
 
 
нарисованы какие-то палочки, галочки и крестики. Бим и Бом удивились, а часовщик объяснил, что это тоже цифры — их придумали в Древнем Риме и поэтому называют римскими. А те цифры, с которыми вы уже хорошо знакомы, называют арабскими. Часовщик начал рассказывать Биму и Бому, как придумали римские цифры. Посмотрите на картинку внизу листа: самые главные римские цифры — это один, два, три, пять и десять. В древние времена люди пользовались для счета пальцами, и поэтому римляне придумали записывать цифру «один» в виде палочки — похоже на палец. Цифра «два» — две палочки (два пальца), цифра «три» — три палочки (три пальца).
П. записывает на доске цифры I, II, III.: Цифру «четыре» мы пока пропустим, а вот цифра «пять» — это все пальцы на одной руке. Рисовать 5 палочек — слишком много, неудобно. И римляне решили обвести свою руку, только не всю, а часть — между большим и указательным пальцами. Получилась галочка (П. демонстрирует сказанное на доске). Это и есть римская цифра «пять». А как же написать «десять» ? Это количество пальцев сразу на двух руках. Значит надо нарисовать две галочки. Римляне расположили галочки так, как показано на вашем рисунке, друг под другом, кончик к кончику — получился косой крестик или буква «X». Обведите римские цифры на вашем рисунке красным цветом, а внизу черным напишите соответствующие арабские цифры.
П. расставляет на доске магнитные цифры от 1 до 12 по порядку (горизонтальное направление): Давайте напишем под арабскими цифрами —римские, которые вы уже знаете: I, II, III, V, X. Цифры подписывают дети или П. по подсказке детей, в зависимости от возможностей группы.
П.: А как же написать цифру 4? Посмотрите на числовой ряд: 4 стоит перед цифрой 5, она меньше пяти. На сколько? (на единицу). Вот древние римляне и решили писать четверку, как цифру V, только слева (перед ней) приписать палочку — единицу. Получается, четыре — это та цифра, которая на одну единицу меньше пяти.
П. записывает на доске цифру IV в соответствующем месте.
П.: А как записать цифру 6? К цифре пять надо приписать палочку справа, получится цифра, которая на единицу больше пяти.
Аналогично объясняется написание цифр 7 и 8. П. записывает цифры на доске.
П.: Теперь подумайте, как записать цифру 9? Она совсем рядом с десяткой, всего на единицу меньше. Вот ее и записывают, как 10 без единицы — цифра Xи палочка слева. А 11, 12?Догадались? Похоже на би 7, только добавляем одну и две палочки уже к десяти.
П. подписывает все оставшиеся римские цифры под арабскими.
(На последующем занятии рекомендуется повторить это задание, чтобы дети сами подписывали римские цифры под арабскими).
Дома предлагается вписать римские цифры в циферблат часов.
Разминка.
П. раздает детям по 5 счетных палочек и предлагает с их помощью выложить на парте римские
 
 
 
 
Рис. 11. Задание к занятию 13. цифры I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII
 
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 10): Посмотрите на таблицу с цифрами: тут то же самое, что написано у нас на доске. Обведите все римские цифры, но не одним цветом. Вам понадобятся 3 фломастера: красный, синий и зеленый. «Палочки» (единицы) во всех цифрах пусть будут красными, «галочки» (пятерки) — синими, а «крестики» (десятки) — зелеными.
Дома предлагается доделать оставшуюся часть задания — подписать под римскими цифрами соответствующие арабские.
П. раздает детям бланк с заданиями (рис. 11): В левой части вашего листа (задание А) вверху написаны римские цифры по порядку. Какая самая большая? В левой таблице эти же цифры. Найдите цифру I и обведите ее желтым фломастером. Теперь цифру Пи дальше по порядку. Когда обведете цифру V, остановитесь. Остальное доделайте дома и потренируйтесь показывать римские цифры в таблице по порядку.
 
По той же схеме дается задание Б с расширенным рядом римских цифр (до XII).
Параллельные числовые ряды (римские и арабские цифры)
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 12): Какие цифры вы видите в этой таблице? (римские и арабские). Покажите по порядку все арабские цифры. А теперь все римские. Возьмите 2 фломастера: желтый и красный. Раскрасьте желтым фломастером арабскую 1, теперь красным обведите римскую I. Снова возьмите желтый, раскрасьте 2, а красным обведите II и так до конца.
Часть задания можно оставить на дом, тренироваться показывать параллельные ряды арабских и римских цифр: 1 - 1,2- II и т. д.
Сходным образом выполняется задание на рис. 13. Поскольку количество цифр в таблице здесь больше, процедуру обведения цифр рекомендуется упростить: сперва обвести все арабские цифры по порядку одним цветом, потом все римские, в том же порядке, другим цветом. После этого дети тренируются показывать цифры в соответствии со схемой вверху.
Часть задания можно оставить на дом.
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 14): Вот цветочная поляна, по которой летает бабочка. Какие цифры написаны на цветах? Как вы думаете, по каким цветам летала бабочка, с арабскими или с римскими цифрами ?
 
 
Дети высказывают свои предположения, П. обращает их внимание на то, что начало полета — на римской цифре (I), а конец — на арабской (8).
 
 
 
П.: Значит бабочка летала по цветам и с римскими цифрами, и с арабскими: сперва села на цветок с римской цифрой I, потом перелетела на цветок с арабской цифрой 1 и т. д. (II — 2, III — 3...). Возьмите желтый и красный фломастеры.
Раскрасьте серединку цветка с римской цифрой I желтым, а лепестки цветка с арабской цифрой 1 — красным и т. д. по схеме (схему можно написать на доске). Когда раскрасите цветы с цифрами IV и 4, остановитесь. Проведите линии от цветка к цветку, как вы их раскрашивали, — это полет бабочки. Оставшуюся часть задания доделайте дома. Потренируйтесь показывать и называть все цифры в том же порядке, в котором летала по цветам бабочка.
П. раздает детям бланки с заданием (рис.15).
Задание похоже на предыдущее. Предлагается так же раскрашивать (или обводить) кружки с цифрами двумя цветами и проводить линии в соответствии с порядком раскрашивания. В отличие от предыдущего задания, дети здесь в первую очередь должны раскрасить арабскую цифру, а во вторую — аналогичную римскую.
Часть задания можно оставить на дом: тренироваться показывать цифры в том порядке, в каком их раскрашивали.
Числа второго десятка
П. расставляет на доске магнитные цифры от 1 до 10 в ряд: Какое число будет следующим? (11). Напишем его под единицей (подписывает под цифрой 1 — 11). А дальше? (12). П. подписывает 12 под цифрой 2.
Далее, вне зависимости от того, знакомы уже дети с числами второго десятка или нет, П. обра-
 
щает их внимание на то, что каждое следующее число — это цифра 1 и цифра, стоящая в верхнем ряду (под 3 - 13, под 4 - 14 и т. д.).
П.: Такая запись означает 10 и 1, 10 и 2, 10 и 3 и т. д. Только последнее число в ряду записывается иначе: тут получается 10 и 10 — это уже два десятка. Один десяток мы записываем как единицу и ноль, а два — как двойку и ноль. Получается число «двадцать».
П. называет по порядку все числа второго десятка, потом спрашивает детей (возможны разные варианты: показать и назвать все числа подряд, найти называемое П. число, назвать указываемое П. число и пр.).
П. раздает детям по 10 монет по 1 коп.: Сколько у вас копеек? (10). Все их можно заменить на одну монетку — вот такую (П. меняет копейки на монету в 10 коп.). Видите, на ней написано число 10. Значит, это одно и то же: одна такая монетка или 10 маленьких копеечек. Теперь я добавлю к этой десятке несколько единичек (раздает детям по несколько копеек). Как сделать из ваших монеток число 11, 14?...
Задание можно оформить как игру в магазин, чтобы дети что-нибудь «покупали» у П. (например, конфетки или наклейки) за называемую им сумму (число второго десятка).
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 16): Около детского парка росли несколько сосен, и Бом сумел заблудиться среди них!Бим отправился его искать. Давайте поможем ему. На картинке много следов, и рядом с каждым написана цифра.
Соедините линиями следы по порядку. «Подсказка» в таблице внизу листа.
Дома предлагается выполнить вторую часть задания — узнать, кто помогал Биму в поисках (рисунок слева в рамке: надо соединить точки по порядку номеров).
П. раздает детям бланки с заданием (рис. 17): Наконец Бим и Бом вошли в детский парк. Там было много аттракционов. Они стали осматриваться и вдруг услышали громкий гул с неба. Они подняли головы и увидели что-то интересное. Вы узнаете, что это было, если соедините точки по порядку от 18 до 1. Чтобы не запутаться, можно смотреть в таблицу внизу листа.
Часть задания можно оставить на дом.
Завершающий организационный момент.
Домашнее задание:
- доделать бланки с заданиями.
Окончание читайте в следующем номере
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация об авторах

Выгодская Ингрид Григорьевна, учитель-логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Кукаркина Елена Борисовна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ekukar1954@mail.ru

Лущекина Елена Андреевна, Педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 274
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3