Образование как социальный ресурс для детей с ограниченными возможностями здоровья

99

Общая информация

Ключевые слова: модернизация системы образования, образовательные условия, ОВЗ

Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Головченко Г.В. Образование как социальный ресурс для детей с ограниченными возможностями здоровья // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 4. С. 1–5.

Полный текст

Данная тема актуальна и  многогранна. Это и понятно, так как в условиях модернизации всей системы столичного образования в постоянном процессе развития находится и образовательная среда для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в городе выстраивается система образования для больных детей и детей-инвалидов на основе внедрения разноуровневых и индивидуальных программ, а также создания адаптивно-развивающей безбарьерной среды. 

Это становится возможным благодаря личностно-ориентированному подходу, который сегодня является основной стратегией образования для особой категории детей и обязывает каждого педагогического работника владеть специальными знаниями и навыками, позволяющими обеспечить ребенку с особыми нуждами индивидуальную траекторию развития.

Сегодня в столичной системе образования обучается и воспитывается более 50 тысяч детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Из них свыше 16 тысяч имеют статус инвалида, при этом:

- 1 тысяча 675 - воспитанники  детских садов компенсирующего и комбинированного видов;

- 4 тысячи 685 - обучающиеся специализированных образовательных школ и школ-интернатов;

- 776 - обучающиеся школ надомного обучения;

- 7 тысяч 763 - обучающиеся общеобразовательных учреждений;

- 198 - обучающиеся негосударственных образовательных учреждений;

- 1 тысяча 337 - студенты учреждений профессионального  образования.

Московское образование на данный момент располагает дифференцированной сетью образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: это дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного видов, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты, школы надомного обучения, санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты, центры образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Несмотря на это разнообразие, свое распространение получили и новые инновационные модели учреждений, такие как:

-  начальная школа-детский сад компенсирующего вида (для детей со всеми видами нарушений);

- школа-интернат с дошкольным отделением (для детей с нарушением  слуха, с нарушением зрения) /инт. № 1 ДОМ, № 101 СЗАО, № 76 САО/;

- школа-интернат с учебно-производственным отделением (для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии) /инт. № 102 ДОМ/;

- школа-интернат с оздоровительным загородным отделением (для детей с нарушением зрения, с нарушением слуха) /инт. № 1 ДОМ, № 65 ЮВАО/;

- центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции  (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением слуха) /Центры «Детская личность» ВАО, «Преодоление» ЮВАО, «Благо» ЗАО, Центр в Зеленограде/;

- центр психолого-медико-социального сопровождения (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) /Центр «Раменки» ЗАО/;

- центр лечебной педагогики  и дифференцированного обучения (для детей с различной патологией) /2 Центра в ЮАО, Центр «На Королева» СВАО, «Наш дом» ЮЗАО/;

- центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (с нарушениями аутистического спектра) /ЦПМССДиП ДОМ/;

- центр образования, обеспечивающий начальное профессиональное образование (для детей с нарушением  слуха) /Центр образования № 1406/;

- центр образования, осуществляющий обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий /Центр образования «Технологии обучения» ДОМ/.

Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья как в специализированных, так и в иных образовательных учреждениях, ни в коей мере не предполагает их изоляцию и дискриминацию. Напротив, дифференцированное и интегративное обучение таких детей направлено на достижение ими в дальнейшем определенного общественного развития и благополучия.

Позитивным моментом формирования образовательного пространства для детей с особыми потребностями явилось открытие в детских садах групп кратковременного пребывания (в том числе для детей со сложной структурой дефекта), а также групп развития, групп ранней диагностики, которые качественно изменили проблему охвата детей дошкольного возраста, а главное, взяли на себя решение основных задач по адаптации и социализации дошкольников.

Благодаря этому стало возможным оказывать помощь детям с серьезными нарушениями. Например, с тяжелыми формами ДЦП - в Центральном, Западном, Юго-Восточном округах;  детям с полной потерей зрения - в Восточном, Юго-Восточном, Южном, Юго-Западном, Северо-Западном и Центральном.

Прием детей в дошкольные учреждения начинается с полутора-двух лет. Однако раннее, с первых месяцев жизни, оказание развивающей и коррекционной помощи в большинстве случаев позволяет достигать положительных результатов в развитии детей с теми или иными проблемами.

Поэтому одним из направлений городской целевой программы «Столичное образование – 4» является создание Службы ранней помощи, которая будет заниматься выявлением и сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья с рождения. Данная Служба позволит прогнозировать организацию различных видов помощи ребенку и его семье, соответствовать специфическим запросам населения, а также планировать количество мест и профиль групп в дошкольных учреждениях.

Наметившаяся в последние годы тенденция в отношении расширения спектра образовательных услуг позволила охватить процессом обучения и воспитания детей, ранее считавшихся необучаемыми.

Сегодня такие дети составляют одну пятую контингента образовательных учреждений VIII вида. В связи с этим в них стали открываться классы для детей с сочетанными нарушениями. Например:

- в школе № 482 ЮВАО для детей с интеллектуальными нарушениями и зрительной патологией,

- в школах № 869 ЮАО, №№ 532 и 359 ЦАО для детей с нарушением интеллекта и ранним детским аутизмом.

Аналогичные процессы стали происходить и в учреждениях для детей с физическими недостатками; в них стали открываться классы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Особое место в решении проблем обучения, воспитания и социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта принадлежит образовательным учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, имеющим в своей структуре дошкольные, школьные и интернатные отделения /ЦППРиК Детская личность» ВАО, ЦПМССДиП ДОМ, ЦПМСС «Раменки» ЗАО, ЦЛПиДО «Наш дом» ЮЗАО/.

Департаментом образования в настоящий момент совместно с представителями государственных ведомств, городских вузов, общественных фондов и организаций подготовлен проект Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», закрепляющий порядок получения общедоступного, бесплатного и качественного образования данной категорией граждан.   Следующим шагом станет разработка подзаконных актов, регулирующих прием, содержание, обучение и воспитание детей, ранее считавшихся необучаемыми.

Неотъемлемой частью процесса образования учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья стало использование на уроках и во внеурочное время компьютерных технологий, которые помогают обеспечить индивидуальный подход, повысить продуктивность процесса обучения, а также активизировать мотивацию и познавательную деятельность обучающихся.

Так, в школах-интернатах  /№ 1 ДОМ, № 2 САО, № 5 СВАО/ для детей с нарушением зрения, начиная с начальных классов, введен предмет «Информатика и вычислительная техника», позволяющий школьникам приобрести навыки работы на специально оборудованном персональном компьютере. Это улучшает их ориентацию и мобильность, а также помогает решить одну из важных жизненных задач - спасение от коммуникативного голода.

Следует отметить, что в последнее время заметно увеличилось число образовательных учреждений, использующих в своей работе новые педагогические методы, технологии и методики, например:

- игровые методики «Lego-dacto» (в школах №№  804 и 571 ЗАО, 442 ВАО, 359 ЦАО, 1111 ЮЗАО, 530 ЮВАО, 991 ЮАО, школы-интернаты №№ 29 ВАО, 37 и  45 ЦАО, 52 ДОМ),

- метод лечебной кинологии (в школе-интернате  № 20 ДОМ),

- интернет-технологии (в школах-интернатах №№ 30 ВАО, 28 и 22 ЦАО, 1 ДОМ),

- проектные и исследовательские технологии (в школах-интернатах №№ 31 ВАО, 17 ЮЗАО, 5 СВАО, 2 САО).     

Несмотря на то, что существующая сеть образовательных учреждений, осуществляющих педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию, обеспечивает потребности столичного региона, скоро будут введены в эксплуатацию еще два новых объекта, это:

- санаторная школа-интернат № 32 для детей с заболеваниями крови /Южное Бутово/;

- и специальная (коррекционная) школа-интернат № 44 для детей с ДЦП /Ново-Переделкино/.

Безусловно, особых педагогических подходов требуют дети, обучающиеся по состоянию здоровья индивидуально на дому. В прошедшем учебном году на дому обучались 4 тысячи 96 учеников, из них 1 тысяча 984 ребенка-инвалида (48,4%). К сожалению, такая форма получения образования не решает проблему их изоляции от детского  коллектива и боязни общения с другими детьми. Однако с открытием школ надомного обучения родители больного ребенка  получили возможность выбирать такие формы обучения, которые соответствуют состоянию его здоровья (классно-урочную, групповую, индивидуальную). И сегодня в школах надомного обучения учатся свыше полутора тысяч детей,  из них  776 инвалидов.

В тоже время предусматривается право родителей, имеющих детей-инвалидов, выбрать для своего ребенка и такие формы обучения как интегративная (или инклюзивная), семейная, экстернат, надомное обучение, в том числе с использованием дистанционных технологий.

С этой целью в рамках Программы «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов» происходит организация учебных мест на дому детям-инвалидам, не посещающим образовательные учреждения по состоянию  здоровья.

Реализация указанной программы позволила в 2003 году в Центре информационных технологий и учебного оборудования открыть «Школу дистанционной поддержки детей-инвалидов», которая качественным образом изменила жизнь 750 юных москвичей.

В 2005-2006 учебном году данное учреждение реорганизовано в Центр образования «Технологии обучения» с охватом обучающихся около полутора тысяч человек (включая более 200 выпускников). А, учитывая, что началась подготовка проекта новой городской программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2007-2009 годы», Департамент образования выходит с предложением целевого финансирования Центра образования «Технологии обучения» для обеспечения доступа в Интернет детям и молодежи с инвалидностью.

Неотъемлемой частью современной системы образования столицы стала сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в прошлом - психолого-медико-социальные центры), их сегодня 47.

За десятилетний период своей деятельности эти учреждения наработали множество разнообразных индивидуально-ориентированных программ, методик и технологий, позволяющих гибко осуществлять коррекционо-реабилитационный процесс и решать самые неожиданные и специфичные проблемы ребенка. В 2005-2006 учебном году, по итогам отчетности, в Центрах было обслужено свыше 85-ти тысяч детей в возрасте от 0 до 18-ти лет, включая 5 тысяч 912 детей-инвалидов.

Одним из условий реализации потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (и особенно детей-инвалидов) является овладение ими профессией, которая позволила бы им занять достойное место в жизни. На текущий момент все образовательные учреждения для особой категории детей ведут профориентационную работу среди старшеклассников с учетом их дальнейшего обучения в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

В соответствии с приказом Департамента образования определен перечень учреждений профессионального образования, которые осуществляют обучение молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Обучение ведется по широкому спектру специальностей.

Одновременно складывается целостная система довузовской и вузовской подготовки наших выпускников. Подтверждением тому служит:

- открытие лицейских классов в школах-интернатах для детей с нарушением слуха /интернаты № 22 ЦАО, № 30 ВАО/,

- открытие профильных классов в школе-интернате для детей с нарушением зрения /интернат  № 1 ДОМ/;

- совместная организация интеллектуального марафона с Московским государственным педагогическим университетом /центр образования № 1406/;

-  проведение традиционных олимпиад по математике и информатике с Московским городским психолого-педагогическим университетом /школы надомного обучения №№ 367 Зеленоград,ОУО, 379 и 1975 ЗАО, 381 ВАО, 388 и 410 СВАО, 1673 СЗАО, интернаты №№ 1 и 52 ДОМ, 2 и 76  САО, 5 СВАО, 17 ЮЗАО, 22 ЦАО, 30 и 31 ВАО,  центр образования № 1406 и  школа для слепых и слабовидящих ДОМ/;

-  участие в программе Московского государственного университета имени Н.Э. Баумана «Шаг в будущее, Москва» /интернаты № 22 ЦАО, № 30 ВАО, № 52 ДОМ, центр образования № 1406 ДОМ/.

Все это позволяет сохранять высокий уровень стандартов образования, подготовить выпускников к поступлению в высшие учебные заведения.

Ежегодно количество студентов из числа выпускников учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в городских высших учебных заведениях увеличивается. В 2004 году студентами стали 64 человека, в 2005 - 78. В этом году по предварительным данным зачислено 85 человек.

И не случайно Департаментом образования принято решение о создании Института образования и реабилитации молодежи с ограниченными возможностями здоровья в структуре  Московского городского психолого-педагогического университета.

Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья  реально только в том случае, если при организации их обучения  действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику и возможности их передвижения,  общения и  взаимодействия.

В связи с этим большое внимание уделяется вопросу создания безбарьерной среды для детей с физическими нарушениями. Так, за период с 2001 по 2005 годы приспособлениями для инвалидов было оборудовано 447 образовательных учреждений. В 2006 году эта работа продолжается. И сегодня все вновь открываемые учреждения образования соответствуют нормам безбарьерной среды.

Важное место в решении вопросов  адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья принадлежит их эстетическому и физическому воспитанию. Главным итогом данных направлений являются ежегодные Творческий и Спортивный Фестивали «Надежда», в которых за полтора десятилетия приняли активное участие более 100 тысяч юных жителей столицы.

Второй год подряд для детей с ограниченными возможностями здоровья проводится Фестиваль увлекательной науки и Городской шахматный турнир. 

В течение последних трех лет Департамент образования совместно с Департаментами здравоохранения и социальной защиты населения, а также при поддержке фондов «Благовест», «Москва-Крым» и клуба «Большое приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро», смог организовать оздоровительный отдых для 3-х тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья на Черном море, в Карелии и Подмосковье. В тоже время Департаментом образования рассматривается вопрос об открытии собственной загородной базы отдыха для детей-инвалидов.

Сейчас перед образованием новая задача - обеспечение условий реализации городской целевой программы «Модернизация  московского образования (Столичное образование – 4)», которая предполагает:

-        определение порядка взаимодействия и механизма передачи сведений из окружных в городской банк данных по детям-инвалидам;

-        создание в округах системы раннего выявления и учета детей, нуждающихся в особых образовательных условиях;

-        развитие различных моделей и вариантов непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях и формах обучения;

-        развитие системы инклюзивного обучения детей с нарушениями в развитии;

-        расширение спектра образовательных услуг для детей, ранее считавшихся не обучаемыми;

-        совершенствование системы обучения детей ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе по индивидуальным образовательным траекториям;

-        определение комплекса мер, обеспечивающих реальную возможность получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высокоинтеллектуальных (востребованных современным рынком труда) профессий и специальностей с обязательным дальнейшим трудоустройством;

-        организацию и проведение лечебно-оздоровительного отдыха особой категории обучающихся, в том числе детей-инвалидов;

-        отработку механизма взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений с негосударственными, общественными и  родительскими организациями  и ассоциациями.

Вместе с тем, необходимо решать и такую важную задачу как  формирование в обществе толерантности и культуры понимания инвалидов.

Информация об авторах

Головченко Галина Вениаминовна, начальник, отдел коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения ДОгМ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 479
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 99
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1