Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9461Новости 1864Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

30 место — направление «Психология»

0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Использование зарубежных программ в коррекции безречевых детей с аутизмом * 92

Скробкина О.В.
психолог-педагог ГОУ ЦПМСС детей и подростков Департамента образования города Москвы, Москва, Россия

Полный текст

В предыдущей публикации мы рассматривали способ обучения пониманию названий объектов, предложенный И.Ловаасом в книге «Обучение детей с нарушениями развития» («Teaching developmentally disabled children»), при котором ребенок учился реагировать на простые инструкции.

После того как ребенок научился понимать названия десяти объектов и реагировать на простые инструкции, нужно начинать обучать его экспрессивному обозначению объектов, т.е. говорить о том, что он видит. Далее мы рассмотрим обучение экспрессивному обозначению объектов, при котором ребенок овладевает способностью реагировать на такие вопросы как «Что это такое?» и  «Что ты хочешь?».

Последующая коррекционная работа начинается с обучения ребенка умению называть объекты, когда ему показывают предмет и задают вопрос «Что это?». На начальном этапе работы И.Ловаас рекомендует использовать большое количество обычных повседневных предметов, с которыми знаком ребенок. Начинать предлагается с предметов, которые использовались при  обучении рецептивному обозначению объектов, т.е. пониманию их названий.

Важным условием эффективности дальнейшей работы является умение ребенка вербально подражать вам, когда вы называете предметы, выбранные для обучения. Такая имитация поможет в овладении практической и функциональной сторонами речи.

Первое обозначение

Этап 1: Вы и ребенок должны сидеть за столом напротив друг друга. Поместите выбранный предмет на столе перед ребенком. В начале работы выбирайте предметы, которые ему нравятся, например, лакомство или любимую игрушку. На данной ступени обучения ваша задача - научить ребенка понимать ваш вопрос и затем получать эти предметы. Например, вы начнете обучение со слова «печенье». Ребенок должен произнести слово «печенье» прежде, чем вы ему дадите печенье. Положите печенье на стол, и как только ребенок посмотрит на печенье, спросите «Что это?». Для обучения важно, чтобы вопрос был произнесен четко, а внимание ребенка было сосредоточено на предмете, который расположен на столе. Если ребенок выполнил упражнение правильно, ответив на ваш вопрос, то переходите к разделу «Второе обозначение». Если ребенок реагирует на ваш вопрос неправильно в течение пяти последовательных попыток, то переходите к этапу 2.

Этап 2. Подсказка. Положите печенье на стол. Не следует сразу спрашивать ребенка «Что это?». Дождитесь, когда ребенок посмотрит на печенье, и сразу подскажите ему правильный ответ, говоря «печенье». Если ребенок  смог  подражать вам, то немедленно уберите печенье со стола до начала следующей попытки. Вы можете повторять попытки с интервалом 3-5 секунд. Это время нужно для того, чтобы четко определить для себя и для ребенка начало каждой отдельной попытки. Ребенок должен четко понимать, когда начинается новая попытка. Если у него не получается правильно выполнить ваше требование в течение пяти последовательных попыток, то вы можете приостановить работу с данным объектом и начать обучение с другим, название которого ребенок может повторить (имитировать).

Этап 3. Постепенное удаление подсказки. После того как ребенок смог правильно назвать объект пять раз подряд при условии, что вы используете в качестве подсказки слово целиком, вы начинаете постепенно уменьшать или убирать подсказку. Постепенно уменьшается длительность звучания слова, которое используется в качестве подсказки, а также уменьшается громкость произнесения подсказки. Например, можно постепенно сокращать слово «печенье» до «печ …» при полной громкости произнесения, затем до звука «п…» при средней громкости произнесения и наконец до звука «п…», произнесенного шепотом. Важно то, чтобы на данном уровне подсказки ребенок повторял слово «печенье», произнесенное вами полностью прежде, чем подсказка будет сокращена. Когда ребенок правильно выполнит ваше требование с минимальной подсказкой как минимум пять раз, то подсказку следует убрать. На данном этапе стимулом для ответа ребенка будет появление объекта перед ним на столе. Процедуру обучения можно считать завершенной в том случае, если ребенок правильно называет (обозначает) объект без подсказки.

Автор программы отмечает, что после данной работы существует вероятность того, что ребенок будет говорить «печенье» (или другое отработанное название предмета) на любой объект, который вы будете размещать перед ним. Поэтому необходимо провести работу по усвоению второго обозначения предмета. Только после этого ребенок начнет понимать, что различные объекты имеют разные названия.

Второе обозначение

Второе обозначение изучается таким же образом, что и первое. На  данной ступени программы важно выбрать правильно второй объект для обучения. И.Ловаас советует выбирать этот предмет похожим на первый по форме и функционально, но названия двух объектов должны быть максимально разными. Если в качестве первого обозначения использовалось «печенье», то вторым может быть «мяч». Предлагая такой пример, автор имеет в виду круглое печенье, которое можно катать по столу, как мяч. Примерными парами предметов могут быть: «стул» и «диван», «ложка» и «вилка», «чашка» и «тарелка», «блюдце» и «тарелка» и т.п.

Случайное чередование

Этап 1: После того как ребенок правильно назвал второй предмет, следует снова представить первый предмет отдельно от второго, т.е. предыдущий предмет вы убираете со стола и из поля зрения ребенка. Если ребенок не может правильно назвать объект пять раз подряд, то следует подсказать ему. Первая подсказка должна быть самой слабой из использованных при изучении слова. Например, произнесенный шепотом звук «п» для «печенья». Если этой подсказки окажется недостаточно для ребенка, то при следующей попытке следует использовать более сильную подсказку. Продолжайте увеличивать интенсивность подсказки при последующих попытках выполнения до тех пор, пока подсказка не поможет ребенку правильно выполнить упражнение. После того как ребенок среагировал правильно, подсказку следует постепенно убирать таким же способом, как это было на предыдущей ступени программы. Автор рекомендует продолжать попытки до тех пор, пока ребенок не выполнит задание без подсказки пять раз подряд.

Этап 2: На данном этапе повторно вводится второй объект. Выполнение аналогично работе с первым предметом (см. этап 1).

Этап 3: Этапы 1 и 2 повторяются до тех пор, пока при первом предъявлении объекта ребенку не будет достаточно минимальной подсказки или же он сможет обходиться без подсказки.

Этап 4: Затем два объекта демонстрируются методом случайного чередования. При первых попытках выполнения можно использовать слабую  подсказку. (Если такой подсказки недостаточно для правильного ответа ребенка, следует вернуться к этапам 1-3). Обучение методом случайного чередования должно продолжаться до тех пор, пока ребенок не сможет правильно выполнять задание.

Когда ребенок научится называть предметы самостоятельно и по просьбе, это станет хорошей основой для дальнейшего развития языка. Поэтому данные умения нужно закрепить и довести до автоматизма, поскольку эти усвоенные умения будут базой для более поздних программ усвоения языка.

Обозначение других предметов

Дальнейшая работа направлена на накопление предметного словарного запаса ребенка, которым он учится пользоваться в своей повседневной жизни.

Процедура обучения другим словам не отличается от использованной при обучении первым двум словам. После того как ребенок усвоит новое слово, вы должны чередовать представление нового предмета с представлением изученных ранее объектов до тех пор, пока ребенок не будет правильно реагировать на вашу инструкцию (требование). Важно не забывать выбирать предметы, которые использовались в обучении рецептивному обозначению и названия которых ребенок может произносить самостоятельно или повторять за вами.

Обобщение навыка

Автор метода И.Ловаас рекомендует начинать обучение обобщению понятий после того, как ребенок научился называть шесть предметов. Процедура обучения обобщению та же, что описана в разделе рецептивного обозначения объектов (см. «Аутизм и нарушения развития» № 3, 2006 г.). Этот этап имеет большое значение для развития языка ребенка, потому что он начинает изучать и усваивать важную составляющую языка – «понятия» языка, а не только учится обозначению одиночных объектов. Задача, которую надо решить при обучении, - это научить ребенка пользоваться речью самостоятельно каждый день, а не только на структурных сеансах терапии.

Обучение вопросу «Что делать?»

 После того как ребенок усвоил приблизительно шесть обозначений, следуя методике И.Ловааса, можно начать задавать вопрос «Что это?» при предъявлении предмета, который надо назвать ребенку. Этот вопрос не стоит задавать на более ранних этапах работы, т.к. это может быть препятствием для подсказки и отвлекать внимание ребенка. Как замечает автор, «чем меньше обучающий говорит на предварительных этапах работы, тем лучше».

Обучение вопросу «Что ты хочешь?»

Следующая ступень обучения, после того как ребенок научился правильно реагировать на вопрос «Что это?», - это изучение вопроса «Что ты хочешь?».

Поместите один предмет на столе. Он должен быть из числа тех, что  ребенку интересны и желанны (лакомство или игрушка), и название которого он может озвучить. Когда ребенок обратит свое внимание на этот предмет, вы спросите «Что ты хочешь?». Если ребенок затрудняется с ответом, то вы подсказываете ответ. Например, вы спрашиваете «Что ты хочешь?», выдерживаете небольшую паузу и говорите «печенье». В дальнейшей работе подсказка постепенно убирается. В начале обучения вопрос «Что ты хочешь?» задается негромко и быстро, в то время как подсказка «печенье» должна звучать громко и четко. Позже следует задавать вопрос громче, а громкость подсказки уменьшать. Когда ребенок будет успешен в усвоении данного этапа программы, то можно использовать два или более предмета из тех, что интересны ребенку, и задать вопрос «Что ты хочешь?». В этом случае ребенку нужно обязательно дать тот предмет, который он назовет. Таким образом, на данном этапе программы  ребенок узнает, что, для того чтобы получить желаемый предмет, он должен правильно его назвать. Когда ребенок сможет правильно отвечать на вопрос, перед ним ставится новая задача: попросить (посредством называния объекта) любой интересующий его предмет (такой как лакомство, игрушка, одежда и т.д.), для того чтобы получить его.

Автор отмечает, что в работе можно использовать и названия действий, обозначение которых вводится таким же образом, как это было предложено для рецептивного обозначения предметов: «открой дверь», «сидеть», «прыгать» и т.д. Для этой работы И.Ловаас разработал программу обучения ребенка выполнению действий в ответ на команды.

Данная тема будет рассматриваться в следующем номере.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика