Интеграционный проект "Турград"

566

Общая информация

Ключевые слова: ОВЗ, летний лагерь, летний отдых

Рубрика издания: Новости, события, документы

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Котляр И.А. Интеграционный проект "Турград" // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 3. С. 58–64.

Полный текст

 

Живя в мире, мы часто сталкиваемся с людьми, которые «не такие, как мы». У них могут быть физические, умственные, поведенческие особенности.

Сейчас активно разворачивается работа с детьми, попадающими в так называемую группу риска - детьми из семей, где родители злоупотребляют психоактивными веществами, не имеют постоянного источника доходов, не выполняют свои родительские функции и т.п. В группу риска попадают не только ребята из неблагополучных семей, но и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С одной стороны, родители искусственно ограждают своих детей, боясь непонимания со стороны окружающих. С другой, – общество не готово принять особого ребёнка: кто-то боится, кто-то просто избегает общения с такими детьми, испытывает отвращение и страх по отношению к ним. Самое безобидное чувство, которое испытывают зачастую к людям с ограниченными возможностями, - жалость, но такое отношение не является нормальным. Только общение с особым ребёнком на равных и принятие его особенностей является единственно возможной формой взаимодействия. В рамках нашего проекта мы решаем проблему принятия подростков с трудностями сверстниками через создание пространства совместной деятельности, пространства реализации себя и своих идей, пространства познания свого мира и мира других людей, культур, городов.

 

Межрегиональная общественная организация «Ассоциация молодежных инвалидных организаций - АМИО» осуществляет свою деятельность в различных регионах России, где помогает объединиться молодым людям, имеющим проблемы со здоровьем. Значимыми событиями в жизни Ассоциации стали Турграды - интеграционные лагеря для здоровых детей и подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Проект летнего палаточного интеграционного лагеря появился в 2000-м году. В первом лагере участвовали 28 человек (из них 10 - подростки со сниженным интеллектом). В 2001 году в проекте принимали участие уже 60 человек, появились студенты-волонтеры из Московского психолого-педагогического университета (МГППУ). Сейчас в летнем лагере участвуют более 120 человек. В течение года в проекте принимают участие более 30-ти детей и подростков и около 20-ти студентов.

Первые подростки-участники лагеря (выпускники московской коррекционной школы 8-го вида) сейчас получили средне­специальное образование, успешно работают, воспитывают своих детей. Первые студенты проекта завершили свое образование в МГППУ, поступили в аспирантуру, успешно работают психологами в общеобразовательных и коррекционных школах, психологических центрах.

За годы существования проекта «Турград» стал местом встречи и общения подростков, их родителей, студентов. Завязывалась дружба, появлялись и крепли различные интересы (например, часть подростков после лагеря серьезно увлеклись туризмом, краеведением, некоторые подростки определись с будущей профессией, решили посвятить себя работе в социальной сфере). Родители наших ребят по-новому увидели своих детей, отмечалось изменение отношения к ребенку (например, после лагеря некоторые родители стали отмечать налаживание отношений, появление общих интересов, развитие самостоятельности и ответственности у своих детей, нацеленность на конструктивное общение и др.). Педагоги школ, в которых учатся участники проекта (как коррекционных, так и «обычных»), отмечают расширение познавательных мотивов детей, улучшение их отношений со сверстниками.

Проект развивается. Если в первые годы он был ограничен только кратким периодом летнего лагеря, то сейчас проводится регулярная работа в течение года (еженедельные встречи, поездки по городам России, однодневные походы в лес). Разворачивается программа дальних путешествий; Кострома, Одесса, Казань, Краснодарский край - отмечены на наших картах.

Методические разработки, созданные в проекте, активно используются в других городах (Кострома - «Белый дельфин», Хабаровск - автономная некоммерческая организация «Возрождение семьи»). За время существования проекта подготовлены и изданы две брошюры: «Опыт проведения НКО летних лагерей для детей-инвалидов. Практическое пособие». Баусов Ю.Н., Кесарева С.Б., Корепанова И.А., Кузина Л.А. - М., 2002 г.- 40 с.; «Толерантность как принцип защиты прав детей-инвалидов». Корепанова И.А., Сомова Ю.В., Фомичева Л.Ф. - М., 2004. - 52 с.

В основании проекта лежит учение Л.С. Выготского о социальной природе дефекта, нарушения поведения и т.п. Нарушения, которые есть у многих участников нашего проекта, многообразны: это как органические повреждения ЦНС разнообразной этиологии (в том числе и умственная отсталость, ранний детский аутизм, ДЦП, снижение слуха и зрения), хронические заболевания, так и «социальные» - вследствие нарушения детско- родительских отношений: школьный невроз, последствия психологических травм, социальное и фактическое сиротство и т.п. Все перечисленные причины влияют на развитие детей и подростков не столько напрямую, но, прежде всего, опосредованно. «Вторичный дефект» искажает отношения ребенка с миром, со сверстниками, в семье.

Рассматривая психологическое содержание отношений ребенка с миром, измененных вследствие ОВЗ, поведенческих и других трудностей, центральным мы видим нарушение или искажение смысла - смысла отношений в группе сверстников, в семье, с людьми противоположного пола, со взрослыми, с самим собой. И только как вторичное рассматривается нарушение способов (деятельности, общения, реализации смыслов и т.п.).

Поэтому в центре нашего проекта - работа над созданием таких ситуаций, в которых участник имеет возможность приобретать (воссоздавать) смыслы отношений и деятельностей и в принимающей (психологически безопасной) ситуации реализовывать их. Психологический механизм, реализующий создание и восстановление смыслов, - включение участников в различные значимые для них деятельности - игровую, туристическую, спортивную, творческую, познавательную.

Так как каждый лагерь и любое мероприятие проекта - логическое продолжение предшествующей деятельности в рамках проекта в течение года, то цели и задачи проекта едины.

Цели Турграда:

•       Воспитание толерантности в условиях интеграционного разновозрастного сообщества.

•       Формирование навыков самостоятельности, самопознания и саморазвития на основе совместной деятельности.

Задачи:

•       Создание максимально развивающих условий для каждого участника.

•       Создание условий для формирования позиции равенства разных людей.

•       Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия с людьми с ОВЗ и с особенностями в развитии.

•       Формирование навыков и умений выживания в лесу и основ экологического сознания.

• Расширение спектра деятельности студентов-волонтеров, будущих психологов.

Участники проекта:

1.         Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, сниженный интеллект, РДА, внутренние заболевания).

2.         Дети и подростки с трудностями в поведении и общении.

3.         Дети и подростки из неполных и неблагополучных семей.

4.         Братья, сестры, друзья детей и подростков с проблемами в развитии.

5.         Родители детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

6.         Студенты-волонтеры, психологи, педагоги, инструктора по туризму.

При создании проекта лагеря была выделена исходная «клеточка», «единица», в которой принципиально важно восстановить «здоровые» отношения. Очевидно, что такой «клеточкой» является семья. Поэтому в нашем лагере моделируются некоторые отношения, существующие в семье (конечно же, не все!). В наших «семьях» (округах) воссоздаются лишь некоторые, но на наш взгляд существенные, функции семьи. Семья для нас - сообщество людей, в котором:

•       по отношению к каждому его члену есть безусловное принятие;

•       общность интересов и деятельностей, при наличии собственных интересов и дея­тельностей у каждого;

•       отношения помощи и взаимопод­держки;

•       равноправие и «мягкая» (оправданная) субординация между младшими и старшими.

«Главой семьи» являются окружные - опытные старшие (студенты). При этом для младших участников (7-10 лет) студенты выступают «родителями», для подростков - старшими братьями и сестрами. В округе могут проживать настоящие родители, которые становятся равноправными членами «семьи» и не выполняют родительских функций, типичных для городских условий (но при этом они создают неповторимую атмосферу домашности и семейственности!). Наш опыт показал, что участие в лагере домашних животных (собак) создает уникальную ситуацию - домашние животные органично дополняют округ и позволяют детям, не имеющим животных в городе, получить этот опыт общения и заботы.

Некоторые родители живут на взрослом базовом округе (Флагмане), а их дети на обычных округах. И это дает неоценимую возможность родителю увидеть ребенка со стороны, получить обратную связь от окружных и специалистов (психологов), а ребенок с ОВЗ и другими особенностями освобождается от гиперопеки и учится жить самостоятельно. Более того, система совместного проживания в лагере братьев и сестер (не обязательно в одном округе!) позволяет детям переосмыслить свои отношения и разрешает множество «городских» конфликтов за счет экстремальных условий, в которых дети просто вынуждены заботиться друг о друге.

Самое основное при выстраивании «индивидуальных линий движения» для каждого участника в Турграде заключается в выстраивании ситуации принятия и успеха для любого ребенка, за счет любой существующей в Турграде деятельности. И это восстанавливает его веру не только в свои возможности, но и в себя самого и в свое будущее.

Как уже было сказано выше, реализация смысла (воссоздание смысла) происходит в совместной со значимыми взрослыми и сверстниками деятельности. Ниже приведены варианты, существующие в Турграде.

Жизнь в округе, первичном коллективе - «семье». Организация быта, питания, режимных моментов. В округе создается «домашняя атмосфера», проходят «камерные» события, психологические тренинги. В одном округе живут 10-15 подростков и 3-4 студента.

Обучение в Туристической школе (тур- хиты). Тематика турхитов подобрана таким образом, что охватывает все общие стороны жизни в лесу: костер и первую помощь, ориентирование и секреты лесной кухни.

Мастерские - спортивные, Творческий дом (рисование, изготовление поделок), театральная, психологическая, веревочная (преодоление препятствий с использованием альпинистского снаряжения) и другие.

Исследовательская экспедиция - одно-, двух-, трехдневные походы с ночевкой в ближних и дальних окрестностях Турграда.

Совместные мероприятия (вечерние коллективные творческие дела, вечера песни, театральные постановки, спортивное шоу - футбол).

Турград существует уже девятый год. И те, с которыми мы начинали этот проект, уже выросли. Некоторые не хотят уходить из проекта. Поэтому возникла необходимость выстраивания для старших ребят новых целей и смыслов в Турграде. В силу индивидуальных особенностей (сниженный интеллект, например) далеко не все могут вставать на позицию окружных, ответственных за жизнь и здоровье детей, поэтому появились новые позиции ведущих мастерских, Турхитов, кураторов хозяйства в определенном округе и т.д. Например, Паша вел спортивную мастерскую и отвечал за хозяйственную жизнь Флагмана. И, к его удивлению, многие подростки постоянно бегали и спрашивали, когда он будет играть с ними в футбол, а взрослые просто не могли обойтись без его помощи при разжигании костра, натягивании тентов. И никто не заострял внимание на том, что грамоты за мастерскую он попросил написать другого человека, так как сам боялся ошибиться. Его принимали таким, какой он есть, не ругали за усталость, ценили его взрослость, поэтому уверенность в себе стала его достижением в этом Турграде.

Другой ребенок, Семен (его проблемы - детский церебральный паралич, отсутствие друзей), после Турграда стал самостоятельно, по собственной инициативе превозмогая боль, делать гимнастику. Это стало возможным, после того как появился смысл: силы нужны для того, чтобы ходить, общаться с друзьями. Его мама отмечает, что Семен стал упорным и целеустремленным.

Однако ясно, что за 10-14 дней лагеря мы не можем изменить мировоззрение или кардинальным образом и навсегда перестроить систему взаимоотношений. Важно, чтобы эти изменения переносились в городские условия и стали достоянием участников. Поэтому Турград - это многолетний труд. Например, разрушенные отношения между братьями (разница в возрасте - 8 лет) не могут быть восстановлены за один лагерь. То, что сейчас они перестали активно отторгать друг друга и стали терпимее, - уже большое достижение.

Турград создает условия для восстановления нарушенных отношений (семейных, дружеских), позволяет пересмотреть жизненные смыслы (для детей даже на неосо­знаваемом уровне!). Опыт положительного принятия и успеха, получаемый детьми, невозможно переоценить.

Заметки из газеты Турграда

Когда мы приехали сюда, было очень пусто, и не на что было смотреть. Но после того как приехал «Флагман» постановки все быстро обрело красоту. Я. Наверное, приеду на следующий год...

Антон , 14 лет (снижение интеллекта)

Это было просто ужас!!! Каждый день куча работы: выкопай, принеси, разруби и т.д. Ни минуты отдыха. Радка - тиран, комары - звери. Зато теперь в округе полная расслабуха и отрыв. Турград - forever!

Аноним, 14 лет

В музее было интересно. Там нам рассказывали о жизни края, соседних деревень, о людях, ушедших на войну, о партизанах, о пионерах. Еще мы узнали о бедном враче, сделавшем очень много для деревни, еще он был художником. Нам показали старые скатерти, фляги, сделанные на стеклянном заводе в Гусь-Хрустальном, рассказали об избе 19-го века и о многом другом.

Таня, 12 лет (дисгармоничные отношения в семье)

Заметки мамы Ольги

(сын с нарушениями слуха, снижением зрения, ДЦП)

Я бы оставила детей тут на все лето. Небо, сосны, люди. Романтика и разговоры у костра. И дети помладше и постарше. Одни помогают взрослеть другим. Взрослеть по-настоящему - с ответственностью, обязательствами, реальными трудностями и неудобствами. Это как-то очень «про Жизнь». Про хорошую жизнь, очень точное попадание, какая-то верная нота в сутолоке и гнете наших дней.

Спасибо, ребята. Вы очень клевые (в смысле - добрые, терпеливые, веселые, чуткие, отважные, умелые и прекрасные). Вы любите жизнь, умеете радоваться ей и учите этой радости других - тех, кто рядом. Это здорово. Это прекрасно. Это достойно.

Пожалуй, это звучит немного пафосно. Но это действительно то, что я чувствую.

Путевые заметки о поездке в Одессу в 2006 году

Мне понравилось кататься на 7-м трамвае. Мне не понравилось, что трамваи синие. Мне понравилось кататься на троллейбусе.

Петя, 17 лет (РДА)

Мы ходили в музей. Это мне очень понравилось. Мне очень понравились моменты. Мне понравился город Одесса. Мне понравилось, что там нет почти ни одного современного здания. Я мечтаю пойти в тайгу. Окружные были хорошие.

Семен, 14 лет (ДЦП)

Мне понравилось:

Сама Одесса. Это очень живописное место. Много памятников, живописных мест.

Мне не понравилось:

То, что я заболел, и то, что мы искали памятники.

Саня, 12 лет (ЗПР)

Одесса.

В Одессе мне все понравилось. Особенно парк и море. Мне не очень понравились люди. Еще мне понравилось кафе «Жарю-парю». Могу сказать, мне совсем не понравилась еда в столовой.

Спасибо, море!!!

Кира (снижение интеллекта)

Мне понравилось в поезде море. Я на нем был в первый раз. Я увидел разные ракушки, которые я увидел в первый раз. Я познакомился с новыми друзьями, с некоторыми очень хорошо. Окружные очень классные, особенно Айдар. Я с ним в округе не первый раз. Поездка вообще понравилась, были дни трудные и легкие. Не понравилось тем, что иногда нужно было много ходить, понравились вечера, когда играли под гитару. Конечно, мало времени побыли в Одессе. Еще бы недельку. Понравились здания, спрашивать людей, за кого они голосовали, понравилось фотографировать памятники, понравились девчонки — Лена, Катя, Ромашка. Они классные. Понравился местный паренек Ванька. Понравились катакомбы, скакать на лошадях. Больше не знаю, че написать.

Миша, 13 лет (снижение интеллекта)

Мне понравилось море! А не понравилось болеть. Я в поезде сделал очень плохой поступок- задел Никиту ножом в голову!

Митя, 16 лет (снижение интеллекта)

Мне понравилось:

Дерибасовская улица, она очень красивая. Учебник по физике. Всевозможные фотокроссы и поиск памятников. Это было очень интересно. Вкусные завтраки и ужины в столовой базы. Больше пока вспомнить не могу...

Мне не понравилось:

Царапающийся Митя. Отсутствие нормальной прогулки 1.04 . То, что я заболел. Невкусные завтраки и ужины в столовой базы. Больше пока ничего вспомнить тоже не могу. Ваня, 14 лет (РДА)

КОРЕПАНОВА И.А., руководитель проекта А

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1012
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 566
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2