Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

1915

Аннотация

В окончании Части 2 методических рекомендаций по разработке специальных образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, выполненных сотрудниками ЦПМССДиП МГППУ в 2013 г., обосновывается необходимость взаимодействия специалистов и родителей, даются рекомендации по организации и проведению первой беседы.

Общая информация

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, дошкольная образовательная среда, взаимодействие с родителями, обучение, воспитание, социализация

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 19–24.

Литература

  1. Башина В.М., Козлова И.А., Ястребов B.C., Симашкова Н.В. и др. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме (Методические рекомендации). М., 1989.
  2. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма // Исцеление: Альманах. М., 1993. Вып. 1. С. 154—160.
  3. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: ИСПиП, 1998.
  4. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  5. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Дидактика плюс, 2001. 368 с.
  6. Детский аутизм: исследования и практика. Под общей ред. В.Н. Касаткина. М., 2008.
  7. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.
  8. Иванов Е.С. Деятельность службы сопровождения при работе с детьми, страдающими аутизмом // Психолого_педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / Материалы Российско-фламандской науч.-практ. конф. 14—16 марта 2001. СПб., 2001. С. 122—123.
  9. Иванов Е. С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Аутичный ребенок: проблема интеграции / В сб.: Ананьевские чтения: (Тезисы науч._практ. конф.) / Под. ред. А.А. Крылова. СПб., 2000. С. 180—181.
  10. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Барьеры разрушаются в атмосфере тепла // Классный журнал 5+. 2001. № 3. С.19—20.
  11. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Опыт социализации детей с аутизмом / В сб.: Социальная работа с детьми и подростками группы риска: (Тезисы Международной конференции 15—19 мая 2000 г.) / Под. ред. А.А. Реана. СПб., 2000. С. 39—40.
  12. Йоханссон И. Особое детство. М.: Центр лечебной педагогики, 2001.
  13. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.: Фолиант, 1996.
  14. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М., 2003.
  15. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
  16. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы. http://www.pedlib.ru/Books/1/0082/1_0082_1.shtml
  17. Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний // Аутизм и нарушения развития. 2007. № 2. С. 1—9.
  18. Манелис Н.Г. Факторы, влияющие на адаптацию подростков с аутизмом: анализ результатов катамнестического исследования // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 4. С. 2—12.
  19. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с ребенком. М., 2013.
  20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.
  21. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. 1997. №№ 1—6, 9.
  22. Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: Владос, 2007.
  23. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985.
  24. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 1.
  25. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 2. С. 8—17.
  26. Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. 1994. № 2. С. 3—8.
  27. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 336 с.
  28. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2011.
  29. Никольская О.С. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра: проект / О.С. Никольская. М.: Просвещение, 2013. 29 с.
  30. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М., Теревинф, 2009.
  31. Парк К. Социальное развитие аутиста: глазами родителя // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3. С. 65—95.
  32. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. М.: Владос, 2003. 240 с.
  33. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2010. 148 с.
  34. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Гном и Д, 2000.
  35. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. М., Теревинф, 2006.
  36. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.
  37. Сошинский С.А. Как зажигается свеча. М.: Образование и здоровье, 2004.
  38. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // Педагогический поиск. 1999. № 9.
  39. Феррари П. Детский аутизм. Перевод с французского О.А. Власовой. М., 2006.
  40. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. № 3.
  41. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 1. С. 1—12.
  42. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП, 2010.
  43. Шипицина Л.М. Детский аутизм. М.: Дидактика Плюс, 2001.
  44. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0—6 лет). Сб. упр. для специалистов и родителей по программе TEACCH / Пер. с немецкого Клочко Т. Минск: Изд_во БелАПДИ «Открытые двери», 1997. 256 с.
  45. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. Пер. с английского. Екатеринбург, 2013.
  46. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. 197 с.
  47. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.
  48. Bondy A.S., Frost L.A. Educational approaches in preschool behavior techniques in a public school setting, in Schopler E., Mesibov G.B. // Learning and cognition in autism. New York and London: Plenum Press, 1995.
  49. Cumine V., Leach J., Stevenson G. Autism in the early years. A practical guide. London: David Fulton Publishers, 2000. P. 108.
  50. Lovaas O.I. Teaching developmentally disabled children: The Me Book. Austin: PRO_ED, 1981. Р. 250.
  51. Quill K. A model for integrating children with autism. Focus on Autistic Behavior. 1990, 5(4): 1—9.
  52. Simpson R. Successful integration of children and youth with autism in mainstreamed settings. Focus on Autistic Behavior. 1993, 7: 1—13.
  53. URL: http://www.makaton.org/
  54. URL: http://www.millermethod.org/
  55. URL: http://www.musashino_higashi.org/
  56. URL: http://www.rdiconnect.com/

Информация об авторах

Никитина Юлия Валерьевна, заместитель директора Федерального ресурсного центра, методист, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: yulnikit@yandex.ru

Солдатенкова Елена Николаевна, Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государствнный психолого-педагогический университет", Аспирант кафедры Возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6901-4396, e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4263
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1915
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1