Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Организация процесса обучения фигурному катанию на коньках детей с расстройствами аутистического спектра 179

Сопов В.Ф., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Российский Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия, vladimirsopov@mail,ru
Шакирова А.В., Главный тренер, АНО «Инклюзивный центр развития адаптивного спорта, эстетического воспитания и социальной поддержки «Хрустальные пазлы», Москва, Россия, kidotaku@yandex.ru
Полный текст

У детей с нарушениями психического развития существуют проблемы формирования моторных функций, что отражается на формировании двигательной сферы [1]. Развитие двигательных навыков может быть критически важным, потому что дети с расстройствами аутистического спектра часто показывают свою неспособность к простым осознанным физическим занятиям, что имеет серьезные негативные социальные последствия.

Наиболее эффективными способами решения проблемы формирования моторных навыков у детей с особенностями развития являются регулярные занятия адаптивной физической культурой и спортом [2].

Цель экспериментальной работы – пилотная апробация методики организации обучения фигурному катанию на коньках детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями, а также изучение динамики социальных, коммуникативных и физических навыков детей с РАС, посещающих занятия по фигурному катанию. Методика обучения фигурному катанию на коньках разработана также и для абилитации детей с расстройствами аутистического спектра.

Пилотная апробация методики была проведена на базе секции адаптивного фигурного катания АНО «Хрустальные пазлы» для детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями с января по май 2019 г.

Выборка. В исследовании приняли участие 15 детей – мальчики от 6 до 8 лет с расстройствами аутистического спектра, регулярно посещающие занятия фигурным катанием не менее 1 года.

Организация занятий фигурным катанием

Методическая организация обучения фигурному катанию на коньках детей с особенностями развития подразумевает:

  • развитие имитационных способностей;
  • стимулирование к выполнению инструкций;
  • формирование навыков произвольной организации движений;
  • развитие коммуникативных функций;
  • коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • коррекцию и компенсацию психомоторики;
  • коррекцию и развитие общей моторики;
  • воспитание устойчивого интереса к занятиям фигурным катанием на конька.

Основные принципы построения занятий:

  • непрерывность;
  • индивидуальный подход;
  • создание зоны успешности ребенка; воспитание чувства внутренней свободы, уверенности в своих силах и возможностях; направленность занятий на корректировку поведения и социализацию;
  • использование в работе методов поощрения желательного поведения.

Занятия проводятся в малых группах от 2 до 5 человек. На начальном этапе необходимо наличие тьютора – персонального помощника ребенка, контролирующего исполнение заданий тренера. Распределение детей в группы осуществляется по следующим признакам:

Группа 1. Наличие задержки речевого и психоречевого развития, вокализаций, активное проявление нежелательного поведения (агрессия, самоагрессия, стереотипии, стимминг), слабые академические навыки, слабое физическое развитие (грубое несоответствие физиологическому возрасту), отсутствие навыков альтернативной коммуникации, отсутствие навыков социального взаимодействия, отсутствие имитации;

Группа 2. Владение достаточным уровнем академических навыков (понимание словесных и визуальных инструкций, подсказок), владение средствами альтернативной коммуникации, понимание счета, умение читать, ограниченное понимание обращенной речи, наличие навыков имитации.

Группа 3. Понимание словесных и визуальных инструкций и подсказок, наличие развернутой речи, слабая выраженность нежелательного поведения, умение концентрироваться на выполнении задач, поставленных тренером, достаточный уровень социального взаимодействия.

В зависимости от персонального прогресса каждого занимающегося и анализа промежуточных результатов тренировочного процесса осуществляется перемещение участника в другую группу в течение тренировочного сезона.

Средства для реализации тренировочного процесса:

  • физические упражнения (общие и специальные);
  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  • спортивный инвентарь;
  • наглядные средства обучения.

В качестве наглядных средств обучения применяются визуальное расписание и визуальные подсказки. Они позволяют донести информацию о технике физических упражнений, создавая представления-ассоциации об изучаемом движении, и служат программой для реализации двигательных действий.

На льду в качестве визуальных подсказок используются: конусы

, шины, прорисовка элементов с обозначением начала и конца упражнения. Крайне важно разграничение зон каждой тренировочной группы для систематизации пространства и снижения уровни тревожности детей.

Инструменты работы тренера с группой: фронтальный и сагиттальный показ физического упражнения, демонстрация наглядного пособия (чек-листа), звуковые ориентиры (ключи-подсказки), физическая подсказка.

Алгоритм действия при показе нового упражнения:

  1. показ упражнения в чек-листе;
  2. краткий показ упражнения фронтально по зрительным ориентирам, проговаривая ключи-подсказки.

При необходимости применяется частичная или полная физическая подсказка с проговариванием ключей-подсказок.

В каждой группе применяются следующие типы визуальных подсказок:

  1. Использование таблиц с графическим образом и набором базовых элементов с малым количеством повторов;
  2. Увеличение количества повторов, добавление элементов;
  3. Переход к списочному типу (без опорных схем) в визуальном расписании с использованием дозировки и усложнение набора элементов;
  4. Список без четкого указания дозировки каждого элемента (выполнение одного элемента на заданное время с использованием таймера);
  5. Переход к произвольному выполнению элементов по заданию тренера (в соответствии с проведением тренировочного процесса у типично развивающихся детей).

В каждой группе применяются следующие типы визуальных подсказок:

  1. Использование таблиц с графическим образом и набором базовых элементов с малым количеством повторов;
  2. Увеличение количества повторов, добавление элементов;
  3. Переход к списочному типу (без опорных схем) в визуальном расписании с использованием дозировки и усложнение набора элементов;
  4. Список без четкого указания дозировки каждого элемента (выполнение одного элемента на заданное время с использованием таймера);
  5. Переход к произвольному выполнению элементов по заданию тренера (в соответствии с проведением тренировочного процесса у типично развивающихся детей).

Переход к списочному типу (без опорных схем) в визуальном расписании с использованием дозировки и усложнение набора элементов;

Условия использования звуковых ориентиров:

  • медленное и четкое их проговаривание;
  • четкое образное описание; используется одинаковая терминология для повторяющихся движений;
  • проговаривание выполняемого упражнения, в том числе и с ребенком совместно;
  • сопровождение движений ритмичным стихотворением или счетом;
  • использование словесных поощрений при проявлении желательного поведения.

Применение полной или частичной физической подсказки осуществляется по необходимости. Полная физическая подсказка осуществляется в случае наличия проблем с физическим аппаратом. Частичная – для снижения тревожности детей.

Методы

Тренерами была составлена анкета, и проведено анкетирование родителей с целью выявления динамики социальных, коммуникативных и физических навыков детей, посещающих занятия по фигурному катанию. В анкетировании приняли участие 15 родителей, регулярно приводящих детей на групповые занятия по фигурному катанию на коньках в течение года и более.

Анкета включала 16 вопросов, условно разделенных на три блока: 1 блок – общие вопросы (возраст, количество занятий, основной диагноз, дефициты на момент начала занятий); 2 блок – вопросы об изменениях физического, психического состояния и о развитии социального взаимодействия, 3 блок – перенос полученных навыков на другие виды деятельности.

Также использовался метод наблюдения за детьми во время тренировок.

Результаты и обсуждение

Полученные данные:

  1. По мнению респондентов, с момента начала посещения групповых занятий по фигурному катанию на коньках у детей снизилась частота проявления вокальных стереотипий, наблюдается развитие коммуникативных навыков (понимание простых и сложных инструкций); навыков имитации; улучшилась концентрация внимания, снизилась тревожность и повысился мышечный тонус, улучшилась координация движений; повысилась дисциплина (рис. 1).

Рис. 1. Динамика развития психофизических качеств детей на основе анкетирования респондентов.

Наблюдалась положительная динамика в развитии социального взаимодействия: большинство родителей выделили у своих детей появление навыков сотрудничества с другими детьми, улучшение понимания сложных инструкций (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Динамика развития социального взаимодействия.

Заключение

В ходе экспериментальной работы была подтверждена необходимость систематизации процесса с учетом особенностей восприятия, понимания, поведения занимающихся и выработаны следующие рекомендации для улучшения взаимодействия и грамотного построения тренировочного процесса:

  1. Предъявлять учебный материал, учитывающий особенности развития и восприятия аутичного ребенка;
  2. Соблюдать правило «от тренера к ученику»: тренер показывает новое упражнение фронтально с малым количеством повторов, с проговариванием ключей-подсказок, далее сагиттально с учеником, также комментируя действия;
  3. Соблюдать правило от простого к сложному – от двуопорного скольжения с односложными элементами и простым чек-листом к одноопорному скольжению со сложными элементами и многосложными командами;
  4. Соотносить степень оказания помощи ребенку с той степенью развития, на которой в данный момент он находится.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бек-Авшаров А.О., Максимова С.Ю. К вопросу развития психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами физической культуры // Молодой ученый, 2009. № 6. С. 160-162.
  2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. Москва: Советский спорт, 2000. 240 с.: ил.
  3. Библиотека «золотого стандарта» методик скрининга, диагностики и оценки развития навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития [Электронный ресурс] // Фонд президентских грантов. URL: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=b9dc325f-ee44-46e6-bb3c-1ec2b36cdaeb (дата обращения: 29.11.2019).
Статьи по теме

Психология развития  |  Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Шведовская А.А., Морозова И.Г., Ефремова Е.В., Нгуен Т.Х., Нгуен Т.Л.

Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме

CrossRef doi:10.17759/pse.2019240605

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика