Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 30 место — направление «Психология» 0,404 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор Аутизм и нарушения развития Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 DOI: https://doi.org/10.17759/autdd Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Аутизм и нарушения развития Организация процесса обучения фигурному катанию на коньках детей с расстройствами аутистического спектра 484Сопов В.Ф. Шакирова А.В. Полный текст
У детей с нарушениями психического развития существуют проблемы формирования моторных функций, что отражается на формировании двигательной сферы [1]. Развитие двигательных навыков может быть критически важным, потому что дети с расстройствами аутистического спектра часто показывают свою неспособность к простым осознанным физическим занятиям, что имеет серьезные негативные социальные последствия. Наиболее эффективными способами решения проблемы формирования моторных навыков у детей с особенностями развития являются регулярные занятия адаптивной физической культурой и спортом [2]. Цель экспериментальной работы – пилотная апробация методики организации обучения фигурному катанию на коньках детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями, а также изучение динамики социальных, коммуникативных и физических навыков детей с РАС, посещающих занятия по фигурному катанию. Методика обучения фигурному катанию на коньках разработана также и для абилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Пилотная апробация методики была проведена на базе секции адаптивного фигурного катания АНО «Хрустальные пазлы» для детей с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями с января по май 2019 г. Выборка. В исследовании приняли участие 15 детей – мальчики от 6 до 8 лет с расстройствами аутистического спектра, регулярно посещающие занятия фигурным катанием не менее 1 года. Организация занятий фигурным катанием Методическая организация обучения фигурному катанию на коньках детей с особенностями развития подразумевает:
Основные принципы построения занятий:
Занятия проводятся в малых группах от 2 до 5 человек. На начальном этапе необходимо наличие тьютора – персонального помощника ребенка, контролирующего исполнение заданий тренера. Распределение детей в группы осуществляется по следующим признакам: Группа 1. Наличие задержки речевого и психоречевого развития, вокализаций, активное проявление нежелательного поведения (агрессия, самоагрессия, стереотипии, стимминг), слабые академические навыки, слабое физическое развитие (грубое несоответствие физиологическому возрасту), отсутствие навыков альтернативной коммуникации, отсутствие навыков социального взаимодействия, отсутствие имитации; Группа 2. Владение достаточным уровнем академических навыков (понимание словесных и визуальных инструкций, подсказок), владение средствами альтернативной коммуникации, понимание счета, умение читать, ограниченное понимание обращенной речи, наличие навыков имитации. Группа 3. Понимание словесных и визуальных инструкций и подсказок, наличие развернутой речи, слабая выраженность нежелательного поведения, умение концентрироваться на выполнении задач, поставленных тренером, достаточный уровень социального взаимодействия. В зависимости от персонального прогресса каждого занимающегося и анализа промежуточных результатов тренировочного процесса осуществляется перемещение участника в другую группу в течение тренировочного сезона. Средства для реализации тренировочного процесса:
В качестве наглядных средств обучения применяются визуальное расписание и визуальные подсказки. Они позволяют донести информацию о технике физических упражнений, создавая представления-ассоциации об изучаемом движении, и служат программой для реализации двигательных действий. На льду в качестве визуальных подсказок используются: конусы , шины, прорисовка элементов с обозначением начала и конца упражнения. Крайне важно разграничение зон каждой тренировочной группы для систематизации пространства и снижения уровни тревожности детей. Инструменты работы тренера с группой: фронтальный и сагиттальный показ физического упражнения, демонстрация наглядного пособия (чек-листа), звуковые ориентиры (ключи-подсказки), физическая подсказка. Алгоритм действия при показе нового упражнения:
При необходимости применяется частичная или полная физическая подсказка с проговариванием ключей-подсказок. В каждой группе применяются следующие типы визуальных подсказок:
В каждой группе применяются следующие типы визуальных подсказок:
Переход к списочному типу (без опорных схем) в визуальном расписании с использованием дозировки и усложнение набора элементов; Условия использования звуковых ориентиров:
Применение полной или частичной физической подсказки осуществляется по необходимости. Полная физическая подсказка осуществляется в случае наличия проблем с физическим аппаратом. Частичная – для снижения тревожности детей. Методы Тренерами была составлена анкета, и проведено анкетирование родителей с целью выявления динамики социальных, коммуникативных и физических навыков детей, посещающих занятия по фигурному катанию. В анкетировании приняли участие 15 родителей, регулярно приводящих детей на групповые занятия по фигурному катанию на коньках в течение года и более. Анкета включала 16 вопросов, условно разделенных на три блока: 1 блок – общие вопросы (возраст, количество занятий, основной диагноз, дефициты на момент начала занятий); 2 блок – вопросы об изменениях физического, психического состояния и о развитии социального взаимодействия, 3 блок – перенос полученных навыков на другие виды деятельности. Также использовался метод наблюдения за детьми во время тренировок. Результаты и обсуждение Полученные данные:
Рис. 1. Динамика развития психофизических качеств детей на основе анкетирования респондентов. Наблюдалась положительная динамика в развитии социального взаимодействия: большинство родителей выделили у своих детей появление навыков сотрудничества с другими детьми, улучшение понимания сложных инструкций (рис. 2).
Рис. 2. Динамика развития социального взаимодействия. Заключение В ходе экспериментальной работы была подтверждена необходимость систематизации процесса с учетом особенностей восприятия, понимания, поведения занимающихся и выработаны следующие рекомендации для улучшения взаимодействия и грамотного построения тренировочного процесса:
Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Клиническая психология | Хедли Д., Бари С.М., Спур Дж.Р. Взаимосвязь между качеством жизни и удовлетворенностью работой у людей с РАС Инклюзивное образование, Клиническая психология | Ципан Р.М., Паренте Ч.И., Хендрен Р.Л. Клиническая психология, Психология личности | Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Клиническая психология, Организационная психология | Холмогорова А.Б., Пуговкина О.Д., Ведмицкая Д.Д. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|