Возможности и условия дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

407

Аннотация

Дистанционное психологическое консультирование может рассматриваться как один из видов психолого-педагогической работы с детьми. В условиях ограниченных возможностей предоставления очной психолого-педагогической помощи дистанционное консультирование может выступать единственным доступным видом поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом. В настоящем обзоре российских и зарубежных работ в области дистанционного консультирования раскрыты его основные преимущества и ограничения, описаны существующие алгоритмы проведения консультирования. Приведены данные об исследованиях в области дистанционной работы с детьми, имеющими аутизм. Делается вывод о том, что для успешной организации дистанционного консультирования необходимо наличие четырех ключевых условий: профессиональные компетенции специалиста, учет ближайшего социального окружения ребенка, наличие измеряемых характеристик вмешательства, возможность очного взаимодействия специалиста с ребенком.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, телемедицина, расстройства аутистического спектра, дистанционное консультирование, on-line консультирование

Рубрика издания: Дистанционная поддержка людей с аутизмом

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180203

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Панцырь С.Н., Шведовский Е.Ф. Возможности и условия дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 2. С. 14–20. DOI: 10.17759/autdd.2020180203

Полный текст

Введение

Сложившаяся в мире эпидемиологическая обстановка, связанная с объявленной в марте 2020 года пандемией COVID-2019 [30], оказывает влияние на различные сферы общественной жизни. Возрастает запрос на получение психологической помощи со стороны различных групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья [16]. Это связано со снижением доступности оказания различных видов поддержки. При этом закономерно прослеживается тенденция к переходу психологических услуг на дистанционный формат. Например, в Италии наблюдается практически полный переход служб психологического и психиатрического профиля (mental health services) на дистанционный формат работы (90 % приемов проводятся в формате телемедицины) [18]. Согласно отчету ООН «Влияние COVID-19 на детей», дети с ОВЗ вынесены отдельной группой риска вторичной психологической травматизации в контексте эпидемии COVID-19 [27]. При этом мировым экспертным сообществом признается повышенная потребность в усиленном сопровождении детей с аутизмом в настоящий период [17] и в период преодоления последствий эпидемии.

Одним из направлений оказания помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, является психолого-педагогическое консультирование. Данное направление может быть реализовано как в очной, так и в дистанционной форме, в том числе онлайн посредством сети интернет. Консультативная психологическая работа в дистанционном режиме широко описана различными авторами [5; 28] и может проводиться индивидуально или в групповом формате. При этом дистанционное консультирование может различаться как по способу связи с клиентом: телефон, мессенджеры (WhatsApp, Viber), видеосвязь (Skype, Zoom), форумы, онлайн-платформы, электронная почта, так и по продолжительности оказания психологической помощи: однократная консультация, краткосрочное консультирование, долгосрочное сопровождение [7].

Отдельно стоит отметить необходимость наличия высокого уровня квалификации психолога, практикующего интернет-консультирование [2]. При проведении онлайн-консультации специалист, как правило, придерживается определенного алгоритма действий [1]. А в случае консультирования семей, воспитывающих детей с РАС, специалисту необходимо иметь опыт практической работы с детьми данной категории.

Процедура дистанционного консультирования достаточно подробно описана в контексте телефонного консультирования [9]. Порядок действий в процессе консультирования, включающий, как правило, вводную беседу, основную и заключительную части, способствует наиболее качественному прояснению запроса клиента и определению целей, задач, а также методов дальнейшей работы. Однако в контексте работы с детьми с особенностями развития алгоритмы дистанционного консультирования в отечественных публикациях практически не представлены. Описана модель организации дистанционного консультирования семей в рамках службы ранней помощи, включающая методологическую базу (компетентностный подход), возможный инструментарий работы, а также предполагающая плавный переход сопровождения ребенка из очного в дистанционный формат [4].

Возможности и ограничения дистанционного консультирования

Несмотря на возрастающую популярность, а в некоторых случаях и необходимость данного направления работы, дистанционное консультирование имеет ряд возможностей и ограничений. В качестве преимуществ дистанционного консультирования отмечается доступность применения того же инструментария, что и при проведении очной консультации, например: опрос, интервью, наблюдение, беседа [10]. Преимущество онлайн-консультации – ее своевременность и доступность, предоставляющие возможность участникам оставаться на связи в случае определенных жизненных обстоятельств (например, переезд, работа), имеющихся психологических или физических ограничений (например, сенсорные особенности ребенка, трудности передвижения). Исследователи отмечают преимущество онлайн-консультирования при оказании психологической поддержки клиентам из географически удаленных регионов в условиях отсутствия очной встречи.

Отмечаются также преимущества, связанные с наглядностью онлайн-консультации (технологии по типу Skype, Zoom, специализированные онлайн-платформы), по сравнению с другими форматами дистанционной психолого-педагогической работы (чаты, устная консультация), так как подобный формат может включать обмен фотографиями, видеоматериалами, аудио- или другими материалами, необходимыми для проведения консультации [21].

В связи с доступностью данной формы взаимодействия специалиста и семьи, она позволяет ребенку находиться дома в привычной для него обстановке в комфортной окружающей среде, что сохраняет у него ощущения безопасности и спокойствия [3], являющиеся важными для ребенка с РАС. При этом наблюдение за находящимся дома в привычной обстановке ребенком, в свою очередь, позволяет специалисту увидеть поведение ребенка и формы взаимодействия семьи в естественной ситуации и, иногда, в реальном времени.

При невозможности предоставления очного психолого-педагогического сопровождения специалистами, работающими в рамках определенных программ вмешательств (например, сертифицированные BCBA специалисты), родители ребенка с РАС могут воспользоваться дистанционным форматом работы, что является важным при необходимости получения специфического вида вмешательства [19].

Из значительного и очевидного числа ограничений дистанционной формы консультирования необходимо, в первую очередь, выделить отсутствие непосредственного контакта специалиста с ребенком, что затрудняет организацию процессов обследования и дальнейшего обучения из-за неупорядоченной среды, отсутствия стимульного материала, из-за трудностей при проведении обследования самим родителем, а также недоступности использования ряда диагностических и обучающих методов [1]. Среди недостатков дистанционного формата консультирования отмечаются и такие ограничения как недостаточность невербального компонента коммуникации [12], возможное неверное считывание лицевой мимики, технические сбои [20].

В контексте дистанционной работы с детьми, имеющими с РАС, необходимо отметить определенные ограничения, связанные с характерными для них особенностями развития, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка. Ситуация изменения формы обучения может вызвать у них сильный дискомфорт и дезадаптацию. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специальных условий обучения в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения в изменившейся ситуации [8].

Этические принципы онлайн-консультирования

При организации дистанционного консультирования довольно остро стоит вопрос этики психологической работы с клиентом. Отечественные специалисты в области дистанционного консультирования подразделяют этические проблемы, связанные с дистанционным консультированием, на три группы: проблемы, связанные с клиентом; связанные с терапевтом; проблемы, связанные с обществом [6].

Этические принципы, которые могут быть рассмотрены как ключевые, описаны в Этическом кодексе педагога-психолога службы практической психологии образования [11]. Соблюдение этических принципов способствует повышению качества оказываемой услуги, а также может служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. В то же время соблюдение консультантами принципов этического кодекса способствует созданию безопасной атмосферы для клиента.

Исследования эффективности дистанционного консультирования

Ученые и практики озабочены доказательствами эффективности терапии и консультирования в дистанционном формате. Научные исследования в этой области были начаты около 20-ти лет назад, почти одновременно с появлением данного формата работы [26]. Так, один из ранних мета-анализов включал 92 исследования, посвященных выявлению эффективности психологической помощи, оказанной в различных форматах онлайн-консультирования (видеочаты, форумы, email, веб-платформы, текстовые чаты), по сравнению с очным форматом. Было продемонстрировано, что терапия на основе интернета (online-therapy), в среднем, так же эффективна или почти столь же эффективна как терапия «лицом к лицу» [24]. Другие систематические обзоры продемонстрировали, что когнитивно-поведенческая терапия в онлайн-формате (Internet-Based Cognitive Behavioral Therapy) показывает эффект, равный по выраженности эффекту от очных встреч, в отношении работы с такими группами проблем как аффективные расстройства, депрессивные состояния [13; 15; 22].

Вместе с тем, работы, исследующие эффективность дистанционного онлайн-консультирования в области сопровождения лиц с РАС, представлены в весьма ограниченном объеме. В систематическом обзоре применения поведенческих вмешательств в онлайн-формате для детей с аутизмом отмечается, что из 28 исследований, вошедших в обзор, всего 2 имели экспериментальный дизайн, тогда как остальные работы представляли собой анализ случая (case study) [19]. Несмотря на это, в исследованиях, включавших анализ одного или нескольких случаев, для оценки эффекта от дистанционной психолого-педагогической работы использовался инструментарий, позволяющий измерить определенные характеристики вмешательства. Например, в работе, изучавшей эффект от телемедицинского вмешательства, направленного на преодоление самоповреждающего поведения (self-injurious behavior) с помощью тренинга функциональной коммуникации (FCT), применялось наблюдение за поведением ребенка с применением специализированного протокола наблюдения [14]. Протокол позволял фиксировать наличие в поведении ребенка выражения просьбы (mand) и самоповреждающего поведения и хронометраж данных феноменов (с шагом в 10 секунд). Таким образом, можно отметить, что при планировании дистанционной работы с ребенком, имеющим РАС, необходимо учесть наличие инструментов, которые позволят измерить результативность оказываемой помощи.

В докладе Национального исследовательского совета «Образование детей с аутизмом» (The National Research Council) утверждается, что вовлечение родителей в процесс коррекционной работы является базовым условием эффективной работы с ребенком, имеющим аутизм [23]. В исследовании последних лет отмечается, что совместное использование телемедицинских технологий и обучение родителей является многообещающей моделью успешной психолого-педагогической работы [19; 25].

Отмечается, что эффективность дистанционной работы в значительной степени зависит от включенности ближайшего социального окружения ребенка. Семья ребенка с аутизмом находится в постоянном сотрудничестве со специалистом. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка работа может начаться с консультации родителей и перейти в формат работы с ребенком либо продолжаться на уровне консультирования семьи (так называемый «parent training») [29]. Исследования применения телемедицинских технологий в контексте обучения родителей основным приемам раннего вмешательства (тренинг развития речи в естественных условиях) показало улучшение родительских стратегий взаимодействия с ребенком средствами смешанного консультирования – и онлайн, и очного [25].

В целом, можно заключить, что при организации дистанционного консультирования детей с аутизмом необходимо учитывать несколько основных условий:

  • Профессиональные компетенции специалиста, реализующего консультирование семей, воспитывающих детей с РАС. Специалисту необходимо иметь практический опыт и знания в области оказания помощи детям данной категории, учитывать возможности и ограничения такого формата работы, соблюдать этические принципы психолога.
  • Учет ближайшего социального окружения. При организации дистанционной работы с ребенком, имеющим РАС, должен учитываться ресурс ближайшего социального окружения – семьи или иных лиц, воспитывающих ребенка. Семья, являясь «отправной точкой» в консультировании, может быть задействована и в дальнейшей работе (обучение, супервизия родителей) в различных форматах, в зависимости от особенностей конкретного ребенка.
  • Наличие измеряемых характеристик вмешательства, позволяющих оценить эффекты от консультирования или вмешательства, реализуемого в дистанционном формате. Результаты подобной оценки могут стать основой для построения дальнейшей программы дистанционного или очного сопровождения, ее корректировки и, как следствие, для итоговой оценки консультирования.
  • Возможность очного взаимодействия специалиста с ребенком. При организации работы специалиста с ребенком в дистанционном формате наивысшая эффективность работы будет достигаться в том случае, если была предварительная очная встреча либо существует возможность вариативности очного и дистанционного формата в зависимости от задач и условий работы.

Дистанционное консультирование является полноценным форматом психолого-педагогического сопровождения, который может быть использован на различных этапах взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с аутизмом. Алгоритм проведения дистанционного консультирования необходимо выстраивать с учетом особенностей развития данной категории детей.

Проведение исследований в области дистанционного формата консультирования является развивающейся областью научной деятельности. Контекст исследований зависит от направлений работы или вида вмешательства. Учитывая высокую потребность данного формата работы, необходимо разрабатывать программы дистанционного консультирования или вмешательств в дистанционном формате и проводить исследования в этой области.

Литература

  1. Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14. № 2. С. 69–73. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Guiliano_Baranova.shtml (дата обращения: 01.06.2020).
  2. Донцов А.И., Донцов Д.А, Донцова М.В. Тенденции развития психологического консультирования в информационной сети Интернет / Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции: Москва, 24–25 февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С. 30–34.
  3. Донцов Д.А. Социальная психология интернет-коммуникаций на примере группового психологического консультирования в Интернет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 55–56.
  4. Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 159–184. DOI:10.17759/cpse.2019080209 (дата обращения: 01.06.2020).
  5. Коджаспиров А.Ю. Профилактика подростковой агрессии средствами дистанционного консультирования // Человеческий капитал. 2014. №. 1. С. 82–85.
  6. Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 89–95. URL: https://psyjournals.ru/kip/2010/n1/29278.shtml (дата обращения: 01.06.2020).
  7. Меновщиков В.Ю. Интернет-консультирование: современное состояние проблемы / Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции: Москва, 24–25 февраля 2011 г. / МГППУ. Москва, 2011. С. 25–30.
  8. Рекомендации для подростков, их родителей и педагогов, подготовленные Союзом охраны психического здоровья в связи с распространением коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] / Банк документов: Министерство просвещения Российской Федерации. 27 марта 2020. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/82e053bc2468d77ec62dcd82affaddc9/ (дата обращения: 01.06.2020).
  9. Скавинская Е.Н. Алгоритмы психологического консультирования в формате телефона доверия: учеб. пособие. Томск: Томский государственный университет, 2012. 162 с.
  10. Суслова О.И., Тезикова Е.А. Возможности психологического онлайн консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: Дыльновские чтения: Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов: 12 февраля 2019 г. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 369–372. ISBN 978-5-91879-923-9.
  11. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования: проект [Электронный ресурс] / Практический психолог. URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 01.06.2020).
  12. Alleman J.R. Online counseling: The Internet and mental health treatment. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 2002, vol. 39, no. 2, pp. 199–209. DOI:10.1037/0033-3204.39.2.199
  13. Andersson G., Cuijpers P., Carlbring P., Riper H., Hedman E. Guided Internet-based vs. face-to-face cognitive behavior therapy for psychiatric and somatic disorders: a systematic review and meta-analysis. World Psychiatry, 2014, vol. 13, no. 3, pp. 288–295. DOI:10.1002/wps.20151
  14. Benson S.S., Dimian A.F., Elmquist M., Simacek J., McComas J.J., Symons F.J. Coaching parents to assess and treat self-injurious behaviour via telehealth. Journal of Intellectual Disability Research, 2018, vol. 62, no. 12, pp. 1114–1123. DOI:10.1111/jir.12456
  15. Berryhill M.B., Culmer N., Williams N., Halli-Tierney A., Betancourt A., Roberts H., King M. Videoconferencing psychotherapy and depression: a systematic review. Telemedicine and e-Health, 2019, vol. 25, no. 6, pp. 435–446. DOI:10.1089/tmj.2018.0058
  16. Courtenay K., Perera B. COVID-19 and People with Intellectual Disability: impacts of a pandemic. Irish Journal of Psychological Medicine, 2020, pp. 1–21. DOI:10.1017/ipm.2020.45
  17. Eshraghi A.A., Li C., Alessandri M., Messinger D.S., Eshraghi R.S., Mittal R., Armstrong F.D. COVID-19: overcoming the challenges faced by individuals with autism and their families. The Lancet Psychiatry, 2020, vol. 7, no. 6, pp. 481–483. DOI:10.1016/S2215-0366(20)30197-8
  18. Fagiolini A., Cuomo A., Frank E. COVID-19 diary from a psychiatry department in Italy. The journal of Clinical Psychiatry, 2020, vol. 81, no. 3, p. 20com13357. DOI:10.4088/JCP.20com13357
  19. Ferguson J., Craig E.A., Dounavi K. Telehealth as a model for providing behaviour analytic interventions to individuals with autism spectrum disorder: A systematic review. Journal of autism and developmental disorders, 2019, vol. 49, no. 2, pp. 582–616. DOI:10.1007/s10803-018-3724-5
  20. Griffiths M. Online therapy: A cause for concern? The Psychologist, 2001, vol. 14, no. 5, pp. 244–228.
  21. Hall C.M., Bierman K.L. Technology-assisted interventions for parents of young children: Emerging practices, current research, and future directions. Early childhood research quarterly, 2015, vol. 33, pp. 21–32. DOI:10.1016/j.ecresq.2015.05.003
  22. Karyotaki E., Elbert D.D., Donkin L., Riper H., Twisk J., Burger S., Rozental A., Lange A., Williams A.D., Zarsk A.C., Geraedts A. Do guided internet-based interventions result in clinically relevant changes for patients with depression? An individual participant data meta-analysis. Clinical psychology review, 2018, vol. 63, pp. 80–92. DOI:10.1016/j.cpr.2018.06.007
  23. Lord C., McGee J.P. Educating children with autism. Washington: National Academic Press, 2001. 323 p. ISBN 978-0-30921001-0.
  24. Mallen M.J., Vogel D.L., Rochlen A.B., Day S.X. Online counseling: Reviewing the literature from a counseling psychology framework. The Counseling Psychologist, 2005, vol. 33, no. 6, pp. 819–871. DOI:10.1177/0011000005278624
  25. McDuffie A., Machalicek W., Oakes A., Haebig E., Weismer S.E., Abbeduto L. Distance Video-Teleconferencing in Early Intervention: Pilot Study of a Naturalistic Parent-Implemented Language Intervention. Topics in Early Childhood Special Education, 2013, vol. 33, no. 3, pp. 172–185. DOI:10.1177/0271121413476348
  26. Pagliari C., Sloan D., Gregor P., Sullivan F., Detmer D., Kahan J.P., Oortwijn W., MacGillivray S. What is eHealth (4): A scoping exercise to map the field. Journal of Medical Internet Research, 2005, vol. 7, no.1, p. e9. DOI:10.2196/jmir.7.1.e9
  27. Policy Brief: The Impact of COVID-19 on children: 15 April 2020 / United Nations [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/resources/policy-brief-impact-covid-19-children (дата обращения: 01.06.2020).
  28. Slone N.C., Reese R.J., McClellan M.J. Telepsychology outcome research with children and adolescents: A review of the literature. Psychological Services, 2012, vol. 9, no. 3, pp. 272–292. DOI:10.1037/a0027607
  29. Vismara L.A, McCormick, C., Young, G.S., Nadhan A., Monlux K. Preliminary findings of a telehealth approach to parent training in autism. Journal of autism and developmental disorders, 2013, vol. 43, no. 12, pp. 2953–2969. DOI:10.1007/s10803-013-1841-8
  30. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 — 11 March 2020 / World Health Organization [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020 (дата обращения: 01.06.2020).

Информация об авторах

Панцырь Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический универстет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2772-7627, e-mail: sergey-p84@mail.ru

Шведовский Евгений Феликсович, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ответственный секретарь журнала "Аутизм и нарушения развития", Московский государственный психолого-педагогический университет; младший научный сотрудник лаборатории медицинской психологии, ФГБНУ Научный центр психического здоровья; нейропсихолог, Центр здоровья и развития им. Св.Луки; нейропсихолог АВА-Центра "Моя планета", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2834-7589, e-mail: shvedovskijef@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1569
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 407
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1