Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов

ISBN: 978-5-94051-132-8

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2015

 

Создание комфортной психологически безопасной среды в образовательном учреждении в рамках инклюзивного подхода 1070

Вяткина В.Б.
учитель начальных классов, МБОУ КШ имени генерала Ермолова А.П., г. Ставрополь

Полный текст

Принятие Федерального закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которое обеспечило условия формирования в России системы инклюзивного образования, требует существенного повышения психолого-педагогических знаний преподавателя. В данном законе впервые в российской практике были на законодательном уровне закреплены такие понятия, как: «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», «индивидуальный учебный план», а также приняты принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. К ним относятся:

- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

- свобода выбора получения образования согласно потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека;

- развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования [7].

Модернизация системы образования в соответствии с новым принципами государственной политики в сфере образования стала возможна благодаря «введению новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, включивший в себя следующие основные принципы:

- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- обеспечение преемственности образования;

- разнообразие организационных форм» [4, с.8].

Принятие нового закона «Об образовании» и введение новых ФГОС обуславливает изменение требований к результатам деятельности педагогов, как основных агентов расширения академических и социализаторских перспектив ребенка, что предполагает необходимость наличия у преподавателей начальной школы набора психолого-педагогических компетенций и умения работать с проблемными людьми. Преподаватель должен знать закономерности психологического и умственного развития учеников, понимать и осознавать возрастные особенности их развития, владеть и применять технологии развивающего обучения [2, с. 64].

Результатом деятельности педагога, действующего во взаимодействии с другими участниками образовательной среды, в первую очередь с педагогом-психологом и социальным работником (социальным педагогом), должна стать психологизация образовательной среды в целях развития личности ребенка, защиты его от всех форм дискриминации, создания необходимых условий для социализации и интеграции каждого ребенка в образовательное пространство школы.

В России понятие «инклюзия» чаще всего используется в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, и инклюзивными называют образовательные учреждения, в которых практикуется совместное обучение здоровых детей и детей с инвалидностью. Однако  в западном понимании понятие инклюзии значительно более широкое, и оно не ограничивается включением в образовательное пространство школы детей с инвалидностью. Ряд российских ученых придерживается данной позиции. Так, Аблихарова Г.В. отмечает, что термин «инклюзивное образование» включает в себя всех детей, а не только детей с инвалидностью [1]. Ярская В.Н. интерпретирует инклюзию как «демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу» [6].

Инклюзия – образовательная концепция, комплекс мер, позволяющих каждому ребенку «включиться» в образовательное пространство школы, независимо от наличия у него нетипичных психофизических свойств, его национальности, вероисповедания, цвета кожи. Не только для инклюзивной школы, в которой практикуется совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создание безопасной и комфортной психологической среды для всех участников образовательного процесса является актуальным. Для Северного Кавказа с его многонациональностью и многоконфессиональностью инклюзия в образовании также представляет перспективное направление развития системы образования. В данном контексте инклюзия может быть рассмотрена как комплекс мер, призванных создать в школе комфортную психологическую среду, в которой не только будут обеспечены условия для «получения каждым  ребенком академических знаний, но и для развития его социальных и коммуникативных навыков, его личностного развития и социальной адаптации» за счет применения ряда социокультурных технологий, составляющих основу инклюзии [3, с. 28].

Инклюзивный подход предполагает не концентрацию усилий на развитии только «проблемных» детей, которые относятся к так называемой «группе риска», а на создание комфортных психологических условий для воспитания каждого ребенка с учетом его особенностей, в том числе наличия нетипичных психофизических свойств, удовлетворение потребностей в позитивном развитии всех учеников,  всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать следующими элементами педагогической профессиональной компетенции для создания благоприятной психологической среды:

1. Умение сформировать дружественную среду в классе, в которой каждый ребенок, независимо от наличия у него тех или иных особенностей, имеет возможность удовлетворить образовательные потребности. Педагог должен создать условия для активного участия каждого ученика как в академическом процессе, так и в социальных мероприятиях, проводимых в школе.

2. Учет нетипичности каждого ребенка при его интеракциях с участниками образовательного процесса и выполнении  учебных заданий. Преподаватель должен дистанцироваться от ранее практикуемых в российской образовательной системе фиксированных норм для выполнения заданий учащимися и предоставлять им при необходимости дополнительное время на выполнение данных задач.

3. Создание условий для наиболее быстрого и полного включения каждого ребенка в образовательное пространство класса посредством целенаправленной работы по построению ситуаций, в которых между учениками устанавливаются контакты, они могут примерить на себя разные ролевые функции, целью которых является идентификация ребенка как полноправного участника школьного коллектива. 

4. Установление доверительных интеракций с каждым учеником, их постепенное развитие для оказания своевременной и перманентной социально-психологической и социально-педагогической поддержки учеников.

5. Одна из важнейших задач педагога при системно-деятельностном подходе – создание условий для развития инициативной, деятельностной личности, поэтому он должен обладать умением создать в классе благоприятную фоновую обстановку для развития социальной и академической субъектности каждого учащегося, его демонстрации активных поведенческих паттернов не только в образовательной среде, но и в социуме [5].

6. Соблюдение стратегий преподавания, ориентированных на выделение определенных приоритетов для каждого ребенка, в том числе его социализаторских и академических перспектив, и выстраивание учебно-воспитательного процесса в соответствии с данными приоритетами. Оценка результатов учащихся также должна быть выстроена согласно данным приоритетам.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аблихарова Г.В. Инклюзия в учреждениях образования Западного округа. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
  2. Баева И.А. Гаязова Л.А. Вихристюк О.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию № 2 (7) – 2014. – С. 63-68.
  3. Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
  4. Матвеева М.Г. Модель психологического сопровождения ФГОС начального образования. Казань, 2001.
  5. Мельник Ю.В. Профессиональная компетентность учителя в области инклюзивного образования: сравнительный анализ западной и российской рефлексии // Международный научно исследовательский журнал. Педагогические науки. – Ноябрь 2009. 
  6. Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика