Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1752Ключевые слова 21493 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Опыт совместного ведения процесса обучения детей с синдромом детского аутизма (психологическое сопровождение учебного процесса) 993

Александрова А.А.
учитель-дефектолог, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Гончаренко М.С.
педагог-дефектолог, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия

Козорез А.И.
старший методист, руководитель Лаборатории технологий сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, ГБУ ГППЦ ДОгМ, Москва, Россия
e-mail: kozoreza@gmail.com

Федоренко Н.Л.
педагог-психолог ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Филиппова В.В.
учитель-дефектолог, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Хилько А.В.
педагог-психолог ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На основе анализа теоретической литературы и собственных наблюдений мы выделили несколько причин школьной дезадаптации у детей страдающих расстройствами аутистического спектра. Во-первых, с началом посещения школы в жизнь аутичного ребенка, имеющего тенденцию к формированию жестких стереотипов поведения и распорядка, вносится множество новых элементов. Само здание школы, помещение класса, большое количество взрослых и сверстников является незнакомым, а значит пугающим. К этому добавляется и расставание с матерью или другим значимым взрослым на достаточно большой промежуток времени. Во многих случаях такой близкий взрослый являлся проводником ребенка в окружающий мир, его ходатаем и переводчиком, основным орудием контакта с другими людьми. И,  теперь, оставшись один, ребенок демонстрирует весь спектр нарушений в коммуникативной и социальной сферах. Он с трудом может сформулировать свои желания и потребности, а также выразить их понятным для окружающих способом.

Литература
  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
  2. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. – М.: Академический Проект, 2004.
  3. Вейс Т.Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. - М.: Моск. центр вальдорфской педагогики, 1992.
  4. Вильчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. - М., 2000.
  5. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: ИСПиП, 1998.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004.
  7. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. - СПб.: СпецЛит., 2001.
  8. Кесарев Е.Д. Организация помощи и поддержки детям с аутизмом в Швеции // Детский аутизм. Хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. – М.: СПб., 1997.
  9. Лебединский В.В. Искаженное психическое развитие // Детский аутизм. Хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. - СПб., 1997.
  10. Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. - Новокузнецк, 2002.
  11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., и др. Дети и подростки с аутизмом. - М.: Теревинф, 2005.
  12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000.
  13. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - М., 1995. - № 1. - С. 8–18.
  14. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.
  16. Спиваковская А.С. Психическое развитие детей с синдромом аутизма // Детский аутизм. Хрестоматия. - СПб., 1997.
  17. Сухарева Г.Е. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х т.т. / Под ред. В.В.  Лебединского и  М.К. Бардышевской. Т. 1. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  18. Шипицына Л.М., Первова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом // Детский аутизм. Хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. – М., 1997.
  19. Шмакова О.П., Дмитриева Т.В. Типология, диагностика и коррекция нарушений школьной адаптации у детей и подростков с психическими расстройствами. - М., 2005.
  20. Baron-Cohen S. & Bolton P. Autism: the facts. Oxford University Press. 1993.
  21. Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.
  22. Frith U. Autism: explaining the enigma. London: Oxford univ. press, 1989.
  23. Lotter N. Social adjustment and placement of autistic children in Middlesex: A follow-up study // J. of autism & childhood schizophrenia. 1974 № 1.
  24. Lord C., Venter A. Outcome and follow-up studies of high-functioning autistic individuals.// High-functioning individuals with autism./ eds. by E.Schopler, G.R. Mesibov, NY & London: Plenum press, 1992.
  25. Mesibov G.B., Shea V., Adams L. Understanding Asperger syndrome and high functioning autism. NY, 2001.
  26. Tinbergen N. & Tinbergen E.A. Autistic children: new hope for the cure. London: George Allen & Unwin Ltd, 1983.
  27. Volkmar F.R. Compliance, noncompliance, and negativism. // Social behavior in autism./ eds. by E.Schopler, G.R. Mesibov, NY & London: Plenum press, 1986.
  28. C. & McGee. Educating children with autism. Washington: National academy press, 2001.
  29. D. Autism – an inside-out approach. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996.
  30. Sigman M. & Capps L. Children with autism. A developmental perspective. London: Harvard University press, 1997.
  31. Wing L. Manifestations of social problems in high-functioning autistic people.// High-functioning individuals with autism./ eds. by E.Schopler, G.R. Mesibov, NY & London: Plenum press,1992.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика