Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра 1285

Касаткин В.Н., доктор медицинских наук, зав. лабораторией «Психология здоровья» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ, Москва, Россия
Хаустов А.В., кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей и подростков ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, arch2@mail.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Совокупность коммуникативных, социальных и поведенческих нарушений, отмечающихся при расстройствах аутистического спектра, диктует необходимость создания специфических условий в процессе организации коррекционно-развиваающей работы (Башина, 1999; Гилберт, Питерс, 2002; Морозов, 2002; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; Шоплер, Ланзинд, Ватерс, 1997).

В современной литературе выделяются (Гилберт, Питерс, 2002) пять основных условий, необходимых для успешной психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом:

·      Наличие у специалистов, работающих с ребенком, глубоких теоретических знаний по проблеме аутизма;

·      Проведение углубленной диагностики развития ребенка с использованием специальных методик;

·      Адаптация окружающей среды к потребностям ребенка;

·      Обеспечение «функциональности» знаний и навыков, приобретенных в процессе обучения;

·       Применение индивидуального подхода к каждому ребенку с аутистическим расстройством.

Создание подобных условий при работе с этими детьми во многом обуславливает успешность обучения ребенка и значительно повышает возможности его социальной адаптации в обществе, что является конечной целью психолого-медико-педагогического воздействия.

Литература
  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.
  2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002.
  3. Климонтович Е.Ю. Протокол логопедического обследования ребенка // Аутизм и нарушения развития. – 2005. – № 1. – С. 14–34.
  4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб., 1994. – С. 178–186, 248–254.
  5. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). – М.: СигналЪ, 2002.
  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.
  7. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей / Под ред. Касаткина В.Н. – М., 2006.
  8. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002.
  9. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / Пер. с нем. Клочко Т. – Минск:  БелАПДИ «Открытые двери», 1997.
  10. Behavioral intervention for young children with autism. Edited by Maurice C. Austin, TX: PRO-ED, 1996. – p. 400.
  11. Carr E.G. Behavioral approaches to language and communication. In E. Schopler & G.B. Mesibov (Eds.), Communication problems in autism (pp. 37-57). New York: Plenum, 1985.
  12. Crossley R. Facilitated communication training. New York: Teachers college press, 1994. – p. 150.
  13. Freeman S., Dake L. Teach me language. A language manual for children with autism, Asperger’s syndrom and related developmental disorders, 1997.
  14. Howlin P., Baron-Cohen S., Hadwin J. Teaching children with autism to Mind-Read. A practical guide. – John wiley & sons Ltd., 1999. – p. 292.
  15. McAfee J. Navigating the social world. A curriculum for individuals with Asperger’s syndrome, high functioning autism and related disorders. – Future horizons, inc., 2002. – p. 350.
  16. Myles B.S., Bock S.J., Simpson R.L. Asperger Sindrome Diagnostic Scale (ASDS). –  PRO-ED, 2001.
  17. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. – p. 410.
  18. Schopler E., Reichler R., Bashford A., Lansing M., Marcus L. Psychoeducational Profile–Revised (PEP-R). Austin, TX: PRO-ED, 1990.
  19. Schopler E., Reichler R., Renner B. The Childhood Autism Rating Scale (CARS). Los Angeles: Western Psychological Services, 1988.
  20. Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle pines, M.N.: American Guidance Service, 1984.
  21. Watson L.R., Lord C., Schaffer B., Schopler E. Teaching Spontaneous Communication to Autistic and Developmentally Handicapped Children. Austin, TX: PRO-ED, 1989. – p. 138.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика