Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра 1302

Касаткин В.Н., доктор медицинских наук, зав. лабораторией «Психология здоровья» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ, Москва, Россия
Хаустов А.В., кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей и подростков ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, arch2@mail.ru
Полный текст

Совокупность коммуникативных, социальных и поведенческих нарушений, отмечающихся при расстройствах аутистического спект­ра, диктует необходимость создания специфических условий в процессе организации коррекционно-развивающей работы (Башина, 1999; Гилберт, Питерс, 2002; Морозов, 2002; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; Шоплер, Ланзинд, Ватере, 1997).

В современной литературе выделяются пять основных условий, необходимых для успешной психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом (Гилберт, Питерс, 2002):

• наличие у специалистов, работающих с ребенком, глубоких теоретических знаний по проблеме аутизма;

• проведение углубленной диагностики развития ребенка с использованием специальных методик;

• адаптация окружающей среды к потребностям ребенка;

• обеспечение "функциональности" знаний и навыков, приобре­тенных в процессе обучения;

• применение индивидуального подхода к каждому ребенку с аутистическим расстройством.

Создание подобных условий при работе с этими детьми во мно­гом обеспечивает успешность обучения ребенка и значительно повы­шает возможности его социальной адаптации в обществе, что явля­ется конечной целью психолого-медико-педагогического воздей­ствия.

Для реализации перечисленных условий необходимо соблюдение ряда требований:

1.  Специальная профессиональная подготовка по проблеме детского аутизма, включающая приобретение знаний об особенностях развития этих детей, знакомство с методами диагностики и коррекции их психического развития.

2. Использование специальных диагностических методик. Необ­ходимость использования не только традиционных диагностических методов, принятых в специальной психологии и коррекционной педагогике, но и специальных методов обследования обусловлена особенностями детей с расстройствами аутистического спектра: они проявляют неадекватные поведенческие реакции в ответ на незнако­мую тестовую ситуацию: не обращают внимания на специалиста, не отвечают на его вопросы и не выполняют его просьбы. В связи с этим специалисту часто трудно определить реальный уровень развития ребенка.

В других ситуациях аутичные дети, наоборот, быстро и правильно выполняют хорошо знакомые тестовые задания на определение уровня развития речи и мышления, но делают это чисто механически, по памяти. В то же время они не способны использовать эти навыки в повседневной жизни. В этом случае определение реального уровня развития ребенка также затруднительно.

Таким образом, тестирование аутичного ребенка становится неэффективным и не позволяет провести точную диагностику. Намно­го более эффективными являются методы анкетирования, беседы с родителями, наблюдение за ребенком, использование опросников, позволяющих осуществить сбор информации, необходимой для проведения дальнейшей коррекционной работы (Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984; Watson, Lord, Schaffer, Schopler, 1989).

Необходимость использования специальных коррекционных программ, методов и приемов обучения также связана с особенностя­ми развития детей с аутизмом.

3.   Специальная организация окружающей среды, способству­ющая наилучшему осознанию ребенком явлений и событий окружа­ющего мира, улучшению поведения, наиболее успешному усвоению навыков, необходимых для социальной адаптации.

4.   Разработка и внедрение специальных коррекционно-развивающих программ, адаптированных под особенности детей с расстрой­ствами аутистического спектра и направленных на обучение ребенка "переносу" приобретенных на занятиях навыков в условия повседнев­ной жизни (Carr, 1985).

5.   Подбор в процессе психолого-медико-педагогической коррек­ции индивидуальных для каждого ребенка обучающих стратегий и приемов, в зависимости от его интересов и уровня развития; исполь­зование индивидуальной формы коррекционной работы с посте­пенной интеграцией ребенка в малую группу.

Реализация подобных условий и требований на данный момент возможна только в том случае, если коррекционную работу проводят обученные специалисты совместно с родителями.

ЦПМССДиП оказывает помощь детям с различными расстрой­ствами аутистического спектра

•   детским аутизмом:

-  аутистическим расстройством;

-  инфантильным аутизмом;

-  инфантильным психозом;

-  синдромом Каннера;

•   атипичным аутизмом:

-  атипичным детским психозом;

-  умеренной умственной отсталостью с аутистическими чертами;

•   синдромом Аспергера:

-  аутистической психопатией;

-  шизоидным расстройством детского возраста.

Возраст детей, получающих психолого-медико-педагогическую помощь в Центре, — от 2-х до 14-ти лет.

Дети поступают в Центр по инициативе родителей, образова­тельных, медицинских учреждений, учреждений социального обслу­живания и органов власти. По данным за 2006-2007 учебный год, в 80,2% всех случаев инициаторами поступления ребенка в Центр являются родители; 11% всех детей поступают по рекомендациям медицинских учреждений; в 8,4% случаев инициаторами являются другие образовательные учреждения; 0,4% приходится на учреждения социального обслуживания и органы власти.

За первое полугодие 2007-2008 учебного года специалистами Центра была оказана помощь 305 детям с расстройствами аутисти-ческого спектра. За последние 5 лет, в связи с усовершенствованием и введением новых форм коррекционной работы, заметно увели­чилось количество детей, которым была оказана помощь в Центре. Данные и динамика по количеству детей с аутистическими расстрой­ствами за последние 5 лет отражены на рис. 1.

Для оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ведется работа по следующим направлениям:

• раннее выявление детей с расстройствами аутистического спектра;

• психолого-медико-педагогическая диагностика детей;

• индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая работа и обучение детей с расстройствами аутистического спектра;

• методическая работа Центра;

• консультирование родителей по вопросам развития и обучения
детей.

Рис. 1. Динамика оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра (по количеству детей).

Структура помощи детям с расстройствами аутистического спектра включает:

1.    Проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики;

2.   Определение формы и программы обучения на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк);

3.    Проведение психолого-медико-педагогической коррекции (в коррекционном отделе Центра);

4.   Обучение в школе для детей с расстройствами аутистического спектра.

Алгоритм оказания помощи детям с расстройствами аутисти­ческого спектра представлен на рис. 2.

Алгоритм оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра

1. Первичная консультация врача-психиатра

На первичной консультации врач-психиатр осуществляет пер­вичную диагностику развития ребенка, делает медицинское заклю­чение о его психическом состоянии. Диагностика проводится психи­атром на основании диагностических критериев МКБ-10 (1994), с помощью традиционных медицинских методов, а также с примене­нием специфических методик, использующихся для диагностики детей с расстройствами аутистического спектра:


Рис. 2. Алгоритм оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра в ЦПМССДиП.


■ Диагностическая Шкала количественной оценки детского аутизма CARS, позволяющая врачу-психиатру выявить у ребенка выраженность аутистических нарушений по следующим субшкалам: отношение к людям, подражание, эмоциональная реакция, моторика, навыки пользования различными предметами, адаптация к переме­нам, страхи, вербальное и невербальное общение (Schopler, Reichler, Renner, 1988).

• Шкала для диагностики синдрома Аспергера ASDS — стан­дартизованная методика, предназначенная для выявления степени выраженности признаков, характерных для данного заболевания, по следующим субшкалам: речь, социализация, дезадаптивность, когни­тивные функции, восприятие, моторика (Myles, Bock, Simpson, 2001).

На основании заключения врача-психиатра решается вопрос о зачислении ребенка в Центр. В случае, если результаты первичной диагностики врача-психиатра показывают, что у ребенка отмечается расстройство аутистического спектра, ребенок зачисляется в Центр. В случае, если у ребенка не выявлено расстройств аутистического спектра, даются рекомендации о посещении другого образователь­ного, медицинского учреждения или учреждения социальной защиты.

2. Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с расстройствами аутистического спектра

С детьми, зачисленными в коррекционный отдел Центра, проводится психолого-медико-педагогическая коррекция, которая начинается с диагностической работы.

Комплексная диагностика проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогами дополни­тельного образования. Для этого используются традиционные психо­лого-педагогические методики и специальные методики, направлен­ные на выявление уровня психологического развития у детей с расстройствами аутистического спектра:

• Шкала адаптивного поведения Вайнленд—стандартизованная методика, предназначенная для оценки уровня адаптации и выявления уровня развития социальных, коммуникативных, моторных навыков, а также повседневных житейских навыков и поведенческих особен­ностей детей с нарушениями в развитии (Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984).

• Психолого-педагогический профиль (PEP-R) — методика,предназначенная для оценки уровня развития детей с аутизмом и для планирования коррекционно-педагогического воздействия. Тестовые задания позволяют оценить уровень развития ребенка по семи" функциональным зонам: имитация, восприятие, мелкая и крупная моторика, интеграция глаз и рук, вербальная зона и когнитивные пред­ставления, а также выявить специфические аффективные, социальные, когнитивные, сенсорные и речевые нарушения (Schopler, Reichler, Bashford, Lansing, Marcus, 1990).

• Адаптированный вариант анкеты "Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом" (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002). Данная анкета позволяет получить полную информацию об особенностях коммуникативного и социального развития у детей с расстройствами аутистического спектра, а также выявить уровень сформированности их социальных, коммуникативных навыков и определить цель психолого-педагогической коррекции.

При проведении диагностики аутичных детей используются авторские разработки специалистов Центра:

• Протокол психологического обследования;

• Протокол логопедического обследования (Климонтович Е.Ю., 2005);

• Протокол дефектологического обследования.

По результатам диагностической работы специалисты соста­вляют общее заключение на каждого ребенка и определяют форму и программу коррекционной работы на психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме (ПМПк).

Обучение в коррекционном отделе проводится в рамках трех основных форм коррекционной работы (см. табл. 1):

—  консультативно-дистанционная форма;

—  "дошкольное обучение";

—  "поддерживающая коррекция".

Цель консультативно-дистанционной формы обучения — обеспечить необходимые условия для социальной адаптации ребенка к повседневной жизни. Основными задачами коррекционной работы с детьми, обучающимися на консультативно-дистанционной форме, является формирование у детей адаптивного поведения, коммуника­тивных, социально-бытовых, моторных навыков, необходимых для повседневной жизни. Для реализации поставленных задач в работе Центра используются разнообразные формы коррекционно-развивающей работы:

• консультации врача-психиатра, позволяющие отследить дина­мику психического состояния ребенка;

Таблица 1 Формы работы в коррекционном отделе Центра


■  групповые семинары для родителей по обучению общим прин­ципам работы с детьми; методам и приемам организации процесса работы с ребенком в домашних условиях по формированию навы­ков коммуникации (в т.ч. альтернативной), повседневных социально-бытовых навыков;

• занятия в триаде педагог — ребенок — родитель;

• индивидуальные консультации для родителей.

Данные формы работы позволяют осуществить обучение роди­телей методам и приемам работы с детьми. В результате дети получают возможность заниматься вместе с родителями в условиях повседнев­ной жизни, в т.ч. дома, что позволяет достичь максимального эффекта в процессе психолого-медико-педагогической коррекции.

Цель дошкольной формы обучения заключается в подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе. Основными задачами при этом становятся: формирование стереотипа учебного поведения, учебных, социальных, игровых, коммуникативных навыков, необхо­димых для успешной интеграции в школу.

Для этого используются различные формы коррекционной рабо­ты:

•   консультации и лечение у врача-психиатра;

■  индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психоло­гом по коррекции когнитивных, эмоционально-волевых нарушений, формированию коммуникативных и игровых навыков;

•   индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, учите­лем-логопедом, способствующие развитию речи, формированию стереотипа учебного поведения, начальных учебных навыков. Занятия могут проводиться в триаде педагог — ребенок — родитель.

Цель формы обучения "поддерживающая коррекция" — обес­печить ребенку сопровождение и поддержку при его переходе из школы Центра в другие образовательные учреждения. В процессе подобной интеграции ребенок сталкивается с серьезными проблемами, обусловленными его аутистическими особенностями. Для преодоления трудностей социальной адаптации в другой школе дети продолжают посещать:

•     консультации врача-психиатра;

•     индивидуальные и групповые занятия с психологом Центра.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с исполь­зованием современных методик, коррекционно-развивающих про­грамм и технологий, применяемых в мировой практике в целях абилитации детей с аутистическими нарушениями:

•   Программа "Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей" (ТЕАССН) включает в себя следующие разделы: развитие имитации, восприятия, крупной моторики, мелкой моторики, зритель­но-моторной координации, познавательной деятельности, речи, социальных отношений, формирование навыков самообслуживания (Шоплер, Ланзинд, Ватере, 1997).

■ Программа "Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека" направлена на формирование пони­мания эмоций и причин эмоций, понимания механизмов получения информации и на развитие игровой деятельности (Howlin, Baron-Cohen, Hadwin, 1999).

• Программа "Научи меня говорить" ("Teach me language") позво­ляет осуществить формирование навыков социальной речи, знаний и представлений об окружающем мире, грамматического и синтакси­ческого строя речи, формирование учебных навыков (Freeman, Dake, 1997).

• Программа "Модификация поведения у детей с аутизмом" на­правлена на развитие внимания, имитации, понимания обращенной речи, формирование навыков экспрессивной речи, начальных учеб­ных навыков и навыков самообслуживания (Maurice, 1996).

• Программа "Ориентация в социальном мире" ("Navigating the social world") способствует формированию у детей умения распо­знавать и выражать эмоции; формированию коммуникативных и социальных навыков, навыков образной речи и организации пове­дения (McAfee, 2002).

• Программа "Обучение спонтанной коммуникации аутичных детей и детей с другими нарушениями развития" позволяет обучать детей с тяжелыми речевыми нарушениями навыкам общения в повсе­дневной жизни при помощи различных коммуникативных систем.
Особое внимание уделяется формированию базовых коммуникатив­ных функций (Watson, Lord, Schaffer, Schopler, 1989).

• Метод облегченной коммуникации (FC) направлен на формиро­вание невербальных коммуникативных навыков у детей с расстрой­ствами аутистического спектра, не владеющих устной речью. Обучение осуществляется при помощи различных коммуникативных систем: жестовой, пиктографической, письменной и т.д. (Crossley, 1994).

В процессе коррекционной работы используются авторские методики специалистов Центра. Ими было разработано методи­ческое пособие для родителей детей с тяжелыми формами аутизма "Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма" (2006).

Психолого-педагогическая коррекция по выделенным направ­лениям осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме, что способствует преодолению коммуникативных нарушений у детей с аутизмом.

Все дети, посещающие Центр, находятся под динамическим наблюдением врача-психиатра. С согласия родителей большинство детей получают медикаментозную терапию. Схема лечения (режим приема и дозы) подбирается врачом по состоянию ребенка с учетом индивидуальной чувствительности к препарату и его переносимости. Целью подбора индивидуальной схемы лечения является его макси­мальная эффективность при максимальной безопасности. Наиболее часто используемые группы препаратов — нейролептики и ноотропы, именно их сочетание является оптимальным для большинства детей с аутизмом. В зависимости от особенностей клиники расстройства отдается предпочтение либо нейролептикам с активизирующим (дезингибирующим) и антиаутистическим действием, либо, при выраженном деструктивном поведении, возбуждении или других признаках более острого психотического состояния, — нейролеп-тикам-седатикам. Традиционным является сочетание нейролептиков этих двух групп. В случаях очерченных психотических эпизодов проводится терапия, купирующая психоз, при неэффективности которой ребенку рекомендуется госпитализация в психиатрический стационар.

Препараты из группы ноотропов применяются самостоятельно или в сочетании с нейролептиками, что способствует улучшению когнитивных функций, оказывает легкий стимулирующий и антиасте­нический эффекты.

В единичных случаях, при наличии в клинике депрессивных расстройств или их эквивалентов, применяются антидепрессанты. Транквилизаторы назначаются редко, в основном, при нетяжелых нарушениях сна. В случаях стабильного состояния, при хороших показателях продуктивности в обучении и общей собственной положительной динамике медикаментозная терапия может не проводиться.

Одновременно с медикаментозной терапией врачом проводится постоянная психотерапевтическая работа с ребенком и его семьей.

Для отслеживания эффективности психолого-медико-педаго­гического воздействия специалистами Центра был разработан и внедрен "Дневник наблюдения за ребенком", который позволяет оценить успешность выполнения детьми заданий, отследить динамику усвоения коррекционных программ и оценить эффективность медика­ментозной терапии. Использование в работе специалистов "Дневника наблюдений за ребенком" позволяет осуществить подбор наиболее адекватных методов и приемов коррекционного воздействия и схем лечения.

Интенсивная коррекционная работа в сочетании с лечением часто открывает возможность детям с расстройствами аутистического спектра дальнейшего обучения в школьном отделе Центра либо в других образовательных учреждениях: общеобразовательной школе, в специальной (коррекционной) школе для детей с задержкой психического развития, специальной (коррекционной) школе для детей с умственной отсталостью.

3. Обучение в школьном отделе Центра для детей  с рас­стройствами аутистического спектра

Обучение в школе (начальные классы) осуществляется на основании учебного плана, утвержденного Департаментом образо­вания города Москвы, по следующим программам:

• Программа классов КРО;

• Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития;

• Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (легкой степени).

По программе классов КРО обучаются дети с аутистическими нарушениями, у которых отмечается относительная сформированность познавательной деятельности, речи (исключение составляет коммуникативная функция) и других функций.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития использу­ется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра, у которых отмечаются задержка в развитии познавательной деятель­ности, снижение произвольного внимания и других психических функций.

При работе с детьми с легкой степенью снижения интеллекта в Центре используется программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью.

Все программы адаптированы специально для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. В классах, где проходит обучение, — специально организованное пространство, в процессе занятий структурируется время; для этого используются дополнительные визуальные средства. Особенное внимание уделяется возмож- * ностям переноса усвоенных на занятиях знаний и навыков в условия повседневной жизни. Большую роль в процессе обучения детей в школе играет индивидуальный подход, который реализуется с учетом особенностей, представленных в структуре дефекта детей с расстрой­ствами аутистического спектра.

В школьном отделе Центра (начальная школа) обучение осу­ществляется по двум формам: классно-урочная и индивидуальная. Наполняемость классов школы: от 3-х до 6-ти учащихся.

Структура помощи в школьном отделе Центра включает:

1.   Комплексную диагностику детей с расстройствами аутисти­ческого спектра для решения вопроса обучения в школе Центра.

2.   Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью определения формы и программы обучения уча­щихся.

3.   Обучение детей в соответствии с учебными планами, утверж­денными Департаментом образования города Москвы.

4.  Осуществление медико-психолого-педагогического сопро­вождения ребенка в процессе обучения.

5.   Работа с родителями по формам и методам организации обучения ребенка в домашних условиях.

Обязательным условием обучения ребенка в школе Центра является психологическое и медицинское сопровождение, которое осуществляется специалистами медицинского и коррекционного отделов. Психологи из коррекционного отдела проводят индивиду­альную и групповую работу с детьми школьного отдела, направ­ленную на развитие коммуникации и навыков социального взаимо­действия. Врачи-психиатры обеспечивают динамическое наблюдение за состоянием детей и, в случае необходимости, медикаментозную поддержку.

Таким образом, обязательная коррекционная помощь в Центре включает занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и консультации врача-психиатра. В Центре также существуют возможности оказания дополнительной коррекционной помощи, которая осуществляется на основании рекомендаций специалистов, работающих с ребенком. В рамках дополнительной коррекционной помощи в Центре работают несколько студий: "Художник", "Музыкант", занятия по адаптивной физической культу­ре проводятся в студиях "Пловец", "Моторная азбука", в тренажерном зале; также проводятся занятия в компьютерном классе. Работу в студиях возглавляют педагоги дополнительного образования. Занятия направлены на развитие изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, на развитие их познавательной деятельности. Наиболее важные направления в работе студий — формирование коммуникативных навыков и развитие социализации. В результате дети приобретают навыки, необходимые для повседневной жизни и дальнейшего обучения.

Для решения вопросов о зачислении детей в Центр, об их переводе в другие учреждения, выборе программ и форм обучения, подборе коррекционных методов и приемов работы, а также о назначении занятий с педагогами дополнительного образования, три раза в год проводится плановый психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В состав консилиума входят все специалисты, работающие с ребенком, и наиболее опытные специалисты Центра, которые составляют заключения на детей по результатам обследований и коррекционной работы и дают рекомендации по проведению дальнейшей коррекционной работы и по обучению.

По окончании обучения в школе Центра проводится консили­ум, на котором подводятся итоги, оценивается успешность усвоения программы обучения. Также даются рекомендации по продолжению обучения в других образовательных учреждениях. При переходе в другую школу дети с расстройствами аутистического спектра продол­жают получать в Центре психолого-педагогическую и медицинскую поддержку.

В настоящее время специалистами Центра активно осущест­вляется научно-методическая работа:

— проводятся научные исследования по проблеме аутизма;

— ведется интенсивный поиск методов и приемов работы с аутичными детьми, оценивается их эффективность;

—  переводятся, адаптируются и внедряются в работу Центра современные методики и программы, повышающие эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутисти­ческого спектра;

—  создаются новые методические пособия, посвященные во­просам обучения аутичных детей.

На данный момент остро стоит проблема социальной адаптации детей подросткового и старшего школьного возраста с аутистическими расстройствами. Выпускникам начальной школы бывает трудно адаптироваться в других школах, даже при условии "сопро­вождения" специалистами Центра. В связи с этим ведется поиск пу­тей успешной интеграции этих детей в другие образовательные учреждения. Тем не менее, опыт организации работы специализи­рованного Центра для детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что оказание своевременной интенсивной комплексной психолого-медико-педагогической помощи позволяет значительно повысить уровень социальной адаптации у многих детей и дает им возможность дальнейшего обучения в других образовательных учреждениях.

Опыт работы Центра подтверждает, что результаты психолого-медико-педагогической коррекции детей с расстройствами аутистиче­ского спектра зависят от сроков оказания помощи. Чем раньше начата коррекционная работа, тем она результативнее. Таким образом, оказа­ние помощи необходимо начинать уже в раннем возрасте, когда у детей активно проявляются признаки аутистических расстройств, что позволяет создать более благоприятные условия для повышения уровня социальной адаптации.

Для повышения успешности психолого-медико-педагогического воздействия необходимо обеспечить интенсивность коррекционных занятий. В процесс обучения должны быть включены не только специалисты различного профиля, но и все члены семьи аутичного ребенка. Это позволяет проводить занятия как в Центре, так и дома, в общественных местах, в гостях, помогает закрепить формирующиеся навыки, обеспечивает возможность их переноса и использования в условиях повседневной жизни.

Работа Центра базируется на когнитивно-бихевиоральном под­ходе к коррекции расстройств аутистического спектра, что делает необходимым использование методов количественной оценки для отслеживания эффективности использования коррекционно-развива-ющих и обучающих программ. Количественная оценка используется в работе специалистов Центра в диагностический период (на диагнос­тических обследованиях), в ходе проведения психолого-медико-педагогической коррекции, а также в процессе обучения детей. Сотруд­никами Центра была разработана форма "Дневник наблюдений за ребенком", в которой фиксируются результаты выполнения детьми заданий на занятиях со специалистами и дома — с родителями. Отслеживание динамики выполнения заданий в течение недели, месяца дает возможность в случае необходимости своевременно скоррек­тировать программу работы или схему лечения ребенка. Таким образом, количественная оценка результатов коррекционной работы с ребенком влияет на ее эффективность.

Опыт организации деятельности Центра показывает, что при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, необходимо создание индивидуальной коррекционной или обучающей программы для каждого ребенка. Асинхрония в развитии психических функций, формировании навыков и специфические особенности каждого аутичного ребенка делают невозможным создание единой для всех детей программы обучения. Составление индивидуальной коррекционной программы необходимо осуществлять по итогам комплексного диагностического обследования. Корректировка про­граммы должна проводиться не реже одного раза в полугодие. Для детей, обучающихся в школе Центра по программам классов КРО, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития, специальных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью, также необходимо составление индивидуальных программ, включающих формирование учебных, коммуникативных, социальных навыков и коррекцию поведения.

 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.
  2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002.
  3. Климонтович Е.Ю. Протокол логопедического обследования ребенка // Аутизм и нарушения развития. – 2005. – № 1. – С. 14–34.
  4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб., 1994. – С. 178–186, 248–254.
  5. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). – М.: СигналЪ, 2002.
  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.
  7. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей / Под ред. Касаткина В.Н. – М., 2006.
  8. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002.
  9. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / Пер. с нем. Клочко Т. – Минск:  БелАПДИ «Открытые двери», 1997.
  10. Behavioral intervention for young children with autism. Edited by Maurice C. Austin, TX: PRO-ED, 1996. – p. 400.
  11. Carr E.G. Behavioral approaches to language and communication. In E. Schopler & G.B. Mesibov (Eds.), Communication problems in autism (pp. 37-57). New York: Plenum, 1985.
  12. Crossley R. Facilitated communication training. New York: Teachers college press, 1994. – p. 150.
  13. Freeman S., Dake L. Teach me language. A language manual for children with autism, Asperger’s syndrom and related developmental disorders, 1997.
  14. Howlin P., Baron-Cohen S., Hadwin J. Teaching children with autism to Mind-Read. A practical guide. – John wiley & sons Ltd., 1999. – p. 292.
  15. McAfee J. Navigating the social world. A curriculum for individuals with Asperger’s syndrome, high functioning autism and related disorders. – Future horizons, inc., 2002. – p. 350.
  16. Myles B.S., Bock S.J., Simpson R.L. Asperger Sindrome Diagnostic Scale (ASDS). –  PRO-ED, 2001.
  17. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. – p. 410.
  18. Schopler E., Reichler R., Bashford A., Lansing M., Marcus L. Psychoeducational Profile–Revised (PEP-R). Austin, TX: PRO-ED, 1990.
  19. Schopler E., Reichler R., Renner B. The Childhood Autism Rating Scale (CARS). Los Angeles: Western Psychological Services, 1988.
  20. Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle pines, M.N.: American Guidance Service, 1984.
  21. Watson L.R., Lord C., Schaffer B., Schopler E. Teaching Spontaneous Communication to Autistic and Developmentally Handicapped Children. Austin, TX: PRO-ED, 1989. – p. 138.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика