Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Использование изобразительной деятельности в психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра 1234

Константинова В.В., педагог-психолог ЦПМССДиП, Москва, Россия, cpmsdip@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Значение и ценность рисунков в диагностике и психологической коррекции различных психических расстройств, в том числе и аутизма, признается сейчас большинством клиницистов и психотерапевтов. Особенно эффективен рисунок в случаях, когда речь не несет в полной мере своей коммуникативной функции для ребенка, то есть непосредственная вербальная коммуникация не позволяет проникнуть в его сознание, понять его скрытые конфликты. Так, у детей с аутистическими чертами нарушена экстериоризация внутреннего опыта; ребенок не может выражать в словах свои актуальные желания, эмоции, мысли. Если он использует речь, то вместо того, чтобы выражать свой внутренний опыт, он лишь повторяет чужие слова. Способность адекватно выражать свой опыт является необходимым условием полноценного общения с другими людьми. То есть в этих случаях затруднено, прежде всего, развитие коммуникации и самосознания. Поэтому в работе с аутичными детьми незаменимо освоение невербальных форм самовыражения, как более простых и доступных. Они создают основу и стимулируют развитие вербальных форм самовыражения и коммуникации. Расширение возможностей самовыражения у ребенка ведет к развитию его произвольной осмысленной активности, прежде всего, направленной на преодоление наиболее актуальных психологических проблем.

Литература
  1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006.
  2. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: Учебное пособие. - М.: УМК «Психология», 2003.
  3. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. – М.: Полиграф сервис, 2001.
  4. Беневольская Н.А., Беневольская Л.А. Коррекционные аспекты изобразительной деятельности аутичных детей. // Аутизм и нарушения развития, 3, 2007.
  5. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М.: Смысл, 2006.
  6. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. – М.: Медицина, 1974.
  7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  8. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – М.: Генезис, 2007.
  9. Гезелл А. Рисование как показатель развития. // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2т. / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т.1. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006.
  10. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000.
  11. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. – М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005.
  12. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007.
  13. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.
  14. Костин Ж.А. Организация перцептивной информации у подростков и юношей, страдающих аутизмом. // Дефектология, 1, 1997.
  15. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
  16. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
  17. Маховер К. Проективный рисунок человека. – М.: Смысл, 2006.
  18. Мэрфи Д., Пейсли Д., Пардоу Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей. // Арт-терапия – новые горизонты. / под. ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
  19. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003.
  20. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 3-е, стер. – М.: Теревинф, 2005.
  21. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007.
  22. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: «Речь», 2004.
  23. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. - М., 2000.
  24. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  25. Постальчук О. Психотерапевтическая роль манипуляций с изобразительными материалами при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. // Арт-терапия – новые горизонты. / под. ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
  26. Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями. // Арт-терапия – новые горизонты. / под. ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
  27. Хильда де Клерк Гиперселективность у людей, страдающих аутизмом. // Детский аутизм. Хрестоматия. / Составитель Л.М. Шипицына. – Спб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2001.
  28. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004.
  29. Янушко Е.А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком. // Аутизм и нарушения развития. – 2005 - №3.
  30.  Evans K., Dubowski J. Art therapy with children on the autistic spectrum. Beyond words. – London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2001.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика