Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Детский аутизм: исследования и практика

ISBN: 978-5-9900666-3-2

Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

 

Проблемы устной и письменной речи детей с аутизмом и особенности логопедической работы в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков 1619

Скробкина О.В.
психолог-педагог ГОУ ЦПМСС детей и подростков Департамента образования города Москвы, Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

          По мнению многих исследователей речевая патология у детей с аутизмом обусловлена нарушением коммуникации, дефицитом психической активности, диссоциацией между акустической и смысловой сторонами речи, когнитивными расстройствами (Лебединский, 2003; Никольская, Баенская, Либлинг, 2000; Hermelin, 1976; Ricks, , Wing, , 1976; Rutter, 1978; Wing, 1981). При аутизме отмечается искажение речевого развития (большинство предпосылок речи сохранно, но формируется она в условиях неполноценной коммуникации), что изменяет структуру и содержание речи и приводит к развитию описанных выше специфических особенностей, в которых сочетаются явления дефицитарности с особым парциальным «опережением» формирования речи в некоторых случаях.

          В нашем Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков организованы коррекционно-логопедические занятия, т.к. особенности речевой сферы детей с аутизмом качественно отражаются на процессе усвоения знаний. Организация занятий, направленных на коррекцию речевых нарушений в условиях системы коррекционно-развивающего обучения позволяет значительно повысить уровень речевого развития детей и усвоения программного материала.

Литература
  1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе (материалы к спецкурсу) / Под редакцией С.А. Морозова. – М., 2002.
  2. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ООО Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2004.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. (Серия «Учимся,  играя»). - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
  4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. (Коррекционная педагогика). – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
  7. Лебединский В.В. детский аутизм как модель психического дизонтогенеза // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1996. - № 2.
  8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. завед. – М.: Академия, 2003.
  9. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. - М.: Просвещение, 1989.
  10. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. – 1990. - № 5.
  11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. (Особый ребенок). – М.: Теревинф, 2000.
  12. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003.
  13. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманит. исследований, 2002.
  14. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений  для специалистов и родителей по программе ТЕАССH. - Минск: БелАПДИ «Открытые двери», 1997.
  15. Bender L. Schizophrenia in childhood. A Confirmation of the Diagnosis  // Transactions of the American Neurological Association. 1952. 77. P. 67-73.
  16. Hermelin B. Coding and the sense modalities. In: Wing L. (red.): Early childhood autism. Oxford, Pergamon Press (1976).
  17. Kanner L. Follow-up study of eleven autistic children originally reported in  1943 // J. Autism Child Schizophrenia. 1971. Vol. 1. P. 119.
  18. Lovaas О.I. “Teaching Developmentally Disabled Children”, 1981.
  19. Ricks D. and Wing, L. Language, communication and the use of symbols. In: L. Wing (Ed.), Early childhood autism. Oxford, Pergamon Press (1976).
  20. Rutter M. Diagnosis and definition of childhood autism. Journal of Autism and Childhood Schizophrenia 8, 61-139. 1978.
  21. Shapiro T., Ginsberg G. The Speech of Schizophrenic Child From Two to Six // American Journal of  Psychiatry. 1971. 128, 1408-1413.
  22. Teach Me Language, Freeman Sabrina, Dake Lorelei. Library of Congress Cataloging-in-publication Data. CANADA. – 1996.
  23. Wing L. Language, social and cognitive impairments in autism and severe mental retardation. In: Journal of Autism and Developmental Disorders 11, 31 (1981).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика