Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения ISBN: 978-5-94051-138-2 Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Год издания: 2013 |
Сопоставительный анализ результатов адаптации детей-сирот при национальном и международном усыновлении 2592Семья Г.В. Полный текст
Принятая в России стратегия помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении двадцатого века заключалась преимущественно в помещении их в учреждения. Сегодня всеми органами власти и специалистами взят курс на устройство детей-сирот в семьи граждан России. Для повышения эффективности подготовки кандидатов в замещающие родители, деятельности служб сопровождения необходимо понимание общих и специфических проблем адаптации в замещающей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. С этой точки зрения определенный интерес представляют результаты адаптации детей в иностранных семьях. Лучшим вариантом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление. Каждое государство отдает предпочтение национальному усыновлению, однако, если для ребенка не найдена семья в своей стране, он может быть передан в иностранную семью усыновителей. Смена условий жизни и воспитания при международном усыновлении означает изменение условий психического развития личности, к которым относятся определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека. Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждого развивающегося человека, хотя и представлены в психологии конкретного лица, но отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует конкретный человек. Иностранное усыновление относится к так называемому в мировой практике «специальному усыновлению» или «усыновлению детей с особенностями». Психическая депривация, характерная для ситуации институализации, приводит к тому, что общее физическое, психическое развитие детей замедляется и искажается, создавая эффект, получивший в американской практической психологии диагностическое название - "психосоциальная карликовость". Как правило, дети, передаваемые на международное усыновление, могут иметь разнообразные характеристики. Кроме того, переезд в иноязычную культурную среду усугубляет ситуацию, так как сопровождается изменением окружения, вследствие чего ребенок может испытывать "культурный шок", переживание которого влияет на особенности адаптации и психологическую защищенность в новой семье. Для того чтобы оценить адаптацию российских детей в иностранных семьях необходимо сопоставить результаты адаптации при национальном и международном усыновлении в одной и той же стране. Анализ литературы и возможность проведения исследования определили в качестве такой страны – Испанию. Испания является одной из стран, в которой усыновляется достаточно большое число российских детей; в испанском гражданском кодексе даже предусмотрена процедура испытательного срока – предусыновительный период. Для сравнения национального и международного усыновления были выбраны данные, полученные для специального национального усыновления (39 испанских детей в приемных испанских семьях – первая выборка) и данные, полученные в результате анализа отчетов об адаптации 28 российских детей в Испании, из которых 9 пользовались услугами русского психолога, с которым совместно проводилось исследование (вторая выборка) Из 92 отчетов были выбраны те, которые отвечали следующим критериям: 1- регулярность составления - 1 раз в полгода и длительность – не менее 2 лет. Характеристика детей с позиции их прошлой жизни приведена в таблице 1. Таблица 1.Описание предшествующей жизни детей (испанских и российских) и процент детей по каждой характеристике В исследовании, проведенной М.Ф. Молиной, приняли участие 39 детей, из них 54 % девочек и 46 % мальчиков, средний возраст которых на момент усыновления 6,8 лет, после завершения исследований средний возраст детей был 8,8 лет. Эти 39 детей были усыновлены 29 семьями. Средний возраст российских детей на момент усыновления составил 6,1 лет, мальчиков – 35%, девочек – 65%. Проблемы, выявленные в исследованиях, были разбиты на двенадцать категорий, составляющих четыре основные группы проблем детского развития: физические и психосоматические, когнитивные и лингвистические; аффективные; социальные. В таблицы 2,3,4 сведены результаты, полученные М.Ф. Молиной с помощью специально подготовленных родителей, которые в течение двух лет наблюдали за своими усыновленными детьми с момента их усыновления в Испании (какие проблемы появились, моменты появления этих проблем - средний столбик, и проблемы, которые существовали в период исследования - правый столбик. Подсчет данных в колонке «итого» проводился следующим образом: например, проблемы дыхательных путей в течение двух лет выявили у троих, что в дальнейшем будет соответствовать 100 %, из этих трѐх после двух лет адаптационного периода остался один, т.е. 33,3 %). По времени данные наблюдения были разбиты на четыре этапа: 1) с момента вхождения ребѐнка в семью и до двух месяцев; 2) со второго и до шестого месяца; 3) второе полугодие; 4) после года. Наряду с этим была добавлена ещѐ одна классификация – «неизменность», когда проблема существовала в момент начала эксперимента. Таблица 2. Виды физических, когнитивных и социальных проблем, наблюдаемые приѐмными родителями в процессе семейной адаптации, их представленность и временная динамика Проблемы аффективного и эмоционального вида, наблюдаемые приѐмными родителями, приведены в таблице 3 (в реальности проблем этого вида гораздо больше, нежели данных в таблице). Девятнадцать видов аффективных и эмоциональных проблем сгруппированы в четыре категории:
Как показали исследования М. Молиной и наши наблюдения, аффективные проблемы, связанные с формированием отношений и во многом опосредованные уровнем развития привязанности, часто имеют крайние полюса. Это поведение появляется в момент процесса вхождения ребенка в семью. Например, когда некоторые дети не проявляют своих чувств к одному из родителей, либо к обоим, этот вид поведения в данной таблице называется «психологическое отстранение», другое крайнее поведение - излишнее проявление привязанности к незнакомым людям. Следующее крайнее поведение, наблюдаемое приѐмными родителями, проявлялось в навязчивой требовательности детей излишней любви от своих родителей. Другие дети использовали настроение родителей или шантажировали их для достижения желаемого. Некоторые из этих детей становились друзьями одного из родителей и провоцировали конфликт между родителями и, таким образом, достигали желаемого. Некоторые дети демонстрировали поверхностные, слишком простые отношения с новыми родителями или просто «уходили» в самих себя, например: не отвечали на вопросы родителей, не делились с родителями своими проблемами, радостями, страхами. У некоторых детей постоянно присутствовал страх потерять своих новых родителей. Другая группа проблем связана с прошлым опытом ребенка, который постоянно интересуется людьми своего прошлого. Например, ребенок часто интересуется воспитателями детского учреждения, хочет о них знать. Другие дети интересуются, есть ли у них братья, сестры. Другие, постоянно выдумывают свое прошлое, придумывая не существовавших ранее в их жизни людей. Некоторые приемные родители отмечают, что иногда дети били сами себя, дергали себя за волосы или бранили себя. Родители это объясняют наличием у детей страха того, что посторонние узнают об их усыновлении. Дети не хотели объясняться и говорить о своем прошлом, а когда в их присутствии говорили о его прошлом или об усыновление, в поведении ребенка отмечали присутствие страха. Другие проблемы связаны с половой идентичностью. У некоторых детей было излишнее сексуальное любопытство (трогали родителей или братьев, сестер, когда они были раздеты), или наоборот – страх быть раздетым, страх всего того, что касается этой темы. Также у некоторых детей было поведение публичной стимуляции (мастурбация на публике). Приемные родители отмечают проблемы детей в отношениях со сверстниками: некоторые дети проявляют удивительную стеснительность в социальном взаимодействии со старшими или со сверстниками; большинство детей дружат исключительно с детьми младшего возраста. Другой вид проблем, о которой говорили родители, - несоблюдение норм, относящихся к работе по дому (заправить кровать, выкинуть мусор, накрыть на стол и т.д.). Также упоминалось о несоблюдении гигиенических норм (купаться, переодеваться и т.д.); нормы в еде (отказ от домашней еды, отказ от некоторых продуктов и т.д.). Другие несоблюдаемые нормы, волнующие родителей, касаются телевизора и привычки ложиться спать в положенное время. У некоторых детей было поведение полного неподчинения, относительно любых вышеуказанных норм. Мы зафиксировали в Испании иные случаи. Некоторые девочки из России искренне хотели помогать накрывать на стол, убирать, как их приучили в детском доме. Однако родители не поощряли их («…соседи подумают, что мы эксплуатируем детей») и энтузиазм быстро угасал. Кроме того, родителями были замечены некоторые манеры поведения, отвергаемые обществом: говорить неправду; проблемы, касающиеся денег (маленькие кражи, попрошайничество на улице, плохая трата денег); вынос вещей из дома (одежду, игрушки, продукты и т.д.), несоблюдение школьных норм (пропуски занятий). Последняя категория из таблицы 3 касается проблем в отношениях с братьями и сестрами. По словам приемных родителей, эти проблемы проявлялись в ревности, зависти, физической или словесной агрессивности, в дискуссиях, драках со стороны приемных детей. Мы проанализировали данные М. Молиной по развитию испанских детей при национальном усыновлении, что позволяет сделать следующие выводы.
Когнитивные проблемы, наблюдаемые родителями в школе, показывают, что приемные детей в первый год учебы значительно отстают от сверстников. Основная проблема заключалась в том, что им было сложно следовать школьному распорядку и ритму. Для исследования проблем адаптации российских детей в Испании мы в течение четырех лет собирали и анализировали отчеты родителей и агентств по усыновлению по тем же позициям, что и в исследованиях М. Молиной. В анализ были включены отчеты, регулярно предоставляемые в течение двух лет. При этом с девятью испанскими семьями был непосредственный контакт с момента приезда детей из России в Испанию. Для оценки результатов адаптации данные, показывающие положительные изменения в развитии детей, сведены по двум выборкам в таблицы 4 и 5 и показаны на рисунках 1 и 2, соответственно. Сопоставительный анализ данных по успешности адаптации детей при специальном национальном усыновлении и российских детей при международном усыновлении показал:
Таблица 4. Изменения в развитии испанских детей (адаптация), наблюдаемые родителями. Рис.1. Изменения в развитии российских детей при усыновлении в испанских семьях. Мы также сопоставили данные по проблемам, которые не были разрешены для детей к двум годам жизни в семье усыновителей. На диаграмме (рис.3) представлен результат сопоставления результатов адаптации детей в двух выборках в виде оставшихся нерешенных проблем (где N – общее число детей; ∆N –разница между числом детей, имеющих и не имеющих заявленные проблемы к двум годам усыновления). Большой интерес представляют объяснения, даваемые родителям по поводу возникающих проблем (таблица 6). Объяснения по поводу возникновения проблем, о которых упоминало большинство семей, касались прошлого детей (их незащищенность, неуверенность), а также характера и поведения в отношении родителей и других членов семьи. Например, некоторые родители говорили, что причины школьных проблем заключаются в том, что их дети не прошли дошкольную подготовку; другие родители причину этого видели в том, что их ребенок неоднократно пропускал школу или из-за отсутствия стимулов к учебе. В некоторых случаях в школьных проблемах родители винили ребенка (лентяй, не любит учиться и т.д.). Наряду с этим большинство родителей склонны думать, что проблемы из-за страданий в прошлой жизни ребенка. Причем последний аргумент наиболее часто использовали родители, усыновившие детей из России. Прошлое (плохое обращение, смена детских учреждений, неудачные попытки прежнего усыновления и т.д.) все это служило начальным мотивом, который использовали приемные родители для объяснения наличия проблем у детей, чтобы создать доверительные отношения и привязанность. Некоторые семьи постоянно критикуют характер ребенка, но были и те семьи, которые винили самих себя, ссылаясь на излишнюю заботу о ребѐнке или напротив, излишнюю требовательность. Некоторые родители пытались объяснить личностные проблемы ребенка наличием у него различных страхов. Это и страх быть отторгнутым другими детьми, взрослыми или окружением; страх и беспокойство за биологических братьев, сестер; страх того, что другие дети будут говорить, что его биологическая мама его не любила. Причиной этих страхов могут служить недоверие к новым родителям, а также характер ребенка, его закрытость, стеснительность. В числе последних мотивов аффективных или эмоциональных проблем - недостаток принятия своей ситуации ребенком (нежелание знать свое прошлое, нежелание вспоминать прошлое, придумывание своего прошлого). Таблица 6. Причины появления трудностей и их постоянство, наблюдаемые в течение процесса адаптации детей, по мнению родителей) Некоторые семьи, которые объясняли агрессивное поведение своих детей, упоминали о следующих мотивах: («ребенок должен был бороться за жизнь с рождения», «у него было тяжелое прошлое» и т.д.). Были и те родители, которые говорили, что ребенок испытывает их («он нам устраивает пробу»). Мотивы того или иного поведения ребенка, по словам родителей, разные. Но следует отметить и такую тенденцию: если проблема у ребенка продолжается слишком долго, тогда мнения большинства родителей схожи - они ссылаются на характер или индивидуальность ребенка. Объяснения, которые родители давали относительно изменений и прогресса, наблюдаемых у своих детей, можно разбить на пять групп: дисциплина; объяснения, рассуждения вместе с ребенком; повышенная эмоциональность родителей в отношениях с ребенком; внешняя помощь и привыкание (адаптация на новом месте) (Таблица 7). Таблица 7. Информация, данная приемными родителями, для объяснения изменений, наблюдаемых у своих детей в период исследования (число и процент ответивших семей) Принятые в таблице сокращения: ДИС – Дисциплина, РАЗ – Рассуждения, размышления, ЭМ – Повышенная эмоциональность родителей в отношениях с ребенком, ПОМ – Внешняя помощь, ПР – привыкание к ситуации Обобщив результаты исследований по проблемам адаптации усыновленных детей, можно сделать следующие выводы: 1. Проблемы, возникающие в период адаптации, появляются с самого начала усыновления (в течение первых шести месяцев), в редких случаях до года. После первого года проблемы почти не появляются. 2. Большинство проблем со временем исчезает, но есть и такие, которые продолжаются и после года совместной жизни:
Следует отметить, что причины этих проблем можно отнести к прошлой жизни детей, то есть к той ситуации, которая была в детском учреждении, где не проявляли должной заботы о детях. На наличие этих проблем также повлиял недостаток готовности детей к усыновлению. Проблемы, которые остаются неизменными у большинства детей и после двух лет проживания в семье, это проблемы с братьями и сестрами, школьные проблемы и все, что связано с ложью и враньем. 3. Исследователи отмечают и другие проблемы у меньшего числа детей, исчезновение которых маловероятно. Прежде всего, это проблемы страхов, которые были у детей с самого начала усыновления и продолжались весь период исследования. Для испанских детей это, прежде всего, страх того, что другие узнают об усыновлении (с начала усыновления составлял 41% детей, после двух лет из этого процента у 88% все еще оставались эти проблемы). Для российских детей характерен другой вид страха – потеря новой семьи, возвращение обратно (с самого начала - 41% детей, далее из 41% осталось 44%). 4. Отдельная проблема – это эмоциональное развитие приемных детей, связанное с прошлым опытом ребенка. Например: беспокойство о биологических братьях, сестрах, которые не с ними; нежелание признать своѐ прошлое; заблуждения в своей личной истории. 5. Помещение ребенка в новые условия приводит к разрешению многих проблем, которые у него были: физического и психического развития, взаимодействия с социумом, прогресс с освоением иностранного языка, школьные успехи. Причем продвижения в развитии (успехи) российских детей суммарно оказались значительные, чем испанских при усыновлении в испанских семьях. Одновременно происходит освоение новой роли семейного ребенка. Опрос родителей, усыновивших российских детей, показал, что к трем месяцам пребывания в семье практически все они называют родителей мамой и папой. Особенно ярко проявляется чувство принадлежности к новой семье в ситуациях с людьми, владеющими русским языком (в контакт дети вступают только после заверений, что их не заберут обратно) (из опыта работы русского психолога в Испании с девятью усыновленными детьми). 6. Причиной появления большинства упомянутых проблем является недостаточная подготовка этих детей к процессу усыновления, особенно если дети посещали свою биологическую семью в период нахождения в детском учреждении или родственники поддерживали с ними отношения. Негативный след остается у ребенка, когда равнодушие педагогического персонала проявляется в период усыновления. Нередко ребенку не дают возможность проститься с родственниками, с теми, кто был для них значим в прошлой жизни, а также то, что ему (новым родителям) не дали необходимой информации о его биологической семье. 7. Можно выделить две противоположные стратегии поведения родителей:
Из-за недостатка информации в период усыновления со стороны специалистов (педагогов, психологов), многие родители не могут ни объяснить, ни понять проблем, происходящих с их приемным ребенком. Например, сексуальные проблемы или проблемы социального торможения, психосоматические проблемы и проблемы прошлых отношений. Недостаток подготовки и не информированность родителей приводят к тому, что они дают неправильные объяснения происходящих проблем и потому все видят в негативной форме, что способствует усложнению адаптации как ребенка, так и членов семьи, и следовательно не способствует формированию психологической защищенности ребенка в новом семейном окружении. Исследования также подтвердили положения нашей концепции психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей. Передача ребенка на воспитание в семью приводит в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем к обострению сензитивности к новым условиям жизни, что обеспечивает качество развития ребенка. При международном усыновлении за счет различия в условиях жизни усиливается регресс в развитии ребенка, подкрепляемый процессом аккультурации. В благоприятных условиях при осознании ребенком постоянства его нахождения в семье начинается формирование привязанностей, происходит интеграция в новую культуру и ассимиляция, что содействует возникновению психологической защищенности и способствует интенсивному развитию ребенка, часто проявляемому в виде скачка в развитии. Сегодня этот феномен, выявленный ранее при международном усыновлении, все чаще наблюдается в России при включении в число родителей граждан, принадлежащих среднему классу. Литература
Статьи по теме
|
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|