Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9264Новости 1835Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Особенности восприятия семьи и эмоциональные нарушения в межличностных отношениях у детей, переживших развод родителей 349Чернов В.А. Полный текст
Изменения в обществе влекут за собой перемены в различных социальных институтах. В семье все чаще происходят кризисы, приводящие к разводу. Процесс выполнения семьей ее функций оказывается под угрозой. По мнению Анзорга Л.С., представления детей о полноценной семье искажаются. Цель нашего исследования: выявление показателей эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома и представлений детей, переживших развод родителей, о семейной ситуации. Гипотеза: развод родителей влечет за собой рост эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома и способствует ухудшению психологического климата в семье. В пилотном исследовании приняли участие 207 школьников 2-4 классов, из которых были отобраны 80. В экспериментальную группу вошли дети 2-4 классов, не имеющие сиблингов, пережившие развод родителей и проживающие с матерями. После развода прошло от 1 до 3 лет, развод длился от полугода до полутора лет. Контрольную группу составили дети, проживающие в полных семьях и не имеющие сиблингов. Критериями «отсеивания» при отборе в группы были: наличие близких родственников с аддикциями, психиатрическими заболеваниями; информация о жестоком обращении в семье; постоянные или регулярные конфликты между супругами, между родителями и ребенком; смерть значимого человека в течение последнего года. В результате было отобрано 40 учеников, переживших развод родителей и проживающих с мамой, и 40 - живущих в полных семьях. В работе использовали следующие методики: «Рисунок семьи животных», проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций, “Домики” О.А.Ореховой, анкета-опросник для учителей. Полученные результаты сравнения количественных показателей по различным позициям в разных группах детей показывают статистически значимые различия: • У детей, переживших развод родителей, средний показатель оценки благоприятной семейной ситуации (М = 4,4) в 2,2 раза ниже, чем у детей из полных семей. Коэффициент корреляции между групповой переменной и этим показателем равен 0,842. • Средний показатель оценки чувства неполноценности в семейной ситуации у детей из неполных семей (М = 8,1) в 3 раза выше, чем у детей из полных семей. Коэффициент корреляции равен -0.746. • Показатель устойчивых проявлений отрицательных эмоций в отношениях с семьей у детей из неполных семей (31 чел.) в 3 раза выше, чем у детей из полных семей (10 чел.). Теоретический обзор и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы. 1 Развод родителей способствует формированию у детей младшего школьного возраста представления о неблагоприятной и неполноценной семейной ситуации. 2. Развод родителей способствует многократному увеличению частоты проявления негативных эмоций у детей младшего школьного возраста в отношениях с членами семьи. Школьные психологи не имеют юридического права работать с эмоциональными нарушениями детей, связанными с семейной ситуацией, и единственным и самым эффективным способом оказания психологической помощи ребенку является психологическое консультирование или психотерапия. Психологическая помощь ребенку, переживающему развод родителей, обусловлена динамикой разводного процесса и взаимоотношениями между супругами и родителями и ребенком, считает Н.И. Олифирович. Часто развод воспринимается ребенком как потеря. В работе важно показать, что уход одного из родителей не является потерей, пишет Г. Фигдор. При оказании психологической помощи ребенку, пережившему развод родителей (Кульчицкая Е.И.) важна поддержка со стороны психолога, т.к. у ребенка может возникать чувство одиночества, он может чувствовать себя брошенным, неинтересным, скучным и т.п. Черников А.В. считает, что для снижения травматизации ребенка из-за развода, важно чтобы родители поддерживали уверенность в том, что его по-прежнему любят, у него остаются оба родителя, его никто не бросает. Итак, работа с ребенком, пережившим развод родителей, требует длительного времени и включает реорганизацию всей семейной системы и внутрисемейных отношений. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология личности | Куравский Л.С., Юрьев Г.А., Златомрежев В.И., Юрьева Н.Е., Михайлов А.Ю. Оценка вклада человеческого фактора в эксплуатационные характеристики сложных технических систем Психология личности, Психология развития | Логвиненко Т.И., Таланцева О.И., Волохова Е.М., Халаф Ш., Григоренко Е.Л. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|