Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) 43
Панферов В.Н. доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3528-3122 e-mail: v-panferov@mail.ru
Безгодова С.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5425-7838 e-mail: sbezgodova@herzen.spb.ru
Васильева С.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6052-3431 e-mail: vasilevasv@herzen.spb.ru
Иванов А.С. магистрант Института Психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8377-309X e-mail: ivan0vartems@yandex.ru
Микляева А.В. доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275 e-mail: a.miklyaeva@gmail.com
Цель исследования. Изучение взаимосвязей между оценками онлайн-лекции, качеством освоения учебного материала и академической мотивацией студентов.
Контекст и актуальность исследования. В условиях цифровизации образования возникает вопрос об эффективности онлайн-обучения, которая может снижаться в условиях сокращения социального присутствия преподавателя и студента в учебной ситуации. В таких условиях особую роль приобретает мотивация студентов.
Дизайн исследования. Студенты оценивали аудиторную лекцию и ee видеозапись по параметрам «интерес», «содержательность» и «полезность», после чего производилось сравнение оценок, а также объема воспроизведенного учебного материала.
Выборка. В исследовании участвовали 112 студентов (19,55±0,66 лет, 83,9% женщин).
Методы. Студенты оценивали лекции по предложенным параметрам с использованием 7-балльной шкалы и пересказывали их содержание. Мотивация студентов измерялась с помощью «Шкалы академической мотивации». Помимо этого, студенты сообщали о своих профессиональных планах и профессиональном опыте.
Результаты. Студенты ниже оценивали видеолекции по всем показателям и хуже воспроизводили их содержание, в сравнении с аудиторными лекциями. Оценки содержательности видеолекции оказались положительно связанными с познавательной мотивацией студентов, объем воспроизведенного содержания лекции был отрицательно связан с экстернальной мотивацией. Влияние познавательной и экстернальной мотивации студентов на оценки содержательности видеолекции и объема воспроизведенного содержания было подтверждено с помощью дисперсионного анализа.
Основные выводы. В условиях онлайн-взаимодействия снижаются субъективные оценки привлекательности лекции для студентов. Сформированная познавательная мотивация препятствует снижению субъективных оценок содержательности видеолекции. Выраженная экстернальная мотивация способствует снижению воспроизведенного содержания видеолекции.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00412.
Фрагмент статьи
Один из современных трендов в системе высшего образования —
это дистанционное обучение с использованием онлайн-технологий, однако вопрос об
эффективности онлайн-обучения сегодня остается дискуссионным. Несмотря на такие
его преимущества, как массовость, возможность обучаться в любом месте и в любое
время, возможность выбора учебных курсов, доступность для людей с ограниченными
возможностями здоровья и др., онлайн-образование имеет ряд ограничений,
связанных, в первую очередь, с изменением характера социального взаимодействия
между субъектами образовательного процесса, в частности, между студентом и
преподавателем.
Литература
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник
«Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С.
96—107.
Наследов А.Д. Психологические особенности обучения
в условиях технически опосредованного педагогического общения: автореф. дисс. …
канд. психол. наук. Л., 1990. 16 с.
Орлова А.В. Особенности социальной перцепции лица
человека, предъявляемого на экране монитора: автореф. дисс. … канд. психол.
наук. СПб., 2009. 24 с.
Шамина Н.В. Онлайн-обучение в образовательном
процессе: сильные и слабые стороны // Казанский педагогический журнал. 2019. Т.
2. № 133. С. 20—24.
Bassili J.N. Motivation and Cognitive Strategies in
the Choice to Attend Lectures or Watch Them Online // Journal of Distance
Education. 2008. Vol. 22. № 3. P. 129—148.
Brooker A. et al. A tale of two MOOCs: How student
motivation and participation predict learning outcomes in different MOOCs //
Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34. № 1. P. 73—87.
doi:10.14742/ajet.3237
Chen K.C., Jang S.J. Motivation in online learning:
Testing a model of self-determination theory // Computers in Human Behavior.
2010. Vol. 26 (4). P. 741—752. doi:10.1016/j.chb.2010.01.011
Cho M.H., Heron M.L. Self-regulated learning: the
role of motivation, emotion, and use of learning strategies in students’
learning experiences in a self-paced online mathematics course // Distance
Education. 2015. Vol. 36 (1) P. 80—99. doi:10.1 080/01587919.2015.1019963
De Barba P.G., Kennedy G.E., Ainley M.D. The role
of students’ motivation and participation in predicting performance in a MOOC
// Journal of Computer Assisted Learning. 2016. Vol. 32. № 3. P. 218—231.
doi:10.1111/jcal.12130
Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and
self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985. 372 p.
doi:10.1007/978-1-4899-2271-7
Hartnett M., George A.S., Dron J. Examining
motivation in online distance learning environments: Complex, multifaceted and
situation-dependent // The International Review of Research in Open and
Distributed Learning. 2011. Vol. 12 (6). P. 20—38.
doi:10.19173/irrodl.v12i6.1030
Inglis M. et al. Individual differences in
students’ use of optional learning resources // Journal of Computer Assisted
Learning. 2011. Vol. 27. № 6. P. 490—502.
doi:10.1111/j.1365-2729.2011.00417.x
Kim K.J., Frick T.W. Changes in student motivation
during online learning // Journal of Educational Computing Research. 2011. Vol.
44. № 1. P. 1—23. doi:10.2190/ EC.44.1.a
Le A. et al. Online lecture accessibility and its
influence on performance in skills-based courses // Computers & Education.
2010. Vol. 55. № 1. P. 313—319. doi:10.1016/j.compedu.2010.01.017
Liu Q. et al. The effectiveness of blended learning
in health professions: systematic review and meta-analysis // Journal of
medical Internet research. 2016. Vol. 18 (1). URL:
https://www.jmir.org/2016/1/e2/ (дата обращения: 02.08.2019).
doi:10.2196/jmir.4807
Markova T., Glazkova I., Zaborova E. Quality issues
of online distance learning // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2017.
Vol. 237. P. 685—691
Means B. et al. The effectiveness of online and
blended learning: A meta-analysis of the empirical literature // Teachers
College Record. 2013. Vol. 115 (3). P. 1—47.
Muilenburg L.Y., Berge Z.L. Student barriers to
online learning: A factor analytic study // Distance Education. 2005. Vol. 26
(1). P. 29—48. doi:10.1080/01587910500081269
Milligan C., Littlejohn A. Why study on a MOOC? The
motives of students and professionals // The International Review of Research
in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18. № 2. URL:
http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/3033 (дата обращения:
02.08.2019). doi:10.19173/irrodl.v18i2.3033
O’Neill D.K., Sai T.H. Why not? Examining college
students’ reasons for avoiding an online course // Higher Education. 2014. Vol.
68. № 1. P. 1—14. doi:10.1007/s10734-013-9663-3
Richardson J.C. et al. Social presence in relation
to students’ satisfaction and learning in the online environment: A
meta-analysis // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 71. P. 402—417.
doi:10.1016/j.chb.2017.02.001
Short J.A., Williams E., Christie B. The social
psychology of telecommunications. London: Wiley, 1976. 195 p.
Tu C.H., McIssac M. The relationship of social
presence and interaction in online classes // The American journal of distance
education. 2002. № 16 (3). P. 131—150. doi:10.1207/S15389286AJDE1603_2
Wang Y., Baker R. Content or platform: Why do
students complete MOOCs // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching.
2015. Vol. 11. № 1. P. 17—30.
Young S., Duncan H.E. Online and face-to-face
teaching: How do student ratings differ // MERLOT Journal of Online Learning
and Teaching. 2014. Vol. 10. № 1. P. 70—79.