Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10503Новости 2001Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS

Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)

Сборник статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 11—12 ноября 2021 г.

ISBN: 978-5-94051-240-0

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2021

 

Онлайн-поиск дополнительной информации как элемент образовательной активности современных школьников: как сделать его эффективнее? 13

Микляева А.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление способов организации учащимися средней школы своей образовательной онлайн-активности, способствующих наиболее эффективному выполнению заданий, связанных с необходимостью самостоятельного поиска дополнительной учебной информации в сети Интернет. В исследовании приняли участие 44 учащихся 5–9 классов общеобразовательных школ. Анализировались такие характеристики организации онлайн-поиска в процессе выполнения учебного задания, как использование конспекта или отказ от него, способ подготовки конспекта (рукописный / электронный, структурированный / неструктурированный), а также способ воспроизведения материала (чтение конспект / рассказ с опорой на конспект / рассказ без опоры на конспект). В качестве показателей эффективности онлайн-поиска рассматривались объем отсроченного воспроизведения информации, а также способ воспроизведения (фактический / синтетический). Показано, что эффективный онлайн-поиск учебной информации обеспечивается такими организационными условиями, как структурированное конспектирование найденной информации от руки и самостоятельное изложение найденного (с опорой на конспект или без нее). Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы необходимости создания условий для повышения «пользовательской культуры» школьников как субъектов образовательной активности в сети Интернет.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19–29–14005.

Литература
  1. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 5. № 2. С. 5–14.
  2. Семенов А.Л. Результативное образование расширенной лично­сти в прозрачном мире на цифровой платформе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020 Вып. 3. С. 590–596. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020–3-27
  3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. «Цифровая» ситуация развития межпоколенческих отношений: разрыв и взаимодействие меж­ду подростками и родителями в интернете // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 134–143.
  4. Hargittai E. Digital Na(t)ives? Variation in Internet Skills and Uses among Members of the “Net Generation” // Sociological Inquiry. 2010. Vol. 80. № 1. Pp. 92–113. DOI: 10.1111/j.1475–682X.2009.00317.x
  5. Li Y., Chen Y., Liu J., Cheng Y., Wang X., Chen P., Wang Q. Meas­uring task complexity in information search from user’s perspec­tive // Proceedings of the American Society for Information Sci­ence and Technology. 2011. Vol. 48 (1). P. 1–8. DOI:10.1002/meet.2011.14504801092
  6. Miklyaeva, A.V., Bezgodova S.A. Educational Online Activity in Ado­lescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceed­ings. 2020. Vol. 3. P. 1629–1638.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика