|
|
Ученые степень и звание |
доктор филологических наук |
Должность и место работы |
профессор института иностранных языков, Цзилиньский университет |
|
|
На стыке двух спектров: нарушения социального познания при биполярном и шизоаффективном расстройствах
|
|
Монография посвящена одной из наименее изученных проблем
современной клинической психологии и психиатрии — нарушениям социального
познания при биполярном и шизоаффективном расстройствах. Раскрывается важность
исследований нарушений социального познания для обоснования моделей спектра,
приобретающих все большее влияние в современных подходах к классификации
психических расстройств. Рассматриваются существующие теоретические модели
социального познания и модели спектра психической патологии, в первую очередь,
шизофренического и аффективного, на стыке которых находятся биполярное и
шизоаффективное расстройства. Анализируется столкновение двух парадигм в
изучении социального познания — биологической и культурно-исторической. Дается
характеристика основанной на положениях Л.С. Выготского культурно-исторической
психологии модели социального познания, в которой сделан особый акцент на роли
социальной мотивации в нарушениях социального познания. Приводятся
аналитические обзоры и данные оригинального эмпирического исследования
нарушений ментализации и эмпатии у больных с расстройствами шизофренического и
аффективного спектров, проведенного на основе указанной модели. Подчеркивается
необходимость учета негативной социальной мотивации как важнейшей мишени в
программах по развитию социального познания при разных формах психической
патологии.
|
Социальная психология: вопросы теории и практики
|
|
Настоящий сборник отражает результаты исследований,
выполненных квалифицированными специалистами, аспирантами и студентами из
университетов, научных лабораторий, образовательных, производственных и других
организаций. Представлены достижения в различных отраслях современной
социальной психологии. Большое внимание уделено актуальным проблемам социальной
психологии личности и группы, межкультурной коммуникации, взаимодействия
участников дорожного трафика. Ряд статей отражают современное состояние и
тенденции развития организационной психологии, психологии управления,
педагогического общения, киберпсихологии. Обсуждаются актуальные вопросы
осуществления психологического тренинга и консультирования, а также современные
технологии в психологии и образовании.
Сборник адресован психологам, педагогам, а также
специалистам других профессий, интересующимся проблемами оптимизации и
повышения эффективности взаимодействия между людьми. Также сборник будет
полезен руководителям разного уровня и исследователям свойственных современному
обществу социально-психологических феноменов.
|
Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в онтогенезе
|
|
В монографии представлена история стремительного вторжения
парадигмы социального познания в различные области современной психологии, дана
характеристика современных моделей и методов исследования социального познания
в процессе онтогенеза и описан конфликт двух парадигм, лежащих в основе разных
традиций его изучения — эволюционно-биологической и культурно-исторической. В
отдельной главе приводится анализ причин роста популярности идей
культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского среди исследователей
социального познания, а также рассматриваются основные положения двух
концепций, основанных на этих идеях — модели развития социального познания в
процессе фило- и антропогенеза М. Томаселло и модели развития социального
познания в процессе онтогенеза Ч. Фернихоу.
|
Мишени и методы психологической помощи пациентам с расстройствами шизофренического и аффективного спектров
|
|
Пособие включает три раздела, в которых рассматриваются
методы помощи больным с расстройствами шизофренического и аффективного
спектров, основанные на последних теоретических разработках и доказавшие свою
эффективность. Первый раздел посвящен методам психологической помощи при
расстройствах шизофренического спектра с особым акцентом на задачи коррекции
дефицитов социального познания и социальной мотивации. Второй раздел посвящен
современным теоретическим представлениям о факторах хронификации расстройств
аффективного спектра и методам помощи, включающим задачи коррекции дефицитов
социального познания при этих расстройствах. В третьем разделе на конкретных
примерах рассматриваются приобретающие все большую популярность методы
коррекции социального познания, основанные на IT-технологиях.
|
Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве
|
|
В книге собраны материалы II Международной конференции Международной
ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS), организованной
Московским государственным психолого-педагогическим университетом, (МГППУ),
Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при участии
Музея Москвы 17-20 октября 2019 года в Москве. Сборник включает развернутые
тезисы и полные тексты докладов, которые вошли в программу симпозиума и
ассоциированных с ним мероприятий, каталог выставки, программу концертов
открытия и закрытия, публикации СМИ о событиях конференции, резолюцию и
некоторые другие материалы. Рекомендуется психологам, искусствоведам, педагогам
художественного направления, представителям творческих специальностей и всем,
кто интересуется феноменом синестезии.
|
Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности
|
|
Это издание посвящено актуальной проблеме – развитию
толерантности у подростков и молодежи. Состоит из четырех разделов, каждый из
которых представляет собой самостоятельную программу тренинга. Все упражнения и
игры снабжены соответствующими рекомендациями и специальными приложениями,
помогающими в их проведении.
|
Адаптация шкалы ориентации «Социальная ангедония» на российской выборке
|
|
Ангедония (иногда — гипогедония) отражает отсутствующую или
сниженную способность к переживанию удовольствия и включает несколько
составляющих: физическая, интеллектуальная, социальная ангедония. Интерес к
концепту клинических психологов и психопатологов обусловлен высокой значимостью
нарушения способности испытывать удовольствие в структуре психопатологической
симптоматики серьезных психических расстройств, таких, как шизофрения,
депрессия, химические зависимости. Для понимания психологических дефицитов
пациентов с расстройствами шизофренического спектра особое значение имеет
социальная ангедония, отражающая сниженную способность испытывать интерес и
удовольствие от взаимодействия с социально-релевантными стимулами и партнерами
по общению и причастная к нарушениям социального познания, к социальной
изоляции пациентов. В связи с этим некоторыми исследователями подчеркивается
важность ангедонии как мишени психологической помощи и необходимость ее
надежной и своевременной диагностики. Шкала «Revised Social Anhedonia Scale
(RSAS)» была создана для оценки степени выраженности социальной ангедонии,
апробирована во многих странах, широко использовалась в исследованиях
шизофрении. Апробировалась шкала и на отечественной выборке, хотя специальных
исследований по валидизации этой методики на российской популяции не
проводилось. Задача оценки психометрических характеристик теста RSAS, в том
числе валидности методики, стала частью проекта по изучению социального
познания при психических расстройствах (грант Российского научного фонда №
14-18-03461 на базе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России).
Методическое пособие представляет результаты оценки психометрических
характеристик RSAS и применимости методики для российской выборки.
|
Адаптация «шкалы ориентации на социальные сравнения (INCOM)» на российской молодежной выборке
|
|
В первой части методического пособия обосновывается
актуальность исследований процессов социальных сравнений в рамках клинической
психологии. Представлены данные о распространенности зависти в социальных
сетях, что позволяет выдвинуть тезис о культуральной фасилитации социальных
сравнений. Представлены результаты небольшого числа зарубежных исследований
процессов социальных сравнений при депрессивных расстройствах, нарушениях
пищевого поведения и производственного выгорания. Обоснованы гипотезы о
личностном профиле индивидов, склонных к частым и «болезненным» сравнениям.
Обозначены перспективы будущих разработок в данном направлении.
|
|