Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»

Материалы проекта

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

Формат: сетевое издание

 

Прикладная психология безопасности (стенограмма)

Дебольский М.Г.
кандидат психологических наук, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: mdebolsky@mail.ru

Полный текст

Уважаемые дамы и господа, я не буду излагать свой доклад, который заявлен в программе и будет опубликован, а в порядке подведения итогов симпозиума выскажу свои взгляды по некоторым из обсуждаемых проблем. Прежде всего, хочу отметить, что, атмосфера на симпозиуме сложилась удивительно творческая, открытая для обсуждения весьма сложных проблем в образовании, которые многих «задели за живое».

На пленарном заседании отчетливо прозвучала мысль: если мы хотим развивать современную экономику и наукоемкие технологии, то «зоной их ближайшего развития» должны стать инвестиции в образование. Другими словами, стратегический путь возрождения России – это повышение уровня высшего профессионального образования, это подготовка специалистов нового поколения. Если говорить о профессии психолога, то на мой взгляд, она является наукоемкой профессией. Современный специалист-психолог владеет множеством психотехник, позволяющих глубоко изучать личность, различные общности и оказывать на них целенаправленное воздействие. Однако практика показывает, что когда необходимо представить расчеты экономической эффективности нашей работы, например психологической службы, то мы оказываемся в большом затруднении. Необходимо научиться показывать и «товар лицом», и его научно обоснованную цену, и экономический эффект выполненной работы. Это важно не столько психологам, сколько инвесторам, вкладывающим деньги в подготовку специалистов и осуществляющим заказы на проведение научных исследований.

Острая дискуссия на симпозиуме состоялась по определению принципов распределения средств на различные нужды в образовании. При этом, на мой взгляд, не нашел отражение принцип системности. Именно он позволяет определить приоритет целей, проанализировать взаимосвязь различных элементов образования и увидеть их как целостную структуру.

Два дня на слуху участников симпозиума была проблема безопасности в образовании. Важно акцентировать внимание, что проблема имеет два аспекта. Первый - уровень образования личности обеспечивает не только уровень ее культуры, конкурентоспособность на рынке труда, но и повышает уровень безопасности общества. Не случайно криминологические методики оценки риска правонарушений всегда предполагают учет и уровня образования человека. Чем он выше, тем больше снижается вероятность риска совершения преступлений. То есть эти факторы взаимосвязаны. Поэтому внесение инвестиций в образование такой сложной категории как лица с девиантным поведением (о чем упоминалось в докладе представителя Бразилии), или осужденные (вспомним доклад представителя Федеральной службы исполнения наказаний России) является значимым фактором, снижающим уровень риска правонарушений наиболее криминогенной части населения.

Второй аспект проблемы – это создание безопасных условий для обучения школьников и студентов. Сегодня мы услышали по проблеме безопасности в школе очень содержательное выступление Сергея Николаевича Ениколопова. В докладе показано, насколько важно учитывать именно социальную среду, в которой происходит процесс обучения. Уважаемый профессор Гарри Дэниелс в своих выступлениях и вчера и сегодня также затрагивал проблему влияния криминальных группировок, преступных кланов на безопасность обучения и на развитие молодежи, которая оказывается в этой среде. Первоначально речь шла о двадцатых годах прошлого века. Потом стало ясно, что это проблема и сегодняшнего дня. Она злободневна и для Англии, и для России, и для других государств. На мой взгляд, мы должны глубоко знать и использовать положительный опыт индустриально развитых государств, где уже накоплена значительная работа по профилактике развития криминальных формирований несовершеннолетних и молодежи в образовательных заведениях и жилом секторе.

В 2005 году, при содействии международной организации «Тюремная реформа», у меня была возможность посетить Великобританию и ознакомиться с опытом такой работы. В качестве примера остановлюсь на некоторых формах профилактической работы в одном из районов Лондона, в котором 80 – 90% проживающих – это темнокожее население, выходцы из арабских государств и представители других этнических групп. Мы увидели, что особое внимание в Великобритании уделяется профилактической работе с использованием волонтеров той же этнической группы, что и основное население микрорайона. За школьниками закрепляются молодые люди (мужчины и женщины) в возрасте 20 – 30 лет, которые  регулярно общаются с подопечными, бывают в их школе, знают родителей, дворовые компании и стремятся уберечь их от дурного влияния улицы, а порой и родителей. Мы были также на групповых занятиях волонтеров, где они обсуждают опыт своей работы, анализируют конкретные ситуации из своей практики. Это действительно дает значительный эффект в профилактике правонарушений и повышении безопасности граждан. Естественно, это лишь одна из составляющих профилактической работы, которая может проводиться с учащимися образовательных заведений и в нашей стране.

С. Н. Ениколопов обратил наше внимание, что среди учащихся достаточно часто распространяются элементы субкультуры, которые бывают скрыты от родителей, учителей и психологов. Субкультура – это теневая жизнь и порой она принимает уродливые криминальные формы. Работая главным психологом уголовно-исполнительной системы, я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда сотрудники жаловались, что в школе, где учатся их дети, нередко сами учащиеся пытаются организовать сбор денег в так называемый «общак» для поддержания криминального мира. Имеются регионы, в которых насаждается криминальная субкультура, в том числе весьма активно – в образовательных учреждениях. Когда со стороны органов государственной власти, руководителей образовательных учреждений не принимаются своевременные меры, это весьма отрицательно сказывается на формировании личности и общей нравственно-психологической атмосфере той среды обитания, где живут, работают и учатся люди. Порой лишь чрезвычайная ситуация, вызвавшая общественный резонанс, позволяет вмешаться в происходящие события и радикально изменить обстановку. Так произошло в станице Кущевской Краснодарского края, где местной бандой, державшей в страхе весь район, было убито 12 человек, среди них малолетние и грудные дети. А ведь до этого поступали многочисленные заявления и жалобы населения, в том числе школьников и студентов о фактах вымогательства, изнасилования.

У молодых людей фактически было два варианта поведения. Первый, полный конформизм – принять все как есть, ни во что ни вмешиваться, жить в страхе и осознавать, что в любой момент ты или твои близкие могут стать жертвой, и никто тебе не поможет. Второй вариант – забыть о совести, порядочности и самому стать членом преступной группировки. И если на начальном этапе, главный мотив вхождения молодого человека в криминальную группировку – это, как правило, страх и желание защитить самого себя, то в дальнейшем он трансформируется в мотив власти, превосходства над другими, стремление получать удовольствие. А глубоко спрятанный страх перед лидерами преступной группировки, комплекс неполноценности, нередко побуждают быть особенно жестоким при расправе с жертвами. Вариант третий – сопротивление, попытка защитить друга, подругу, стремление сохранить человеческое достоинство, самоуважение беспощадно карались. Этот вариант поведения был равноценен самоубийству. Примерно таков механизм группообразования молодежных преступных сообществ и их поведения.

В свете обсуждаемой проблемы безопасности в образовании необходимо разработать механизм отслеживания (мониторинга) социально-психологической обстановки в школе и других образовательных заведениях. Представляется, что изучение социально-психологической обстановки, выявление деструктивных проявлений должно стать одной из функций психологической службы школы.

Подводя итоги нашей работы, я хочу еще раз поблагодарить всех, кто принял участие в симпозиуме, кто выступал с докладами, кто задавал аналитические, интересные вопросы. Я хочу поблагодарить наших зарубежных коллег за глубокий научный анализ проблемы образования в своих докладах и активное участие в дискуссиях на протяжении двух дней работы. Всем творческих успехов и новых встреч по обмену опытом.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика