Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»

Материалы проекта

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

Формат: сетевое издание

 

Стратегическое развитие высшего образования в России (стенограмма)

Реморенко И.М.
кандидат педагогических наук, ректор, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия
e-mail: rector@mgpu.ru

Полный текст

Я попробую показать, в чем заключаются особенности решения проблем, о которых идет речь на симпозиуме, и каковы особенности их решения в России.

Надо сказать, что идея взаимодействия образования и экономики, образования и науки популярна в последнее время. И я представляю здесь один из самых молодых департаментов нашего министерства – Департамент стратегического развития, который был создан в июле этого года, чтобы решать проблемы, связанные с интеграцией образования и науки, образования и реального сектора экономики. Надо сказать, что, например, в отличие от опыта Бразилии, у нас достаточно много выпускников школ идут в вузы. Порядка 80 % выпускников идут в вузы, но в последние годы представители бизнеса говорили, много говорят, что качество этого образования очень невысоко. При большом числе студентов качество достаточно низкое и нужно его менять.

У нас есть объективная проблема, связанная с тем, что ребятам трудно в вузах научиться осваивать новые технологии, научиться исследовать новые технологии, именно потому, что традиционно в России вузовская наука была не очень сильной. Основной научный сектор был сосредоточен в специальных научных институтах академии наук, собственно, там и можно было заниматься наукой, а в вузах наукой занимались довольно слабо. Но поскольку производственный сектор – бизнес – требовал от нас того, чтобы студенты, которые приходят к ним на производство, лучше владели новыми технологиями, понимали бы новые технологии, могли бы исследовать, видели бы перспективу развития новых технологий, для нас проблема интеграции образования и науки стала достаточно острой. Поэтому в 2008 году правительство резервировало достаточно большой объем средств на то, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике. И часть этих денег, которые были направлены на кризис, мы направили на поддержки проектов интеграции образования, производства и науки. Была разработана, целостная, достаточно большая программа, порядка трех миллиардов долларов США. За три года масса усилий была направлена на то, чтобы стимулировать процессы интеграции образования и науки.

Мы пошли следующим образом. Во-первых, мы обновили, мы стали менять сеть университетов в стране. У нас было создано восемь университетов, которые ответственны за то, чтобы поддержать крупные инвестиционные проекты по всей большой территории нашей страны. Это, как правило, крупные университеты, в которых учатся 20 – 30 тысяч студентов, и в этих университетах пробуем вести подготовку так, чтобы выпускники обеспечивали кадровыми ресурсами наиболее крупные, серьезные инвестиционные проекты. Это  также проекты, связанные с добычей нефти и газа, с предпринимательской активностью на юге России, это проекты, связанные с освоением океана, с освоением, значит, альтернативных источников энергии на Дальнем Востоке. Собственно, ряд крупных инвестиционных проектов – для них так называемые федеральные университеты. И еще сеть национальных исследовательских университетов – это университеты, которые имеют крупные научные школы, но они не привязаны к какому-либо региону, они могут действовать глобально, у них есть международные проекты достаточно активные. Таких университетов у нас  29. Это первая программа.

Еще одна программа – это поддержка взаимодействия вузов и предприятий реального сектора экономики. Мы стали давать деньги вузам на исследования в том случае, если такое же финансирование, такие же средства вложит предприятие. И недавно провели такой конкурс: через него прошли около ста вузов, реально – 98 вузов. Было порядка семисот заявок, но средства получили чуть меньше ста вузов. Это вузы, которые имеют договор с предприятием, которые ведут исследования, но государственное финансирование здесь они получают тогда, когда предприятие дает столько же средств на выполнение этих исследовательских работ.

Как правило, в каждом вузе работает несколько профессоров, несколько аспирантов и студенты, которые с этими вузами проводят соответствующие исследования. Мы думаем, что это даст возможность более качественно подготовить студентов и создать в этих вузах такие научные школы, которые бы вели активный диалог с предпринимателями, с  бизнесом. Вот темы, над которыми работают наши вузы. Наиболее популярные темы - это энергетика и энергосбережение. Надо сказать, что здесь каждый третий вуз, участвующий в этой программе, реализует какой-либо свой проект. Дальше идут транспортные, авиационные и космические системы, рациональное природопользование, информационные, телекоммуникационные системы, нано-материалф. Надо сказать, что у нас есть специальная корпорация по нанотехнологиям, которая имеет свои большие программы поддержки вузовских проектов, поэтому в этой программе нанотехнологий нет на первом месте. И немного вузов занимается экологическими системами, живыми системами и вопросами безопасности.

Следующее направление нашей работы – это поддержка малых инновационных предприятий, которые создают вузы. Здесь мы поддерживаем вузы, которые сами решили создать то или иное предприятие. Сейчас у вузов появилась правовая возможность создавать малые инновационные предприятия. Сейчас таких предприятий около шестисот – за прошедший год появилось такое их количество. Это небольшие предприятия. На них работают от пяти до двадцати человек. Это предприятия, на которых студенты, аспиранты, преподаватели научились создавать какие-то технологии в различных сферах деятельности и пытаются вывести их на рынок. Этой программой охвачено чуть больше 80 вузов, включая те вузы, которые участвуют в еще одной программе - по привлечению зарубежных ученых, в том числе наших бывших соотечественников. Значит, реально из шестисот государственных вузов 82 участвуют во всех трех проектах. Это не такое большое количество вузов, и  мы думаем, что по прошествии нескольких лет у нас будет вузов меньше, но они будут работать более качественно.

Кроме того, у нас есть еще ряд программ, которые реализует Министерство экономики. Это программы развития государственных компаний, которых также много в российской экономике, программы создания технологических платформ. Здесь также активно участвуют наши вузы. В рамках этой программы мы планируем, что к 2012 году у нас серьезно увеличится число преподавателей, чей основной  доход зависит не только от преподавания, но и от исследовательской  и проектной работы. Также мы рассчитываем на то, что у нас будет больше патентов, будет больше разработано новых технологий и произойдут изменения в системе управления. В состав управляющих советов вузов войдут представители предприятий, и вузы будут также участвовать  в проектах компаний. Мы ожидаем, что изменения в области содержания образования, образовательного процесса начнутся период с 2012 по 2015 год. У нас должно стать больше студентов, которые свою практическую работу проводят на предприятиях.

Сейчас, к сожалению практика студентов, на предприятиях это достаточно формальный процесс, когда студенты просто приносят справки о том, что они побывали на предприятиях, но реально на них не очень работают. Мы полагаем, что практическая работа студентов будет более яркой и будет охватывать  наиболее успешные предприятия. Также предполагается, что начнется профессиональная сертификация студентов, когда работодатели будут давать сертификат, подтверждая качество подготовки студентов. И у нас увеличится число программ в области бакалавриата и магистратуры. Дело в том, что это новый подход для российской системы образования, когда двухуровневое образование внедряется в деятельность университетов. Также мы рассчитываем на то, что у нас увеличится академическая и учебная мобильность, будет больше возможностей обучаться не только в своем университете, но и слушать какие- либо курсы в других университетах.

Несколько слов об общем образовании в контексте этой программы. Здесь у нас, по крайней мере, четыре вывода, которые мы сейчас считаем нужным здесь обсуждать и также реализовывать по ним определенные проекты. Во-первых, нам нужно особая сеть школ, умеющая работать с вузами по-новому в традиции  отечественной системы образования. К сожалению, школы достаточно сильно привязывались к определенному вузу, а гибкости и возможности выбирать разные образовательные программы у ребят в 10-11 классах не было. Профильное обучение было главным образом направлено на то, чтобы успешно сдать экзамены в вуз, а не попробовать себя в будущей профессиональной работе. Сейчас мы меняем эту практику и с рядом компаний создаем сеть таких базовых школ, которые бы действительно позволяли ребятам  попробовать себя в сфере будущей профессиональной работы.

Второе направление – это идея сквозных компетенций, обсуждение того качества образования, которое сквозным образом проходит и через школу, и через университеты. Это те компетенции, которые нужно освоить в школьном образовании и в университетском образовании. К ним относим произвольность, умение ставить цели и задачи, выбирать план действий. К ним мы относим толерантность, умение прислушаться к другому мнению, делать свою дело, не мешая другим, умение  учиться. Нам кажется, что вне зависимости от возраста эти компетенции являются базовыми и проходящими через школьное и вузовское образование.

Здесь уже говорилось про то, что очень важно, чтобы все были вовлечены в процесс инновационного развития. Нам кажется ошибкой считать, что инновационная экономика – только для талантливых, что мы отберем 2 – 5 процента талантливых детей, и они  построят новую экономику. Нам кажется очень важным, чтобы возникла общая креативная среда, общие интересы, чтобы у всех была возможность проявить свой талант, проявить свой интерес. И в этой связи очень важно школьное образование, которое бы позволяло максимально удерживать креативную среду уже в школе, а, значит, и в будущем дать возможность ребятам реализовать себя.

И, наконец, преемственные системы оценки качества. Мы несколько лет назад начали  менять системы оценки качества. Россия – один из лидеров среди стран, участвующих в международных сопоставительных исследованиях. Мы участвуем и в PISA, и в PRSL, и в других обследованиях OECD, стараемся быть максимально открытыми здесь, сравнивая себя с другими странами и, опираясь на эти системы оценки, стараемся менять и наши системы оценки. Думаю, что здесь тоже нужны общие подходы, если строить системы оценки и в школьном, и в профессиональном образовании. Вот над такой повесткой мы работаем по взаимодействию бизнеса, образования и науки.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика