Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»

Материалы проекта

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

Формат: сетевое издание

 

Система работы с одаренными детьми в российском образовании: сегодняшний опыт и завтрашние перспективы

Юркевич В.С.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586
e-mail: vinni-vi@mail.ru

Полный текст

Цель выступления, во-первых,  кратко охарактеризовать существующую систему работы с одаренными детьми в России, и во-вторых, наметить перспективные, на наш взгляд, направления деятельности.

Начнем с рабочего определения. В настоящее время большинство специалистов одаренным считают   ребенка  с высоким развитием  общих     (умственных), а на этой основе каких–либо специальных способностей (например, интеллектуальных, художественных, социальных \ лидерских  и ряда других). Это определение дается нами как начальное, но далее,  в той части, где будет говориться об условиях для системного прорыва, мы его изменим.

Практическая и исследовательская работа с одаренными детьми  в России.

В настоящее время ситуацию с образованием одаренных детей можно охарактеризовать как благоприятную для значительного продвижения по следующим основаниям:

1. Образовательные учреждения, ориентированные на работу с одаренными детьми

Исторически работа с одаренными детьми  начиналась с физико-математического направления. Начиная с середины 60-х годов, в России  создавались  первые физико-математические школы для одаренных детей.  Сейчас в России есть значительное  количество школ, накопивших опыт образования одаренных детей уже в самых разных предметных направлениях (лингвистическое, биологическое, химическое, художественно – эстетическое и другие).  Хорошо известны в стране  московская школа № 57, школа при МГУ (Школа Колмогорова), и набирающая опыт московская школа–интернат «Интеллектуал», школа № 239 в Петербургелицей №102 в Челябинске. Школы для одаренных детей  к настоящему времени есть практически в каждом городе страны.

 2. Научная   работа

Серьезные и многоплановые исследования в этом направлении ведутся, начиная с 50-х годов (Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и другие). Хотя эти исследования государством  в разные времена то прямо запрещались, то практически не поддерживались,  тем не менее, эти работы оказались  достаточно результативными.

В настоящее время в России имеется  ряд весьма продуктивных исследовательских направлений, назовем лишь некоторые:

  • Богоявленская Д.Б. Развитие креативности  детей
  • Поддьяков Н.А. Исследовательская деятельность детей
  • Шумакова Н.Б.Проблемы обучения одаренных детей)
  • Щебланова Н.Б. (проблемы диагностики одаренности)
  • Юркевич В.С. (мотивационно - личностная сфера развития одаренного ребенка).

3. Высокое государственное и общественное  внимание к образованию одаренных детей

Следует особо подчеркнуть, что к настоящему  время резко увеличилось общественное и государственное внимание к этой проблеме. В школах для одаренных детей – чудовищный, обременительный для педагогов этих школ, конкурс.

Есть много разного рода сайтов по этой проблематике. Публичные лекции по этой проблематике привлекают весьма широкую аудиторию.

В  ряде Университетов это направление постепенно становится одним из  ведущих  (например, в МГППУ). В ближайшее время должны появиться специализированные журналы по этому направлению работы с детьми.

Руководство России  уже неоднократно выступало с заявлениями о значимости  работы с одаренными детьми для будущего страны, и о необходимости уделить этой проблеме самое серьезное внимание.

Хотя в целом в России сейчас  сложилась достаточно благоприятная ситуация для научно - практической работы с одаренными детьми, тем не менее, говорить о подлинном прорыве в этом направлении   никаких  оснований пока нет. Такой прорыв нужно специальным образом  готовить.

Что нужно сделать для рывка.

1.Изменить понимание одаренности.

Необходимо принципиально расширить  само понимание одаренного ребенка.  Используемое сейчас определение одаренного ребенка привлекает внимание к уже сложившимся, явно проявившимся и хорошо заметным для учителей способностям. Именно на такое определение ориентирована и имеющаяся система выявления одаренных детей, основное место в  которой занимают олимпиады и разного рода конкурсы.

Специалистам хорошо известно, что развитие способностей   у детей происходит неравномерно и иногда неожиданно для окружающих. Есть так называемые мотивированные дети, у которых в благоприятных для них условиях развиваются высокие способности, и они фактически становятся одаренными детьми. Следует только подчеркнуть, что,  когда мы говорим об мотивированных детях, речь идет не об учебной мотивации, а о мотивации к развитию, которая выражается в ряде потребностей (начиная с познавательной потребности и кончая «потребностью в самореализации), ярко проявляющихся у мотивированных детей в том или ином возрасте.

Такое принципиальное расширение понятия одаренности вызвано не столько демократическими, антиэлитарными  принципами. которые  все же  необходимо принимать во внимание в работе с  одаренными детьми, сколько практической необходимостью особым образом работать с теми детьми, чья  потенциальная одаренность может и должна превратиться в реальную. Более того, именно у этих, постепенно развивающихся одаренных детей, индекс успешности (соотношение достижений к уровню способностей) во многих случаях существенно выше, чем  у так называемых «вундеркиндов», с детства поражающих взрослых своими успехами.

Таким образом, мы предлагаем следующее определение одаренного ребенка - это ребенок с потенциально или реально высокими способностями в той или иной области деятельности,  которые, соответственно,  либо уже сложились у него,  либо могут сложиться при благоприятных условиях и на основе явно выраженной мотивации к развитию.

2.Изменить систему выявления одаренных детей.

Понятно, что из такого определения следует необходимость принципиального изменения системы выявления детей с высокими способностями, где принципиальное место  должно занять выявление потенциально одаренных детей, т.е. детей, имеющих внутреннюю мотивацию  на развитие. Эта задача, безусловно, трудная, но сейчас она уже не кажется неразрешимой, так как к настоящему моменту в психологии имеются соответствующие методы диагностики. Кроме того большую помощь  в этом отношении могут оказать опросы   учителей, а в некоторых случаях и родителей.

Следует особо подчеркнуть, принципиальную  возможность значительного расширения базы одаренных детей за счет  организации внешкольных  форм образования, куда  для входа нужна только   соответствующая мотивация.  Это могут быть и электронные мультипредметные гимназии, вечерние предметные школы (математические лингвистические, биологические и т.д.), разного рода летние и зимние школы. Эти формы работы  могут  помочь решать задачу  выявления потенциально одаренных детей существенно   более эффективным образом.

3. Разработать и ввести в педагогический обиход  специальные психолого - педагогические стратегии, рассчитанные именно на одаренных детей. 

Специалистам хорошо известно, что при всем разнообразии различных типов одаренных детей их отличает несколько общих для большинства характеристик. С точки зрения образования одаренных детей выделяются две их главных особенности:

1. роль внутренней мотивации на развитие у большинства одаренных детей резко повышена по сравнению с более обычными детьми,  при этом социальная мотивация в большинстве  случаев носит формальный характер, проявляясь, скажем,  в абстрактной идее пользы всему человечеству. В силу такой мотивации одаренные дети  учатся, принимая во внимание,   главным образом, свои  ярко выраженные  интересы и склонности и поэтому нуждаются в специальных образовательных стратегиях

2. во многих случаях одаренные дети меньше, чем другие дети, поддаются обычным мерам воспитания,   у них почти невозможно что–то «сформировать» прямым образом. Одаренные дети, подростки, юноши или девушки  могут значительно меняться в том единственном случае, когда сами для себя формулируют такую цель и определяют  способы достижения этой цели. Обычные бихевиористические методы воспитания (поощрение, наказание, разного рода тренинги)  в их случае значительно менее эффективны, чем для обычных детей

Нужны специальные образовательные стратегии, предназначенные именно для одаренных детей и подростков.

В МГГПУ разработан особый потребностно - инструментальный подход, с помощью которого подросток складывает у себя  особый « доминантный жизненный проект» и развивает те «инструменты», (саморегуляция, деловые и личностные навыки общения, социальная адаптивность) которые позволяют этот проект реализовать .

4.Нужна специальная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми.

Педагог, работающий с одаренными детьми,  должен быть не только блестящим  предметником, но  прежде всего, помогать им  «выполнить себя»  (Георг Гегель).

Прежде всего, учитель  вместе с одаренным ребенком выстраивает личную систему его образования (прокладывает так называемый  «индивидуальный образовательный маршрут»). При этом в ходе индивидуализированной учебной деятельности  выявляются наиболее сильные стороны развития ребенка, приобретают личностный смысл его интересы и склонности,  определяются его будущие профессиональные приоритеты.

Кроме того учитель  вместе с психологом   помогает  подростку  определить иерархию целей, как ближних (сегодняшних), так и  отдаленных во временной перспективе  (тот самый   «доминантный жизненный проект», на основании которого в той или иной мере будет складываться вся  жизнь ребенка).

Фактически учитель становится Учителем. Как ни пафосно это звучит, но именно это будет  в достаточно скором  времени главной задачей учителя одаренных детей. Сам предмет, который такой учитель преподает, становится средством, инструментом, с помощью которого он    влияет на развитие ума и личности своего одаренного ученика.

С этих позиций принципиальным образом возрастают  требования к психологической подготовке учителя. Он должен  работать не только на основе здравого смысла и развитой  педагогической интуиции (что будет необходимо, видимо, всегда), но и на основе фактических знаний о возрастном развитии способностей и личности  одаренных детей. 

5. Изменить систему работу по профессиональной ориентации одаренных подростков.

Принципиальное значение приобретает профессиональное самоопределение одаренных подростков.  Как ни велика самоценность детства, тем не менее, все- таки школа была, есть и останется  местом, где готовят к будущему - профессиональному творческому труду.

Работу по  профессиональному самоопределению одаренных подростков необходимо  строить не как помощь в выборе будущей профессии, а как многостороннюю его подготовку к самостоятельному движению по профессиональному пути, часто продолжающегося  всю жизнь. Особое значение приобретает самостоятельность одаренного подростка  в определении своих будущих профессиональных приоритетов, целей и задач будущей трудовой деятельности, способов «подстройки» себя к будущей профессии.

Понятно, что профессиональное самоопределение не заканчивается выбором вуза и конкретной профессии. Очень важно оказывать помощь одаренному молодому человеку и после   окончания вуза. Именно потому необходимы специальные кадровые  агентства, профессионально работающие с одаренной  молодежью, специально организованный коучинг и т.д.

Только общая система указанных  мер  может привести к тому прорыву в работе с одаренными детьми, подростками и молодежью, необходимость которого сознает все наше общество.      

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика