Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»

Материалы проекта

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

Формат: сетевое издание

 

Окружная система инклюзивного образования в Москве

Семенович М.Л.
руководитель , Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Полный текст

Наиболее жаркие споры московского педагогического сообщества разгораются в настоящее время по поводу инклюзивного образования – темпов его развития, содержания и смыслов.

Вопрос, тревожащий умы педагогов: «Нужно ли нам вообще инклюзивное образование, не приведет ли оно к увеличению конфликтных ситуаций, к закрытию коррекционных школ, к повсеместному снижению качества образования?»

В ближайшие дни будут опубликованы результаты PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) за 2009, в которой Россия принимает участие с 2000 года. Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. Предыдущие результаты закрепили за нами  35-38  (из 57) позиции в рейтинге. Наши школьники неплохо решают задачи Сканави, пишут пространные сочинения на литературоведческие темы, но с трудом понимают инструкции к бытовой технике, не умеют в прочитанном тексте отделить ложь от правды, не могут применить академические знания к анализу практической ситуации. Так что появление новых Федеральных государственных образовательных стандартов вполне оправдано и своевременно. Первые места в рейтинге PISA прочно занимают Финляндия, Канада, Англия - страны, где инклюзивное образование развивается давно, стабильно и системно.

В России традиционно сильна система специального коррекционного образования. Но лучшие умы нашей науки давно говорили об опасности изолированного обучения для детей с отклоняющимся развитием.

Так, Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что он замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. фактами, сколько с их социальными последствиями. Л. С. Выготский считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.

Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и CШA и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.

Импульс к становлению интегрированного образования в России придало развитие демократических основ государства 15 лет назад. На примере развития инклюзивного образования в одном из округов столицы - Центральном , попытаемся рассмотреть закономерности становления этого процесса и проблемы, возникающие на различных этапах.

Начало интегративного образования

В Москве первый интегративный негосударственный детский сад был создан в 1993 году на базе Центра Лечебной Педагогики. Эта негосударственная организация возникла по инициативе специалистов и родителей особых детей как единственная на тот момент альтернатива официальной системе образования, не готовой предоставить достойную лечебно-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии.  Необходимость вовлечения детей с особенностями в реальную социальную среду своих обычных сверстников способствовала воссозданию в условиях детского сада модели открытого общества, где каждый ребенок получал равные возможности для своего развития и обучения.

Детский сад сумел доказать свою жизнеспособность и эффективность в современном мегаполисе. Активная творческая позиция специалистов-педагогов, искренняя заинтересованность родителей, их совместное желание самостоятельно решить проблему качественного образования для каждого ребенка предопределили успех и популярность детского сада в городе, который в 1996 году был передан на государственное обеспечение ЦАО и получил название «Наш дом» (ГОУ №1465 комбинированного вида)

ИНИЦИАТИВА АКТИВНОГО ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО АГЕНТА

Первый шаг может сделать любой заинтересованный агент: родительская ассоциация, негосударственная организация, общественный фонд, профессиональное сообщество. При этом важно не только инициировать процесс, но и принять ответственность за практическую реализацию  деятельности по внедрению инклюзии

Становление вертикали

Демократизация российского общества открыла информацию о широких возможностях  инклюзивного образования в европейских странах и его эффективности для детей с любыми образовательными потребностями – от «сверхвысоких» до «особых». В 1996 в Москве  возник прецедент: государственный инклюзивный детский сад №1465, в котором успешно сочеталась работа междисциплинарной команды специалистов, партнерская позиция родителей по отношению к педагогам и детям, а также грамотное администрирование. Родители, отдающие своего ребенка в инклюзивный детский сад, могли быть уверены, что их ребенок получит радость от общения и игры со сверстниками и взрослыми. В атмосфере принятия, созданной педагогами, слабый чувствовал себя значимым, а сильный учился помогать и чувствовать другого.

Запущенный инклюзивный процесс увеличивал обороты: учреждение нуждалось в новых квалифицированных кадрах,  кадры  - в методической поддержке, родители – в информационной и психологической помощи, а дети – в разносторонней психолого-медико-педагогической диагностике и коррекции.   Кроме того, становление инклюзии в Округе с возникновением первого инклюзивного дошкольного учреждения  и ростом его воспитанников потребовало естественного продолжения: намечался очевидный путь от инклюзивного детского сада к  школе нового, инклюзивного типа.

В 2002 году по инициативе Центрального Окружного Управления Образования ЦАО г.Москвы был создан Центр Психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», который стал действовать как партнер и ресурс для инклюзивного детского сада. Центр начал открывать педагогические гостиные и мастер-классы для педагогов, тренинги для родителей и оказывать комплексную коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую помощь ребенку и его семье.  Так совместными усилиями Центра «Тверской» и ДОУ №1465 родился проект «СТРИЖИ» - «Стремление к инклюзивной жизни» - и обозначилась линия первой инклюзивной образовательной вертикали.

В 2004 году инклюзивную образовательную вертикаль дополнила первая школа ГОУ СОШ №142, и у детей, воспитанных в условиях инклюзии, появилась возможность продолжить обучение в близкой себе образовательной среде. Департамент Образования Москвы поддержал проект «СТРИЖИ», который стал базой Городской экспериментальной площадки, получившей название «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении».

С 2006 года при активной поддержке Центрального окружного управления образования начинается рост сети инклюзивных образовательных учреждений в Округе, из которых в каждом районе выстраивается своя непрерывная образовательная вертикаль по апробированной модели  «Детский сад – Центр - Школа». Образовательная вертикаль – это укрепленный ресурсным центром  маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с первых шагов в детском саду до школы.

ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ВЕРТИКАЛЬ - построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и видов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального  образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи (с рождения до профессионального самоопределения).

Рождение профессионального сообщества

Рост системы инклюзивного образования на специфической, российской почве, где исторически высока ценность академического высшего образования, вызвала к жизни новое профессиональное сообщество, ориентированное на т.н. компетентностый подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Как единый координационный и экспертно-диспетчерский центр в Округе начинает действовать Окружной Совет по инклюзии, созданный при участии специалистов Центра «Тверской», ОМЦ и ЦОУО. Укрепляется социальное партнерство с общественными организациями, медицинскими и образовательными центрами разного уровня, открывается диалог с ВУЗами, представителями отечественной науки. Особо нужно отметить помощь лабораторий ИКП РАО – Никольской О.С. и Стребелевой Е.А. Для специалистов инклюзивных ОУ организуются международные стажировки (Израиль, Англия, Норвегия).В 2008 году Центр «Тверской» совместно с ЦОУО выпускает первый номер  информационно-методического журнала «СТРИЖИ», ставший своеобразной площадкой для общения педагогов, родителей и представителей окружного управления образования.

Развитие инклюзивного образования в Округе позволило определить минимальный набор условий для успешного вхождения уже существующего образовательного учреждения в инклюзивное «поле»:

  • активная позиция лидера, принимающего идеологию инклюзии;
  • специально подготовленная развивающая и доступная ребенку среда; обученная междисциплинарная команда высококвалифицированных специалистов;
  • адекватное нормативно-правовое обеспечение (как на уровне локальных актов учреждения, так и на государственном);
  • открытое и активное взаимодействие с социумом  (с ресурсным центром, родительскими ассоциациями,  другими образовательными учреждениями округа и т.д.).

Принципы создания образовательной вертикали

Комплексность/непрерывность

Ребенок, попавший в инклюзивную среду в раннем возрасте, должен быть в обществе обычных сверстников  на каждом этапе своего взросления.

Психолого-педагогического сопровождение образования и развития ребенка -  комплексный процесс, затрагивающий все сферы его жизнедеятельности.

Шаговая доступность

В каждом районе округа должна быть своя инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад – Центр – Школа».

• Единство целей

Все инклюзивные учреждения должны иметь общую стратегию развития и адекватное, сопрягаемое по уровням, методическое обеспечение.

• Преемственность

Все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и в каждой ступени образования; информация о развитии ребенка должна следовать за ним по всем ступеням образовательной вертикали.

• Профессиональная компетентность

Должен быть отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.

Создание Ресурсного Ядра, Ресурсного Центра и Городского Ресурсного Центра

Постепенно в инклюзивном пространстве Округа определились наиболее функциональные его звенья   - Центр «Тверской», детский сад №288 (образовавшийся из ДОУ №1465) и школы – ЦО №1447, ЦО № 1429, СОШ №518 и коррекционная школа №532. На более высоком уровне информационно-методическое обеспечение инклюзивного образования осуществляется Окружным методическим Центром, а управление и нормативно-правовое обеспечение - Центральным окружным управлением образования. Как результат  к 2009 году из названных учреждений сформировалось Ресурсное ядро инклюзивного образования.

Untitled.png

ЦППРиК «Тверской» изначально принимал на себя миссию психолого-педагогического сопровождения и информационно-методического обеспечения инклюзивного процесса в Округе. На протяжении всего существования Центра на его базе проходят окружные ПМПК, определяющие образовательный путь ребенка с особыми возможностями здоровья, организовываются стажировки и тренинги для педагогов, издаются тематические учебно-методические материалы, оказывается психологическая поддержка семьям и проводятся коррекционно-развивающие занятия для детей. В 2009 году ЦППРиК «Тверской» присвоен официальный статус Ресурсного Центра по инклюзивному образованию в ЦАО.

К работе над реализацией инклюзии и разработки ее концепции в звене среднего образования привлеклись наиболее активные участницы-школы. Так коррекционная школа №532 реализует тему «Ресурс коррекционной школы для инклюзивного образовательного учреждения», Центры Образования № 1429 и № 1447 – «Управление инклюзивной школой» и «Методические рекомендации учителю инклюзивной школы», ГОУ СОШ №518 занимается развитием и распространением  идеологии «Школы без барьеров».

Ведущую позицию в разработке инклюзивных технологий для дошкольной ступени образования занимает ГОУ ДОУ №288, на базе которого создан городской ресурсный центр по инклюзивному дошкольному образованию «Детский сад для всех». В фокусе его внимания вопросы создания специальной среды, отработки механизмов управления дошкольным учреждением и, конечно, коррекционно-развивающей составляющей образования.

Трудно недооценить роль  Центрального окружного управления образования и Окружного методического центра в инклюзивной жизни округа. ЦОУО берет на себя ответственность в  стратегическом планировании развития инклюзии в округе, её нормативно-правового обеспечения, а ОМЦ – комплексной информационно-методической поддержкой специалистов и учреждений. Устоявшиеся эффективные процедуры управления инклюзивным процессом в учреждении и его структуры фиксировались в соответствующих нормативно-правовых документа.

РЕСУРСНОЕ ЯДРО

группа образовательных учреждений, имеющих наиболее успешный опыт в развитии инклюзивной культуры, политики и практики и являющихся ресурсом для других учреждений в округе.

В 2009 году непосредственные участники-исполнители Проекта "Стрижи" были привлечены в качестве консультантов при разработке Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. Следует отметить, что подобного закона не было ни на федеральном, ни на региональном уровне. Новый закон закрепляет гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья на реализацию ими конституционного права на образование (специальное или инклюзивное), создает необходимые условия для получения ими эффективного обучения с учетом индивидуальных потребностей.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика