Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

Материалы конференции

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Возрастно-психологические предпосылки манипулятивного поведения детей дошкольного возраста

Козачек О.В., кандидат психологических наук, Доцент кафедры педагогики дошкольного образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, kozachek@yandex.ru
Полный текст

Психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрытно и искусно, использу­емое для достижения односторонней выгоды, носящее субъект-объектный характер, принято на­зывать психологической манипуляцией. Единичное применение психологической манипуляции в межличностном общении как эффективного, но при этом не «лобового» воздействия оправдано. Од­нако тотальное манипулирование разрушает человека, приводит к серьезным психосоматическим изменениям, нравственным деформациям, проблемам в отношении субъекта к себе, к разрушению взаимоотношений с другими людьми. Распространение психологического манипулирования в раз­личных сферах общественной жизни делает тему «овеществления» человека актуальным предме­том изучения. Проекция взрослых отношений наблюдается во взаимодействии детей-дошкольников. Анализ развития манипулятивной установки и манипулятивного поведения детей представляется важным в построении перспективы современного дошкольного образования. Цель данного мате­риала заключается в рассмотрении возрастно-психологического потенциала манипулятивных про­явлений у детей 3–7 лет.

На протяжении 2009–2010 гг. к обсуждению современного состояния проблемы детских ма­нипуляций мы приглашали специалистов, имеющих непосредственное отношение к образованию дошкольников. В нашем исследовании приняли участие 188 воспитателей, музыкальных руководи­телей, инструкторов по физическому воспитанию ДОУ г. Волгограда и Волгоградской области. Их размышления и примеры из опыта работы были обобщены и опубликованы ранее [3]. Всего педа­гоги перечислили более 160 детских «хитростей», некоторые из них для иллюстрации приведены здесь и выделены курсивом. Большая часть специалистов встречалась в своей практике с детскими манипуляциями. Среди самых популярных манипулятивных приемов выделяются «болезнь», ложь, истерики. Часто дошкольники торгуются, используют чужие слабости, льстят, дают неискренние обещания, ссылаются на собственную слабость, манипулируют «любовью». Распространенным яв­ляется использование своего или чужого авторитета, настраивание людей друг против друга, фор­мирование чувства вины. Более редкими, но не менее эффективными средствами управления яв­ляются упрямство, подарки «якобы другим, а на самом деле себе», жалобы, доносы, угрозы, шан­таж, подкуп взрослого или сверстника, стремление сбить собеседника с толку и пр.

Такое многообразие детских манипуляций не случайно. Период дошкольного детства благо­приятен для апробации хитростей, уловок, интриг. В этом возрасте меняется социальная ситуация развития, трансформируется ведущий вид деятельности, происходят серьезные преобразования в личностной и познавательной сферах ребенка. Говоря о причинах «овеществления» другого чело­века, ученые называют манипуляцию социально-обусловленным феноменом. Современное общест­во, культура, окружающие люди транслируют растущему человеку благосклонное отношение к хи­тростям, уловкам, интригам, сноровке в их реализации [2]. Дошкольный возраст представляет собой период, в котором ребенок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, осваи­вает задачи, мотивы, нормы отношений между людьми [10]. Это предъявляет высокие требования к содержанию образования детей 3–7 лет, однако утилитарно-вещный подход к человеку, абсолютно неприемлемый в культуре достоинства человека, по мнению В.И. Слободчикова [7], все-таки имеет место в воспитании дошкольников. Литературные герои, исторические, политические деятели, ре­клама, мультфильмы, а также близкие и социальные взрослые выступают учителями манипуляции.

В качестве ведущей деятельности дошкольника выступает сюжетно-ролевая игра. Большое значение для психического развития приобретают также общение, продуктивные виды деятель­ности, восприятие литературных произведений, учебная деятельность. Новые виды деятельности влекут за собой формирование новых мотивов, а новые потребности определяют новые средства достижения поставленной цели. Интерес к миру взрослых, желание войти в него и действовать, как взрослый, могут реализовываться в стремлении манипулировать другими, как взрослый: В от­вет на мамину угрозу «Если ты не уберешь свои игрушки, то я…» ребенок может угрожать сам: «Мама, я не буду кушать, если ты…». На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие – отвергаемы­ми. По отношению к сверстникам развиваются мотивы самолюбия, соревнования, самоутвержде­ния [5]. Манипуляции могут стать средством реализации появляющихся мотивов. Ребенок, поль­зующийся популярностью у детей, четко решает, с кем дружить, а с кем нет, причем ловко ста­вит условия для желающих с ним общаться. Стремление повысить статус, авторитет, подчинить других, выразить свое превосходство становится побудительной силой подобных манипуляций. На положение ребенка в группе сверстников оказывает влияние множество факторов, главным из ко­торых, по мнению Е.О. Смирновой [8], является способность к сопереживанию и помощи сверст­никам. Манипулятивные приемы, напротив, разрушают межличностные отношения, хотя и помо­гают достичь ситуативных целей. Один ребенок говорит своему товарищу по игре, что у него пло­хая игрушка и он в такие игрушки не играет, потому что большой. Товарищ игрушку бросает, а манипулятор через пару минут ее берет.

Дошкольный возраст – период развития эмоциональной сферы, усвоения норм поведения и моральных чувств, формирования первичных этических инстанций. Особое место занимают нравст­венные мотивы, связанные с отношением к другим людям, пониманием их поступков и собствен­ных. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких лю­дях или успешные примеры объектного, пользовательского отношения к сверстникам (Вова хотел взять машину, но Петя его опередил. Тогда Вова, подойдя к Пете, сказал, что ребята играют в мяч. Петя побежал к ребятам, а Вова взял машинку) и взрослым (Степан (4 г. 5 мес.) часто, если желает игрушку от мамы получить, начинает хныкать, упрашивать, всхлипывать. Причем он по­нимает, что сильно раздражает взрослых. Поэтому быстро добивается желаемого). Согласно Л. Кольбергу [4], большинство детей дошкольного возраста, в силу особенностей развития свое­го мышления, находятся на доморальном уровне развития нравственной аргументации поступков. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Чтобы получить поощрение или избежать наказания, ребенок нередко прибегает ко лжи: На столе лежала конфета, рядом была только Лера, а через некото­рое время конфеты не оказалось. Я спрашиваю: «Куда делась? Лерочка смотрит на меня честны­ми глазами: «Не знаю. Это не я!». Детская ложь, как отмечает В.С. Мухина [5], может появиться также как следствие нереализованных притязаний на признание. Манипуляции в форме лжи в та­ком случае возникают из чувства досады, желания «быть не хуже»: Ребенку понравилась игрушка, он ее взял, сказав другим детям: «Это моя игрушка! Мне ее купила мама». В подобных ситуациях важно дифференцировать детскую ложь и фантазию. Манипулятивная ложь всегда корыстна в от­личие от проявлений развитого воображения. Хитрость, уловки, шантаж, угрозы, истерики используются детьми и как следствие ревно­сти: Когда начинаешь жалеть младшую, то старший нарочно падает и начинает громко сто­нать, чтобы подошли и пожалели его тоже. Ревность многолика, она может проявляться в психо­соматических заболеваниях, нарушениях поведения, аутоагрессии и пр. Перечисленные средства могут использоваться для осознанного или бессознательного управления объектом ревности. Дет­ская зависть – еще один пример нереализованных притязаний на признание и причина манипуля­тивных проявлений у дошкольников: Незаметно прячут игровой кубик, не дают играть, когда пре­имущество в игре достается партнеру. Уже в детстве ребенок учится испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти. От реакции взрослых на данные негативные поведенческие проявления зависит, закрепятся ли они, станут ли чертой личности [5].

К концу возраста возникает произвольность поведения ребенка, формируется соподчинение мотивов, они становятся осознанными и произвольными, в том числе манипулятивные. Д.Б. Элько­нин [10], характеризуя развитие личности ребенка-дошкольника, описывает случаи детского упрям­ства в старшем дошкольном возрасте, которое хорошо осознается ребенком как несправедливое и неправильное стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Дети, как правило, учитыва­ют последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых оно остается безнаказанным, а для ребенка эффективным. Некоторым старшим дошкольникам доставляет удовольствие видеть бессилие взрослых, особенно если окружающие сверстники реагируют на это смехом. Механизм эмоционального предвосхищения последствий дея­тельности, подробно описанный А.В. Запорожцем [4], лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка-дошкольника. Еще до того, как ребенок начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмо­ционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. В случаях, когда чувствует себя в относительной безопасности, он может манипулировать осознанно.

Эффективность детских манипуляций во многом обусловлена развивающейся способно­стью ребенка контролировать внешние проявления собственных и чужих переживаний. В отли­чие от трехлетнего ребенка, 5–6 летний дошкольник может сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Также он усваивает принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков пережи­ваний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса [4]. Это помогает не только эффективно считывать переживания окружающих людей, но и четко выражать свое эмо­циональное состояние, истинное или желаемое для управления другими: «Ложные объятия и по­целуи», «Ненастоящие слезы», «Ребенок хочет домой к маме, зная, что прямо вызвать маму не удастся, поэтому он имитирует признаки болезни, плаксивость, зная, что из опасений за здоровье воспитатель может вызвать маму или кого-то из близких». Усвоение ребенком правил и норм, ко­торые становятся регуляторами его поведения, через исследование нормативных жалоб детей опи­сывала В.А. Горбачева [10]. Психологическую природу детских жалоб анализировали Л.Н. Абра­мова, А.Т. Рузская [6]. Психологической манипуляцией детская жалоба становится в том случае, если ребенок осознанно или неосознанно хочет использовать взрослого для достижения нужной ему цели: «Ребенок, которого нечаянно слегка задели, вдруг падает, как от сильного толчка, и на­чинает громко рыдать, требовать наказания для якобы виновного», «Желая обладать игрушкой, которая в руках у другого ребенка, он будет жаловаться на него, чтобы тот был наказан, а игруш­ка бы досталась ему». Перечисленные выше манипулятивные примеры можно соотнести с разны­ми типами жалоб. Цели детей в этих случаях могут заключаться в потребности получить эмоцио­нальную помощь, ласку, сочувствие (при конкретно-эмоциональных жалобах); в необходимости об­рести реальную помощь в устранении помех (при практически-действенных жалобах); в желании получить от взрослого разъяснения правил поведения (при познавательно-этических жалобах) и в стремлении сигнализировать взрослому о личностном неблагополучии (при личностных жалобах).

Конечно, не всякий случай проявления упрямства, капризов, детских жалоб, лжи, воровства, агрессии, ревности представляет собой психологическую манипуляцию. О принадлежности опи­санного приема к разряду изучаемого нами явления свидетельствует: 1) наличие психологического воздействия; 2) отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели; 3) стремление получить односторонний выигрыш; 4) скрытый характер воздействия; 5) исполь­зование психологической силы, игра на слабостях (использование психологической уязвимости); 6) побуждение, мотивационное привнесение (формирование «искусственных» потребностей и мо­тивов для изменения поведения в интересах инициатора манипулятивного воздействия); 7) ма­стерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий [3]. Современные детские мани­пуляции не новы, они конкретизируют портреты манипуляторов, предложенных еще в прошлом веке Э. Шостром [9]. Детские хитрости и уловки имеют сходства с манипуляциями подростков [1] и взрослых [9]. Это доказывает, что апробированные в детстве способы и стратегии поведения за­крепляются и переносятся на более поздние этапы онтогенеза. Понимание сущности феномена пси­хологической манипуляции в дошкольном детстве, определение ценностных ориентиров образо­вания дошкольников важны для поиска теоретических и методических основ работы с манипуля­тивными проявлениями детей и взрослых.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бондарева Л.В., Козачек О.В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте. Вол­гоград, 2003.
  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2003.
  3. Козачек О.В. Психологические манипуляции детей дошкольного возраста в семье и ДОУ // Дошколь­ное образование в XXI веке: материалы Междунар. науч.-практ. семинара. Волгоград, 2010. С. 170–173.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития чело­века. М., 2001.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
  6. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду // Вопр. пси­хологии. 1983. № 4. С. 96–103.
  7. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2010.
  8. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
  9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1984.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика