Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

Материалы конференции

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Формирование индивидуальной стратегии деятельности выпускника на основе реализации программы занятий по психологической подготовке учащихся к Единому государственному экзамену

Ежова С.Н., педагог-психолог соц.-психол. службы управления образования г. Коврова Владимирской области, snejova@mail.ru
Журухина Н.А., педагог-психолог соц.-психол. службы управления образования г. Коврова Владимирской области, Россия, natalyazhurukhina@yandex.ru
Завьялова С.В., педагог-психолог соц.-психол. службы управления образования г. Коврова Владимирской области, zavysvetlana@yandex.ru
Полный текст

В последние годы реальностью в нашем образовательном пространстве стала форма итого­вой аттестации выпускников – Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Вопросы методического сопровождения предметной подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ достаточно освещены в педагогическом сообществе, а психологический компонент еще мало разработан. В то же время некоторые задачи, такие как совладание учащихся с высоким уровнем тревоги, адаптация к спец­ифическим особенностям процедуры итоговой аттестации могут решаться психологической служ­бой школы и способствовать более успешному проведению итоговой аттестации выпускников.

Процедура прохождения ЕГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к психологической подготовке учащихся. Результаты психологического обследования выпускников школ свидетельствуют о том, что 56–64% учащихся испытывают повышенный уровень тревожности, многие учащиеся, особенно девочки, отмечают, что они не могут самостоятельно справиться с экзаменационным стрессом в период подготовки и во время самого экзамена. Опросы родителей также показывают, что они испытывают повышен­ную тревожность во время подготовки и сдачи их ребенком ЕГЭ. Запросы к психологу выпускни­ков и их родителей связаны с формированием реалистичного представления об итоговой аттеста­ции, овладением способами регуляции эмоционального состояния учащихся.

Изменение парадигмы подготовки выпускников 11-х классов к итоговой аттестации (от тра­диционного экзамена к ЕГЭ) потребовало принятия нестандартных решений в вопросе психолого­педагогического сопровождения выпускников. Комплексное психологическое сопровождение вы­пускников в период подготовки к экзаменам традиционно включает просвещение и диагностику учащихся, но, по нашему мнению, в период подготовки к ЕГЭ школьный психолог должен делать акцент на проведение практических психологических занятий по формированию социально­психологических компетенций учащихся.

Результатом творческого поиска группы психологов стала «Программа занятий по психоло­гической подготовке выпускников к ЕГЭ», которая ежегодно успешно реализуется в школах № 10, 19, 22 г. Коврова Владимирской области. Ведущей психолого-педагогической идеей программы яв­ляется формирование индивидуальной стратегии деятельности ученика при подготовке к ЕГЭ и вы­полнении заданий итоговой аттестации.

Системообразующим ориентиром в процессе формирования индивидуальной стратегии дея­тельности выпускника в период ЕГЭ выступает понятие психологической готовности выпускника, которое в психологической литературе представлено как сформированность психических процес­сов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ [5, с. 197–199].

В ходе реализации программы психологических занятий составители подразумевали под ин­дивидуальной стратегией ученика овладение им способами регуляции своего эмоционального со­стояния, освоение поведенческих технологий, последовательности действий, обеспечивающих его успешность на итоговой аттестации.

Программа направлена на решение следующих задач: а) формирование у выпускников адек­ватного реалистичного представления об итоговой аттестации, б) овладение учащимися способа­ми регуляции эмоционального состояния, способами релаксации и снятия эмоционального и фи­зического напряжения, повышения сопротивляемости стрессу, в) самодиагностика психологиче­ских особенностей, уровня тревожности и компетентности в подготовке к ЕГЭ, г) обучение уча­щихся способам самомотивирования и реагирования на негативные эмоции, д) создание рекомен­даций по оптимизации деятельности учащихся на итоговой аттестации.

Программа рассчитана на 6 занятий по 40 минут для всего класса. Каждое занятие програм­мы построено по единому алгоритму: вводная мини-лекция, экспресс-диагностика, психологические упражнения по теме занятия, памятки для учащихся, подведение итогов занятия.

Основные темы занятий:

Занятие №1. Что такое экзамен? (актуализация проблем учащихся при подготовке к ЕГЭ; первичная диагностика эмоционального состояния).

Занятие №2. Сформированность процессуальной компетенции к ЕГЭ (информирование уча­щихся по основным вопросам проведения ЕГЭ; диагностика осведомленности учащихся о проце­дуре сдачи ЕГЭ).

Занятие № 3. Стресс. Техники саморегуляции в период подготовки к ЕГЭ (обучение учащих­ся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышения сопро­тивляемости стрессу).

Занятие №4. Стресс. Техники саморегуляции в период проведения ЕГЭ (обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения).

Занятие №5. Как пережить ЕГЭ? (развитие навыков позитивной самомотивации и спосо­бы подготовки к ЕГЭ).

Занятие №6. Уверенность на экзамене (информирование, закрепление уверенного поведе­ния в период подготовки и сдачи ЕГЭ).

Методы, используемые на практических занятиях по формированию социальных компетен­ций: тренинговые упражнения, групповые дискуссии, диагностика и самодиагностика, арт-терапия.

При подборе практического материала для занятий был сделан акцент на выбор методик диа­гностики и самодиагностики эмоционального состояния выпускников в период подготовки и сдачи ЕГЭ. Например, анкета «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» позво­ляет провести не только самодиагностику уровня тревожности в ситуации проверки знаний, но и мотивировать учащихся на решение своих проблем при подготовке к ЕГЭ.

В ходе разработки занятий составителями были модифицированы психологические упраж­нения и техники (с учетом возраста учащихся и проблематики занятий), представленные в психо­логической литературе [1, с. 97; 3, с. 179–180; 4, с. 197–203].

Для закрепления знаний и навыков учащихся, полученных на занятиях, были подобраны памятки «Советы выпускникам “Как подготовиться к сдаче экзаменов”», «Памятка для снятия нервно­психического напряжения во время подготовки к экзаменам», «Памятка для выпускников “Как ве­сти себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ”» [2, с. 28–34]. Авторской разработкой является «Памятка для снятия нервно-психического напряжения во время сдачи ЕГЭ (так, чтобы не нару­шить правила проведения ЕГЭ и не помешать другим участникам ЕГЭ)».

Для закрепления уверенного поведения учащихся в эмоционально яркой форме составители использовали не только традиционные психологические методики, но и упражнение в виде рэпа, привлекательного для современной молодежи.

Ими была проведена диагностика эффективности программы с использованием «Шкалы тре­вожности», разработанной Е.И. Роговым, а также составлена анкета обратной связи, позволяющая выявить отношение выпускников к занятиям.

Результаты диагностики учащихся свидетельствуют о снижении школьной тревожности по­сле проведения занятий по подготовке к ЕГЭ. В среднем по выборке в 2009 г. оно составило 18%, а в 2010 г. – 22%. В одном из восьми классов, участвовавших в программе, снижение тревожности в 2010 г. достигло 36%.

По результатам анкеты обратной связи более 87% учащихся считают занятия по программе актуальными и интересными. Все учащиеся отметили, что стали более информированными и ком­петентными в вопросах подготовки и сдачи ЕГЭ; более 60% учащихся самостоятельно используют предложенные рекомендации по регуляции эмоционального состояния при подготовке к ЕГЭ и бу­дут по необходимости применять их во время экзаменов. Таким образом, анализ проведенных за­нятий, результаты предэкзаменационной диагностики выпускников показали высокую эффектив­ность данной программы.

Программа занятий по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ может быть исполь­зована в работе педагога-психолога с выпускниками 11-х классов общеобразовательных школ. Осо­бенностью программы является то, что она доступна педагогам и классным руководителям, владе­ющим психологическими знаниями и имеющим опыт работы со старшеклассниками.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. СПб.: Питер Пресс, 1996.
  2. Меттус Е.В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ // Справочник классного руководителя. 2008. № 4. С. 28–34.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб. : Речь, 2004.
  4. Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки к ЕГЭ // Нар. образова­ние. 2008. № 9. С.197–203.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика