Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

Материалы конференции

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Учебно-воспитательная система преемственности допрофильного образования учащихся: современное состояние опытно-экспериментальной работы и перспективы

Москалева Л.Ю., доктор педагогических наук, Профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого, Украина, moskaleva_lu@bk.ru
Шевченко Ю.В., директор Экспериментальной гимназии всеукраинского уровня «Созвездие», Украина, moskaleva_lu@bk.ru
Полный текст

Становление учебно-воспитательной системы преемственности допрофильного образова­ния учащихся на сегодняшний день происходит в контексте модернизации отечественного образо­вания. Отметим, что отдельные аспекты проблемы допрофильной подготовки учащихся исследо­вались в ряде научных работ (В. Вербицкий, В. Кизенко, Т. Полонская, О. Фесюк и др.), в которых допрофильная подготовка рассматривается не как самостоятельная система, а как подсистема про­фильного образования старшей школы и начального профессионального образования.

Для решения проблем, возникающих в допрофильной подготовке учащихся, необходимо рассмотреть новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уровне начально­го, среднего и старшего звена школы, которая в свою очередь должна функционировать как мно­гопрофильная, ориентированная на широкую дифференциацию, вариативность, инновационность.

Отметим, что новые подходы к профилизации образования изложены в Концепции профиль­ного обучения в старшей школе, где указывается, что целью профильного обучения в старшей шко­ле является обеспечение возможностей для равного доступа учащихся к получению общеобразо­вательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки, воспитание личности, спо­собной к самореализации, профессиональному росту и мобильности в условиях реформирования современного общества. Профильное образование в соответствии с государственными стандарта­ми образования должно обеспечивать общеобразовательную подготовку учащихся, их допрофес­сиональную готовность и устойчивую ориентацию на дальнейшее обучение.

Допрофильная подготовка является предпосылкой профильного образования учащихся стар­шей школы и в современных условиях приобретает важное социальное, психолого-педагогическое значение. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в старшей школе должен содейство­вать улучшению качества профессиональной подготовки будущих работников различных профес­сий и квалификаций.

На основе анализа ситуации проблемы допрофильной подготовки учащихся можно отме­тить, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях работу по подготовке подрастаю­щего поколения к реальным условиям рынка труда нельзя назвать эффективной. К тому же наблю­дается слабая ориентация системы общего образования на решение проблем, касающихся разви­тия способностей учащихся массовых школ к личностному и профессиональному самоопределе­нию. Именно поэтому допрофильная подготовка не случайно связывается с проблемой предвари­тельного самоопределения в отношении будущего профиля обучения, поскольку выполняет подго­товительную функцию профессионального образования.

Учебно-воспитательная система преемственности допрофильной подготовки призвана обес­печить ученикам основной школы объективный выбор предварительного самоопределения в отно­шении будущей профилирующей деятельности. Необходимость ее построения обусловлена тем, что наличие различных профилей определяют выбор будущего учебного заведения, а также созна­тельного отношения учащихся к получению будущей профессии, их профессиональную и личност­ную самореализацию.

Отметим, что система преемственности допрофильной подготовки в основной школе позволит снизить количество возможных ошибок учащихся и их родителей в выборе профиля обучения и сфе­ры дальнейшей профессиональной деятельности, т. к. данная система представляет собой последо­вательную, планомерную работу методических объединений педагогов, социально-психологической службы в оказании информационной, психолого-педагогической и организационной поддержки.

Так, согласно приказу Министерства образования и науки Украины от 18.08.2010 г. № 825 «О проведении опытно-экспериментальной работы на базе коммунального учреждения “Васильевская гимназия “Созвездие” Васильевского районного совета Запорожской области» на базе вышеупомя­нутого общеобразовательного учебного заведения проводится опытно-экспериментальная работа по теме «Учебно-воспитательная система преемственности в допрофильном образовании учащихся».

В течение подготовительного этапа педагогический коллектив общеобразовательного учеб­ного заведения реализовывал следующие задачи:

  • теоретическое обоснование содержательно-функциональных компонентов системы преем­ственности допрофильного образования учащихся;
  • подготовка учителей гимназии к работе в учебно-воспитательной системе преемственно­сти допрофильного образовании учащихся;
  • выявление и экспериментальная проверка организационных, психолого-педагогических условий обеспечения перспективных связей между начальной и основной школой в подготовке уча­щихся к сознательному выбору профиля без блокирования их интересов и потребностей;
  • разработка комплекса диагностических методик для работы с индивидуальными картами продвижения учащегося к сознательному выбору профилизации в старшей школе;
  • выявление эффективных форм и методов работы с детьми и их родителями по сознатель­ному и ответственному выбору профилирующих предметов и будущей профессии.

 

На подготовительном этапе экспериментальной деятельности была разработана программа опытно-экспериментальной работы, где обосновывается актуальность исследования, определены цель и задачи экспериментальной работы, раскрыты основные организационно-педагогические условия инновационного развития гимназии.

В процессе развертывания опытно-экспериментальной работы гимназии была создана си­стема повышения профессиональной компетентности учителей, которая призвана обеспечить го­товность коллектива к участию в инновационной деятельности в соответствии с целями и задача­ми эксперимента.

Необходимой для организации являлась подготовка ряда документов, ориентированных на выполнение задач педагогического эксперимента (приказ «Об организации и проведении в гимна­зии опытно-экспериментальной работы по теме “Учебно-воспитательная система преемственно­сти в допрофильном образовании учащихся”», приказ «Об организации научно-методической ра­боты педагогического коллектива гимназии в 2010–2011 гг.»).

Административными работниками гимназии проводилась работа по налаживанию сотруд­ничества с социально-психологическими службами, центрами занятости, СМИ и представителя­ми профессиональных сообществ Запорожского региона и Васильевского района. Результатом вы­ступили соглашения о творческом сотрудничестве гимназии с Мелитопольским государственным педагогическим университетом имени Богдана хмельницкого, Таврическим государственным аг­ротехническим университетом, Запорожским национальным университетом, Васильевским район­ным центром работы с одаренной молодежью и др.

В целях экспертной проверки состояния имеющихся возможностей для инновационной дея­тельности гимназии как экспериментального учебного заведения всеукраинского уровня была про­ведена диагностическая работа по изучению:

– кадровых, финансовых, научно-методических, информационных и материально-технических условий прохождения эксперимента;

– инновационного потенциала педагогического коллектива и его готовности работать в экс­периментальном режиме;

– профессиональной направленности педагогов гимназии и их способности к саморазвитию;

– степени удовлетворенности педагогов условиями своего труда и организацией учебно­воспитательного процесса в гимназии;

– психолого-педагогических условий обеспечения перспективных связей между начальной и основной школой в подготовке учащихся к сознательному выбору профиля;

– уровня заинтересованности учащихся в определенных учебных предметах;

– уровня адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям образовательно-воспитательного пространства.

 

С началом опытно-экспериментальной работы была сформирована творческая группа, кото­рая является носителем инновационных педагогических идей в гимназии. В течение года творче­ской группой создана нормативная и научно-методическая база, обосновывающая и регулирующая опытно-экспериментальную деятельность педагогического коллектива; разработаны методические рекомендации для администрации гимназии по повышению качества кадрового и организационно­методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в классах пропедевтических про­фильных направлений, для цикловых методических комиссий по формированию творческих спо­собностей учащихся в допрофильный период; разработаны информационно-методические букле­ты «Как помочь пятикласснику не потерять свой творческий потенциал?», «Пути формирования мотивации учащихся сознательного выбора профиля обучения», «Технологический подход к раз­витию креативных способностей учащихся в процессе допрофильного образования» с методиче­скими рекомендациями для учителей.

Первыми шагами опытно-экспериментальной деятельности учителей-предметников явилось создание творческих работ преподавателей профильных дисциплин «Педагогические условия эф­фективности профессиональной ориентации младших школьников в учебно-воспитательном про­цессе», «Формирование компетентности учащихся при изучении иностранных языков в аспекте до­профильного обучения», «Учебно-воспитательная система допрофильного образования по украин­ской филологии», «Организация допрофильной подготовки учащихся по дисциплинам естествен­нонаучного направления», «Система допрофильного математического образования» и др.

Социально-психологической службой гимназии разработана программа дополнительного об­разования социально-педагогической направленности для учащихся 1–4-х классов, учителями на­чальной школы – программа преемственности «Переход 4–5».

Перспективой данного исследования является решение следующих задач: разработка теоретико-концептуальных основ создания и внедрения системы преемственности в допрофиль­ном образовании учащихся; создание концептуальной модели образовательно-воспитательного про­странства в условиях допрофильной и профильной школы; разработка и внедрение инновацион­ных технологий, проектов и программ; создание учебного, учебно-методического, управленческо­го, диагностического обеспечения внедрения опытно-экспериментальной темы гимназии; опреде­ление критериев и методов оценки экспериментальной модели.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика