Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1805Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Психология образования в XXI веке: теория и практика

Материалы конференции

ISBN: 978-5-9935-0236-6

Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»

Год издания: 2011

 

Компьютерное опосредствование деятельности проектирования образовательных программ

Крицкий А.Г.
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО ВГСПУ), Волгоград, Россия
e-mail: Kritsky.Alexander@gmail.com

Полный текст

Внедрение новых федеральных образовательных стандартов общего и высшего профессио­нального образования требует принципиально нового способа проектирования образовательных программ высшего профессионального образования. Системно-деятельностный подход, реализован­ный в стандарте психолого-педагогического образования, предполагает организацию учебной дея­тельности студентов как деятельности проектирования и последующего конструирования системы предметных, метапредметных и личностных компетенций. Другим важным требованием построе­ния образовательного процесса является интерактивность – способ организации обучения, предпо­лагающий широкое учебное сотрудничество студентов и управление коллективно-распределенной формой организации деятельности со стороны преподавателя. В рамках проектирования образова­тельной программы и реализации соответствующей образовательной среды важно обеспечить ак­туализацию основных составляющих организации совместной деятельности [3]:

•распределение начальных действий и операций (задается предметными условиями совмест­ной деятельности);

•обмен способами действий (задается необходимостью включения различных для участников проектирования моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы);

•взаимопонимание (определяет характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности);

•коммуникация (обеспечивает реализацию процессов распределения действий, обмена дей­ствиями и взаимопонимания);

•планирование общих способов работы (основано на предвидении и до-определении участ­никами необходимых условий реализации деятельности и на этой основе построения соответству­ющих схем (планов) совместной работы);

•рефлексия (с ее помощью устанавливается отношение участника к собственному действию как компоненту совместного действия и преодолеваются ограничения (индивидуального действия) относительно общей схемы деятельности).

 

Организация образовательного процесса по типу полноценной учебной деятельности, когда обеспечивается интериоризация коллективно-распределенной формы этой деятельности и превра­щение ее в индивидуальную, предполагает, что сам педагог подобным образом должен овладеть новым общим способом педагогической деятельности.

Принципиально новая ситуация в высшем образовании требует перестройки деятельности кафедр и факультетов по типу развивающего организационного обучения (см. Schein), который, и это можно уверенно полагать, изоморфен учебной деятельности, описанной в российской психо­логической науке.

Указанные требования предполагают выстраивание проектирования образовательных про­грамм как организационную работу, построенную в рамках коллективно распределенной учеб­ной среды (КРУС) [2], в которой при проектировании процесса и результата образовательной дея­тельности конструируются новые компетенции преподавателей, необходимые для его реализации.

В рамках такой среды должны решаться проблемы координации работы различных подраз­делений и преподавателей; организации совместной деятельности преподавателей и студентов; по­строения средств организации совместной деятельности. Необходимым инструментом проектиро­вания в данной среде становится использование знаково-символических средств, предметных, гра­фических, знаковых схем, обеспечивающих моделирование образовательного пространства, пре­образования моделей и экспериментальной апробации вариантов образовательной технологии.

Коммуникационной платформой для обеспечения коммуникации, в которой реализуются основные составляющие совместно распределенной учебной среды, может выступить любая сетевая среда. На факультете психологии и социальной работы ВГСПУ для координации совместной работы по проектированию образовательных программ психолого-педагогического образования в качестве такой платформы избрана система коммуникационных сервисов google. С помощью электронных документов с совместным доступом в данной среде были представлены учебные планы образова­тельных программ; аннотации и программы отдельных учебных дисциплин; таблицы, обеспечива­ющие распределение действий по созданию, редактированию и рецензированию документов, обмен этими действиями и фиксацию результатов взаимодействия. Данная система документов объединя­ется сайтом кафедры, позволяющим координировать построенную знаково-символическую среду.

Совместная работа разработчиков с матрицей компетенций позволяет проектировать пре­емственность в создании условий для формирования компетенций, заданных ФГОС, обеспечива­ет полноту условия для их конструирования. Взаимное рецензирование аннотаций учебных дисци­плин дает участникам проектной работы возможность сопоставлять действия отдельных участни­ков с общей схемой деятельности, выстраивая содержательный и процессуальный компоненты об­щей модели образовательного процесса. Координационные таблицы обеспечивают планирование деятельности проектирования и фиксацию результатов отдельных этапов. Возможность свободных комментариев или вопросов для отдельных участников или для всей группы позволяет формули­ровать общие затруднения, совместно искать способы их разрешения.

Практика использования коммуникативной системы показывает, что она позволяет обеспе­чить интенсивную коммуникацию участников проектной работы и тем самым создает условия для взаимопонимания и рефлексии совместных действий. Кроме этого, система позволяет снизить уро­вень естественной в инновационном процессе «тревоги учения» у сотрудников за счет создания ощущения психологической безопасности, позитивного отношения к «ошибкам» как точкам роста в ситуации совместной работы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / под ред. В.В. Рубцова. Новосибирск, Вен-Мер, 1996.
  2. Рубцов A.B. Организационно-психологические основы разработки новых продуктов. Москва–Во­ронеж: МПСИ, 2002.
  3. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж, 1996.
  4. Schein, E. Kurt lewin’s change theory in the field and in the classroom: notes toward a model of managed learning // Systems Practice. 1996. 9 (1). P. 27–47.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика