Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития

Сборник материалов конференции

ISBN: 978-5-94051-058-1

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Влияние психологических характеристик культуры на мотивационные и ценностные компоненты профессиональной идентичности 607

Гавронова Ю.Д.
Смоленский Государственный Университет, ассистент, Смоленск, Россия
e-mail: kozadereza2@yandex.ru

Полный текст

Недостаток знаний о влиянии психологических характеристик культу­ры на мотивационный и ценностный компоненты профессиональной иден­тичности часто является препятствием для эффективного сотрудничества в сфере профессиональной деятельности и образования.

Профессиональная идентичность - уровень внутренней активности, от­ражающий личностную значимость профессиональной деятельности для человека. Профессиональная идентичность включает в себя когнитивные (профессиональные знания, профессиональное мировоззрение, осознание себя в качестве представителя определенной профессии), мотивационные (потребности, установки, интересы, убеждения), ценностные (оценка отно­шения человека к системе ценностей, характерных для профессиональной общности) компоненты (Иванова Н.Л., 2005).

Согласно измерениям Хофстеда, русская культура коллективистская, фемининная, с высоким уровнем избегания неопределенности и дистанции власти. С нашей точки зрения, данное влияние психологических характери­стик культуры особенно заметно при рассмотрении мотивационного компо­нента профессиональной идентичности. Немецкие исследователи Yoosefi и Thomas выделили следующие отличительные черты русских: безразлич­ное отношение к качеству работы, отсутствие мотивации к достижениям, стремление занять позицию пассивного наблюдателя (Yoosefi & Thomas, 2003). Данный феномен можно объяснить тем, что у культур с высоким уровнем избегания неопределенности, низкая мотивация к достижению цели и присутствует боязнь неуспеха.

Ценностно-мотивационная структура позволяет понять взаимообус­ловленность ценностей культуры, ценностных ориентаций личности и ведущей мотивации. Согласно выводам Н. М. Лебедевой, полученных на основе данных исследования по методике Ш.Шварца, в России с 1999 по 2008г. усиливаются как ценности Азии (консерватизм, иерархия, мастер­ство), так и Европы (интеллектуальная и аффективная автономия, равно­правие, гармония) (Лебедева, 2009). Однако, как отмечает Н.М. Лебедева, для того, чтобы идти по европейскому пути, такие ценности как интеллек­туальная автономия и равноправие в России еще недостаточно развиты и слишком высокий показатель ценностей консерватизма и иерархии. Низ­кий уровень ценностей автономии и равноправия связан с нежеланием принять на себя личную ответственность, идти на риск и напряженно ра­ботать. Ценности консерватизма и иерархии являются причиной тенден­ции перекладывания заботы и ответственности за обеспечение своих по­требностей. Данные ценности являются следствием низкой мотивации к достижениям, безразличного отношения к качеству работы и стремления к позиции пассивного наблюдателя.

Профессиональная идентичность - уровень внутренней активности, включающий в себя мотивационные и ценностные компоненты. При этом ценностные компоненты определяют мотивационные. От культурных цен­ностей зависит мотивация к достижению, успеху и качеству работы.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика