Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1761Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития

Сборник материалов конференции

ISBN: 978-5-94051-058-1

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Психологическая структура этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы (теоретический анализ) 956

Жиляева М.С.
Читинский Государственный Университет, зав. кафедрой социальной политики, Чита, Россия
e-mail: m.jiliaewa@yandex.ru

Коваль Н.А.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина , Россия

Полный текст

Способность к эффективному взаимодействию с представителями раз­личный этнокультурных групп сообществ подразумевает наличие этнокуль­турной компетентности, в том числе знаний о возможных вариантах взаи­модействий, возникающих между людьми, набор определённых навыков общения, приемлемых в различных ситуациях и в отношениях с различны­ми людьми, лингвистических знаний. В современной социальной психоло­гии этнокультурная компетентность рассматривается не только как набор конкретных знаний, умений и навыков, но и как совокупность компетен­ций, а также характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном этнокультурном контексте. Этнокультур­ная компетентность будущих специалистов социальной сферы может быть рассмотрена как развивающаяся характеристика личности, которая вклю­чает в себя как набор социальных, когнитивных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной адаптации в социальной среде, так и как совокупность личностных характеристик, мотивирующий и детерминирующих эффективность действий в различных ситуациях.

Методологический анализ этнокультурной компетентности в процессе об­щения, происходящего между носителями разных культур, различия между ко­торыми могут приводить к определенным трудностям, позволяет рассматри­вать данное понятие как в рамках межкультурной коммуникации и межкуль­турной компетентности, так и в рамках компетенциарного (компетентностного), уровневого, конструкционистского и этнофункционального подходов, под­черкивая именно этнокультурную составляющую, что позволяет учесть слож­ности в коммуникации и связанные с ними проблемы возникающие у предста­вителей разных культур и представителей разных этнических общностей на различных уровнях взаимодействия и развития отношений.

Структура этнокультурной компетентности с точки зрения компетенциарного (компетентностного) подхода (Ю. М. Жуков, 2004, Коестер, Визерман, Сандерс, 1993, А. Купавская, 2008) может быть представлена тремя компонентами - когнитивным, мотивационным и поведенческим.

Структуру этнокультурной компетентности будущих специалистов со­циальной сферы (Г. Голошумова, Е. Милованова), с позиций уровневого подхода можно представить следующими компетенциями:

  • Знаниевая компетенция - это знание собственных ценностей и пред­ставлений; понимание того, что такие ценности как справедли­вость или солидарность могут быть относительными; понятие о том, что в мире существует глобальная взаимозависимость и взаи­мообусловленность.
  • Социальная компетенция - это умение правильно реагировать на стресс; адекватно (культуросообразно) реагировать на возникаю­щие в ситуациях межкультурного общения конфликты и противо­речия; способность проявлять эмпатию по отношению к индивиду­уму - представителю чужой культуры.
  • Самокомпетенция (самооценки) - это умение понять, какое влия­ние на мое «я» оказывают культурные ценности и представления, какие явления моей культуры или субкультуры формируют мою личность.
  • Деятельностная компетенция (компетенции поступка) - это спо­собность анализировать свою и чужую культуру; умение сознатель­но моделировать межкультурное общение.

В зарубежных исследованиях межкультурной коммуникации и межкуль­турной компетентности культурная компетентность (cultural competence) определяется, как способность участвовать в действиях или создавать усло­вия, которые максимизируют оптимальное развитие клиента и клиентских систем (Беннет, 1993, Берри и др., 2007, Мацумото, 2003). Культурно ком­петентная практика предполагает обретение личностью понимания, знаний и навыков, необходимых для эффективного функционирования в плюрали­стическом демократическом обществе (в частности - способность общать­ся, взаимодействовать, вести переговоры, осуществлять профессиональ­ные действия от имени клиентов различного культурного происхождения, эффективно защищать интересы клиентов на организационном и социаль­ном уровне) и, на этой основе, создавать новые теории, методы, политиче­ские решения и организационные структуры, которые будут в большей сте­пени учитывать культурные особенности всех социальных групп.

Этнокультурная компетентность может рассматриваться как сложное образование, включающее следующие компоненты:

  • компонент установок, убеждений - понимание собственных куль­турных основ, влияющих на личные убеждения, ценности и уста­новки культурно разнообразных групп населения;
  • компонент знаний - понимание и осведомленность о культурно об­условленных различиях в мировоззрении у представителей различ­ных социокультурных групп;
  • компонент навыков - способность находить и использовать культу-росообразные стратегии вмешательства в работе с клиентами - вы­ходцами из различных социокультурных групп.

Основные компоненты этнокультурной компетентности включают:

  1. Этика и ценности. Необходимость работать в соответствии с цен­ностями, этикой и стандартами профессии, отдавая отчет как лич­ные и профессиональные ценности могут противоречить или помо­гать, учесть потребности клиентов из разных культурных групп.
  2. Самосознание. Стремление углублять понимание своих личных, культурных ценностей и убеждений, как один из способов понять значение поликультурной идентичности в жизни людей.
  3. Кросс-культурные знания. Развитие специализированных знаний и понимания истории, традиций, ценностей, семейных систем и форм художественного самовыражения основных групп клиентов.
  4. Межкультурные навыки. Использование соответствующие методо­логических подходов, навыков и методов, которые отражают пони­мание роли культуры в процессе жизнедеятельности.
  5. Профессиональное обучение. Пропагандирование и участие в образо­вательных и учебных программах, которые помогают распростране­нию культурной компетентности в рамках той или иной профессии.
  6. Языковое разнообразие. Стремление предоставлять или выступле­ние за предоставление информации и услуг на языке клиента, что может включать использование переводчика.
  7. Кросс-культурное лидерство. Умение представлять информацию о разнообразных группах клиентов специалистам других профессий.

С позиций этнофункционального методологического подхода (А. В. Су­харев, В. В. Тимохин 1999 - 2006 гг.), который опирается на понимание эт­нокультурной компетентности как элемента этнической (этноинтегрирующей и этнодифференцирующей) функции психической адаптации к внеш­ним (этносреда) и внутренним условиям, которая реализуется при прохож­дении сказочно-мифологической, религиозно-этической и технотронно-сциентистской стадий, соответствующих стадиям филогенеза конкретной этнокультурно-исторической формации. Она может быть представлена сле­дующими структурными элементами:

  • когнитивная - этническая идентификация, воспитание и обучение;
  • эмоциональная - определенное отношение человека к внешнему миру и самому себе, отношение к этничности или ее отдельным признакам;
  • моторно-поведенческая - адаптация системы отношений челове­ка к изменению тех или иных этнических условий и связанные с этим этнофункциональные рассогласования или согласования, так как человек в условиях современной цивилизации характеризуется достаточно разнородными этническими признаками социокультур­ными, биолого-антропологическими, климато-географическими.

Опираясь на понимание развития этнокультурной компетентности как целостного социально-психологического явления (Г. М. Андреева, Т. Г. Стефаненко), содержанием которого является личностное развитие индивида, развитие этнической и культурной грамотности, осознание взаи­мовлияния, взаимообогащения культур в современном мире, а также разви­тие интегративных процессов при сохранении самобытности культур, мы рассматриваем следующую ее структуру:

  • осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности (идентификация);
  • способность смотреть на различные ситуации с точки зрения чле­нов другой этнической группы, понимать их видение мира (сензи-тивность);
  • способность к эффективному взаимодействию, интеграции с пред­ставителями другой этнокультурной общности (интерактивность);
  • способность адаптировать поведение к особенностям иной культу­ры (адаптивность);
  • потребность в получении знаний о представителях иной культуры и изменение поведения в соответствии с полученными знаниями (гибкость);
  • способность оценивать собственные действия и переживания при взаимодействии с представителями иной этнокультурной среды и с точки зрения представителей другой культуры (рефлексивность).

Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов соци­альной сферы предполагает не только позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей, взаимодействовать с партнерами из других культур, а так­же гибко адаптировать, изменять и анализировать собственное поведение и действия в процессе общения с представителями других культур.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика